ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 150 от 15.12.1997
"О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998-2000 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 декабря 1997 г. № 150
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998-2000 ГГ.
В целях качественного обновления начального профессионального образования, высокого уровня освоения профессий, подготовки конкурентноспособных кадров рабочих и специалистов, а также сохранения в целом общей структуры системы, основной базы и дальнейшего развития учебно-производственной деятельности учреждений начального профессионального образования Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Программу развития начального профессионального образования Калужской области на период 1998-2000 гг.
2. Направить данную Программу на утверждение в Законодательное Собрание Калужской области.
3. Департаменту экономики и промышленности области (Розанова Т.Г.), департаменту финансов и бюджета области (Куреннов В.А.) при разработке прогноза социально-экономического развития области и бюджета Калужской области на 1998 год и последующие годы предусмотреть финансирование мероприятий программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент образования и науки области (Филимонов В.Я.).
Губернатор области
В.В.Сударенков
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 15 декабря 1997 г. № 150
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998-2000 Г.
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы Развитие начального профессионального
образования Калужской области.
2. Заказчик программы Департамент образования и науки
Калужской области.
3. Разработчик программы Департамент образования и науки
Калужской области.
4. Дата принятия решения 20.05.97 г.
о разработке программы
дата утверждения
5. Цели и задачи Программы Удовлетворить потребности населения в
начальном профессиональном образовании
и экономики области в
квалифицированных рабочих и служащих.
6. Важнейшие показатели Прием учащихся: всего 5700
(в расчете на год) в т.ч. дневные отделения 4500
вечерние отделения 200
шофера для вооруженных сил 200
ПУ при ИТУ УВД 800
выпуск учащихся, всего 4800
дневное отделение 3600
вечерние отделения 200
ПУ при ИТУ УВД 800
шофера для вооруженных сил 200
7. Сроки реализации 1998-2000 гг.
8. Перечень основных Содержание и качественное обновление
мероприятий системы профессионального образования.
Развитие материально-технической
базы.
Развитие научно-экспериментальной
деятельности.
Переподготовка и повышение
квалификации.
9. Исполнитель программы Комитет начального профессионального
образования Калужской области.
12. Система организации Текущий контроль за целевым
контроля за исполнением расходованием денежных средств
программы осуществляет Департамент образования
и науки.
Ежегодно отчет о реализации программы
заслушивается на заседании
Правительства области.
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития начального профессионального образования Калужской области (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.94 г. № 650, Концепцией развития профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства от 21.07.97 г. № 908, другими нормативными документами с целью социально-экономического обоснования и сохранения целостности системы начального профессионального образования, ее реформирования и дальнейшего развития в условиях новых экономических отношений.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по частичному реформированию и стабилизации начального профессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Начальное профессиональное образование как необходимый компонент непрерывного образования является одним из основополагающих факторов развития региона, основным источником подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов народного хозяйства.
Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый разрывом связей в сочетании с технической отсталостью и нестабильностью финансового обеспечения, поставил начальное профессиональное образование области в кризисное положение.
В крайне тяжелом состоянии находится материально-техническая база учебных заведений. Предприятия прекратили инвестирование подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Угрожающими темпами идет разрушение производственно-технического потенциала. Из 18500 единиц оборудования, обеспечивающих учебный процесс в профессиональных училищах и профессиональных лицеях более половины устарели и требуют замены. Уменьшается машино-тракторный парк сельских училищ.
Полностью прекращено финансирование из федерального бюджета строительства и капитального ремонта учебных заведений, учебно-методического обеспечения и оснащения учебно-производственных баз.
Продолжает падать престиж педагогической профессии. Из училищ уходят наиболее квалифицированные педагогические кадры, что означает, что кадровый потенциал теряется и через 5-6 лет не будет соответствовать предъявляемым требованиям.
Острый кризис переживает система переподготовки и повышения квалификации педкадров и методическая служба из за отсутствия финансирования.
Фактически не работает система социального обеспечения учащихся и работников.
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 Г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(ЗАКАЗЧИК ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ)
Резко ухудшились условия жизни подростков, обучающихся в профессиональных училищах и профессиональных лицеях области: питание, быт, материальное обеспечение, охрана здоровья, культурный и спортивный досуг.
Создается социальная напряженность в среде начального профессионального образования, что привело к забастовкам инженерно-педагогических работников в училищах и лицеях области.
Система мер, предусмотренная программой по реформированию и дальнейшему развитию начального профессионального образования области, направлена на устранение вышеуказанных проблем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА 1998-2000 ГГ.
Главными задачами учебных заведений начального профессионального образования являются:
- подготовка технически образованных квалифицированных рабочих и специалистов в соответствиями с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, и государственного образовательного стандарта;
- допрофессиональная подготовка;
- профессиональная подготовка;
- начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) без получения среднего (полного) общего образования;
- начальное профессиональное образование на базе среднего (полного) общего образования;
- дополнительное профессиональное образование, в том числе переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, незанятого населения, военнослужащих;
- допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников.
Указанные образовательные программы могут быть реализованы в следующих видах образовательных учреждений:
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей - центр непрерывной подготовки, в котором реализуются профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и интегрированные программы начального профессионального образования, обеспечивающие приоритетные профессии повышенного уровня квалификации и на конкретной основе получение среднего профессионального образования.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
НА ПЕРИОД 1998-2000 ГГ.
На основе анализа состояния начального профессионального образования в области, проблем и факторов, оказывающих существенное влияние на достижение целей и задач, предусмотренных в Программе реформирования начального профессионального образования, определены направления деятельности:
1. Качественное обновление профессионального образования га счет разработки программно-методических средств; введение государственных стандартов по всем ведущим профессиям новых педагогических технологий с целью более полного и высокого уровня освоения профессии и подготовки конкурентноспособных кадров рабочих и специалисток. Сохранение целостного учебно-воспитательного процесса.
Усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, создание системы вариантного образования.
2. Переориентация учебных заведений на подготовку кадров с повышенным уровнем квалификации, внедрение во всех профессиональных лицеях многоуровневой системы обучения, создание интегрированных программ сотрудничества с ВУЗами.
3. При сохранении общей структуры системы и основной базы специализации произвести перепрофилирование училищ и лицеев по ряду профессий с учетом прогнозов службы занятости населения и складывающегося спроса в экономике области, в сфере предпринимательства и в целом непроизводственной деятельности; ликвидация параллельности профессий с учетом уровня и оснащенности учебно-производственных баз училищ и лицеев; провести укрупнение учреждений начального профессионального образования области с реорганизацией в филиалы.
4. Создание в системе начального профессионального образования области учебно-производственных объединений, ассоциаций, комплексов совместно с заинтересованными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учреждениями, коммерческими структурами.
5. Создание широко развитой производственной деятельности училищ и лицеев на существующих учебно-производственных базах с целью частичного покрытия затрат на учебно-производственный процесс и обеспечение жизнедеятельности учебных заведений, создание системы социальной защиты работников и учащихся: введение профессий, связанных с производственной деятельностью, и переоснащение учебно-производственных баз.
6. Новое направление - организация научно-экспериментальной работы на экспериментальных площадках ПЛ № 34 (г. Таруса), ПЛ № 29 (г. Жуков), ПЛ № 26 (г. Обнинск), ПЛ № 22 (г. Калуга), ПЛ № 4 (г. Киров), ПУ № 27 (г. Кондрово), ПЛ № 31 (г. Мосальск), ПЛ № 33 (п. Бабынино), ПЛ № 22 (г. Калуга) для отработки новых структур и новых форм образовательной деятельности, методик производственной деятельности, новых образовательных программ.
7. Продолжение многоуровневой системы профессиональной подготовки по схеме - допрофессиональная подготовка - начальное профессиональное образование
8. На основе изучения потребности региона в кадрах рабочих и специалистов совершенствовать работу по переподготовке, обучению вторым профессиям и повышению квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников по хоздоговорам и по линии Центра занятости населения.
9. Разграничение прав и полномочий в отношении системы начального профессионального образования между Федеральным центром и регионом - Калужской областью на официальном уровне.
10. Провести поэтапную с 1998 по 2000 г. реформу структуры начального профессионального образования области с выделением 4-х групп образовательных учреждений:
- государственного федерального уровня
- государственных областного уровня
- муниципальных
- негосударственных.
Реформировать по этой схеме в 1998 г., не более 30% в учебных заведений при частичном их укрупнении.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД
С 1998 ПО 2000 ГОД
----T-----------------------------------T-------------------------T---------------¬
¦ № ¦ Содержание основной задачи ¦Объекты выполнения задачи¦Дата исполнения¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 1 ¦Внедрение государственных ¦Все профучилища ¦до 01.09.97 г. ¦
¦ ¦образовательных стандартов и ¦Все профлицеи ¦до 01.09.98 г. ¦
¦ ¦разработка региональных компонентов¦ ¦ ¦
¦ ¦в профессиональных лицеях и ¦ ¦ ¦
¦ ¦училищах ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 2 ¦Расширение объектов переподготовки ¦Профлицеи № 13 г. Калуга ¦1997-1998 гг. ¦
¦ ¦молодежи и незанятого населения ¦№ 36 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦Повышение квалификации, ¦№ 22 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦индивидуальная подготовка ¦№ 2 г. Людиново ¦ ¦
¦ ¦граждан с привлечением городских и ¦№ 31 г. Мосальск ¦ ¦
¦ ¦районных и областных служб ¦№ 24 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦Занятости населения ¦№ 29 г. Жуково ¦ ¦
¦ ¦ ¦Профучилища № 3 г. Калуга¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 10 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 27 г. Кондрово ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 3 ¦Перепрофилирование сети ¦№ 36 г. Калуга ¦1997 год ¦
¦ ¦образовательных учреждений с ¦№ 35 г. Спас-Деменск ¦1998 г. май ¦
¦ ¦ориентацией на подготовку ¦№ 6 г. Калуга ¦1997-1998 гг. ¦
¦ ¦специалистов для профессий, ¦№ 10 г. Калуга ¦1998 год ¦
¦ ¦относящихся к непроизводственной ¦№ 12 г. Малоярославец ¦1998-1999 гг. ¦
¦ ¦сфере ¦№ 15 г. Думиничи ¦1998 год ¦
¦ ¦ ¦№ 2 г. Товарково ¦1998 год ¦
¦ ¦ ¦(система УВД) ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 26 г. Обнинск ¦1998 год ¦
¦ ¦ ¦№ 14 г. Боровск ¦1999-2000 гг. ¦
¦ ¦ ¦№ 22 г. Калуга ¦1999 год ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 4 ¦Перевод на повышенный уровень ¦Все профлицеи области ¦до 01.09.98 г. ¦
¦ ¦квалификации ПУ и ПЛ, многоуровне- ¦Профучилища: ¦ ¦
¦ ¦вую систему подготовки ¦№ 5 г. Бетлица ¦01.09.98 год ¦
¦ ¦ ¦№ 17 г. Сухиничи ¦01.09.98 год ¦
¦ ¦ ¦№ 15 г. Думиничи ¦01.09.98 год ¦
¦ ¦ ¦№ 3 г. Калуга ¦01.09.99 год ¦
¦ ¦ ¦№ 1 г. Калуга ¦01.09.99 год ¦
¦ ¦ ¦№ 28 г. Козельск ¦01.09.98 год ¦
¦ ¦ ¦№ 14 г. Боровск ¦01.09.98 год ¦
¦ ¦ ¦№ 35 г. Спас-Деменск ¦01.09.98 год ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 5 ¦Создание учебно-производственных ¦Профучилища ¦ ¦
¦ ¦объединений комплексов ¦№ 27 г. Козельск ¦май 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 6 г. Калуга ¦август 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 23 г. Мещовск ¦май 1998 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 1 г. Калуга ¦ноябрь 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦Профлицеи: ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 34 г. Таруса ¦июнь 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 2 г. Людиново ¦август 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 31 г. Мосальск ¦январь 1998 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 29 г. Жуково ¦май 1999 г. ¦
¦ ¦ ¦№ 26 г. Обнинск ¦сентябрь 1998 ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 6 ¦Разработка программ ¦Комитет начального ¦октябрь 1997 г.¦
¦ ¦поддержки инновационных процессов ¦профессионального ¦ ¦
¦ ¦в училищах и лицеях на договорных ¦образования ¦ ¦
¦ ¦основах ¦Лаборатория по внедрению ¦январь 1998 г. ¦
¦ ¦ ¦государственных ¦январь 1999 г. ¦
¦ ¦ ¦образовательных ¦январь 2000 г. ¦
¦ ¦ ¦стандартов и региональных¦ ¦
¦ ¦ ¦компонентов в образова- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельных учреждениях НПО ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 7 ¦Разработка новых обучающих ¦Профлицеи: ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦технологий ¦№ 2 № 16 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 13 № 24 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 22 № 34 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 19 № 26 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 29 № 4 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 36 № 18 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Профучилища: ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 11 № 3 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 12 № 8 ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 17 № 21 № 28 ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 8 ¦Проведение региональных семинаров ¦Комитет начального ¦1997 год ¦
¦ ¦по внедрению новых форм обучения ¦профессионального ¦февраль 1998 г.¦
¦ ¦ ¦образования ¦1999 год ¦
¦ ¦ ¦Профлицеи ¦2000 год ¦
¦ ¦ ¦№ 36 г. Калуга ¦1998 год ¦
¦ ¦ ¦№ 22 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 26 г. Обнинск ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 34 г. Таруса ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦ 9 ¦Разработка нового содержания ¦Профлицеи ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦экономического и правового ¦№ 22 № 18 ¦ ¦
¦ ¦обучения учащихся и работников ¦№ 26 № 24 ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦№ 36 № 2 № 19 ¦ ¦
¦ ¦в условиях рыночных отношений ¦Лаборатория по внедрению ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственных образова-¦ ¦
¦ ¦ ¦тельных стандартов и ¦ ¦
¦ ¦ ¦региональных компонентов ¦ ¦
¦ ¦ ¦в образовательных учреж- ¦ ¦
¦ ¦ ¦дениях НПО ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦10 ¦Разработка и размножение ¦Лаборатория по внедрению ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦учебно-методической программной ¦государственных образова-¦ ¦
¦ ¦документации для переподготовки ¦тельных стандартов и ¦ ¦
¦ ¦высвобождаемого и незанятого ¦региональных компонентов ¦ ¦
¦ ¦населения ¦в образовательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждениях НПО ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦11 ¦Создание и развитие на базе ¦Профлицеи: ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦профессиональных заведений ¦№ 13 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦сети учебных центров по ¦№ 16 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦переподготовке высвобождаемых ¦№ 22 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦работников и незанятого населения ¦№ 19 г. Обнинск ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 29 г. Жуков ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 4 г. Киров ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 2 г. Людиново ¦ ¦
¦ ¦ ¦Профучилища: ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦ ¦№ 1 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 3 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 6 г. Калуга ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 9 пос. Куровской ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 11 г. Обнинск ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 33 г. Бабынино ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 31 г. Мосальск ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 12 г. Малоярославец ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------------------------+---------------+
¦12 ¦Организация на базе профессиональ- ¦ПЛ № 22 г. Калуга ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦ных учебных заведений переобучения ¦ПЛ № 26 г. Обнинск ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦незанятого населения ¦ПЛ № 36 г. Калуга ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦предпринимательским профессиям ¦ПУ № 29 г. Жуково ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦и специальностям, создание ¦ПЛ № 34 г. Таруса ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦соответствующей материальной базы ¦ПЛ № 18 г. Калуга ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦ ¦ПУ № 17 г. Сухиничи ¦1997-2000 гг. ¦
¦ ¦ ¦ПЛ № 2 г. Людиново ¦1997-2000 гг. ¦
L---+-----------------------------------+-------------------------+----------------
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи развития научного обеспечения и экспериментальной деятельности предполагают:
- создание за счет определенной концентрации ресурсов экспериментальных площадок по изменению содержания образования и организационной структуры государственных учреждений начального профессионального образования;
- обобщение, систематизация и распространение опыта педагогов новаторов;
- социальная и правовая защита педагогов новаторов. Это предполагает возможности учебных заведений в своей работе использовать разработанные инновации. Научно-экспериментальные площадки должны иметь областной статус, что обеспечит частичное финансирование за счет средств областного бюджета.
Четкая координация инновационной и методической работы дает положительный результат в образовательной деятельности.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Заказчик Программы - Департамент образования и науки с учетом выделяемых на реализацию Программ финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты. Основным принципом реализации Программы является ее открытость для любых субъектов деятельности, организаций, учреждений и предприятий, заинтересованных в развитии начального профессионального образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Общее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Калужской области, которое координирует деятельность Департамента образования и науки, определяет приоритетные направления и обеспечивает контроль за эффективным использованием средств.
Правительство Калужской области принимает решения по стратегическим вопросам реализации программы в целом.
Текущее управление и обеспечение реализации Программы корректировку мероприятий, технико-экономическое обоснование Программы осуществляет Комитет начального профессионального образования.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа принимается на период с 1998 по 2000 год.
Приоритетные направления и этапность реализации Программы разрабатывает Департамент образования и науки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценка хода реализации Программы осуществляется Правительством области.
В целом реализация Программы позволит:
- повысить уровень профессионального образования молодежи;
- внедрить государственные стандарты, обеспечивающие повышение качества труда выпускников учреждений начального профессионального образования;
- создать условия для развития молодежного предпринимательства, что будет способствовать решению проблемы самозанятости молодежи;
- снизить уровень молодежной безработицы;
- снизить уровень преступности среди молодежи;
- создать условия, обеспечивающие индивидуальный подход в подготовке кадров через вариантность образовательных программ:
- увеличить выпуск товаров народного потребления для населения города и области.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
----T----------------T-------------------------------T----------------T--------------T-------------------¬
¦ № ¦ Номера ¦Наименование экспериментальной ¦ Уровень ¦ Какой год ¦Остается ли экспе- ¦
¦п/п¦профессиональных¦ площадки ¦согласованности ¦ проводится ¦римент локальным ¦
¦ ¦училищ и лицеев ¦ ¦ ¦ эксперимент ¦или подлежит ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦распространению ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 1 ¦г. Таруса ¦Система непрерывной подготовки ¦Министерство ¦Начало 1993 г.¦Локальный. Подлежит¦
¦ ¦ПЛ № 34 ¦мастеров художественных ¦образования РФ. ¦Срок 9 лет. ¦распространению. ¦
¦ ¦ ¦промыслов училище - лицей - ВУЗ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 2 ¦ ¦Совершенствование системы ¦ -"- ¦Начало 1993 г.¦ -"- ¦
¦ ¦ ¦практического обучения сельским¦ ¦Окончен ¦ ¦
¦ ¦ ¦профессиям и допризывной подго-¦ ¦1997 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦товки юношей, патриотическое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦воспитание юношей. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 3 ¦г. Обнинск ¦Экспериментальная апробация ¦ -"- ¦Начало 1995 г.¦Подлежит ¦
¦ ¦ПЛ № 26 ¦разработок ИПРО по проблемам ¦ ¦ ¦распространению. ¦
¦ ¦ ¦Госстандарта начального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦профобразования и опытно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспериментальных разработок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦педагогов лицея. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Создание учебно-программной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦документации на основании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦блочно-модульного подхода по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦новым профессиям и специально -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦стям предприятий торговли и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦питания. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 4 ¦г. Калуга ¦Учебный комплекс непрерывного ¦ -"- ¦Начало 1996 г.¦Локальный. ¦
¦ ¦ПЛ № 22. ¦профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦для отработки модели непрерыв- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ного многоуровневого образова- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния в различных государственных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦образовательных учреждениях на-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦чального, среднего и I ступени ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦высшего профобразования. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 5 ¦г. Кондрово ¦Экспериментальное учебно- ¦Министерство ¦Начало 1997 г.¦Подлежит ¦
¦ ¦ПУ № 27. ¦производственное "Междуречье" ¦образования РФ. ¦Срок 3 года. ¦распространению. ¦
¦ ¦ ¦(ПУ № 27 и муниципальное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятие "Междуречье") с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦отработкой взаимодействия, форм¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации и структуры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦объединения. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+-------------------+
¦ 6 ¦г. Жуков ¦Вариантная блочно-модульная ¦ -"- ¦Начало 1994 г.¦ -"- ¦
¦ ¦ПЛ № 29. ¦система при подготовке мастеров¦ ¦Срок 3 года. ¦ ¦
¦ ¦ ¦с/х производства. ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------+-------------------------------+----------------+--------------+--------------------
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СМЕТЫ РАСХОДОВ И ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ ПРОФУЧИЛИЩ
И ПРОФЛИЦЕЕВ ОБЛАСТИ ЗА 1996 ГОД
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ СМЕТЫ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1998 ГОД КОМИТЕТА НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Начальник управления экономики
Министерства общего и профессионального
образования РФ
С.А.Беляков
Начальник управления начального
профессионального образования
Министерства общего и
профессионального образования
Е.Я.Бутко
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ СМЕТЫ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1998 ГОД КОМИТЕТА НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998-2000 ГОД
ВВЕДЕНИЕ
В образовательной сфере области действует 39 учреждений начального профессионального образования - из них 13 лицеев, 22 училища и 4 училища на базе учреждений МВД. Обучается 10478 учащихся, что создает условия для обеспечения права на доступность и бесплатность профессионального образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Начиная с 1996 г., реформирования профессионального образования проводится по следующим направлениям:
- ранняя профессионализация школьников и вариативности образовательных программ;
- перевод на новые государственные стандарты;
- перевод на многоуровневую систему образования.
Реализация этих направлений проходит в период разрушения связей между образовательными учреждениями и базовыми предприятиями.
Но несмотря на изменения в экономике учреждения начального Профессионального образования выходят на самостоятельный поиск работодателей, вводят новые области знаний в образовательный процесс.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ
Важнейшей предпосылкой правильного определения общих перспектив социально-экономического развития области и, в частности, перспектив развития образования является изучение состояния и направлений развития рынка труда.
Спрос и предложения на рынке труда постоянно колеблются, практически никогда не спадая. Именно по этой причине существование рынка труда неразрывно связано с наличием безработицы.
Молодежь составляет социальную базу обновления экономики и общества. Вместе с тем, это та социально-демографическая группа, перед которой предстоят проблемы выбора профессии, первого трудоустройства, вынужденной перемены труда.
Неопытность, отсутствие необходимого профессионализма поставит молодых людей в условиях безработицы в самые сложные условия. В этой связи проблема социальной защиты молодежи встает особо остро. Для данной категории имеет значение профессиональная мобильность и квалификация, защищающие от безработицы и обеспечивающее надежное положение не рынке труда.
В области сложилась система профессионального обучения молодежи из числа лиц, получивших основное общее образование и на базе среднего общего образования.
Вместе с тем, необходимо, чтобы в сотрудничестве со службой занятости были приведены объемы и профили подготовки молодежи в профессиональных учебных заведениях в соответствии с требованиями регионального рынка труда.
По состоянию на 1 января 1997 г. потребность предприятий области в работниках составила 2176 человек, из которых 1483 человека составляют рабочие и 693 человека ИГР и служащие. На г. Калугу приходится 37,5% имеющихся вакансий.
В целом по области постоянным спросом пользуются такие массовые профессии как: столяр, продавец-лоточник, слесарь - сантехник, слесарь, слесарь - ремонтник, токарь, тракторист, электрик, электрогазосварщик. В промышленности сосредоточено - 27,5% вакансий, сельском хозяйства - 17,9%, торговле и общественном питании - 10,7%, строительстве - 6,8%, соцобеспечении, образовании - 5,6%, жилищно-бытовом и коммунальном обслуживании - 2,4%.
В сложившихся экономических условиях остро стоит вопрос о профессиональной подготовке специалистов, предоставлении им возможности получить профессии и специальности, которые повысят их конкурентоспособность на рынке труда.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА
И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
К учебно-производственной базе относятся учебные мастерские, участки на предприятиях, учебные хозяйства, различное оборудование и оснащение.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
БАЗЫ И СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Наличие учебно-производственных мастерских - 148 ед.
необходимо создать учебно-производственных - 27 ед.
мастерских
- Наличие участков в цехах предприятий для - 19 ед.
обучения учащихся
- Количество полигонов в сельских ПУ (ПЛ) - 14 ед.
необходимо создать полигонов в с/х ПУ (ПЛ) - 7 ед.
- Количество авто-трактородромов - 15 ед.
количество недостающих авто-трактородромов - 5 ед.
