ЗАКОН Калужской области № 41-ОЗ от 29.09.2000
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 21.09.2000)
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 225, 04.10.2000
Вступает в силу со дня официального опубликования (ст. 3 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ И
НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ
КАТАСТРОФ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
Принят Законодательным Собранием 21 сентября 2000 года.
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи и службы медицины катастроф Калужской области на 2001-2003 годы" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
29 сентября 2000 г.
№ 41-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 29 сентября 2000 г. № 41-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ И
НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И
СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Наличие на территории Калужской области большого количества производственно - технологических комплексов, содержащих запасы взрывчатых, огнеопасных, аварийных химически опасных и радиоактивных веществ, использование устаревших технологий и оборудования создает потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварий на этих объектах. Серьезную опасность представляют крупные транспортные катастрофы с массовыми поражениями и гибелью людей. Сохраняется угроза возникновения природных катастроф (наводнений, бурь, ураганов и пр.). Остается высоким число групповых инфекционных заболеваний.
Постановлением Главы администрации - Губернатора Калужской области от 27.09.96 г. № 450 "О создании Калужской областной службы медицины катастроф" в области создана соответствующая служба, которая является функциональной подсистемой РСЧС Калужской области. Необходимость создания и совершенствования этой службы обусловлено наличием на территории области большого количества аварийно - опасных предприятий. Имеется техногенная опасность в результате разрушения ядерных реакторов в городе Обнинске, Смоленской АЭС, объекта в г. Кондрово. На территории Калужской области действует 54 объекта промышленного назначения, работающих с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
На территории Калужской области имеется 47 химически опасных объектов, из них в г. Калуге - 16, в г. Обнинске - 4. По степени химической опасности 25 объектам присвоена III степень химической опасности, 22 объектам - IV степень опасности. В производственной деятельности используются следующие промышленные химически опасные вещества: хлор, аммиак, соляная и серная кислоты. Всего по области производственные запасы хлора составляют 115 тн, из них в г. Калуге - 57 тн, аммиака - 160,5 тн, серной кислоты - 105 тн (г. Калуга), соляной кислоты - 89 тн.
В области регистрируются случаи пожаров с человеческими жертвами. Особую тревогу вызывают автодорожные аварии с гибелью людей и увечьями. Увеличивается число пострадавших в групповых автодорожных катастрофах (4-10 человек). Только за 5 месяцев 2000 г. зарегистрировано 5 таких катастроф. Сохраняется угроза проведения террористических актов.
Изменение структуры заболеваемости с увеличением доли травм, несчастных случаев и осложнений хронических заболеваний требует качественного усиления экстренной медицинской службы.
Основным и наиболее оперативным звеном при оказании медицинской помощи пострадавшим в катастрофах является служба скорой и неотложной медицинской помощи.
Ежегодно в Российской Федерации служба скорой медицинской помощи выполняет до 48 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан.
В Калужской области функционирует 7 станций и 27 отделений скорой медицинской помощи и больница скорой медицинской помощи в г. Калуге.
В 1999 г. медицинская помощь была оказана 366529 лицам. Отмечается увеличение обращаемости в службу скорой медицинской помощи как городского, так и сельского населения.
В области работает 146 фельдшерских и 39 врачебных бригад скорой медицинской помощи.
Уровень и качество оказания медицинской помощи зависит от квалификации медицинских кадров, материально - технической базы учреждений скорой медицинской помощи. Квалификационные категории имеют 40% врачей и 60% средних медицинских работников. Большинство отделений и станций скорой медицинской помощи области находятся в приспособленных помещениях, плохо обеспечены медицинским оборудованием, техникой, радиосвязью. Следствием высокой интенсивности работы является быстрый износ санитарного транспорта, а обновление парка автомобилей отстает от потребностей службы. В 1999 г. работало 128 автомобилей (в 1998 г. - 140), из них со сроком эксплуатации более 5 лет - 32%.
В большинстве отделений и станций отсутствует кислородно - дыхательная аппаратура, сумки - укладки и прочее. Обеспеченность радиосвязью службы скорой помощи - 64,5%. Все средства радиосвязи устаревшего типа. В 8 районах области и отделении экстренной и консультативной медицинской помощи Калужской областной больницы радиостанций нет. Эти факторы в условиях малой плотности населения, слаборазвитой телефонной связи, бездорожья значительно затрудняют своевременное оказание медицинской помощи населению, в первую очередь, на селе.
