ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 108 от 13.08.1997
"О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
В связи с Указами Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27.05.97 г. № 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Программу: "Реформа жилищно - коммунального хозяйства на территории Калужской области".
2. Внести данную Программу на рассмотрение в Законодательное Собрание области (Минаков В.Н.).
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 13 августа 1997 г. № 108
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Наименование - "Реформа жилищно - коммунального
программы хозяйства на территории Калужской
области"
2. Заказчик программы - Правительство Калужской области
3. Разработчик - Комиссия по разработке региональной
программы программы
4. Дата принятия - Распоряжение Губернатора Калужской
решения о разработке области от 10 июля 1997 года № 241-р
программы
Дата утверждения
5. Цели и задачи - Цель программы: реформирование системы
программы жилищно - коммунального хозяйства на
территории Калужской области.
Задачи программы:
- создание условий проживания, отвечающих
стандартам качества;
- снижение расходов на эксплуатацию и
ремонт жилищного фонда;
- постепенный переход от бюджетного
дотирования жилищно - коммунального
хозяйства к оплате ремонтно -
эксплуатационных расходов и коммунальных
услуг населением - потребителем в полном
объеме при условии обеспечения
социальной защиты малообеспеченных семей
и экономического стимулирования
повышения качества обслуживания
6. Важнейшие - максимально допустимая доля собственных
показатели расходов семей - 25 процентов от
совокупного семейного дохода
7. Сроки реализации - 1997-2008 годы
программы
8. Перечень - Программа энергосберегающих технологий и
подпрограмм и стимулирования снижения
основных ресурсопотребления;
мероприятий
9. Исполнители - Структуры органов законодательной и
подпрограмм и исполнительной властей муниципальных
основных образований и области
мероприятий
10. Объемы и источники - Бюджеты всех уровней
финансирования
11. Ожидаемые конечные - Полная самоокупаемость жилищно -
результаты коммунальных услуг
программы
12. Система организации - Статистическая отчетность
контроля за
исполнением
программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27.05.97 г. № 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации", а также Распоряжением Губернатора Калужской области от 10.07.97 г. № 241-р, разработан и представляется проект программы "Реформа жилищно - коммунального хозяйства на территории Калужской области", в основу которой заложена Концепция реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указами Президента РФ.
Целью программы является:
- Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- Переход от бюджетного дотирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства к оплате ремонтно - эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем в полном объеме от себестоимости при условии одновременного обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживания.
Основные способы достижения указанных целей:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно - коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влияния на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Социальные нормативы площади жилья в программе установлены на основе статистических данных по Калужской области, в соответствии с уровнем благоустройства занимаемых квартир, а также в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 30.06.94 г. № 63 "Об утверждении размеров социальной нормы площади жилья по Калужской области ...".
Учитывая, что в области только начинает внедряться конкурсный отбор на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг, предлагается за основу принять вариант доведения жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе, заложенный в программе.
При разработке программы энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления намечается оснастить муниципальный и государственный жилищный фонд домовыми приборами учета воды, газа и тепловой энергией на условиях лизинга за счет средств ресурсоснабжающих организаций или же с привлечением иных средств и источников.
Рекомендуемый уровень платежей в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг увязан с приростом доходов населения, предложенным совместно департаментами Экономики и промышленности и Социальной политики области, а также предложениями органов местного самоуправления.
Допустимая доля собственных расходов семей (в процентах) от совокупного семейного дохода разработана на основе имеющихся в Департаменте социальной политики области данных о составе семей имеющих доход ниже прожиточного минимума, а также прогноза роста доходов населения до 2000 года.
Для более успешного продвижения реформы намечается подготовить выпуск методических разработок, указанных в разделе 7 данного Проекта.
Поэтапное введение программы с указанными в ней сроками позволит несколько ослабить напряженность в переходный период.
Заместитель председателя комиссии
В.Г.Скворцов
ПРОГРАММА
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕФОРМЫ
Программа реформы жилищно - коммунального хозяйства в Калужской области разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом особенностей Калужской области.
Главным условием проведения реформы является экономическая сбалансированность намеченных мероприятий с реальными возможностями областного и муниципальных бюджетов с одной стороны и доходами населения с другой стороны.
Реформа жилищно - коммунального хозяйства проводится с целью решения следующих задач:
- Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- Снижения расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда;
- Переход от бюджетного дотирования жилищно - коммунального хозяйства к оплате ремонтно - эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем в полном объеме от себестоимости при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживания.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАНДАРТА (НОРМАТИВА) УСЛОВИЙ
ПРОЖИВАНИЯ
2.1. Установить для Калужской области следующие социальные нормативы площади жилья, дающие право гражданам на компенсацию (субсидию) при оплате жилья:
- в деревянных жилых домах - 20 кв. м общей площади
на одного человека
- в кирпичных и панельных жилых - 19 кв. м общей площади
домах первых массовых серий на одного человека
(1-335, 1-447, 1-439)
- в кирпичных и панельных жилых - 16 кв. м общей площади
домах с кухней от 7 до 9 кв. м на одного человека
- в домах индивидуальной планировки - 14 кв. м общей площади
и улучшенной планировки с кухней на одного человека
более 9 кв. м
- в коммунальных квартирах - 12 кв. м жилой площади
на одного человека
- в ветхих домах - без учета социальной
нормы площади жилья
- одиноким гражданам - 30 кв. м общей площади
жилья
в сельской местности - соответственно на
2 кв. м общей
площади больше
установленных выше
норм.
