ПОСТАНОВЛЕНИЕ Городской Думы г. Калуги № 84 от 30.03.1999
"О "КОНЦЕПЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. КАЛУГИ НА 1998-2000 ГГ."
О "КОНЦЕПЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. КАЛУГИ
НА 1998-2000 ГГ."
Заслушав и обсудив "Концепцию стабилизации и развития агропромышленного комплекса г. Калуги на 1998-2000 гг.", разработанную управлением сельского хозяйства и продовольствия, городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Одобрить представленную управлением сельского хозяйства и продовольствия "Концепцию стабилизации и развития агропромышленного комплекса г. Калуги на 1998-2000 гг." (Приложение).
2. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на председателя комитета по комплексному развитию города и городского хозяйства Яковлева В.В.
Председатель городской Думы
В.В.Артемов
Приложение
к постановлению
городской Думы г. Калуги
от 30 марта 1999 г. № 84
КОНЦЕПЦИЯ
СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. КАЛУГИ
В 1998-2000 ГОДАХ
Агропромышленный комплекс пригорода специализируется на производстве овощей, картофеля, молока, мяса, продукции птицеводства и является одним из основных производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольствием населения областного центра.
АПК города располагает мощным потенциалом для производства сельскохозяйственной продукции, который создавался более 20 лет.
Были созданы и обустроены овощеводческие совхозы: им. К.Э.Циолковского, "Росва", "Тепличный", государственные учреждения: "Калужский" и Госконюшня, сельскохозяйственно - производственный кооператив "Ольговский", АОЗТ "Карачевская птицефабрика", АО "Молком", крупная овощная база в Азарово, консервный цех в совхозе им. Циолковского, построены оросительные системы на площади 3200 га, животноводческие комплексы в госучреждениях: "Калужский", Госконюшне и ряд других объектов.
Производственная база АПК была рассчитана на промышленное производство, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, на круглогодовое гарантированное снабжение продовольствием населения г. Калуги.
Однако, в последние годы в условиях общего спада производства в аграрном секторе страны, в АПК города наметилась устойчивая тенденция к разрушению производственного потенциала всех отраслей, к снижению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур, сокращению поголовья скота. Парк тракторов и зерноуборочных комбайнов сократился на 30%, более половины всей имеющейся сельскохозяйственной техники изношена и требует обновления.
Вследствие резкого сокращения применения удобрений, возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к дальнейшему истощению почвы, падению продуктивности пашни и, как результат, спад собственного сельскохозяйственного производства в пригороде.
Приостановлены работы по капитальному строительству, мелиорации и реконструкции мелиоративных систем, известкованию и фосфоритованию почв, защите растений от вредителей и болезней. Внесение минеральных удобрений по сравнению с 1991 годом сократилось в 10 раз. В настоящее время все хозяйства пригорода находятся в тяжелом экономическом и финансовом положении.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежи, несвоевременным и недостаточным бюджетным финансированием.
Согласно пояснительной записки к проекту Федерального закона "О компенсации и потерях сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи со сложившимся паритетом цен" за период с 1990 г. по 1997 гг., цены на промышленную продукцию, услуги выросли в 8848 раз, а на сельскохозяйственную продукцию увеличились в 2003,4 раза. Уровень доходов пригородных хозяйств не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материально - техническую базу, рассчитываться по долгам, налогам и по оплате труда. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции не покрывает даже затрат на ее производство, что видно из таблицы.
Соотношение выручки за проданную продукцию к затратам составило в 1996 г. - 54%, в 1997 г. - 59%, в 1998 г. - 64%.
Необходимо отметить, что финансовый результат (убыток) от хозяйственной деятельности составил бы лишь 1429,8 тыс. руб., вместо 10519 тыс. руб. за 1998 год, при государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в полном объеме согласно постановления РФ № 392 от 15 апреля 1998 года "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1998 г." (см. приложение № 17).
Поэтому задача депутатов всех уровней - способствовать своевременному поступлению в полном объеме финансовых средств из бюджетов.
В этих тяжелых условиях сельские товаропроизводители пригорода продолжают использовать землю и получать урожай за счет остаточного плодородия почв и приобретенных ранее материально - технических ресурсов.
Пригородные хозяйства располагают высококвалифицированными кадрами руководителей, специалистов сельского хозяйства, овощеводов, механизаторов, животноводов, которые в состоянии стабилизировать и возобновить рост производства сельскохозяйственной продукции при соответствующей финансовой и материально - технической поддержке государства.
