Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАЗЪЯСНЕНИЯ Государственной налоговой инспекции по Калужской области от 01.09.1999
"О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
"Деловой вестник", № 1, 08.09.1999






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Как известно, налоговые платежи являются основным источником пополнения бюджета и гарантией существования государства. Определяющую роль в налоговой политике занял Налоговый кодекс РФ, часть 1 которого введена в действие с 01.01.99 г. При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют на территории РФ в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса.
К таким законам относится Закон РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. № 2030-1 с последующими изменениями и дополнениями. На основании этого закона разработана и утверждена Росгосналогслужбой РФ (ныне Министерством по налогам и сборам - МНС) инструкция "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" № 33.
Эти два сравнительно небольшие по объему документа (но значительные по содержанию) и определяют взаимоотношения сторон: налогоплательщика, Госналогинспекции, бюджета.
Рассмотрим отдельные вопросы, которые возникают у налогоплательщиков при исчислении и уплате налога на имущество.
Статьей 1 закона определено, что плательщиками налога являются предприятия, учреждения, организации (далее предприятия), филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий... имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Сразу же рассмотрим п. 3 ст. 7 Закона "Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений...". В отношении обособленных подразделений и ломались копья налогоплательщиков и Госналогинспекций. Теперь статья 11 части 1 Налогового кодекса РФ определяет, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
Инструкцией № 33 конкретно определен объект налогообложения и порядок исчисления налогооблагаемой базы, для которой за основу принимаются отражаемые в активе баланса остатки по отдельным счетам бухгалтерского учета. Не будем рассматривать все счета, отметим только, что, приобретая предмет, предприятию следует определить, является ли он основным средством или малоценным либо быстроизнашивающимся предметом (МБП).
В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-Н, к основным средствам относятся средства труда, которые отвечают одновременно двум условиям:
- стоимость их на дату приобретения превышает 100-кратный размер минимальной месячной оплаты труда (за исключением основных средств, по которым это условие не учитывается);
- срок службы таких предметов превышает один год.
Если одно из этих условий не выполняется, то предмет является оборотным средством МБП. При этом необходимо определить, что считать инвентарным объектом, являющимся единицей учета основных средств, который следует сравнивать с установленным лимитом. Например, компьютер - это системный блок, содержащий монитор, клавиатуру, манипулятор - мышь и т.д., - это будет один инвентарный объект.
Если сложно определить инвентарный объект как единицу учета, следует воспользоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госкомстата России 26.12.94 г. № 359.
Статья 4 Закона "О налоге на имущество" содержит довольно внушительный перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, а также непосредственно имущества, стоимость которого исключается из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Здесь обозначим одну проблему. Согласно закону бюджетные учреждения и организации не являются плательщиками налога, но в условиях рыночных отношений вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, в частности торгово - закупочной, а также сдачей части основных фондов в аренду, при этом не считают себя плательщиком налога на имущество. Считаем эту позицию неверной, так как согласно инструкции № 33 в расчет налогооблагаемой базы включаются остатки по счетам бухгалтерского учета 41 "Покупная цена", 45 "Товары отгруженные" и, безусловно, счета 01 "Основные средства" на стоимость объектов, сданных в аренду.
Кроме льгот, предусмотренных законом, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основной порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ч. 2, ст. 56 части 1 НК РФ). Устанавливать ставку налога на имущество для отдельных предприятий также не разрешается.
Налог на имущество предприятий имеет существенное значение в решении социально - экономических проблем области, поскольку в консолидированном бюджете области на его долю приходится 16-18 процентов. Этот показатель может и должен быть выше при безусловном погашении долгов всеми предприятиями - недоимщиками.
Для сравнения - поступило налога на 01.01.99 г. - 199848 тыс. руб., а недоимка составила - 108920 тыс. руб., или 54,1 процента к поступившей сумме. (Как говорится, без комментариев.)
Одну из проблем по налогу на имущество добавил Закон Калужской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Известно, что предприятия, перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты ряда налогов, в том числе и налога на имущество. Это хорошо и просто, когда все сферы деятельности предприятия подпадают под действие единого налога. А по многопрофильным предприятиям? По одному виду они являются плательщиками единого налога и в то же время, используя одни и те же площади, занимаются другими видами деятельности, не подпадающими под действие Закона о едином налоге. В этой ситуации возникает вопрос, как у налогоплательщика, так и у Госналогинспекции о порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятия. То же самое можно сказать о торговых залах, складских помещениях и т.п., только частично используемых в силу объективных причин.
Госналогинспекция по области напоминает, что уплата налога на имущество по расчету за девять месяцев производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.


Начальник отдела налогообложения
прибыли и имущества юридических лиц
Госналогинспекции по Калужской области
Е.Говорунов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru