ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 126 от 27.10.1999
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ НА 2000-2005 ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2006-2010 ГОДЫ"
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ НА 2000-2005
ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2006-2010 ГОДЫ
Рассмотрев представленную рабочей группой целевую программу обеспечения территорий Калужской области средствами связи на 2000-2005 годы и основные направления на 2006-2010 годы, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять представленную целевую программу обеспечения территорий Калужской области средствами связи на 2000-2005 годы и основные направления на 2006-2010 годы (прилагается).
2. Внести указанную программу на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области.
3. Контроль за выполнением Постановления возложить на департамент строительства и средств сообщения области (Иванов В.В.) и департамент экономики и промышленности области (Розанова Т.Г.).
Губернатор области
В.В.Сударенков
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 27 октября 1999 г. № 126
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ НА 2000-2005 ГОДЫ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ
1. Наименование программы Целевая программа обеспечения
территорий Калужской области
средствами связи на 2000-2005 годы
2. Заказчик программы Департамент строительства и
средств сообщения области
3. Разработчики программы Департамент экономики и
промышленности области,
департамент строительства и
средств сообщения области,
управление федеральной почтовой связи
по Калужской области, ГП "Калужский
областной радиотелевизионный
передающий центр" (далее ОРТПЦ),
ОАО "Электросвязь",
главное управление по делам
гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям при
Правительстве Калужской области
(далее - главное управление по делам
ГО и ЧС), рабочая группа
4. Дата принятия решения о 19 мая 1998 года
разработке программы
5. Цели и задачи программы Полное обеспечение населения
области местной телевизионной
программой государственной
телерадиовещательной компании
(далее ГТРК) "Калуга",
государственными
телерадиовещательными программами,
телефонной связью, почтовым
обслуживанием и системой оповещения
населения, замена проводного вещания
на эфирное
6. Важнейшие показатели Охват населения области вещанием
четырех телевизионных программ -
100%
Охват населения области местным
телевизионным вещанием - 100%
Переход на пятиразовую доставку
почты в сельской местности.
Охват 100% населения области двумя
государственными радиовещательными
программами и местным радиовещанием.
Обеспечение телефонной и почтовой
связью, сигналами чрезвычайной
ситуации и гражданской обороны
всех населенных пунктов области
7. Срок реализации 2000 - 2005 годы
8. Перечень основных Строительство радиотелепередающей
мероприятий станции (далее - РТПС) п. Манино
Людиновского района, завершение
строительства РТПС г. Медынь.
Замена телевизионных передатчиков,
строительство отдельной сети ГТРК
"Калуга". Замена проводного
радиовещания на эфирное.
Обеспечение радиодоступа в
населенные пункты сельской
местности. Развитие сотовой
связи. Открытие почтовых отделений
связи, установка почтовых ящиков,
кассовых аппаратов, почтово -
кассовых терминалов, центров
гибридной почты. Приобретение
транспорта для почтовых отделений.
Переход системы оповещения области от
ручных к коммутируемым каналам,
замена аппаратуры типа 5Ф88
на комплекс технических средств П-166
9. Исполнители основных Департамент строительства и средств
мероприятий сообщения области, органы местного
самоуправления, Управление
федеральной почтовой связи по
Калужской области,
ОАО "Электросвязь", Калужский ОРТПЦ,
Главное управление по делам ГО и ЧС,
операторы связи, ГТРК "Калуга"
10. Объемы и источники Всего на реализацию программы -
финансирования 253585 тыс. руб., в том числе:
федеральный бюджет - 1600 тыс. руб.,
областной бюджет - 120087 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных
образований - 64818 тыс. руб.,
привлеченные средства предприятий и
операторов связи - 67080 тыс. руб.
11. Ожидаемые конечные Обеспечение населения области,
результаты особенно отдаленных от областного
центра районов, качественным
многопрограммным телерадиовещанием, в
том числе и Калужским региональным
вещанием, всех населенных пунктов
телефонной связью, почтовым
обслуживанием и сигналами
чрезвычайной ситуации и
гражданской обороны
12. Система организации Ежегодная информация Правительства
контроля за исполнением области о ходе выполнения программы
и Министерства экономики Российской
Федерации в части использования
федеральных средств. Периодическое
рассмотрение результатов реализации
программы на рабочих совещаниях в
Правительстве области, департаменте
строительства и средств сообщения
области, департаменте экономики и
промышленности области,
в муниципальных образованиях.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2005 ГОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НА 2006-2010 ГОДЫ
1. Введение
Почтовая связь - одно из важнейших звеньев инфраструктуры любого государства и уровень ее развития непосредственно отражается на состоянии его социальной сферы и экономики. Политические и экономические перемены, произошедшие за последние годы, существенно сказались на объемах почтовых отправлений и спросе на почтовые услуги, что в свою очередь лишило отрасль финансовой основы для дальнейшего развития.
В связи с этим целью "Программы развития почтовой связи Калужской области на 2000-2005 годы и основных направлений на 2006-2010 годы" является определение мер по поддержанию функционирования почтовой связи на достигнутом уровне, сохранению сети и производственного потенциала, стабилизации экономической ситуации и созданию технико - экономических предпосылок для ее развития.
2. Общая характеристика ситуации
На территории Калужской области услуги по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных денежных средств (универсальные услуги) в соответствии с лицензией № 3528 от 19.01.96 г. уполномочено предоставлять Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Калужской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (ГУ УФПС). На договорной основе оказываются услуги по распространению печатных изданий, доставке и выплате пенсий, пособий, приему платы за коммунальные услуги, приему отправлений электронной почты и другие нетрадиционные услуги.
Универсальные и договорные услуги на территории области оказываются через сеть предприятий почтовой связи, куда входят:
27 филиалов - 24 районных узла, Обнинский городской узел почтовой связи, Калужский почтамт и автобаза связи;
451 отделение связи, в том числе 362 сельских и 89 городских.
Численность работников ГУ УФПС - 3443 человека, в том числе 1455 почтальонов.
Сравнительный анализ сети организаций почтовой связи показывает, что по большинству параметров технической оснащенности и укомплектованности трудовыми ресурсами почтовая связь Калужской области несколько превосходит средний уровень, сложившийся по центральному региону Российской Федерации.
Положительным результатом является сохранение почтовой сети.
Сокращение социально - культурных объектов в сельской местности привело к тому, что отделения почтовой связи во многих населенных пунктах остаются единственной государственной структурой. Здесь сельские жители могут получить услуги почтовой и электрической связи, российскую прессу, приобрести некоторые медикаменты, товары и продукты повседневного спроса.
Однако, почтовая сеть содержится и развивается только на собственные средства и в настоящее время возникла реальная угроза ее частичного разрушения по следующим причинам.
В условиях экономической нестабильности, ухудшения финансового состояния в народном хозяйстве, снижения жизненного уровня населения спрос на услуги почтовой связи постоянно снижается. Так по сравнению с 1994 годом количество пересылаемых писем и бандеролей уменьшилось на 58%, посылок - в четыре раза, периодических изданий - вдвое. Это равноценно недополучению доходов в размере 15 млн. рублей в год.
Снижение с 1 июля 1995 года тарифа по доставке пенсий и пособий с 3 до 2 процентов, а с июня 1998 года - с 2 до 1,5 процентов привело к резкому ухудшению финансового положения почтовой связи. За 1998 год убытки составляли 6,5 млн. рублей. По прогнозу на 1999 год они в целом по ГУ УФПС составят 7 млн. рублей.
В настоящее время сохранение и обеспечение функционирования сети почтовой связи осуществляется за счет новых направлений работы, оказания нетрадиционных видов услуг, объем доходов от которых по отдельным узлам составляет до 50% их общих объемов. Сокращены эксплуатационные затраты, в том числе снижена заработная плата почтовиков, которая на конец 1998 года в среднем по области составила всего 520 рублей.
Однако принимаемые меры не смогли компенсировать потерянные доходы.
В силу сложившегося финансового положения неизбежно сокращение до 30% численности работающих, количества отделений связи и частоты движения почты до трех раз в неделю, что не гарантирует гражданам, органам государственной власти, юридическим лицам доступность и требуемое качество услуг почтовой связи.