В целях сохранения плодородия почв и уровня сельскохозяйственного производства, управление сельского хозяйства и продовольствия совместно с руководителями и специалистами хозяйств разработало ряд целевых программ по отдельным отраслям: программу обеспечения плодородия земель на 1998-2000 годы, программы развития овощеводства открытого грунта в совхозе им. К.Э.Циолковского и "Росва", защищенного грунта в совхозе "Тепличный", программу развития коневодства и производства кумыса в Госконюшне "Калужская".
Подольским селекционно - племенным центром с участием зооветспециалистов управления сельского хозяйства на научной основе составлены планы селекционно - племенной работы со стадом крупного рогатого скота швицкой породы в совхозе им. К.Э.Циолковского и СПК "Ольговский" на 1998-2000 годы.
Цель разработки концепции стабилизации и развития АПК г. Калуги.
Пригородные хозяйства изначально создавались как крупные специализированные хозяйства для обеспечения населения г. Калуги овощами, картофелем, мясом, молоком, продукцией птицеводства. Задача управления сельского хозяйства и продовольствия и трудовых коллективов - обеспечить сохранение специализации и достигнутых объемов производства, а именно:
овощеводство открытого и защищенного грунта;
производство картофеля;
молочное производство;
птицеводство;
переработка сельскохозяйственной продукции.
Концепция предусматривает разработку и реализацию целевых программ по отраслям сельскохозяйственного производства, в которых будут отражены конкретные мероприятия концепции, их объемы и сроки исполнения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АПК
1. Земледелие и растениеводство
Стабилизацию и возобновление роста объемов производства продукции растениеводства намечается достигнуть за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур на основе повышения плодородия почв, применения энергосберегающих технологий, для чего необходимо:
- приступить, начиная с 1998 года, к освоению разработанной "Комплексной программы обеспечения плодородия почв в пригородных хозяйствах г. Калуги на 1998-2000 годы";
- обеспечить поддержание почвенного плодородия, преимущественно за счет биологизации земледелия. Расширить в севооборотах посевы клеверов 1-2 года пользования до 3000 га, что составит 25-30% к пашне. Широко использовать посевы гороха, вики, люцерны, люпина, рапса, козлятника и других зернобобовых культур, что дает возможность не только улучшить почвенное плодородие, но и увеличить производство растительного белка в кормах;
- улучшить работу по накоплению, хранению и внесению органических удобрений, полнее использовать для компостирования навоз, торф, птичий помет, солому и другие органические остатки растениеводства, подготовить на всех фермах грунтовые площадки для компостирования и хранения органических удобрений, использовать для этого все имеющиеся навозохранилища и свободные силосные траншеи. В целях увеличения производства органических удобрений, полного использования птичьего помета с Карачевской птицефабрики и торфа, с торфоместорождения "Плетеневка" совхоза им. К.Э.Циолковского, организовать совместное производство этими хозяйствами торфонавозных компостов для собственного применения, а также реализации садоводческим товариществам и другим потребителям;
- в связи с сильной засоренностью пашни и необеспеченностью средствами защиты растений, производить борьбу с сорной растительностью преимущественно агротехническими приемами, ввести в севообороты содержание чистых паров. Посевы овощей, корнеплодов, семенных участков зерновых культур проводить, как правило, по очищенным от сорняков полям. Обеспечить правильное чередование культур в севооборотах, которое в сочетании с системой обработки почвы позволит в значительной мере избавиться от сорняков и предотвратить распространение болезней растений. Использование ядохимикатов осуществлять возможно меньшими дозами, применять совместное внесение ядохимикатов и удобрений, локальное внесение гирбицидов, малообъемное опрыскивание;
- произвести известкование кислых почв в 1999 г. - 500 га, в 2000 г. - 1000 га, фосфоритование почв по 300 га ежегодно;
- выполнить работы по окультуриванию мелиорированных земель на площади 600 га, приступить к проведению реконструкции оросительных систем в совхозах им. Циолковского и "Росва";
- обеспечить закладку семенных участков для размещения новых высокоурожайных сортов зерновых и картофеля, освоить семеноводство трав для полного обеспечения семенами клевера и злаковых многолетних трав собственного производства, продолжить работу по семеноводству овощных культур в совхозе им. К.Э.Циолковского;
- провести в 1999-2000 гг. реконструкцию первой очереди теплиц в совхозе "Тепличный", источником финансирования является областной бюджет;
- реализовать мероприятия, заложенные в целевых программах развития овощеводства открытого грунта в совхозе им. Циолковского и "Росва", защищенного грунта в совхозе "Тепличный".
