ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 32 от 02.04.1998
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1998-2000 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 154-155, 24.06.1998
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 апреля 1998 г. № 32
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1998-2000 ГГ.
Придавая исключительно важное значение вопросам обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 г. № 1173 "О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг." Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить областную целевую программу "Безопасное материнство" на 1998-2000 гг. (прилагается).
2. Внести данную программу на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на директора департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения области Исаева В.А.
Вице-губернатор области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 2 апреля 1998 г. № 32
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1998-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы: "Безопасное материнство"
2. Заказчик программы: Департамент здравоохранения
и лекарственного обеспечения
области
3. Разработчик программы: Департамент здравоохранения
и лекарственного обеспечения
области
4. Дата принятия решения 15.06.97 г.
о разработке программы:
Дата утверждения
5. Цели и задачи программы: Совершенствование организации и
улучшение качества акушерско -
гинекологической помощи,
направленное на снижение
перинатальной и материнской
смертности, заболеваемости
беременных и новорожденных
8. Перечень подпрограмм Прилагается
и основных мероприятий
9. Исполнители подпрограмм:
Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения
области, лечебно -
профилактические учреждения
области
10. Объемы и источники Областной бюджет -
финансирования 1632,3 тыс. руб.
бюджет муниципальных
образований - 121,5 тыс. руб.
11. Ожидаемые конечные Снижение материнской и
результаты программы перинатальной смертности
12. Система организации Контроль за исполнением
контроля за исполнением программы осуществляется
программы департаментом здравоохранения и
лекарственного обеспечения
области. Информация о
выполнении направляется в
Правительство области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1998-2000 ГГ.
Областная целевая программа "Безопасное материнство" была разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. № 1173 от 14.10.94 г.
В 1995-1997 гг. программа целевого финансирования не получала. Необходимость разработки и реализации данной программы обусловлена следующими факторами:
1. Ухудшение состояния здоровья беременных женщин, что приводит к увеличению осложненного течения беременности и родов. Так, анемия беременных выросла с 24,2% в 1994 г. до 37,8% в 1997 г., неосложненные роды наблюдались только в 18,4% случаев.
2. Увеличение показателя младенческой смертности (1995 г. - 17,6%, 1996 г. - 16,6%, 1997 г. - 19,2%), в структуре которой ведущее место занимают болезни перинатального периода (43% всех случаев смерти детей до 1 года жизни).
В Калужской области продолжают регистрироваться случаи материнской смертности (в 1996 г. - 2 случая, в 1997 г. - 4 случая). Известно, что 2/3 случаев смерти женщин предотвратимы. Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско - гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий. Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин Калужской области не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам.
Недоступность для малообеспеченных женщин цен на медикаментозные препараты приводит к частым отказам от амбулаторного лечения, затрудняя проведение профилактических мероприятий.
Суть программы состоит:
- в бесплатном снабжении беременных из малообеспеченных семей лекарственными препаратами для лечения и профилактики анемии;
- в совершенствовании организации акушерско - гинекологической помощи, включающей в себя оснащение женских консультаций и родовспомогательных учреждений необходимым оборудованием.
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным за счет внедрения современных технологий. В результате можно ожидать снижение перинатальной и материнской смертности, заболеваемости и инвалидизации женщин и детей.
Стоимость программы на 3 года 1753,8 тыс. руб., в том числе из областного бюджета 1632,3 тыс. руб., из бюджетов муниципальных образований - 121,5 тыс. руб.
Финансирование из бюджетов муниципальных образований согласовано с муниципальными образованиями "город Киров и Кировский район" "Жуковский район", "Малоярославецкий район".
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Последние годы характеризуются неуклонным снижением потенциала здоровья, точно реагирующего на сложный период социально - экономического неустройства государства. Состояние здоровья женщин - матерей, беременных, детей всех возрастов и уровень оказания им медицинской помощи - яркое тому свидетельство.
В структуре населения области женщины составляют 53,5%. Среди них 47,8% находятся в детородном возрасте.
Защита материнства должна стать одной из приоритетных задач общества. На фоне снижения рождаемости продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных.
Это видно при анализе заболеваемости:
Рост экстрагенитальной патологии привел к увеличению процента осложненного течения беременности и родов, развитию ряда тяжелых акушерских осложнений. Неосложненные роды наблюдаются лишь в 18,4% случаев.
Все виды экстрагенитальной патологии и осложнений во время беременности отразились на заболеваемости новорожденных и перинатальной смертности.
В структуре заболеваемости новорожденных и перинатальной смертности ведущее место занимают инфекционные причины и врожденные аномалии развития. Патология перинатального периода занимает ведущее место и в структуре младенческой смертности и составляет 43% всех случаев смертей до 1 года жизни. При этом среди всех состояний перинатального периода можно выделить врожденные пороки развития 23,1% и инфекционные болезни - 13,4%.
Исследования показывают, что перинатальная смертность является результатом осложнений, возникших в течение беременности, заболеваний беременных экстрагенитальной патологией (анемии, заболевания почек, сердечно - сосудистой системы).
Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья женщины и качество оказания им медицинской помощи, является материнская смертность, которая в 1997 г. составила 56,9 на 100 тыс. живорожденных (48,9 - по России) или в абсолютных числах - 4 случая. В 1995 г. случаев материнской смертности не было, в 1996 г. - 28,6 (2 случая).
Существующая система организации службы охраны здоровья женщин, материально - техническое, лекарственное обеспечение и уровень подготовки медицинского персонала не обеспечивают качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам.
Поднятые проблемы требуют незамедлительного принятия неотложных мер, проведения реорганизации существующей системы охраны материнства и детства в области.
Основные цели и задачи программы
Целью программы является совершенствование организации и улучшение качества акушерско - гинекологической помощи, направленное на снижение перинатальной и материнской смертности, заболеваемости беременных и новорожденных.
Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих задач:
1. Реорганизация акушерско - гинекологической и перинатальной службы.
2. Внедрение современных технологий диагностики, лечения и реабилитации в акушерстве и неонатологии.
3. Обеспечение службы оборудованием и медикаментами.
Основные направления реализации программы
Основным направлением реализации программы является деятельность, направленная на реорганизацию акушерско - гинекологической службы в области.
Принципы реорганизации службы:
1. Реорганизацию акушерско - гинекологической службы проводить на базе существующих лечебно - профилактических учреждений области.
2. Пересмотреть функции и характер деятельности женских консультаций с учетом развития службы планирования семьи, подготовки женщин к беременности и родам, совершенствование качества перинатальной диагностики.
3. В условиях экономической реформы, снижения рождаемости и падения рентабельности работы акушерского стационара необходимо:
разуплотнение существующих стационаров;
создание условий для совместного пребывания матери и ребенка;
расширение и укрепление службы реанимации и интенсивной терапии беременным и новорожденным;
организация дородовой госпитализации и родоразрешения
беременных группы высокого риска из районов области в областном родильном доме.
Источники финансирования программы
На 1998-2000 гг. затраты составят 1753,8 тыс. руб., в том числе за счет областного бюджета - 1632,3 млн. руб. за счет бюджетов муниципальных образований - 121,5 млн. руб.
Механизм реализации программы
Программа будет реализовываться путем закупки медицинского оборудования (через ПТО "Медтехника) и медикаментов (под контролем отдела лекарственного обеспечения департамента здравоохранения области), в соответствии с мероприятиями, разработанными в программе.
Оценка эффективности программы
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным за счет внедрения современных технологий. В результате можно ожидать снижения перинатальной и материнской смертности, заболеваемости и инвалидизации женщин и детей.
Организация управления программой
и контроль за ходом ее выполнения
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. С этой целью лечебно - профилактические учреждения области ежеквартально представляют в департамент здравоохранения области информацию о выполнении программы.
Ежегодно департамент здравоохранения области представляет в департамент экономики и промышленности и в департамент финансов и бюджета доклад о ходе реализации программы и эффективность использования финансовых средств.