3. Основные мероприятия развития почтовой связи
Калужской области на 2000-2005 годы
3.1. Главным и определяющим дальнейшее функционирование сети почтовой связи на территории области является вопрос технического перевооружения отрасли, внедрения на сети новой техники и современных информационных технологий.
Техническое перевооружение дает возможность оказывать такие услуги, как ускоренные переводы, электронная и гибридная почта, адресная рассылка документов и информации, прием платежей и расчеты с применением пластиковых и магнитных карт, банковские и другие услуги.
Почтово - кассовый терминал является важным звеном автоматизированной информационной системы, обеспечивающим регистрацию учетно - технологической информации о предоставляемых услугах непосредственно в почтовом окне, с соблюдением действующих правил денежных расчетов с клиентом, предварительную обработку информации и ее передачу до информационных пунктов. Внедрение почтово - кассовых терминалов определено и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 года № 1402-р "О замене контрольно - кассовых машин без фискальной памяти на контрольно - кассовые машины с фискальной памятью". ГУ УФПС до 01.01.99 года необходимо было заменить 150 единиц контрольно - кассовых машин без фискальной памяти на почтово - кассовые терминалы. В настоящее время приобретено и введено в эксплуатацию 50 единиц (таблица 5). Приобретение за счет средств областного бюджета и внедрение на узлах связи почтово - кассовых терминалов является приоритетным направлением реализации данной программы.
Создание автоматизированной информационно - технологической сети на базе отделений связи с использованием почтово - кассовых терминалов дает возможность за счет внедрения и оказания населению новых услуг получить дополнительные доходы и соответственно значительно сократить убытки, которые сегодня несет почта от предоставления основных почтовых услуг, а также начать поэтапный переход к пятиразовой доставке почты в сельской местности.
3.2. Другим приоритетным направлением является приобретение центров гибридной почты. Зарубежный опыт работы данных центров свидетельствует о высокой эффективности службы по циркулярной рассылке документов от организаций физическим лицам по сети почтовой связи. С учетом специфики российского рынка разработана рабочая версия отечественной системы гибридной почты.
Назначение гибридной почты: оказание услуг службам массовой рассылки документов (счетов, квитанций), включая коммунальные службы, предприятия электросвязи, банки, налоговые органы и другие.
В функции центров гибридной почты в части оказания данных услуг входит:
- прием данных для распечатки от клиентов;
- подготовка и печать счетов;
- доставка счетов адресатам;
- прием платы по счетам, обработка оплаченных счетов;
- передача результатов обработки оплаченных счетов клиентам.
Создание центров гибридной почты целесообразно в городах Калуга, Людиново, Киров, Малоярославец. Источник финансирования - средства муниципальных образований.
3.3. Для восстановления пятиразовой доставки почты по всем районам области необходимо дополнительное увеличение численности почтальонов на 177 человек и дозагрузка работающих до полного рабочего дня (таблица 2).
3.4. Качество работы почтовой сети оценивается такими показателями, как скорость и регулярность доставки почтовых отправлений, их сохранность, доступность услуг почтовой связи для всех пользователей. Определяющим элементом быстроты доставки в области является автотранспорт.
В настоящее время в доставке почты из Москвы и по области задействованы 183 единицы автотранспорта, из которых более трети выработали свой ресурс и подлежат замене. С учетом последующего износа автотранспорта для обеспечения доставки почты по районам области на 2000-2005 годы потребуется приобретение 124-х автомашин. Потребность в автотранспорте приведена в таблице 1.
3.5. В соответствии с существующими нормами доступности почтовых услуг всем пользователям необходима дополнительная установка 734 почтовых ящиков и открытие 30-ти отделений связи (таблицы 3, 4).
3.6. Особенно острая потребность в производственных площадях сложилась на Калужском почтамте, в Медынском и Ферзиковском районных узлах почтовой связи. В г. Медыни и п. Ферзиково из-за недостаточности площадей в комнатах располагаются по 2-3 службы, что не позволяет организовать нормальную работу по обслуживанию населения, обеспечить сохранность денежных и материальных ценностей, создать безопасные условия труда сотрудников.
Строительство здания узла связи в п. Ферзиково начато в 1990 году. По состоянию на 01.01.96 г. выполнено 57 процентов работ за счет средств областного бюджета. С 01.01.97 г. финансирование приостановлено.
Начало строительства пристройки к зданию Медынского узла связи планировалось в 1997 году за счет собственных средств. Проектно - сметная документация на пристройку и паспорт земельного участка имеются.
4. Основные направления развития почтовой связи
Калужской области на 2006-2010 годы
4.1. Строительство пристройки к почтамту в г. Калуге.
Почтамт в областном центре размещен в 2-х этажном здании 1785 года постройки, которое предназначалось для почтамта с 16-ю служащими, обслуживающими 40 тыс. населения. По действующим нормам необходимо более чем десятикратное увеличение производственных и служебных площадей.
В 1989 году начато строительство здания Калужского почтамта в районе кинотеатра "Космос". Однако в 1991 году из-за нестабильного финансирования работы были прекращены, а "незавершенка" в 1993 году продана с аукциона. Учитывая сложность финансово - экономической ситуации, в настоящее время целесообразно строительство пристройки к существующему зданию почтамта площадью 2300 кв. м.
4.2. Открытие 15-ти отделений связи в районах нового жилищного строительства.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2005 ГОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НА 2006-2010 ГОДЫ
1. Введение
За последние годы в жизни общества существенно возросла роль электронных средств массовой информации. Значительно вырос технический уровень средств телерадиовещания и увеличилось количество телевизионных и радиопрограмм. Однако, только половина муниципальных образований области охвачена вещанием государственной телерадиовещательной компании (далее - ГТРК "Калуга"), 79 процентов населения области - радиовещанием УКВ-ЧМ.
Учитывая изложенное, а также инициативу ряда муниципальных образований области, отдельных предприятий и организаций, распоряжением Губернатора области от 6 августа 1998 года № 152-р принято решение о разработке программы развития телерадиовещания области, как части "Целевой программы обеспечения территорий Калужской области средствами связи на 2000-2005 годы и основных направлений на 2006-2010 годы". Целью данной программы является определение на основе оценки ситуации, сложившейся в отрасли, главных задач ее дальнейшего развития и основных этапов их решения.
2. Общая характеристика ситуации
В настоящее время ситуация, сложившаяся с телерадиовещанием в области, характеризуется следующими основными показателями:
1. Вещание общероссийских телевизионных программ "ОРТ" и "РТР" на территории области ведется с охватом 97,4% населения. При этом, в Кировском, Людиновском, Куйбышевском, Барятинском, Жиздринском, Спас-Деменском, Юхновском, Ульяновском, Хвастовичском районах оно осуществляется маломощными (до 100 Вт) ретрансляторами старого поколения с качеством, не отвечающим современным требованиям. Радиус уверенного приема телевидения, транслируемого этими передатчиками, невелик - до 9-12 км.
2. Вещание трех телевизионных программ осуществляется, в основном, мощными радиотелевизионными передающими станциями (далее - РТПС), расположенными в городах Калуга, Обнинск, Сухиничи, Мосальск, а также тремя маломощными ретрансляторами (далее - ММР) - п. Бетлица, п. Барятино, п. Новоалександровский и г. Людиново. Как правило, третьей программой является программа "НТВ".
3. Вещание областной программы ГТРК "Калуга" ведется только РТПС городов Калуга, Обнинск, Сухиничи с каналом подачи данной программы по радиорелейным линиям (далее - РРЛ), а также экспериментальным эфирным переприемом в п. Барятино, с общим охватом около 70% населения.
4. Трансляция местной программы ГТРК "Калуга" осуществляется с вытеснением телевизионных программ "ВГТРК", что вызывает естественное недовольство населения и не позволяет в полной мере развиваться ГТРК "Калуга".
5. Развитие негосударственного телерадиовещания, в основном, сосредоточено в городах Калуга и Обнинск. Так, в Калуге уже транслируется 7 телевизионных и 6 радиовещательных каналов, из них государственное телерадиовещание составляет меньшую часть.