2. Животноводство
В 1999-2000 годах предусматривается обеспечить стабилизацию и рост производства продукции животноводства за счет организационно - хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно - профилактических мероприятий, повышения качества кормов и организации полноценного кормления животных.
Намечается иметь в 2000 году на конец года в целом по пригороду:
Для выполнения этих показателей в сельскохозяйственных предприятиях будет проводиться целенаправленная селекционно - племенная работа с целью улучшения и закрепления генетического потенциала породных и продуктивных качеств животных. Особое внимание будет обращено: интенсивному ремонту и структуре стада, индивидуальному закреплению быков улучшателей по продуктивности и жирномолочности для племядра, оптимизации системы выращивания телок, ведению зоотехнического учета, работе ветеринарной службы и техников по искусственному осеменению животных, что позволит:
- сократить яловость коров на 4% (1998 г. было 18%) и за счет этого дополнительно получить 100 телят;
- увеличить срок хозяйственного использования коров до 6 лактаций за счет сокращения их выбраковки и индивидуальной оценки животных племенного ядра;
- увеличить молочную продуктивность коров на 100-110 кг;
- довести ввод первотелок до 25 голов на 100 коров (с 1998 г. было 23 головы);
- проводить работу по профилактике общей оздоровительной ситуации лейкоза крупного рогатого скота;
- для восстановления объемов производства мяса будет продолжена работа по организации откорма скота, повышению суточных привесов, сокращению забоя мелковесного скота.
В целях стабилизации производства продукции птицеводства на АОЗТ "Карачевская птицефабрика" за счет улучшения технологии кормления и содержания птицы обеспечить в 2000 году:
- производство яиц - 60 млн. шт., мяса птицы - 600 тонн, получить на курицу - несушку - 232 яйца;
- увеличить исходя из потребности продажу молодняка птицы населению;
- продолжить работу по заключению и реализации договоров о совместном производстве продукции между АОЗТ "Карачевская птицефабрика" и ОАС "Сухиничский комбикормовый завод", зерносеющими хозяйствами Бабынинского, Мещовского и других районов;
- провести в 1998-2000 годах работы по реконструкции котельной, очистных сооружений и 3-х птичников.
3. Реализация и переработка сельскохозяйственной продукции
В условиях рыночной системы, конкуренции, ценообразования с учетом спроса и предложения реализация сельскохозяйственной продукции будет осуществляться по разным схемам:
- прямые связи сельских товаропроизводителей с потребителями их продукции;
- закупки сельскохозяйственной продукции для обеспечения организаций бюджетной сферы города Калуги, для федеральных и региональных нужд на конкурсной основе;
- реализация продукции на Калужском оптовом рынке и рынках г. Москвы;
- реализация через участие в областных, городских ярмарках, выставках - распродажах;
- на розничных рынках г. Калуги и районов области;
- через фирменную торговлю;
- реализация и переработка молока будет в основном обеспечиваться за счет торговли цельным молоком в г. Калуге и переработки его непосредственно в пригородных хозяйствах;
- переработка овощной продукции будет проводиться на консервном цехе совхоза им. К.Э.Циолковского, а также действующих перерабатывающих предприятиях области.
В целях увеличения объемов переработки сельскохозяйственной продукции, ассортимента и повышения качества продукции будет продолжена работа по установке в хозяйствах линий по первичной переработке молока, сушке и расфасовке овощной продукции, намечена реконструкция консервного цеха в совхозе им. Циолковского и увеличения им выпуска консервов с 500 до 750 тонн.
4. Фермерские и личные подсобные хозяйства
Большой вклад в продовольственное обеспечение населения в г. Калуги вносят личные подсобные хозяйства и садоводческие товарищества. Владельцы приусадебных и садовых участков, фермеры обеспечивают себя сельскохозяйственной продукцией и излишки продают населению города.
