ЗАКОН Калужской области № 52-ОЗ от 11.10.2000
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 05.10.2000)
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 235, 14.10.2000
Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 3 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГОДЫ"
Принят Законодательным Собранием 5 октября 2000 года.
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области на 2001-2003 годы" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
11 октября 2000 г.
№ 52-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 11 октября 2000 г. № 52-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГОДЫ"
Наименование программы - Улучшение условий и охраны труда в
Калужской области на 2001-2003 годы
Государственный заказчик - департамент социальной политики
программы области
Разработчик программы - управление по труду департамента
социальной политики области,
отраслевые департаменты области
Дата принятия решения о - постановление Правительства
разработке программы Калужской области от 23 мая
2000 года № 71 "О разработке
областной целевой программы
улучшения условий и охраны труда в
Калужской области на 2001-2003 гг."
Цели и задачи программы - реализация государственной
политики в области охраны труда;
- снижение производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний;
- создание условий, обеспечивающих
сохранение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой
деятельности;
- повышение уровня гарантий
социальной защиты работников от
профессионального риска.
Важнейшие показатели - выполнение программы позволит
осуществить:
1. Обеспечение бюджетных организаций
нормативно - правовыми,
методическими документами по
вопросам охраны труда.
2. Приобретение приборов для
исследования и контрольных замеров
факторов производственной среды на
рабочих местах при контроле качества
проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда в организациях
области.
3. Проведение аттестации рабочих
мест по условиям труда в бюджетных
организациях, в организациях
агропромышленного комплекса.
4. Повышение качества обучения
работников агропромышленного
комплекса по вопросам охраны труда,
снижения травматизма работников АПК.
5. Создание областных центров
медицинской реабилитации,
психологической коррекции и
профессиональной ориентации
пострадавших от несчастных случаев
на производстве.
Сроки реализации программы - 2001-2003 годы;
Перечень основных - социальная, медицинская и
мероприятий профессиональная реабилитация лиц,
пострадавших на производстве;
- совершенствование средств
индивидуальной и коллективной
защиты, приборов контроля вредных и
опасных производственных факторов;
- совершенствование социального
партнерства в области охраны труда
субъектов социально - трудовых
отношений;
- информационное обеспечение охраны
труда, совершенствование системы
непрерывного образования
Исполнители основных - департамент социальной политики
мероприятий области, отраслевые департаменты
области
Объемы и источники - областной бюджет - 3201,5 тыс.
финансирования рублей, в том числе по годам:
2001 год - 1435,0 тыс. руб.
из них:
- департаменту образования и науки
области - 90,0 тыс. руб.
- департаменту здравоохранения и
лекарственного обеспечения области
- 150,0 тыс. руб.
- департаменту сельского хозяйства и
продовольствия области
- 500,0 тыс. руб.
- департаменту социальной политики
области - 695,0 тыс. руб.
2002 год - 1129,0 тыс. руб.
из них:
- департаменту образования и науки
области - 18,0 тыс. руб.
- департаменту здравоохранения и
лекарственного обеспечения области
- 150,0 тыс. руб.
- департаменту сельского хозяйства и
продовольствия области
- 200,0 тыс. руб.
- департаменту социальной политики
области - 761,0 тыс. руб.
2003 год - 637,5 тыс. руб.
- департаменту социальной политики
области - 637,5 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты - снижение производственного
травматизма, численность
пострадавших на производстве в
расчете на 1000 работающих по годам:
2001 г. - 6,0;
2002 г. - 5,9;
2003 г. - 5,8;
- число дней нетрудоспособности в
расчете на одного пострадавшего:
2001 г. - 28,3 дня;
2002 г. - 28,0 дней;
2003 г. - 27,5 дня;
- сокращение числа впервые
зарегистрированных профессиональных
заболеваний:
2001 г. - 18;
2002 г. - 17;
2003 г. - 16;
- сохранение здоровья работников.
Система организации контроля - департамент социальной политики
за исполнением программы области осуществляет управление
реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения в
соответствии с п. 7 постановления
Губернатора Калужской области
от 19.08.99 г. № 356 "О порядке
разработки, рассмотрения и
реализации областных целевых
программ".
Современное состояние условий и охраны труда
в Калужской области
С 1996 года в Калужской области наметилась тенденция снижения травматизма на производстве. Численность пострадавших от несчастных случаев на производстве на 1000 работающих снизилась с 7,6 в 1996 году до 6,0 в 1999 году, или на 27 процентов.
Количество несчастных случаев со смертельным исходом удерживается на уровне 36-37 случаев ежегодно.
Вместе с тем, состояние условий труда во многих организациях отраслей экономической деятельности продолжает оставаться неудовлетворительным. По данным Калужского областного комитета государственной статистики доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, сохраняется на уровне 11,4-12,0 процентов от общего числа работающих. Работают под воздействием:
- повышенного уровня шума - 4,0 процента работающих;
- повышенной запыленности - 4,3 процента;
- повышенного уровня загазованности - 3,5 процента.
От травм на производстве в 1999 году пострадало 1254 человека, в том числе 328 женщин и 4 подростка- 37 человек погибло, в том числе 3 женщины. 13 работникам установлено профессиональное заболевание.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний, являются:
- старение основных производственных фондов;
- ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда;
- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда, ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Основными целями областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области на 2001-2003 годы" (далее именуется - программа) являются:
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в области;
- создание условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.
Основной целью программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Мероприятия областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Калужской области на 2001-2003 годы определены в соответствии с основной ее задачей.
Срок реализации программы - 2001-2003 годы.
Система программных мероприятий
Мероприятия программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников области за последние годы, проведенного управлением по труду департамента социальной политики области совместно со специалистами по охране труда отраслевых департаментов области, с учетом предложений муниципальных образований.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве;
- совершенствование средств коллективной защиты от вредных и опасных производственных факторов;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально - трудовых отношений;
- информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования и прочие.
Перечень мероприятий по вышеперечисленным направлениям представлен в приложении.
Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация
лиц, пострадавших на производстве
В области ежегодно страдают на производстве от несчастных случаен до 1,5 тысячи человек с общей потерей рабочего времени до 40 тысяч человеко - дней.
Социально значимой задачей является возвращение к полноценному активному труду лиц, пострадавших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Блок мероприятий по созданию на базе реабилитационного отделения Калужской областной больницы и Калужского комплексного центра социального обслуживания населения "Звездный" условий для медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве в совокупности с реализацией Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и усиление контроля за безопасным уровнем факторов производственной среды, позволит ускорить решение социально - экономической задачи сокращения потерь от травматизма на производстве, повысить уровень государственных гарантий работников в сфере охраны труда.
Совершенствование средств индивидуальной и
коллективной защиты, приборов контроля вредных и
опасных производственных факторов
Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы средств и систем коллективной защиты, неудовлетворительным качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно - измерительных средств и приборов.
В составе мероприятий предусмотрены меры организационного и технического характера. Актуальность приобретения и использования эффективных средств контроля и регулирования состава воздуха рабочей зоны определяется тем, что в структуре профессиональных заболеваний болезни органов дыхания устойчиво занимают первое место, а количество рабочих мест с неудовлетворительными характеристиками воздуха рабочей зоны в последнее время возрастает.
Число занятых в условиях повышенного уровня запыленности достигло в 1999 году 5,3 тысячи человек (или 4,3 процента от числа работающих), в условиях повышенного уровня загазованности - 4,3 человек (3,5 процента). Работают под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука около 5,0 тысяч человек (4,0 процента работающих).
За последние годы выявляется некоторое увеличение количества работающих под воздействием вредных и опасных факторов производственной среды. Мероприятия, направленные на сокращение числа работающих во вредных и опасных условиях труда рассчитаны на их реализацию непосредственно в организациях при активном и методическом руководстве отраслевых департаментов области, органов местного самоуправления и департамента социальной политики, в том числе по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
Совершенствование социального партнерства в области
охраны труда субъектов социально - трудовых отношений
Мероприятия предусматривают в части совершенствования социального партнерства включение в коллективные договоры разделов по охране труда, в том числе мероприятий по улучшению условий труда.
Информационное обеспечение охраны труда,
совершенствование системы непрерывного образования
Этот блок мероприятий предусматривает устранить недостаток в информационном обеспечении нормативными правовыми актами всей работы в области охраны труда организаций, финансируемых из областного бюджета, расширение сети центров, осуществляющих обучение и проверку знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда, оказание помощи и осуществление контроля за их деятельностью.
Прочие мероприятия
В соответствии со статистическими данными 8,9 процентов работающих женщин занято в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам.
В раздел включена работа по реализации ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", ограничивающей применение труда женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Объемы финансирования программы
Финансирование на выполнение мероприятий программы осуществляется из областного бюджета.
Общий объем финансирования программы из областного бюджета - 3201,5 тыс. рублей.
Расчет объемов финансирования, обоснования целесообразности затрат произведены:
- департаментом социальной политики области;
- департаментом сельского хозяйства и продовольствия области;
- департаментом здравоохранения и лекарственного обеспечения области.
Размер средств на каждый год уточняется исходя из объемов финансирования при формировании бюджетов на год.
Организация управления, механизм реализации программы
и контроль за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией программы, является департамент социальной политики Калужской области.
Департамент социальной политики области ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и готовит предложения по корректировке программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств; ежегодно до 15 января направляет в департамент экономики и промышленности и департамент финансов и бюджета области доклад о ходе работ по программе и эффективности использования средств.
Приложение
к областной целевой программе
улучшения условий и охраны труда
Калужской области на 2001-2003 годы
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И
ОХРАНЫ ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