6. Охват населения области государственным радиовещанием (программами "Маяк", "Радио России", "Радио Юность") составляет 80%. Диапазон 100-108 МГц (мировой стандарт) почти не освоен.
7. Проводное радиовещание в большинстве районов области находится на грани полной остановки, вследствие убыточности сельских радиоузлов, изношенности оборудования и неплатежей населения.
8. В связи с сокращением сети проводного вещания в районах области Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части оповещения и информирования населения в речевой форме об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуации выполняется не в полной мере. Радиовещательные станции и радиопередатчики звукового сопровождения телевидения в интересах оповещения и информирования населения используются недостаточно.
Ситуация в сфере телерадиовещания в области аналогична ситуации, сложившейся в большинстве регионов центральной части России. Отличительной положительной чертой является тот факт, что на мощных РТПС области обеспечивается вещание не менее трех телевизионных и двух радиовещательных программ, причем мощными (с мощностью не менее 1 кВт) передатчиками. Несомненно следует отметить и то, что финансовое положение Калужского областного радиотелепередающего центра (далее - ОРТПЦ) по сравнению с большинством аналогичных предприятий относительно стабильное: своевременно выплачивается заработная плата, сохранен высококвалифицированный кадровый персонал, по мере возможности продолжается развитие, особенно в секторе вещания коммерческих телерадиопрограмм.
К сожалению, в области практически отсутствуют свободные каналы метрового диапазона. Поэтому широкое распространение получило вещание в ДЦВ-диапазоне, и не только в областном центре, но и в районах области (в Обнинске - 4 телеканала из 4-х, в Сухиничах - 2 из 3-х, Мосальске - 3 из 3-х, Калуге - 4 из 7-ми). По освоению "высоких" каналов область занимает одно из ведущих мест в стране. Население уже давно не воспринимает дециметровое вещание как препятствие телевизионному приему.
Отрицательным является то, что в г. Калуге установлена высотная опора старой конструкции (пущенная в строй в 1957 г.), рассчитанная на трансляцию только двух телевизионных и двух радиовещательных программ, в то время как во многих областных центрах в свое время на замену старым были построены новые мощные (высотой до 350 м) опоры с современными передатчиками. Это обстоятельство, а также то, что техническое здание РТПС г. Калуги приспособлено для нужд телерадиовещания и не отвечает техническим требованиям, является серьезным препятствием для дальнейшего увеличения количества транслируемых программ в Калуге. Именно поэтому в 1994 г. на средства областного бюджета был разработан проект второй очереди строительства РТПС г. Калуги, включающий в себя строительство дополнительного здания с техническими и административными площадями. К сожалению, ввиду бюджетного дефицита данный проект не был реализован.
Учитывая мировой опыт, новые РТПС выносятся за границу населенных пунктов, а в крупных городах они представляют еще и архитектурно - индивидуальные строения, служащие своеобразной "визитной карточкой" региона.
В качестве общей складывающейся в отрасли тенденции можно отметить замену устаревшей техники в областных центрах, где сохранились передатчики, отработавшие, как и в Калуге, по 25-30 лет, а также строительство региональной сети местного телевидения, свободной от общероссийских каналов. Подобные внутризоновые сети широко практикуются во всем мире. В России уже есть примеры действующих сетей регионального телевидения (Нижегородская обл.). В других регионах также активно проводятся аналогичные работы.
Активное развитие в областном центре и крупных населенных пунктах получает телевещание негосударственных программ "НТВ" и "ТВ-Центр". Так, известно, что обе эти компании рассчитывают на трансляцию своих программ на промышленно развитые юго - западные районы области.
3. Анализ причин сложившегося состояния
сети телерадиовещания
Основные сложности в решении проблемы увеличения охвата населения области телерадиовещанием состоят в перегруженности небольших (высотой 43 м) опор и в отсутствии свободных частот, а также средств на развитие.
Недостаточность финансирования со стороны государства услуг по распространению государственных программ радио и телевидения не позволяет поддерживать технические средства в состоянии, отвечающем требованиям технической эксплуатации. Передающее оборудование ОРТПЦ, эксплуатируемое по 20-30 лет (особенно в областном центре), со средним износом 80%, требует капитального ремонта или замены, не говоря уже о том, что за это время оно морально устарело. Необходимо провести также почти полное обновление парка контрольно - измерительной аппаратуры. В ОРТПЦ свободных средств хватает только на выплату заработной платы коллективу, оплату электроэнергии и минимально - необходимые затраты на поддержание техники в работоспособном состоянии.
Необходимо иметь в виду, что чем меньше мощность передатчиков, тем большее их количество требуется для охвата обслуживаемой территории. В этом случае задействуется большое количество частот, значительно усложняя электромагнитную совместимость, т.е. каждым маломощным ретранслятором можно обеспечить вещание только двух - максимум трех программ телевидения и одной - двух программ радиовещания. Именно такая помеховая обстановка сложилась в настоящее время в юго-западных районах области - Людиновском, Жиздринском, Кировском, Спас-Деменском, Куйбышевском и Барятинском. Причиной этого является тот факт, что 10-15 лет назад государственное телерадиовещание ограничивалось только двумя программами телевидения и радиовещания, а негосударственных программ не было вовсе. Необходимо отметить, что в мировой практике маломощные ретрансляторы применяются только там, где затруднено прохождение радиоволн от мощных радиотелевизионных передающих станций (горные районы, низины), либо там, где это выгодно экономически - малонаселенные территории севера и т.п. Низко - высотные опоры не позволяют также размещать на них передающие антенны с высоким коэффициентом усиления вследствие их низкой нагрузочной способности, а также передатчики с мощностью более 100 Вт - по санитарно - защитным ограничениям.
Именно поэтому сегодня в области сложилась ситуация, когда увеличение транслируемых телерадиопрограмм происходит и может происходить только на мощных передающих станциях - в городах Калуга, Обнинск, Сухиничи и Мосальск (в перспективе - и в г. Медыни). Эти станции имеют все возможности для развития: большую высоту башен - свыше 100 м, технические площади, подготовленный персонал, развитую инфраструктуру и т.д. Все это позволяет увеличивать дальность приема телевидения и радиовещания до 30-60 км.
Расширение охвата местной программой ГТРК "Калуга" ограничено отсутствием радиорелейных или иных каналов подачи к маломощным ретрансляторам.
Необходимость развития эфирного радиовещания обусловлена также тем, что сеть проводного вещания в районах области в последние годы пришла в запущенное, неработоспособное состояние. Следует отметить, что в мировой практике данный (проводной) тип передачи радиопрограмм не используется.
4. Цели и задачи развития телерадиовещания
Исходя из сложившейся в области телерадиовещания России и Калужской области ситуации, можно выделить следующие основные цели развития отрасли:
1. Увеличение количества транслируемых телевизионных программ до четырех - пяти на всей территории области.
2. Увеличение охвата территории области местной телевизионной программой ГТРК "Калуга", создание собственной, без вытеснения центральных программ, сети распространения программы ГТРК "Калуга".
3. Увеличение количества транслируемых по области радиовещательных программ, замена проводного вещания на эфирное.
4. Замена выработавшего свой ресурс оборудования на новое, повышение качества и надежности телерадиовещания.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Осуществить строительство мощной радиотелевизионной передающей станции в п. Манино Людиновского района с высотой опоры 200 м с установкой мощных четырех - пяти телевизионных и двух - четырех радиовещательных передатчиков. Размещение мощной РТПС именно в данном месте наиболее оптимально, т.к. вещание ее позволит в основном охватить Жиздринский, Людиновский, Кировский, Барятинский, Спас-Деменский и Куйбышевский районы области.
2. На всех мощных РТПС (Калуга, Обнинск, Сухиничи, Мосальск, Манино, Медынь) разместить передающие средства для трансляции отдельной сети телевещания ГТРК "Калуга", организовать радиорелейные каналы подачи местной программы на эти РТПС.
3. Обновить и развить материальную базу ГТРК "Калуга" для обеспечения работы в эфире продолжительностью не менее 12 часов.