В целях дальнейшего развития фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводческих товариществ, освоения ими передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания животных планируется:
- оказывать всемерную помощь в освоении передового опыта, внедрении прогрессивных технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- оказывать помощь в выполнении мероприятий по повышению плодородия земель и их использования, известкованию кислых почв, в решении вопросов инженерного обустройства (строительстве дорог, водоснабжения, электрификации, газификации);
- оказывать содействие фермерским хозяйствам в получении государственных инвестиций, а также дотаций и компенсаций из бюджетов всех уровней и осуществлять контроль за их целевым использованием;
- оказывать помощь в составлении бизнес - планов, в поиске инвесторов и получении льготных кредитов;
- оказывать содействие в обеспечении племенным скотом, семенами, техникой и проведении ее ремонта;
- направлять на обучение и повышение квалификации глав и членов крестьянских и фермерских хозяйств.
5. Материально - техническое и финансовое обеспечение
Материально - техническое обеспечение сельских товаропроизводителей будет осуществляться через системы АООТ "Калугаагроснаб", АООТ "Агротехника" и по прямым связям. В основе обеспечения техникой и запасными частями будет лизинг, собственные средства и кредиты.
Приобретение горюче - смазочных материалов, минеральных удобрений будет осуществляться по прямым связям с поставщиками этих ресурсов.
Организационно - экономические меры материально - технического обеспечения предусматривают:
- внедрение энергосберегающих технологий (применение широкозахватной, многооперационной технологии, минимальной обработки почвы, местное внесение минеральных удобрений);
- внедрение более совершенных технологий заготовки, консервирования и хранения кормов, переработке зернофуража;
- выполнение мероприятий по сбережению и экономному расходованию энергетических ресурсов: электроэнергии, газа, ГСМ.
Основными источниками финансовых ресурсов будут собственные средства сельхозпредприятий и других товаропроизводителей, кредитные ресурсы льготного кредитования АПК, авансовые выплаты под продукцию, закупаемую для федеральных и региональных нужд. А также средства, областного и федерального бюджетов, выделяемые на поддержку агропромышленного комплекса и возможное освобождение хозяйств от местных налогов.
Для улучшения финансового состояния сельхозпредприятий и повышения рентабельности сельскохозяйственного производства продолжается работа по:
- переоценке основных производственных фондов и снижению удельного веса амортизационных отчислений в структуре себестоимости продукции;
- завершению передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность г. Калуги.
Работа с кадрами
Для кадрового обеспечения агропромышленного комплекса намечено проводить следующие мероприятия:
- продолжить подготовку специалистов сельского хозяйства в высших и средних учебных заведениях, в т.ч. за счет средств хозяйств;
- провести в 1999-2000 гг. в областном или Министерства сельского хозяйства РФ учебных центрах обучение по повышению квалификации всех руководителей и не менее 50% специалистов пригородных хозяйств;
- провести в 1999-2000 гг. в областном или Министерства сельского хозяйства РФ учебных центрах обучение по повышению квалификации всех руководителей и не менее 50% специалистов пригородных хозяйств;
- проводить стажировку вновь назначенных главных специалистов и руководителей хозяйств в лучших хозяйствах пригорода и области;
- подготовить в школах и на курсах:
- изучать и осваивать опыт рыночных отношений специалистам, руководителям хозяйств, специалистам управления сельского хозяйства и продовольствия, посещая межрегиональные, федеральные и областные выставки.
Управление АПК
Управление сельского хозяйства и продовольствия призвано обеспечить координацию взаимосвязанной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых организаций независимо от форм собственности.
Основными функциями управления являются:
- организация и размещение на конкурсной основе муниципального заказа на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия для учреждений бюджетной сферы;
- разработка и реализация предложений, прогнозов развития АПК;
- содействие формированию рыночных отношений во всех отраслях АПК;
- организационная работа по выполнению комплексной программы обеспечения плодородия почв, защите растений и животных от вредителей, болезней, по освоению новых технологий и методов хозяйствования;
- методическая помощь в организации налаживания семеноводства и ведения племенного дела;
- консультативное и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей;
- сбор информации по текущей хозяйственно - финансовой деятельности по периодам работ;
- подготовка и проведение сельскохозяйственных выставок - ярмарок;
- работа с кадрами специалистов сельского хозяйства;
- обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- выполнение постановлений, распоряжений городского Головы и городской Управы по вопросам сельского хозяйства и продовольственного обеспечения города;
- выполнение и других функций в соответствии с действующим законодательством РФ.
Управление сельского хозяйства в своей работе взаимодействует с департаментом сельского хозяйства и областными службами АПК.
Приложение № 1
к концепции
Стабилизации АПК г. Калуги на 1999-2000 гг.
ПОСЕВНЫЕ ПЛОЩАДИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КУЛЬТУР НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА