ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 65 от 15.05.2000
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 мая 2000 г. № 65
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Заслушав и обсудив доклад директора департамента финансов и бюджета области Куреннова В.А. об основных направлениях бюджетной политики Калужской области на 2001 год, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить основные направления бюджетной политики Калужской области на 2001 год (прилагаются).
2. Включить основные направления бюджетной политики Калужской области на 2001 год в состав Бюджетного послания Губернатора области на 2001 год.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на директора департамента финансов и бюджета области Куреннова В.А.
Губернатор области
В.В.Сударенков
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 15 мая 2000 г. № 65
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Одним из важнейших направлений бюджетной политики на 2001 год является реализация комплекса мероприятий по мобилизации всех доходных источников бюджета, а также повышению эффективности бюджетных расходов.
Задача Правительства Калужской области в 2001 году - обеспечение устойчивого экономического роста и установление дефицита областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на уровне 5 процентов собственных доходов.
Стабильности бюджетного процесса в области должно способствовать своевременное принятие областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
I. Основные принципы бюджетной политики на 2001 год
Бюджетная политика в 2001 году будет основываться на следующих основных принципах:
1. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов всех уровней и бюджетов целевых бюджетных фондов.
2. Принцип единства бюджетной системы Калужской области.
3. Принцип разграничения доходов и расходов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
4. Принцип самостоятельности бюджетов.
5. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
6. Принцип гласности на всех стадиях бюджетного процесса.
7. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
II. Бюджетные доходы
В целях укрепления доходной части бюджета и создания стимулов экономического роста в 2001 году необходимо продолжить совершенствование и оптимизацию налоговой системы как на федеральном, так и на областном уровне.
Обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней должно осуществляться на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов, за счет открытия новых производств и роста объемов производства различных видов продукции.
В целях увеличения доходной базы бюджета области необходимо продолжить работу с предприятиями - недоимщиками, а также проводить проверки крупных налогоплательщиков, допустивших снижение поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Эффективное управление государственным имуществом обеспечит рост доли неналоговых поступлений в доходную систему области.
Необходимо усилить контроль за соблюдением установленного законодательством порядка исполнения платежных документов налогоплательщиков на уплату в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей.
Для придания большей четкости и прозрачности бюджету 2001 года доходные источники областного бюджета будут детализированы на основе Закона Калужской области "О классификации доходов областного бюджета Калужской области".
Бюджетные доходы должны планироваться с учетом изменения налоговых отношений. Совершенствование налоговой системы в части региональных и местных налогов и сборов будет производиться в соответствии с принятыми законами на федеральном уровне.
При разработке законодательства области о налогах и сборах предусматривать установление на 2001 год налоговых льгот отдельным категориям плательщиков, стимулирующих развитие производства.
В целях укрепления финансовой дисциплины и повышения собираемости налогов будут осуществляться отсрочки и рассрочки по платежам в областной бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством Калужской области. Для сокращения долговой нагрузки на товаропроизводителей будет продолжена работа по реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в областной бюджет.
Будут разработаны необходимые нормативные положения с целью практического применения права предоставления налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.
Формирование прогноза доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области на 2001 год осуществляется на основании показателей налогооблагаемой базы по каждому муниципальному образованию.
III. Бюджетные расходы
Бюджетная политика в области расходов будет строиться на совершенствовании структуры расходов, основанной на реальном наличии ресурсов в бюджете, и определении бюджетных приоритетов.
В ходе исполнения бюджета в 2000 году будет осуществлена работа по оптимизации структуры расходования бюджетных средств и совершенствованию бюджетного процесса. В первую очередь это касается реализации мер по реорганизации бюджетных организаций и оптимизации численности их работников, выверке кредиторской задолженности бюджетных организаций и прекращению ее накапливания, включая погашение кредиторской задолженности за потребленные энергоресурсы.
Исходя из этого основными приоритетами бюджетной политики в 2001 году в области расходов являются:
- увеличение доли социальных расходов - в первую очередь на реализацию государственных социальных гарантий в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения;
- сокращение расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- предоставление адресной социальной помощи - выплата льгот и компенсаций социально - незащищенным категориям населения, государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- осуществление финансовой поддержки агропромышленного комплекса в основном в виде предоставления средств на возвратной основе из фонда стабилизации и развития АПК Калужской области и лизингового фонда сельскохозяйственной техники, фонда поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обеспечение экономного расходования бюджетных средств всеми учреждениями и организациями, находящимися на бюджетном финансировании;
- увеличение расходов по государственному областному заказу, что позволит увеличить объемы производства, расширить налогооблагаемую базу бюджетов, обеспечить дополнительные налоговые поступления.
В целях усиления социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы в бюджете области необходимо предусмотреть средства на реализацию постановления Правительства РФ от 30 марта 2000 года № 284 "Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Необходимо сохранить механизм финансирования заработной платы медицинского персонала, работающего в системе страховой медицины, позволивший упорядочить оплату труда всех медицинских работников области в 2000 году.
Главной задачей деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения станет результативное и эффективное обеспечение государственных гарантий населению в области медицинского обслуживания в соответствии с концепцией развития здравоохранения.