4. Развить сеть государственного эфирного радиовещания на замену проводному, установив не менее двух радиовещательных передатчиков на маломощных ретрансляторах и на мощных РТПС, где это вещание еще не ведется.
5. Закончить строительство РТПС в г. Медынь.
6. Увеличить количество транслируемых телевизионных программ на маломощных ретрансляторах, не планируемых к охвату мощными РТПС (Юхнов, Козельск, Ульяново, Хвастовичи).
Примечание: в Спас-Деменском районе, планируемом к охвату мощной РТПС п. Манино, в случае неудовлетворительных результатов приема, будет развиваться районный маломощный ретранслятор с передатчиками мощностью до 100 Вт.
7. Строительство маломощного ретранслятора в п. Износки.
8. Организовать радиорелейные каналы подачи программы ГТРК "Калуга" на маломощные ретрансляторы.
9. Произвести строительство второй очереди РТПС г. Калуги.
10. Заменить телевизионные передатчики, транслирующие программы "ОРТ", "РТР" и "Культура" в городах Калуга и Обнинск.
5. Основные принципы и стратегические подходы
к построению сети телерадиовещания
5.1. Увеличение до 100% охвата населения области вещанием четырех телевизионных программ;
5.2. Увеличение до 100% охвата населения области местным телевизионным и радиовещанием (ГТРК "Калуга"), а также информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
5.3. Увеличение до 100% охвата населения области вещанием двух программ государственного радио, замена проводного радиовещания эфирным;
5.4. Возможность перспективного увеличения количества принимаемых телевизионных и радиовещательных программ;
5.5. Повышение качества и надежности телерадиовещания;
5.6. Снижение финансовых затрат на эксплуатацию сети телерадиовещания.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить:
1. Использование мощных РТПС.
Использование мощных РТПС с высотой опор до 100-200 м с возможностью размещения на них передающих антенн с высоким коэффициентом усиления в совокупности с мощными (более 1 кВт) передатчиками предпочтительней использования маломощных ретрансляторов, установленных в каждом райцентре, в силу следующих причин:
- эффективное использование радиочастотного ресурса, и, как следствие, увеличение числа программ на той же территории по сравнению с ММР до 7... 9 телевизионных и 6... 8 радиовещательных;
- увеличение охвата населения в условиях плотной городской застройки;
- более равномерное покрытие вещанием прилегающей к ней местности;
- высокое качество транслируемых программ, так как требования к мощным передатчикам значительно выше, чем к маломощным;
- возможность привлечения негосударственных телерадиокомпаний как заказчиков трансляции своих программ;
- возможность обеспечения наиболее простого и дешевого канала подачи региональных программ;
- оптимальность обслуживания;
- самоокупаемость и возможность извлечения прибыли;
- комплексное использование опор РТПС, как объектов связи, для других нужд области.
2. Использование современных высококачественных спутниковых каналов подачи общероссийских программ.
Спутниковый канал подачи программ в последние годы получил большое развитие и стал самым дешевым, качественным и надежным средством доставки программ на общероссийском уровне. С вводом в эксплуатацию цифрового спутникового телевидения значительно улучшились качественные показатели канала и сегодня они превосходят параметры телевизионного радиорелейного канала. Цифровой спутниковой канал позволяет доставлять потребителю (на РТПС) в одном пакете несколько программ ("РТР", "Культура", Радио России, "Маяк" и др.), т.е. на одну приемную спутниковую антенну. Радиорелейные телевизионные линии, распределяющие сигнал на сотни и тысячи километров, стремительно уходят в прошлое, сохраняя свою актуальность только на региональном уровне. Сегодня уже все общероссийские телекомпании ретранслируют свои программы через геостационарные спутники, переходя в последнее время на цифровой стандарт вещания, что обеспечивает студийное качество изображения и звука.
3. Замена устаревшего оборудования на современное.
Отработавшие по 20-30 лет телевизионные передатчики, а также передающие антенны, обслуживание которых крайне затруднено, а порой и невозможно, должны быть заменены на современные. Применение новых сверхлегких материалов, современных технологий сложения радиосигналов различных частот и мощностей позволяет многократно повысить эффективность использования высотных опор.
Радиопередающая техника в последние годы почти отказалась от ламповых передатчиков мощностью до 1 кВт, уступив место транзисторным, как более надежным, качественным, менее энергоемким и дешевым в обслуживании.
Повышенные требования к качеству вещания заставляют использовать также современные средства контрольно - измерительной аппаратуры.
6. Основные мероприятия развития телерадиовещания
на 2000-2005 годы
Рассматривая вопрос этапности и сроков выполнения вышеуказанных задач, необходимо определить основные, в максимальной степени влияющие на выполнение программы в целом. При условии своевременного финансирования они могут быть решены в течение установленных сроков. Учитывая складывающуюся ситуацию выполнение программы целесообразно разбить на следующие этапы:
1 этап: - строительство РТПС в п. Манино (выделение частот
телевизионного и радиовещания, "привязка" объекта к
месту, согласование высоты опоры, сбор технических
условий; проектирование РТПС; строительство РТПС);
- окончание строительства РТПС в г. Медынь;
- строительство сети распространения программы ГТРК
"Калуга" на базе отдельных телевизионных передатчиков
РТПС в городах Калуга, Сухиничи, Обнинск (проектирование
и строительство радиорелейных линий связи и приобретение
оборудования РРЛ для подачи программы ГТРК "Калуга" на
РТПС в Сухиничах, Обнинске, Манино, Мосальске, Медыни;
выделение телевизионных каналов на города Калуга,
Обнинск, Сухиничи; приобретение и монтаж передающего
оборудования: Калуга, Обнинск, Сухиничи, Мосальск,
Медынь).
Реализация данного этапа, являющегося приоритетным, позволит значительно увеличить аудиторию слушателей и зрителей области. Реализация части мероприятий может быть осуществлена за счет средств муниципальных образований и привлеченных средств предприятий. Это позволит сделать значительный рывок в телерадиовещании, поставив нашу область в один ряд с самыми развитыми регионами России.
2 этап: - замена телевизионных передатчиков, транслирующих
программы "ОРТ", "РТР", "Культура" в областном центре
(приобретение и монтаж передатчика программы "РТР";
приобретение и монтаж передатчика программы "Культура";
реконструкция антенно - фидерных устройств,
задействованных в трансляции программ "ОРТ", "РТР",
"Культура"; приобретение и монтаж передатчика программы
"ОРТ"; замена устаревших маломощных ретрансляторов в
городах Юхнов, Кондрово);
3 этап: - увеличение количества телевизионных программ на
маломощных ретрансляторах (передача в собственность
ОРТПЦ маломощных ретрансляторов райцентров Хвастовичи,
Ульяново; выделение свободных телевизионных каналов для
Юхновского, Козельского, Хвастовичского, Ульяновского
районов; приобретение и монтаж технологического
оборудования; строительство маломощного ретранслятора
в п. Износки; увеличение мощности передатчиков РТПС
в г. Медынь);
- замена проводного радиовещания на эфирное на маломощных
ретрансляторах (выделение свободных частот для
УКВ-ЧМ-вещания; приобретение и монтаж технологического
оборудования);
- обеспечение радиорелейных каналов подачи программ ГТРК
"Калуга" на маломощные ретрансляторы;
4 этап: - обновление и развитие материальной базы ГТРК "Калуга"
(приобретение оборудования: комплект спутникового
оборудования, видеомагнитофоны и компьютерные
накопители, микшеры, транскодеры);
- строительство ВОЛС "ГТРК "Калуга" - РТПС г. Калуги"
(проектирование и прокладка ВОЛС; приобретение
оборудования для доукомплектования ВОЛС).
При условии должного финансирования все указанные работы можно вести параллельно по каждому этапу, с тем, чтобы к концу 2005 г. полностью завершить выполнение настоящей программы.
В случае ограничений в выделении средств, необходимо начать работы с первого этапа, как приоритетного, а в более благоприятных финансовых условиях в ходе или по завершении его, приступить к выполнению следующих этапов программы.
7. Основные направления развития телерадиовещания
на 2006-2010 годы
7.1. Строительство 2-ой очереди РТПС в г. Калуге, включающей в себя сооружение дополнительного здания с техническими и административными площадями.
7.2. Освоение новых технологий телевидения. Установка оборудования для уплотнения телевизионных каналов до 3-х - 4-х программ на одном канале с заменой передатчиков, транслирующих программы "ОРТ", "РТР" и "Культура" в городах Калуга и Сухиничи.
8. Заключение.
Настоящий документ составлен на основе сложившейся в области ситуации в сфере телерадиовещания и учитывает опыт основных организаций данного сектора - ОРТПЦ, ГТРК "Калуга", ОАО "Электросвязь", Управления Госсвязьнадзора по Калужской области.
Данный социальный проект направлен на обеспечение жителей области, в первую очередь отдаленных от областного центра районов, качественным многопрограммным телевизионным и радиовещанием, в том числе и Калужским региональным вещанием. Это послужит повышению информированности населения, его политической активности и экономическому подъему области.
Показатели развития телерадиовещания
Калужской области на 2000-2005 годы
Условные обозначения:
Радио Ока <*> Калуга - уверенный прием программы "Радио Ока",
принимаемой от Калужской РТПС;
ТВ-6 <**> Обнинск - неуверенный прием программы "ТВ-6",
принимаемой от Обнинской РТПС.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2005 ГОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НА 2006-2010 ГОДЫ
1. Введение
Задача "Программы развития электросвязи в Калужской области на 2000-2005 годы и основных направлений на 2006-2010 годы" - определить стратегические направления построения сетей электросвязи, объемы и сроки строительства, привлечь внимание органов самоуправления, депутатского корпуса, средств массовой информации, потенциальных инвесторов к проблеме развития телекоммуникаций.
2. Существующее состояние сети электросвязи
Основу телефонной сети общего пользования области составляет сеть ОАО "Электросвязь", которая включает в себя 363 телефонные станции общей емкостью более 249 тыс. номеров. Кроме того к ней подключены 62 ведомственные станции, общая монтированная емкость которых составляет 31953 номера.
Распределение АТС ОАО "Электросвязь" по типам оборудования приведено в таблице.
Всего в сельской местности насчитывается 3043 населенных пункта, из них только 1213 телефонизировано. Ранее телефонизация населенных пунктов на селе предусматривала строительство ВПТС (внутрипроизводственной связи колхозов и совхозов). Причем финансирование ВПТС осуществлялось за счет бюджетных средств по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Начиная с 1996 г. финансирование развития связи на селе полностью прекращено. Небольшая численность жителей и значительная удаленность друг от друга населенных пунктов и крупных городов приводят к существенному удорожанию работ по реконструкции и развитию связи в сельской местности по сравнению с городской.
Затраты на строительство одного номера на СТС возрастают до 1500 - 2000 долл. При существующих тарифах на СТС: установка 700 руб., абонентская плата 25 руб. - говорить всерьез об окупаемости затрат не приходится, так как эти суммы не покрывают даже эксплуатационные расходы, связанные с поддержанием в рабочем состоянии уже построенных объектов.
По состоянию на 01.01.99 г. в области насчитывалось 173800 радиоточек.
Услуги сотовой связи на территории области предоставляют три оператора - ЗАО "КСС" (NMT-450), ЗАО "РТК" (GSM-900), ЗАО "Сатком" (AMPS), а также ОАО "Электросвязь", предоставляющее услуги радиотелефонной связи "Алтай". Кроме того действуют три компании, предоставляющие услуги пейджинговой связи - ООО "Фирма Роникс", АОЗТ "Мобил Телеком" и ООО "Крипт".
3. Основные принципы выбора коммутационной техники
для проведения реконструкции
телекоммуникационной сети Калужской области
Данная техника является каркасом, на котором строятся все телекоммуникационные системы. От правильного выбора систем коммутации зависят нормальное функционирование, возможность расширения и совершенствования всех телекоммуникационных сетей.
Критерии:
- высокая надежность коммутационного оборудования, возможность быстрого интегрирования его в существующую сеть без существенных капитальных затрат, возможность дальнейшей модернизации телефонной сети, вплоть до широкополосной ЦСИС (цифровой сети с интеграцией служб (ISDN);
- возможность поэтапного увеличения номерной емкости;
- использование системы сигнализации ОКС-7;
- наличие оборудования для работы в сети синхронизации;
- возможность введения новых видов услуг для пользователя сети, включая ЦСИС (ISDN);
- возможность организации динамического управления потоками нагрузки на сети;
- возможность обеспечения централизованного учета стоимости разговоров и систем расчета.
Современное коммутационное оборудование позволяет изменить подход и к организации телефонной сети, как в городах, так и в сельской местности, предоставить сельскому жителю весь спектр современных телекоммуникационных услуг, вплоть до ЦСИС (ISDN).
Когда услуги связи предоставляют несколько операторов, важно, на каком техническом уровне будет построена присоединяемая сеть. От этого зависит качество предоставляемых услуг. Поэтому все операторы должны проводить единую согласованную техническую политику при выборе коммутационного оборудования и строительства транспортной сети.
4. Основные мероприятия развития сети электросвязи
Калужской области на 2000-2005 годы
4.1. Развитие телефонной сети
С 1996 года электросвязь в Калужской области развивается в основном за счет инвестиций самих операторов. Поэтому развитие связи происходит в крупных населенных пунктах, таких как Калуга, Обнинск, Малоярославец, Жуков, Таруса, Балабаново. В целом по области состояние телефонизации отдельных районов сильно отличается. Из таблицы видно, что есть районы, где телефонная плотность заметно ниже средней по области и там необходимо решать данную проблему в первую очередь.
Следует также отметить, что без модернизации систем связи добиться значительного улучшения ее качества невозможно. В большинстве районов области необходимо заменить парк устаревшего оборудования. На телефонной сети находятся в эксплуатации еще декадно - шаговые станции, монтируемая емкость которых составляет более 23 тыс. номеров.
Для решения основной задачи - в каждый населенный пункт (фермерское хозяйство) хотя бы один телефон - настоящая программа предусматривает:
1. строительство систем радиодоступа во всех районах области;
2. строительство волоконно - оптической линии связи (ВОЛС) на участке Калуга - Сухиничи - Барятино - Киров - Людиново.
Выполнение мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- решить задачу телефонизации сельских населенных пунктов;
- обеспечить телефонной связью более 1700 нетелефонизированных населенных пунктов области;
- обеспечить подачу областных и местных программ ТВ и РВ в юго - западный регион области;
- решить социальные проблемы (обеспечение местным ТВ, предоставление услуг ТФ ОП, дистанционное обучение, медицинская диагностика и т.д.);
- существенно повысить качество междугородной связи в районах области;
- создать предпосылки для проведения реконструкции телефонной сети области;
- решить проблему развития связи в крупных населенных пунктах области - городах Киров, Людиново, Козельск и Сухиничи;
- создать благоприятные условия для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности, в том числе и в отрасли переработки сельскохозяйственной продукции и местных сырьевых ресурсов.
Ниже в таблице приведены ориентировочные показатели на 2005 год.
Телефонная плотность
на 100 жителей по ОАО "Электросвязь"
Калужской области на 2005 год
Услуги сотовой связи на территории области, как уже отмечалось выше, предоставляют три оператора - ЗАО "КСС" (NMT-450), ЗАО "РТК" (GSM-900), ЗАО "Сатком" (AMPS).
Наибольший охват пользователей у ЗАО "КСС". В настоящее время установлено 6 базовых станций, в перспективе предусматривается установка базовых станций в городах Кондрово, Медынь, Киров и Людиново.
ЗАО "РТК" ввело в эксплуатацию в области также 6 базовых станций, предусматривается еще 4. Таким образом, планируется обеспечить качественную связь в г. Калуге и на всем протяжении участка трассы Калуга - Москва. Приоритетным направлением является обеспечение связи в городах Людиново, Киров, Кондрово. Но в силу технических характеристик зоны покрытия сотовой связи GSM пока уступают NMT-450.
Отличительная особенность сотовых сетей - это повышенный уровень сервиса, предоставляемого пользователю. Как правило, эти услуги доступны только населению с уровнем доходов, значительно превышающим средний. Бюджетная поддержка в этом случае не требуется. Напротив, целесообразно часть поступающих от этих операторов налоговых отчислений в областной и местный бюджеты направить в целевой фонд поддержки развития сельской связи.
5. Основные направления развития сети электросвязи
Калужской области на 2006-2010 годы
5.1. Развитие телефонной сети
Программа предусматривает поэтапное строительство волоконно - оптической линии связи и систем радиодоступа в районах области. После ее выполнения в 2005 году можно будет приступить к реализации следующих этапов развития сети электросвязи, предусматривающих полную реконструкцию связи в районах области, начиная с юго - западной зоны.
Ориентировочные затраты на развитие и реконструкцию сети электросвязи по районам приведены в таблице.
При расчете стоимость строительства одного номера принималась - 1000 долл. Это среднестатистическая величина. Стоимость строительства или реконструкции сетей связи каждого конкретного района может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону.
Полная реконструкция телефонной сети Калужской области позволит операторам предоставлять услуги на новом, более высоком уровне и обеспечит качественной связью жителей сельской местности.
5.2. Развитие информационных сетей и
сетей передачи данных
Настоящий документ учитывает бурный рост информационных технологий во всех сферах общественной жизни, новые виды услуг и последние достижения в области телекоммуникаций.
Создание современных транспортных сетей в области позволит предоставлять пользователю расширенный спектр услуг, таких как:
- видеотелефония;
- видеоконференция;
- доступ в интерактивном режиме к базам данных, в том числе и к Интернет-сетям.
Практическое применение это может найти в:
- здравоохранении: телемедицина. Поддержка в режиме реального времени групп скорой помощи и врачей в населенных пунктах области. Оснастив бригаду скорой помощи специальным оборудованием для организации видеотелефонии, можно получить необходимую консультацию в любом сельском населенном пункте.
- образовании: дистанционное обучение учащихся.
- деятельности правительства и органов управления: видеоконференция. Организация видеоконференций позволит более оперативно осуществлять руководство областью. У Глав муниципальных образований отпадет необходимость выезда в Калугу для участия в областных совещаниях.
Сегодня это возможно пока реализовать только в городах Калуга, Обнинск и некоторых районах области (Тарусский, Жуковский, Малоярославецкий). В процессе реализации предусмотренных мероприятий список этих районов будет расширяться.
5.3. Создание сетей связи в интересах
органов управления, правопорядка и для оповещения
населения о чрезвычайных ситуациях
Создание таких сетей связи давно является острой необходимостью для служб и организаций, которые по роду своей деятельности нуждаются в оперативной радиосвязи: органы управления, энергетики, скорая помощь, коммунальные службы, органы правопорядка, службы безопасности, транспортные и диспетчерские службы и многие другие, чья работа связана с постоянным перемещением в пределах области. При этом такая сеть отнюдь не будет являться сетью общего пользования, поскольку сегодня есть реальная возможность выделения практически каждой службе отдельной группы частот.
Связь между абонентами, имеющими радиостанции, может осуществляться как непосредственно друг с другом, так и через центральную передающую станцию. В последнем случае дальность радиосвязи многократно возрастает.
Кроме этого, при наличии соответствующего оборудования, возможен стык радиосети с телефонной сетью общего пользования, что ставит радиостанцию практически на одну позицию с радиотелефоном.
Для обеспечения функционирования органов исполнительной и представительной власти предполагается строительство специальной "наложенной" сети связи, которая базируется на специальных (защищенных) АТС, и использует цифровые (как временный вариант - аналоговые) каналы существующей внутризоновой сети. Специальные каналы строить нет необходимости, так как можно арендовать их у операторов телефонной сети.
Развитие внутризоновых сетей в Калужской области, строительство цифровых станций, транковых сетей, сетей радиодоступа позволит перевести на современный уровень и систему оповещения. Современные средства оповещения работают по цифровым каналам и во взаимодействии с цифровыми АТС. Таким образом, реконструкция телефонной сети создаст предпосылки и для проведения реконструкции системы оповещения, которая сегодня построена на базе аппаратуры 5Ф88 и АДУ-ЦБ. Это оборудование эксплуатируется около 30 лет и выработало свой ресурс.
Вывод:
В целях решения проблемы кардинального повышения качества электросвязи и создания потенциальной возможности предоставления потребителям широкого спектра телекоммуникационных услуг мирового уровня, повышения инвестиционной привлекательности регионов настоящая программа предусматривает развитие связи в Калужской области, исходя из следующих положений:
1. На тех территориях, где предоставление услуг связи является убыточным (сельская телефонная связь, фермерские хозяйства), финансирование должно осуществляться с использованием бюджетных финансовых ресурсов, а также собственных средств операторов связи и населения в соответствии с целевыми программами.
2. На территории области, где есть платежеспособный спрос на услуги связи, развитие осуществляется за счет средств самих операторов связи на коммерческой основе без привлечения бюджетных средств. При этом в развитии средств связи операторы должны строго соблюдать условия лицензии, нормативных документов Госкомтелекома и Госсвязьнадзора.
3. Финансирование развития информационных сетей и сетей передачи данных должно осуществляться не только в рамках программ развития электросвязи, но и в рамках целевых программ, направленных на развитие и поддержку здравоохранения, образования, развития информационных муниципальных сетей.
Финансирование целевой программы развития связи в конкретном районе или населенном пункте должно производиться на конкурсной основе.
Обязательными условиями конкурса должно быть использование оператором связи собственных средств не менее 25% от стоимости проекта.
В сводной таблице приведены основные мероприятия по реализации указанной программы. Стоимость строительства объектов связи зависит от конкретных условий (наличие цифровых каналов, высотных опор, состояние линейных сооружений, и т.д.). При подготовке данного документа использовалась среднестатистическая величина стоимости одного номера - 1000 долл. При проведении телефонизации компактных населенных пунктов при числе абонентов 250-500 и выше стоимость строительства в пересчете на один номер может быть снижена. В то же время при организации радио(проводного) доступа в малонаселенные пункты, значительно удаленные друг от друга, или при необходимости проведения дополнительных мероприятий (строительство высотных опор, линий связи, расширении АТС) стоимость строительства может увеличиться.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2005 ГГ.
1. Введение
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обеспечение своевременного оповещения и информирования населения области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (ст. 11 п. 1г).
Закон Калужской области от 22.12.97 г. № 21-ОЗ "О защите населения и территорий Калужской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязывает органы местного самоуправления оперативно и достоверно информировать население о состоянии защиты от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
Для этих целей в каждом районе области создана система оповещения. Это организационно - техническое объединение сил и специализированных технических средств оповещения и систем связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайных ситуациях.
Целью данной программы является - на основе оценки ситуации, сложившейся в системе централизованного оповещения области, - определить главные задачи ее развития и основные этапы реализации этих задач в установленные сроки.
2. Существующее состояние системы
централизованного оповещения
Оповещение населения и руководящего состава области организовано на базе аппаратуры системы централизованного оповещения 5Ф88 и АДУ-ЦБ, которая эксплуатируется около 30 лет и выработала свой ресурс.
В последние годы возможности системы оповещения сократились, и этот процесс продолжается. Это связано с сокращением сети проводного вещания, которая являлась основной информационной базой оповещения населения области и была организационно и технически связана с системой централизованного оповещения. По состоянию на начало 1999 года в ряде районов области (Барятинском, Думиничском, Мещовском, Мосальском) произведен переход на эфирное вещание, которое с существующей системой централизованного оповещения технически не связано.
В течение 2000-2005 годов планируются работы по дальнейшему расширению сети эфирного вещания в районах области с одновременным сокращением проводного вещания как убыточного. Расчет охвата населения области средствами проводного вещания приведен ниже. Таким образом, только 46% населения области может быть проинформировано в речевой форме о возникновении чрезвычайных ситуаций и до 66,5% населения области может быть доведен сигнал "Внимание всем" с помощью электросирен, что значительно ниже минимально допустимого руководящими документами уровня (75%, приказ МЧС России № 408-95 г. п. 2.3.2.2.).