Для поддержки учебно-материальной базы следует сохранить сложившуюся систему снабжения, которая включает:
- централизованное выделение лимитов;
- передачу предприятиями ресурсов (материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. профучилищам (профлицеям) согласно хозрасчетным договорам на изготовление продукции, оказание услуг, производство строительно-монтажных работ и т.п.;
- продажу или безвозмездную передачу предприятиям оборудования и других средств производства профессиональным учебным заведениям для организации учебного процесса согласно договорам между ними о подготовке рабочих кадров.
В настоящее время материально-техническая база находится в бедственном положении, обучение проводится на устаревшем оборудовании, давно выработавшем свой ресурс. Требуется замена 80% оборудования и сельскохозяйственной техники, физически и морально устаревших (имеются в наличии станки металлообработки выпуска 1952-1953 гг., сельскохозяйственная техника выпуска 1960-1962 гг.).
Профессиональные учебные заведения недостаточно оснащены учебной техникой (вычислительной, радиоэлектрической, стендами и т.п.).
Ряд училищ не имеют столовых, спортивно-зрелищных залов.
Программа до 2000 года предусматривает приобретение:
- станочного, деревообрабатывающего и специализированного оборудования для соответствующих мастерских - 30 ед.;
- оборудования для оснащения мастерских радио и электрического профиля - 60 ед.;
- учебно-наглядных пособий;
- горюче-смазочных веществ и пр.
Программой предусматриваются конкретные меры по оказанию помощи профессиональным учебным заведениям в части приобретения оборудования, техники, материалов, инструмента и др. На эти цели необходима сумма в объеме 18851 млн. рублей из федерального бюджета, а также финансовая поддержка областного бюджета.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Результаты учебно-производственной деятельности, а также различных услуг за 1996 год приведены в таблице № 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УСЛУГ ЗА 1996 ГОД
Таблице № 2
---------------------------------------T-------------¬
¦ ¦экономические¦
¦ ¦ показатели ¦
¦ ¦ в млн. руб. ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦Городские ПУ (ПЛ) ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦1. Выпущено продукции в учебных ¦ 2490 ¦
¦мастерских ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦2. Затраты на содержание мастерских ¦ 1807 ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦3. Чистая прибыль от работы мастерских¦ 683 ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦4. Доходы от реализации видов услуг ¦ 232 ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦Сельские ПУ (ПЛ) ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦5. Реализовано продукции учебных ¦ 1343 ¦
¦ сельских хозяйств ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦6. Затраты на учебное хозяйство ¦ 706 ¦
+--------------------------------------+-------------+
¦7. Чистая прибыль ¦ 637 ¦
L--------------------------------------+--------------
Всего по профучилищам (лицеям) области внебюджетные доходы составили 1552 млн. руб., что составляет 10% полученного бюджетного финансирования и составляет 1,5% от требуемой суммы финансирования на содержание профучилищ и лицеев области.
Проблему дальнейшего развития начального профессионального образования с точки зрения производственного обучения и производственной практики нужно решать через развитие следующих направлений:
- получение учащимися практических профессиональных навыков с повышенным уровнем квалификации;
- удовлетворение спроса населения в образовательных услугах;
- развитие коммерческой деятельности;
- расширение профессий непроизводственной сферы.
В условиях перехода к рынку большое значение имеет дальнейшее развитие учебно-производственной деятельности профессиональных учебных заведений с целью их частичной окупаемости прежде всего за счет улучшения работы учебных мастерских и учебных хозяйств, значительного расширения и совершенствования услуг населению как обязательных, так и коммерческих.
Необходимо также развивать такие формы хозяйствования, как аренда земельных площадок у сельских хозяйств, создание кооперативов и мелких совместных предприятий, учебно-производственных объединений.
Так как формирование потребительского спроса на услуги профессиональной школы происходит под воздействием экономических законов развития товарного производства, то к важнейшим задачам ее жизнедеятельности относится следующее: поиск новых форм связи, развитие коммерческой деятельности (см. Таблицу № 3).
