ЗАКОН Калужской области № 25-ОЗ от 22.06.2000
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001-2002 ГГ."
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 15.06.2000)
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 157, 12.07.2000
Вступает в силу со дня официального опубликования (ст. 3 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001-2002 ГГ."
Принят Законодательным Собранием 15 июня 2000 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство" на 2001-2002 гг. (прилагается).
Статья 2.
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
22 июня 2000 г.
№ 25-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 22 июня 2000 г. № 25-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 2001-2002 ГГ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание проблемы
2. Основные цели и задачи программы
3. Основные направления реализации программы
- повышение квалификации кадров
- укрепление материально - технической базы учреждений родовспоможения
- информационное обеспечение по вопросам охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства
4. Источники финансирования программы
5. Механизм реализации программы
6. Оценка эффективности программы
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
8. Сроки и этапы реализации программы
9. Перечень мероприятий программы
10. Сметная стоимость программы
Приложение: паспорт программы
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения в Калужской области проблемы охраны здоровья женщин и детей приобретают особую медико - социальную значимость.
В структуре населения области женщины составляют 53,7%. Продолжает сокращаться численность детского населения - доля детей среди жителей области составила в 1999 г. 17,2% (в 1997 г. - 19,1%). Отсюда становится очевидным, что каждая сохраненная жизнь ребенка является важнейшей государственной задачей.
Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин: увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Прогрессивно растет анемизация беременных: за последние 6 лет частота анемий у беременных увеличилась вдвое - с 24,2% в 1994 г. до 47,0% в 1999 г.
Ухудшение качества здоровья беременных женщин приводит к росту осложнений в родах. В Калужской области в 1999 г. неосложненные роды составили 20,2% (по Российской Федерации в 1998 г. - 30,0%). Неблагоприятным фоном является рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально - обусловленных заболеваний: инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма и др.
Результатом осложнений, возникших во время беременности и родов, являются высокая заболеваемость новорожденных и перинатальная смертность. Несмотря на снижение в Калужской области перинатальной смертности с 18,3% в 1998 г. до 15,3% в 1999 г., уровень ее остается высоким.
Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья женщин и качество оказания им медицинской помощи, является материнская смертность, которая в 1999 г. составила 29,7 на 100000 живорожденных или в абсолютных цифрах - 2 случая.
Несмотря на устойчивую тенденцию снижения распространенности абортов (в 1999 г. 52,7 на 1000 женщин фертильного возраста), сохраняется их высокий уровень и существует опасность роста их числа, так как в связи с высокой стоимостью современные средства контрацепции стали недоступными для многих женщин.
Существующая материально - техническая база родовспомогательных учреждений Калужской области, отсутствие высокоэффективных лекарственных средств для "безопасных родов" не позволяют обеспечить достаточное качество оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.
Перечисленные проблемы требуют незамедлительного решения, в связи с чем и разработана данная целевая программа.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
- укрепление материально - технической базы учреждений родовспоможения;
- приобретение лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";
- обеспечение женщин средствами контрацепции;
- информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья населения.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Повышение квалификации кадров
Планируется провести 5 циклов:
- 2 сертификационных цикла усовершенствования врачей акушеров - гинекологов по теме "Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода" (25 врачей);
- сертификационный цикл усовершенствования врачей - неонатологов по теме "Актуальные вопросы неонатологии" (25 врачей);
- цикл усовершенствования врачей анестезиологов - реаниматологов, работающих в родовспомогательных и педиатрических учреждениях, по теме "Неотложная помощь в акушерстве и неонатологии" (25 врачей);
- цикл усовершенствования акушерок с включением вопросов профилактики абортов, современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.
Укрепление материально - технической базы
учреждений родовспоможения
Планируется оснастить акушерские отделения областной больницы и ряда районных территориальных медицинских объединений (далее - РТМО) современной лечебно - диагностической аппаратурой (наркозно-дыхательной, ультразвуковой, эндоскопической, фетальными мониторами).
Предусматривается закупка простагландинов для обеспечения "безопасных родов" и гормональных контрацептивных средств для обеспечения ими населения групп социального риска (малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.).
Информационное обеспечение по вопросам охраны
репродуктивного здоровья и безопасного материнства
Планируются разработка, издание и распространение среди населения специальных информационных материалов по охране репродуктивного здоровья и здоровому образу жизни, включая вопросы пропаганды грудного вскармливания новорожденных, профилактики абортов и инфекций, передаваемых половым путем, раннего выявления онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и др.