В связи с окончательно сформировавшейся политикой Госкомсвязи России по сокращению сети проводного вещания, целесообразно пересмотреть отношение к ней, как основному виду информационного обеспечения.
Необходимо использовать для информирования населения в рамках областной системы централизованного оповещения сети радиовещания и телевидения.
Кроме того, в связи с переводом системы связи области на новую технику связи, идет процесс сокращения населенных пунктов, включенных в систему централизованного оповещения, т.к. аппаратура АДУ-ЦБ технически может работать только по физическим цепям. По состоянию на конец 1998 года их количество сократилось на 76% (Боровский район - Ермолино, Дзержинский район - Товарково, Пятовский, Думиничский район - Палики, Брынь, Жуковский район - Белоусово, Высокиничи, Износковский район - Мятлево, Кировский район - Жилино, Шайковка, Козельский район - Сосенский, Малоярославецкий район - Детчино, Ерденево, Сухиничский район - Середейский, Ульяновский район - Дудоровский, Ферзиковский район - Дугна, Хвастовичский район - Еленский, Жиздринский район - Зикеево, Судимир). В этих населенных пунктах включение системы оповещения осуществляется только местным запуском.
Положение в г. Калуге следующее: в новых микрорайонах Кубяка, Терепец, Северный, Дубрава, Аненки, Правобережье, Турынино не обеспечивается оповещение ни населения, ни руководящего состава с помощью СЦВ и электросирен.
Затраты на эксплуатационно - техническое обслуживание существующей областной системы оповещения составляют около 435 тыс. руб. в год с прогнозируемым, начиная с 2000 года, резким возрастанием стоимости примерно в 3 раза (до 1326 тыс. руб. в год) за счет включения в расчет стоимости аренды каналов связи.
Расчеты показывают, что экономически целесообразно произвести реконструкцию областной системы централизованного оповещения, по возможности опираясь на экономический потенциал предприятий и организаций Калужской области.
Разработан проект реконструкции системы централизованного оповещения области ("Спрут") с переоснащением на аппаратуру второго поколения П-160, выпуск которой продолжается уже более 20 лет, и которая тоже уже устарела. Кроме того, основное ее производство организовано вне территории России (г. Ромны, Украина).
МЧС России совместно с Министерством обороны России участвует в разработке нового поколения аппаратуры оповещения (П-166), но недостаточное финансирование этой работы тормозит процесс разработки. Приемные испытания аппаратуры комплекса П-166 планируются на начало 2000 г.
3. Основные мероприятия программы развития системы
оповещения Калужской области на 2000-2005 годы
В создавшихся условиях целесообразно в программу включить следующие мероприятия с разделением их по этапам:
I этап (2000 г.) - обеспечивающие информирование населения в речевой форме об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации с использованием как сети проводного вещания, так и каналов звукового сопровождения телевидения и радиовещательных станций:
а) оборудование АРМа оперативного дежурного главного управления по делам ГО и ЧС области по управлению системой централизованного оповещения населения (саундбластер, адаптер, модемные платы, программное обеспечение) - около 18 тыс. рублей;
б) монтаж на ГРТУ и ЦЦКС оборудования для перехвата программ проводного вещания "Радио России", "Юность", "Маяк" - около 9 тыс. рублей;
в) оборудование ОРТПЦ, АТС-4 коммутационной аппаратурой для перехвата каналов звукового сопровождения телевидения и радиовещательных станций (БОУ = 1, БПР = 4) - около 285 тыс. рублей;
г) развертывание на территории области опытного участка оповещения на базе комплекса технических средств нового поколения П-166 (за счет средств МЧС России) - 1600 тыс. руб.;
д) решение организационных вопросов по использованию для оповещения населения возможностей ГТРК "Калуга";
е) оборудование РТПС области коммутационной аппаратурой системы оповещения населения - около 356 тыс. рублей;
ж) монтажные работы - около 45 тыс. рублей;
з) приобретение спецсредств для обеспечения регистрации телефонных звонков жителей области с определением номера телефона звонившего абонента - около 200 тыс. рублей.
Общая стоимость работ I этапа - около 2513 тыс. рублей.
II этап (2001-2002 гг.) - обеспечивающие переход системы оповещения области от ручных к коммутируемым каналам в связи с развитием системы связи области, а также охват системой оповещения районов новостроек в г. Калуга:
а) оснащение ЦЦКС г. Калуга и части районов области оборудованием комплекса технических средств П-166 - около 2118 тыс. рублей;
б) оснащение АТС-2, 51/52 и их концентраторов в г. Калуга оборудованием комплекса технических средств П-166 - около 712 тыс. рублей;
в) монтажные работы - около 427 тыс. рублей;
г) закупка и установка электросирен в районах новостроек г. Калуга (электросирен С-40 - 20 шт.) - около 178 тыс. рублей;
д) создание локальных систем оповещения населения на потенциально опасных объектах экономики: АО "Аромасинтез", ГП "Калугаоблводоканал", АО "Калужский мясокомбинат", АО "Хладокомбинат", АО "Меркурий - Обнинск" - около 534 тыс. рублей.
Общая стоимость работ II этапа - около 3970 тыс. рублей.
III этап (2003-2005 гг.) - завершение работ по замене аппаратуры типа 5Ф88 на комплекс технических средств П-166.
а) оснащение остальных районов области оборудованием комплекса технических средств П-166 - около 1780 тыс. рублей;
б) оснащение АТС-3, 7 г. Калуга оборудованием комплекса технических средств П-166 - около 356 тыс. рублей;
в) монтажные работы - около 320 тыс. рублей;
г) создание локальных систем оповещения населения на потенциально опасных объектах экономики: ГНЦ ФЭИ, ГНЦ НИФХИ, АО "Новая база" - около 534 тыс. рублей.
Общая стоимость работ III этапа - около 2990 тыс. рублей.
Общая стоимость мероприятий по развитию системы оповещения Калужской области на 2000-2005 гг. около 9473 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 5277 тыс. рублей.
НАЛИЧИЕ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.99 Г.
----T---------------------------------T------T-----------------------------------T----------------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦Общая ¦ В том числе по годам ¦ Источник ¦
¦п/п¦ ¦сумма +-----T-----T-----T-----T-----T-----+ финансирования ¦
¦ ¦ ¦затрат¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦ ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦1. ¦1-ый этап: мероприятия по ¦ 2513¦ 2513¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦информированию населения в ¦ 1600¦ 1600¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦федеральный бюджет ¦
¦ ¦речевой форме с использованием ¦ 802¦ 802¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦областной бюджет ¦
¦ ¦сети проводного вещания и каналов¦ 111¦ 111¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦средства муниципальных¦
¦ ¦звукового сопровождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦
¦ ¦телевидения и радиовещательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦станций. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦2. ¦2-ой этап: переход системы ¦ 3970¦ - ¦ 1960¦ 2010¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦оповещения области от ручных к ¦ 2439¦ - ¦ 1220¦ 1219¦ - ¦ - ¦ - ¦областной бюджет ¦
¦ ¦коммутируемым каналам в связи с ¦ 997¦ - ¦ 480¦ 517¦ - ¦ - ¦ - ¦бюджет г. Калуги ¦
¦ ¦развитием системы связи области ¦ 534¦ - ¦ 260¦ 274¦ - ¦ - ¦ - ¦средства предприятий ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦3. ¦3-ий этап: завершение работ по ¦ 2990¦ - ¦ - ¦ - ¦ 990¦ 1000¦ 1000¦ ¦
¦ ¦замене аппаратуры типа 5Ф88 на ¦ 2036¦ - ¦ - ¦ - ¦ 690¦ 656¦ 690¦областной бюджет ¦
¦ ¦комплекс технических средств ¦ 420¦ - ¦ - ¦ - ¦ 140¦ 150¦ 130¦бюджет г. Калуги ¦
¦ ¦П-166 ¦ 534¦ - ¦ - ¦ - ¦ 160¦ 194¦ 180¦средства предприятий ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦ ¦Итого по разделу "Система ¦ 9473¦ 2513¦ 1960¦ 2010¦ 990¦ 1000¦ 1000¦ ¦
¦ ¦оповещения по ГОиЧС" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- за счет федерального бюджета ¦ 1600¦ 1600¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦- за счет областного бюджета ¦ 5277¦ 802¦ 1220¦ 1219¦ 690¦ 656¦ 690¦ ¦
¦ ¦- за счет бюджетов муниципальных ¦ 111¦ 111¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦ образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- за счет бюджета г. Калуги ¦ 1417¦ - ¦ 480¦ 517¦ 140¦ 150¦ 130¦ ¦
¦ ¦- за счет привлеченных средств ¦ 1068¦ - ¦ 260¦ 274¦ 160¦ 194¦ 180¦ ¦
¦ ¦ предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦ ¦ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ: ¦253585¦46137¦41820¦37168¦41970¦33420¦53070¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- за счет федерального бюджета ¦ 1600¦ 1600¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦- за счет областного бюджета ¦120087¦23362¦24600¦21149¦20185¦15451¦15340¦ ¦
¦ ¦- за счет средств ¦ 64818¦11026¦ 8715¦ 7407¦ 9213¦ 9177¦19280¦ ¦
¦ ¦ муниципальных образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- за счет привлеченных средств ¦ 67080¦10149¦ 8505¦ 8612¦12572¦ 8792¦18450¦ ¦
¦ ¦ предприятий и операторов связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------------------
Указанные суммы затрат определены исходя из сложившегося курса доллара США по состоянию на 01.10.99 года.