В работе службы медицины катастроф области остается много нерешенных вопросов из-за отсутствия финансирования. Не создан запас медикаментов, специального и санитарно - хозяйственного имущества на 500 пораженных в ТЦМК. Не создана оперативно - диспетчерская служба медицины катастроф как подсистема единой дежурно - диспетчерской службы Калужской области.
Медицинская подготовка населения находится на низком уровне. Водители автотранспортных средств, работники органов внутренних дел, в том числе противопожарной службы, слабо ориентированы на оказание медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Назрела необходимость создания учебно - методического центра для решения этой проблемы.
Основные цели и задачи программы
Целью мероприятий программы является повышение качества и оперативности оказания скорой медицинской помощи населению, в том числе пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, что в результате должно способствовать сокращению сроков госпитализации, улучшению исходов лечения и, в конечном счете, снижению уровня смертности населения в Калужской области.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
1. Улучшение обеспечения службы скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф лекарственными средствами, медицинской техникой, оборудованием, санитарным транспортом.
2. Совершенствование системы оперативного управления службой скорой медицинской помощи и формированиями службы медицины катастроф путем укомплектования учреждений современными средствами связи.
3. Подготовка населения, милиции, пожарных, водителей транспортных средств по вопросам оказания первой медицинской помощи.
4. Повышение квалификации медицинских работников службы скорой помощи.
Система программных мероприятий
Материально - техническое обеспечение программы
Наиболее важным моментом, обеспечивающим реализацию данной программы, является создание прочной материально - технической базы службы медицины катастроф и укрепление имеющейся базы службы скорой и неотложной медицинской помощи в период с 2001-2003 гг. Программой предусматривается:
- окончание строительства и ввод в эксплуатацию здания ТЦМК на территории областной больницы;
- обеспечение службы скорой и неотложной помощи диагностическим и лечебным оборудованием, автотранспортом и средствами радиосвязи.
Работа по планированию ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и медико - санитарного
обеспечения пострадавшего населения
Основным направлением работы ТЦМК является подготовка службы медицины катастроф к максимально быстрой ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Для выполнения этой задачи ТЦМК должен располагать современными средствами связи и запасом медикаментов специального и санитарно - хозяйственного имущества.
Подготовка и переподготовка кадров
службы скорой и неотложной медицинской помощи
и службы медицины катастроф
Успех выполнения задач настоящей программы во многом зависит от наличия подготовленных кадров службы скорой медицинской помощи. Программой предусмотрено обучение врачей скорой медицинской помощи (далее - СМП) на центральных базах в г. Москве и путем проведения выездных циклов в г. Калуге. Переподготовка средних медицинских работников предусматривается на базе Калужского медицинского училища. Ответственным за выполнение данных мероприятий является департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области (далее - Департамент) и Калужская областная больница.
Создание образовательной службы медицины катастроф
Настоящей программой предусматривается укрепление материально - технической базы ТЦМК для создания образовательной службы (современные технические средства обучения). Основным направлением в образовательной деятельности является обучение отдельных групп населения (сотрудники органов внутренних дел, водители автотранспортных средств, учащаяся молодежь и другие категории) оказанию эффективной первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно - транспортных происшествиях и других чрезвычайных ситуациях.
Осуществление этой работы предусматривает наличие учебного класса, технического оснащения, учебно - методической литературы и будет проводиться путем проведения курсов обучения отдельных групп населения.
Источники финансирования и сумма необходимых средств
Финансирование областной целевой программы обеспечивается за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов.
В целом на реализацию программы требуется финансирование в объеме 6589,5 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 336,7 тыс. руб., областного бюджета - 2901,8 тыс. руб., бюджетов муниципальных образований - 3351,0 тыс. руб.
Объем финансирования окончательного строительства и ввода в эксплуатацию здания ТЦМК - 600,0 тыс. руб., из них из средств федерального бюджета 336,7 тыс. руб., из областного бюджета - 263,3 тыс. руб. Стоимость остальных мероприятий по программе из областного бюджета - 2638,5 тыс. руб.
Механизм реализации программы
Государственным заказчиком программы является департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области.
Реализация мероприятий программы будет осуществляться путем приобретения на средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований санитарного автотранспорта, медицинского оборудования на предприятиях Российской Федерации с последующим укомплектованием станций и отделений скорой медицинской помощи на тендерной основе.
Вышеуказанное свидетельствует о большой социальной значимости этой проблемы, еще более обострившейся в условиях недостаточного финансирования медицинской отрасли в целом и увеличения оказания скорой медицинской помощи населению, как в повседневной деятельности, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Настоящие мероприятия предусматривают поэтапное решение организационных, кадровых, материально - технических задач, направленных на совершенствование и развитие службы скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф Калужской области.
- Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при утверждении бюджетов муниципальных образований.
Организация управления программой
и контроль за ходом ее выполнения
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области контролирует ход выполнения программы исполнителями. С этой целью ТЦМК ежеквартально представляет в департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области информацию о выполнении программы.
Ежегодно департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области представляет в департамент экономики и промышленности области и в департамент финансов и бюджета области доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
Оценка эффективности социально - экономических
последствий от реализации программы
Реализация настоящей целевой программы должна улучшить материальную базу службы: увеличить число санитарных автомашин со сроком эксплуатации до 5 лет до 70-75%; завершить радиофикацию учреждений скорой помощи области совершенными средствами связи.
Эти мероприятия наряду с повышением квалификации медицинских работников службы скорой помощи будут способствовать снижению смертности населения на догоспитальном и госпитальном этапах оказания экстренной помощи, а также снижению экономического ущерба от травматизма и различных заболеваний.
Приложение № 1
к областной целевой программе
"Совершенствование оказания скорой и
неотложной медицинской помощи и службы
медицины катастроф Калужской области
на 2001-2003 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование Областная целевая программа
программы "Совершенствование оказания скорой и
неотложной медицинской помощи и службы
медицины катастроф Калужской области на
2001-2003 годы"
2. Заказчик программы Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области
3. Разработчик программы Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области,
Территориальный Центр медицины катастроф
Калужской области
4. Основание для Постановление Губернатора Калужской
разработки программы области от 19.08.99 г. № 356 (пункт 7.1)
"О Порядке разработки, рассмотрения и
реализации областных целевых программ",
Федеральная целевая программа
"Совершенствование Всероссийской службы
медицины катастроф на 1997-2001 гг.",
Постановление Правительства Калужской
области от 14.02.2000 г. № 17 "О мерах
по созданию резерва ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в
Калужской области"
5. Дата утверждения
6. Цели и задачи 1. Улучшение обеспечения службы скорой
программы медицинской помощи и службы медицины
катастроф лекарственными средствами,
медицинской техникой, оборудованием,
санитарным транспортом
2. Совершенствование системы
оперативного управления службой скорой
медицинской помощи и формированиями
медицины катастроф путем укомплектования
учреждений современными средствами
связи
3. Подготовка населения, милиции,
пожарных, водителей транспортных средств
по вопросам оказания первой медицинской
помощи
4. Повышение квалификации медицинских
работников службы скорой помощи
7. Сроки реализации 2001-2003 гг.
8. Перечень основных - Материально - техническое обеспечение
мероприятий программы;
- работа по планированию медико -
санитарного обеспечения населения и
ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций;
- подготовка и переподготовка кадров
службы скорой и неотложной медицинской
помощи и службы медицины катастроф;
- создание образовательной службы
медицины катастроф
10. Исполнители Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области,
Территориальный Центр медицины катастроф
Калужской области
12. Ожидаемые конечные Реализация настоящей целевой программы
результаты должна улучшить материальную базу
службы: увеличить число санитарных
автомашин со сроком эксплуатации до
5 лет до 70-75%; завершить радиофикацию
учреждений скорой помощи области
совершенными средствами связи. Эти
мероприятия, наряду с повышением
квалификации медицинских работников
службы скорой помощи, будут
способствовать снижению смертности
населения на догоспитальном и
госпитальном этапах оказания экстренной
помощи, а также снижению экономического
ущерба от травматизма и различных
заболеваний
13. Система организации Устанавливается в соответствии с
контроля за исполнением действующим порядком реализации
программы областных целевых программ, исполнители
программы ежегодно отчитываются о ходе
выполнения программы на коллегии
департамента здравоохранения и
лекарственного обеспечения области
Приложение № 2
к областной целевой программе
"Совершенствование оказания скорой и
неотложной медицинской помощи и службы
медицины катастроф Калужской области
на 2001-2003 годы"
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА НА АССИГНОВАНИЯ
ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2001 ГОД
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения
Калужской области (заказчик целевой программы)
Приложение № 3
к областной целевой программе
"Совершенствование оказания скорой и
неотложной медицинской помощи и службы
медицины катастроф Калужской области
на 2001-2003 годы"
ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЯ МЕДИКАМЕНТАМИ И ДРУГИМ
МЕДИЦИНСКИМ ИМУЩЕСТВОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА
МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(НА 500 ПОСТРАДАВШИХ)