Предполагается организовать тематические теле- и радиопередачи, публикации в периодической печати, освещающие указанные проблемы.
Для медицинских работников и населения будет осуществляться тиражирование аудио- и видеопродукции по проблемам здорового образа жизни, подготовленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
На 2001-2002 гг. затраты составят 3030,0 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 1580,0 тыс. рублей; областного бюджета - 1450,0 тыс. рублей.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Государственный заказчик программы - департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области (далее - департамент) - является ответственным за реализацию программы, целевое и эффективное использование финансовых средств.
Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик ежегодно готовит и вносит в Министерство здравоохранения России и Министерство финансов России в установленном порядке бюджетную заявку с указанием перечня конкретных мероприятий, предложенных для финансирования.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд по разделу "Укрепление материально - технической базы учреждений родовспоможения" определяет департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области на основе действующего законодательства.
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным за счет внедрения современных перинатальных технологий. В результате можно ожидать снижение перинатальной и материнской смертности, уровня абортов.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. Ежегодно департамент предоставляет в Правительство области и Министерство здравоохранения Российской Федерации доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
----------------------T-----------------------------¬
¦ Уровень бюджетов ¦Объем ассигнований, тыс. руб.¦
¦ +--------T---------T----------+
¦ ¦2001 г. ¦ 2002 г. ¦ Всего ¦
+---------------------+--------+---------+----------+
¦Федеральный бюджет ¦ 780,0 ¦ 800,0 ¦ 1580,0 ¦
+---------------------+--------+---------+----------+
¦Областной бюджет ¦ 690,0 ¦ 760,0 ¦ 1450,0 ¦
+---------------------+--------+---------+----------+
¦ИТОГО ¦1470,0 ¦ 1560,0 ¦ 3030,0 ¦
L---------------------+--------+---------+-----------
Приложение
к областной целевой программе
"Безопасное материнство"
на 2001-2002 гг.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы Областная целевая программа
"Безопасное материнство" на
2001-2002 гг.
2. Основание для принятия решения Необходимость вхождения
о разработке программы региональной частью в проект
разрабатываемой Минздравом
России федеральной целевой
программы "Безопасное
материнство" в составе
Президентской программы "Дети
России" на период
2001-2002 гг., а также
необходимость продления
сроков действия ранее
утвержденной постановлением
Законодательного Собрания
Калужской области от
28.05.1998 № 382 областной
целевой программы "Безопасное
материнство"
3. Государственный заказчик Департамент здравоохранения и
программы лекарственного обеспечения
области
4. Разработчик программы Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения
области
5. Цели задачи программы - охрана репродуктивного
здоровья населения, создание
условий для рождения желанных,
здоровых детей, сохранение
здоровья женщин, предупреждение
инвалидности;
- профилактика и снижение числа
абортов, материнской и
перинатальной смертности;
- повышение квалификации
кадров, работающих в области
охраны репродуктивного
здоровья;
- укрепление материально -
технической базы учреждений
здравоохранения;
- создание условий для
"безопасных родов";
- обеспечение населения групп
социального риска средствами
контрацепции;
- информационное обеспечение
населения по проблемам
здорового образа жизни и охраны
репродуктивного здоровья
8. Перечень основных мероприятий - повышение квалификации
кадров;
- материально - техническое
обеспечение учреждений
родовспоможения;
- информационное обеспечение
медицинских работников и
населения
9. Исполнители основных Департамент здравоохранения и
мероприятий программы лекарственного обеспечения
Калужской области,
областной центр здоровья и
медицинской профилактики
10. Объемы и источники Федеральный бюджет -
финансирования программы 1580,0 тыс. руб.
Областной бюджет -
1450,0 тыс. руб.
11. Ожидаемые конечные результаты - улучшение организации и
качества акушерско -
гинекологической помощи, в том
числе и во время беременности,
в родах, пре- и перинатальной
помощи;
- укрепление материально -
технической базы амбулаторно -
поликлинических и стационарных
учреждений родовспоможения;
- повышение уровня знаний
населения по проблемам
здорового образа жизни и охраны
репродуктивного здоровья;
- снижение числа абортов,
материнской и перинатальной
смертности
12. Система организации контроля Устанавливается в соответствии
за исполнением программы с действующим порядком
реализации областных целевых
программ.
Информация о ходе выполнения
программы ежегодно направляется
в Правительство области