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ
Таблица № 3
------T----------------------------T------------------------------¬
¦№ п/п¦ Формы связи ¦ Выпускаемая продукция ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 1 ¦Профучилище (профлицей) - ¦изготовление деталей тепловоза¦
¦ ¦предприятие ¦клапанов, холодильников, ¦
¦ ¦ПУ № 1 - АО "Калугапутьмаш" ¦фильтров различных модифика- ¦
¦ ¦ ¦ций, комплектующих и др. ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 2 ¦ПЛ № 2 - Людиновский ¦изготовление деталей тепло- ¦
¦ ¦тепловозостроительный завод ¦воза: цилиндров, рычагов, ¦
¦ ¦ ¦ручек, замков, дверей и др. ¦
¦ ¦ ¦Разовых заказов ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 3 ¦ПУ № 10 - КЭМЗ ¦изготовление плат, жгутов и ¦
¦ ¦ ¦других комплектующих для ¦
¦ ¦ ¦сборки радиоаппаратуры ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 4 ¦ПУ № 8 - Калужский ¦изготовление деталей и узлов ¦
¦ ¦турбинный завод ¦машиностроительного профиля ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 5 ¦ПЛ № 13-АО "Калужанка" ¦изготовление - пошив швейных ¦
¦ ¦ ¦изделий: пальто, куртки, ¦
¦ ¦ ¦костюмы спортивные, белье ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 6 ¦ПЛ № 18 - АО "КЗАМЭ - ¦изготовление автозапчастей ¦
¦ ¦ХОЛДИНГ" ¦ ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 7 ¦Профучилище (лицей) - УПК ¦примером этого содружества ¦
¦ ¦ ¦может служить ПУ № 1 - УПК ¦
¦ ¦ ¦по договору учебно-производ- ¦
¦ ¦ ¦ственный комбинат проводит ¦
¦ ¦ ¦обучение станочников в ¦
¦ ¦ ¦мастерских ПУ № 1 ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 8 ¦Работа профучилищ ¦изготовление всевозможных ¦
¦ ¦(профлицеев) на выполнение ¦фонарей, изгородей, различных ¦
¦ ¦заказов от населения ПЛ № 2 ¦скобяных изделий, замков ¦
¦ ¦ ¦гаражных, каркасов ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 9 ¦ПУ N№ 3, 6; ПЛ N№ 4, 19 ¦прием заказов на изготовление ¦
¦ ¦ ¦столярных и слесарных изделий,¦
¦ ¦ ¦а также на проведение ¦
¦ ¦ ¦газосварочных работ ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 10 ¦ПЛ N№ 4, 13 ¦осуществление пошива мужской, ¦
¦ ¦ ¦а также спортивной одежды ¦
¦ ¦ ¦по индивидуальным заказам ¦
+-----+----------------------------+------------------------------+
¦ 11 ¦ПУ № 10, ПЛ № 16 ¦выполнение электромонтажных ¦
¦ ¦ ¦работ для населения ¦
L-----+----------------------------+-------------------------------
Развитие коммерческой деятельности как важного дополнительного источника финансирования учреждений профобразования (а также материального стимулирования инженерно-педагогических работников и учащихся), не противоречащее целям профобразования, приведено в нижеследующей таблице № 4.
Основными задачами подготовки рабочих кадров и специалистов должны стать:
- Преодоление узкой специализации выпускников путем обучения смежным профессиям и специальностям.
- Обновление социально-профессионального состава молодежи путем признания равноправия различных сфер приложения способностей: общественного труда, профессионального ухода за престарелыми, оказание услуг на дому в т.ч. домашнего воспитания детей, домашнего труда.
- Формирование у молодежи потребности в становлении высококвалифицированными специалистами и мастерами на базе увеличения продолжительности первичного образования и углубленной профессиональной подготовки.
- Подготовка молодых специалистов, готовых к работе при разных формах собственности и организации труда: на государственных предприятиях, в частных организациях, в сфере индивидуальной трудовой деятельности.
- Обеспечение сервисной службы области специалистами высокой квалификации и культуры, готовыми к представлению населения города широкого спектра услуг, не уступающих по качеству и формам обслуживания передовым странам.
Активизация процессов приватизации государственных предприятий и создание предприятий малого и среднего бизнеса обуславливает необходимость переподготовки безработных и прежде всего молодежи по профессиям, обеспечивающим перестройку экономики. Одним из направлений этой работы является переподготовка безработных для рыночных структур и социальной сферы с сохранением и широким использованием имеющегося у них трудового и интеллектуального потенциалов. Молодежь эти знания и навыки должна получить в стенах образовательных учреждений.
Приоритетным направлением становится подготовка безработных граждан и незанятого населения для предпринимательской деятельности и других форм самозанятости.
Особым вниманием ФЗС и финансовой поддержкой должны пользоваться предприятия, создающие дополнительные рабочие места для молодежи и других слабо защищенных категорий населения. Формируемая система профессионального обучения безработных выполняет более широкие социальные и экономические функции - овладение профессией, специальностью, как средством защиты от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации.
Система профессионального обучения безработных является одним из звеньев непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие системы профессионального обучения.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения строится на комплексном использовании существующих государственных и негосударственных образовательных структур, и прежде всего профучилищ, при конкурсном отборе с учетом перестройки учебного процесса, подбора высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров для обучения взрослого населения.
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Профессиональные училища (лицеи) финансируются из федерального бюджета согласно утвержденной смете Министерства общего и профессионального образования РФ под расчетные показатели по приему и выпуску учащихся с учетом переходящего контингента учащихся.
Бюджет по начальному профессиональному образованию складывается из суммы денежных средств, необходимых для выплаты заработной платы работникам, материального обеспечения учащихся, финансового обеспечения учебного процесса, оплаты коммунальных услуг, обеспечения развития и укрепления материальной базы учебных заведений, обеспечение книгоиздательской учебной литературой.
Размер финансирования профессиональных училищ (лицеев) подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции за счет средств Федерального бюджета.
Финансирование учебных заведений начального профессионального образования должно обеспечивать реализацию права молодежи на получение бесплатного начального профессионального образования.