Последовательно совершенствовать систему оплаты жилья с учетом уровня жизни населения, снижения издержек и тарифов при создании условий проживания, отвечающих новым стандартам качества. Важной задачей является разработка мер по соблюдению лимитов потребления электроэнергии и тепла бюджетными организациями. В бюджете области на 2001 год должны быть предусмотрены расходы на обеспечение этих лимитов реальными бюджетными ресурсами.
Одним из приоритетов бюджетной политики является решение социально значимых задач, одной из важнейших среди которых остается проблема жилищного строительства. Для ее реализации предполагается развитие системы ипотечного жилищного кредитования. Наряду с этим необходимо создать условия для вовлечения сбережений населения в жилищное строительство. Это позволит привлечь как внебюджетные средства, так и другие источники финансирования жилищного строительства. Внедрение процессов ипотечного жилищного кредитования будет также способствовать увеличению размеров налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основными направлениями в области сельского хозяйства являются осуществление организационно - правовых и финансово - экономических мероприятий, обеспечивающих вывод агропромышленного комплекса из кризиса, стабилизацию и устойчивое его развитие, формирование эффективного многоукладного аграрного сектора экономики, совершенствование отраслевой структуры и региональной специализации агропромышленного комплекса, активизация инвестиционной деятельности, ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса, улучшение социального положения сельских жителей, реализация мероприятий по охране окружающей среды.
В целях реализации основных направлений в 2001 году предусматривается государственная поддержка агропромышленного комплекса из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. При этом, приоритет отдается поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наряду с компенсациями, выплачиваемыми сельхозтоваропроизводителям, оказание основной финансовой помощи будет производиться в форме бюджетных кредитов на возвратной и возмездной основах. Бюджетные кредиты будут предоставляться с учетом их возврата.
Государственная поддержка будет направлена также на финансирование бюджетных организаций, связанных с выполнением общегосударственных задач: повышение плодородия земель, развитие крестьянских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации, внедрение передового опыта, стимулирование работы с кадрами и закрепление их в сельскохозяйственном производстве.
В целях недопущения нерационального расходования бюджетных средств необходимо укрепление вертикали финансового контроля в системе исполнительной власти, введение жестких санкций за незаконное и нецелевое использование бюджетных средств.
IV. Основные направления в сфере государственного долга
Калужской области
Основной целью политики Правительства Калужской области в сфере государственного долга является обеспечение экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение нормального функционирования систем экономического прогнозирования и финансово - бюджетного планирования:
- удешевление государственных заимствований области;
- создание положительной репутации Калужской области на российском и международном рынках капитала;
- создание системы мониторинга состояния финансовых рынков, рынка долговых обязательств области, системы контроля финансово - бюджетных рисков.
При реализации политики государственных заимствований Правительство Калужской области будет исходить из следующих принципов:
- принцип финансовой ответственности;
- принцип системности;
- принцип конкурсности;
- принцип инвестиционной направленности;
- принцип гласности;
- принцип плановости.
При планировании операций в сфере государственного долга Калужской области в 2001 году Правительство Калужской области будет ориентироваться на выступление в качестве гаранта по обязательствам третьих лиц лишь в исключительных случаях, при этом особое внимание будет уделяться качеству обеспечения обязательств заемщиков перед Калужской областью и их платежеспособности.
V. Межбюджетные отношения
Одним из направлений бюджетной политики является совершенствование межбюджетных отношений.
Предполагается перейти от поиска новых методов распределения средств между местными бюджетами к максимально возможной бюджетной самостоятельности территорий. Муниципальные образования должны иметь действенные стимулы к увеличению собственных доходов своих бюджетов, к финансовому обеспечению собственных потребностей, к более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
Для решения этой задачи необходимо реформирование двух основополагающих направлений межбюджетных отношений - разграничение расходных полномочий и доходных источников (налоговых полномочий).
Основными направлениями в этой области являются:
- усиление заинтересованности органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и всего контингента регулирующих доходов;
- взаимная ответственность между звеньями бюджетной системы за соблюдением органами власти всех уровней обязательств по межбюджетным отношениям;
- применение в бюджетном регулировании единых для всех муниципальных образований методологии и критериев;
- привлечение внебюджетных источников финансирования муниципальных бюджетных учреждений;
- сокращение количества бюджетополучателей и численности работников бюджетной сферы и аппарата управления.
Реализация этих принципов как в политике доходов, так и в политике расходов, должна быть достигнута при законодательно установленной ответственности каждого уровня власти за результаты исполнения закрепленных функций.
При этом оказание дополнительной финансовой помощи из областного бюджета на возвратной основе будет осуществляться тем муниципальным образованиям, которые обеспечивают направление собственных доходных источников на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в размерах, установленных Соглашениями об оздоровлении муниципальных финансов.
VI. Заключение
Предложенная бюджетная политика Калужской области является основой для принятия реального бюджета, стабилизации бюджетного процесса в области, повышения собираемости доходов бюджетов всех уровней, совершенствования структуры расходов бюджетов.
Результатом реализации мер, предусмотренных бюджетной политикой Калужской области на 2001 год, должно стать увеличение доходов областного бюджета, прекращение наращивания государственного внутреннего долга, рост производства, обеспечение расходов на выполнение минимально необходимых социальных и экономических функций Правительства Калужской области.