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 2006-2010 ГОДЫ
тыс. руб.
----T-----------------------------------T---------T----------------------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦Сумма ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦затрат на¦ ¦
¦ ¦ ¦2006-2010¦ ¦
¦ ¦ ¦г.г. ¦ ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦1. ¦Строительство пристройки к почтамту¦ 8200 ¦ ¦
¦ ¦в г. Калуге ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦2. ¦Строительство 2-ой очереди РТПС в ¦ 15300 ¦ ¦
¦ ¦г. Калуге ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦3. ¦Реконструкция сетей электросвязи по¦ 3448000 ¦Осуществляется поэтапно и в ¦
¦ ¦районам области ¦ ¦последующие годы с учетом ¦
¦ ¦ ¦ ¦фактического состояния ¦
¦ ¦ ¦ ¦телефонной сети районов и по¦
¦ ¦ ¦ ¦мере поступления средств. ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦4. ¦Строительство транкинговой сети ¦ 5400 ¦ ¦
¦ ¦Калужской области ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦5. ¦Строительство информационной сети ¦ 1980 ¦ ¦
¦ ¦Калужской области ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+---------+----------------------------+
¦ ¦ИТОГО: ¦ 3478880 ¦ ¦
L---+-----------------------------------+---------+-----------------------------
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
"Целевая программа обеспечения территорий Калужской области средствами связи на 2000-2005 годы" является социальным проектом и, в первую очередь, для жителей отдаленных от областного центра населенных пунктов.
Она разработана с учетом сложившейся на территории области ситуации в отраслях электросвязь, телерадиовещание, почтовая связь и система оповещения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и учитывает опыт ведущих организаций отрасли - ОАО "Электросвязь", ГП "Калужский областной радиотелевизионный передающий центр", Управления федеральной почтовой связи Калужской области, главного управления по делам ГО и ЧС, Управления Госсвязьнадзора по Калужской области. Одними из инициаторов ее создания выступили органы местного самоуправления ряда районов области.
Реализация программы позволит почтовой службе стать важным элементом рыночной и информационной инфраструктуры области, способствующей развитию предпринимательства, самофинансированию своего развития.
Обеспечение населения качественными многопрограммными радиовещанием и телевидением, в том числе и региональным, будет способствовать повышению информированности населения области и его политической активности.
В результате реализации данной программы жители сельской местности районов области получат возможность пользоваться качественными услугами телефонной сети. Уровень телефонизации в отдаленных районах повысится до среднестатистического по области.
Финансирование программы предусматривается за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, собственных средств операторов связи и привлеченных средств предприятий и населения.
Механизм ее реализации будет осуществляться через прямое участие средств областного бюджета в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Созданная областная собственность на основе договоров будет передаваться государственным предприятиям в безвозмездное пользование.
При осуществлении коммерческих проектов средства областного бюджета будут предоставляться на возвратной и срочной основе с уплатой процентов по действующему законодательству или путем закрепления в областной собственности соответствующей части акций тех акционерных обществ, которым будут передаваться созданные в результате реализации данного проекта объекты связи.
Выбор операторов связи будет производится на конкурсной основе. Предусматривается направлять часть налоговых отчислений операторов связи, поступающих в областной и местные бюджеты, и дополнительные отчисления операторов связи, не участвующих в создании инфраструктуры связи в сельской местности, в целевой фонд поддержки развития сельской связи области.
Одним из условий привлечения инвесторов к реализации программы должно стать долевое участие средств областного бюджета и средств муниципальных образований по отдельным проектам развития связи (в части создания определенной областной и муниципальной доли собственности), а также установление операторам связи, занимающимся телефонизацией села, специального льготного налогового режима в части налогов, зачисляемых в областной бюджет.
Департамент строительства и средств сообщения области и операторы связи ежегодно выходят в комиссию по региональной налоговой политике при Правительстве области по предоставлению операторам связи, работающим в сельской местности, льготного налогообложения в части платежей в областной бюджет.
Заказчиками работ являются:
- выполняемых за счет средств областного бюджета - департамент строительства и средств сообщения области;
- выполняемых за счет собственных средств предприятий - соответствующие предприятия и операторы связи;
- выполняемых за счет средств муниципальных образований - местные органы власти согласно протоколам о намерениях, составляемых ежегодно при формировании бюджета области.
Ответственными исполнителями по каждому направлению развития средств связи являются департамент строительства и средств сообщения области и соответствующие предприятия и операторы связи.
Ход реализации программы ежегодно рассматривается на заседаниях Правительства области.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С УТВЕРЖДЕНИЕМ "ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТЕРРИТОРИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ
НА 2000-2005 ГОДЫ"
Утверждение "Целевой программы обеспечения территорий Калужской области средствами связи на 2000-2005 годы и основных направлений на 2006-2010 годы" требует принятия закона Калужской области о целевом фонде поддержки развития сельской связи области, формирующемся из налоговых отчислений операторов связи, поступающих в областной и местный бюджеты, и дополнительных отчислений операторов связи, зарегистрированных на территории области и не участвующих в создании инфраструктуры связи в сельской местности.
---------------------------T----------------------------T----------¬
¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦исполнения¦
+--------------------------+----------------------------+----------+
¦1. Закон Калужской области¦Комитет по законодательным ¦30 декабря¦
¦"О целевом фонде поддержки¦предположениям администрации¦1999 года ¦
¦развития сельской связи ¦Губернатора области ¦ ¦
¦области" ¦ ¦ ¦
L--------------------------+----------------------------+-----------
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ "ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ НА 2000-2005 ГОДЫ"
----T-------------------------------------T------------------------¬
¦ № ¦ Наименование программ ¦ Общая сумма затрат ¦
¦п/п¦ +---------T--------------+
¦ ¦ ¦тыс. руб.¦тыс. долл. США¦
+---+-------------------------------------+---------+--------------+
¦ 1 ¦Программа развития почтовой связи ¦ 22660 ¦ 871 ¦
+---+-------------------------------------+---------+--------------+
¦ 2 ¦Программа развития телерадиовещания ¦ 36442 ¦ 1402 ¦
+---+-------------------------------------+---------+--------------+
¦ 3 ¦Программа развития электросвязи ¦ 185010 ¦ 7116 ¦
+---+-------------------------------------+---------+--------------+
¦ 4 ¦Программа развития системы оповещения¦ 9473 ¦ 364 ¦
+---+-------------------------------------+---------+--------------+
¦ Итого по программам: ¦ 253585 ¦ 9753 ¦
L-----------------------------------------+---------+---------------
Указанные суммы затрат определены исходя из сложившегося курса доллара США по состоянию на 01.10.99 г. (26 руб. за 1 долл. США)