Финансовая политика в отрасли начального профессионального образования до 2000-го года в условиях нестабильной экономики дефицита бюджетных средств должна быть направлена на сохранение специализации профессиональных училищ (лицеев) исходя из потребности рынка труда, недопущения обветшания материальной базы учебных заведений, сохранение кадров инженерно-педагогических работников, обеспечения гарантии выпускников школ на получение бесплатной рабочей профессии, конкурентно способной на рынке труда.
В связи с недостаточностью денежных средств из федерального бюджета на обеспечение учебного процесса в профессиональных училищах (лицеях) области требуются дополнительные денежные средства за счет средств областного, муниципальных бюджетов. Это оплата за коммунальные услуги 35-ти училищ, трансферты (1,5% минимальной оплаты труда - денежная компенсация учащимся на питание, компенсация 1200 инженерно-педагогическим работникам приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий), дотация на питание учащимся, находящимся на гособеспечении до уровня натуральной физиологической нормы питания в день.
Переподготовка и повышение квалификации незанятого населения осуществляют профессиональные училища (лицеи) на хозрасчетной основе с предприятиями (организациями), госслужбой занятости и другими юридическими лицами.
Дополнительными источниками денежных средств для профессиональных училищ (лицеев) являются:
- поступления за выпущенную учащимися продукцию в учебно-производственных мастерских и на промпредприятиях в процессе производственной практики (0,5% от общей потребности финансовых ресурсов);
- прибыль от учебно-производственной деятельности учащихся в учебных хозяйствах профучилищ сельского профиля (1% от общей потребности финансовых ресурсов);
- денежные средства от совместной деятельности организаций, использующих помещения учебных заведений ПУ и ПЛ (0,2% от общей потребности финансовых ресурсов);
- поступления денежных средств от оказания платных образовательных услуг (0,3% от общей потребности);
- спонсорские средства;
- средства государственных служб занятости (0,4% от общей потребности финансовых ресурсов);
- личные средства обучаемых и их родителей за дополнительные образовательные услуги;
- поитоговое финансирование учебных заведений по результатам трудоустройства выпускников, осуществляемое службами занятости, работодателями и другими заинтересованными лицами (0,2% от общей потребности финансовых ресурсов);
- прочие поступления (0,4% от общей потребности финансовых ресурсов
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФУЧИЛИЩ (ПРОФЛИЦЕЕВ)
1997-2000 ГГ. (В МЛН. РУБЛЕЙ)
Система начального профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям экономики и Государственным стандартам.
Предстоит осуществить переход к созданию нового программно -
методического обеспечения профессионального образования, позволяющего предоставить выпускнику профессионального учебного заведения образовательный уровень, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда.
В области научно-методического обеспечения профессионального образования Программа предусматривает:
- разработку и внедрение региональных компонентов Государственных стандартов начального профессионального образования;
- создание научно-обоснованной системы контроля качества профессионального обучения;
- внедрение новых информационных технологий в системе начального профессионального и среднего профессионального образования;
- научно-методическое обеспечение и повышение квалификации рабочих на производстве, переподготовке незанятого населения;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений;
- методическое обеспечение подготовки профессионально мобильных рабочих, способных к переходу от одного вида профессиональной деятельности к другому, совмещению профессий, освоению новых технологий и оборудования;
- реализацию принципиально новых подходов к определению содержания и параметров качества профессионального образования;
- обеспечение профессиональной направленности содержания предметов общеобразовательного цикла;
- структурирование содержания профессионального образования на базовый профессиональный блок, блок профессиональной специализации, блок опережающей профессиональной подготовки и дополнительной специализации;
- качественно новый уровень содержания профессионального образования на основе группировки родственных профессий;
- вариантность программ, позволяющая обеспечить дифференциацию профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда
- разработку дидактических средств, позволяющих определить уровень усвоения учебного материала, а также обеспечить индивидуальный подход к получающим профессиональное образование.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной задачей нормативно-правового обеспечения программы начального профессионального образования Калужской области является разработка и принятие на уровне Правительства Калужской области документов, обеспечивающих нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение и развитие системы начального профессионального образования в соответствии с Законом "Об образовании".
Основные направления деятельности в нормативно-правовом обеспечении:
- разработка и принятие программы реформирования системы начального профессионального образования;
- разработка и принятие Закона о правовом регулировании деятельности системы образования Калужской области.
Основные направления деятельности по правовому финансово-экономическому обеспечению:
- закрепление за учреждениями начального профессионального образования любого типа статуса юридического лица;
- определение минимального допустимого норматива расходов средств на одного обучаемого в зависимости от типа и вида учреждения начального профессионального образования;
- обеспечение дополнительных платных образовательных услуг, выходящих за рамки государственных стандартов и использование доходов на собственные нужды образовательных учреждений;
- создание региональных и муниципальных фондов развития начального профессионального образования;
- разработка системы мер стимулирования притока средств в сферу начального профессионального образования со стороны юридических и физических лиц (через прямые договора, совместные фонды, государственные заказы).