Органы местного самоуправления с учетом местных условий и наличия средств в бюджетах, имеют право изменять размеры социальной нормы площади жилья и устанавливать иные условия по определению социального норматива потребления жилищных услуг.
3. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. Предложить органам местного самоуправления:
3.1.1. Обеспечить, начиная с 1997 года формирование муниципальных заказов на обслуживание и ремонт объектов жилищно - коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе;
3.1.2. Начиная с 1998 года приступить к реформированию предприятий, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг, имея в виду освобождение жилищно - коммунальных предприятий от несвойственных им функций (регистрационно - учетных функций, паспортно - учетной работы, сбора платежей с населения, оформления льгот и субсидий и других форм социального обслуживания населения);
3.1.3. Внедрить повсеместно практику отбора подрядчиков для выполнения работ по оказанию жилищно - коммунальных услуг на конкурсной основе независимо от хозяйственно - правового статуса подрядной организации и при наличии у них лицензии на соответствующий вид работ.
Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе:
в 1998 году - до 5%
в 1999 году - до 10%
в 2000 году - до 15%
в 2001 году - до 20%
в 2002 году - до 25%
в 2003 году - до 30%
в 2004 году - до 35%
в 2005 году - до 40%
в 2006 году - до 45%
в 2007 году - до 55%
в 2008 году - до 70%
3.1.4. Продолжить работу по поэтапному переходу на управление жилищным фондом службами (дирекциями) единого заказчика (ДЕЗ) с доведением до 70 процентов (в среднем по области) обслуживания в 2008 году;
3.1.5. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание Товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот и организовать постоянное обучение управляющих Товариществ собственников жилья.
Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда Товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности муниципальных образований;
3.1.6. Завершить в 1998 году разделение функций заказчика и подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда и предоставлению жилищно - коммунальных услуг. Передать службам заказчика (ДЕЗ) расчеты и взимание оплаты за все виды жилищно - коммунальных услуг с населения и расположенных в жилищном фонде организаций;
3.1.7. Обеспечить обязательное заключение договоров между службами заказчика (ДЕЗ) и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов работ, подлежащих выполнению и ответственности сторон как за снижение стандарта предоставления услуг, так и за несвоевременную оплату выполненных работ;
3.1.8. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками жилья и каждым нанимателем (арендатором) жилых помещений или управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно;
3.1.9. Создать до 2000 года при службах заказчика (ДЕЗ) расчетно - кассовые и компьютерные центры, сформировав к 2000 году единую базу данных по населению каждого муниципального образования;
3.1.10. Постоянно проводить работу по приему в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно - коммунального хозяйства;
3.1.11. В 1997 году администрациям муниципальных образований уточнить нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг на основе фактических экономически обоснованных объемов поставок.
3.2. Создать к 2005 году областной компьютерный центр при Департаменте энергетики и жилищно - коммунального хозяйства.
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
4.1. Предложить органам местного самоуправления:
4.1.1. Начиная с 1998 года осуществить поэтапный переход от бюджетного дотирования организаций жилищно - коммунального хозяйства на самофинансирование;
4.1.2. При формировании бюджетов выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения социальных стандартов предоставления жилищно - коммунальных услуг;
4.1.3. Утверждать применительно к местным условиям тарифы на жилищно-коммунальные услуги на уровне экономически обоснованных социальных стандартов предоставления услуг;
4.1.4. Продолжить внедрение тарифов на содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, платы за найм (аренду) жилищного фонда;
4.1.5. Начиная с 1998 года при утверждении тарифов вводить коэффициенты дифференциации оплаты жилья в зависимости от месторасположения домов, уровня благоустройства квартир и технического состояния жилищного фонда:
4.1.6. Внедрить в 1998 году плату за излишки жилой площади и второе жилье.
4.2. Региональной энергетической комиссии:
- При установлении цен и тарифов на энергоресурсы обеспечить обоснованность включения в них производственных затрат организаций - поставщиков;
- В 1997 году ввести ступенчатые тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов ее потребления;
- В 1998 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат по содержанию и ремонту внутридомовых сетей;
4.3. Создать при Департаменте энергетики и жилищно - коммунального хозяйства области государственное унитарное предприятие "Энергосбережение" для сбора и анализа энергопотребления в предприятиях муниципальной и государственной собственности на территории области и внедрения средств учета и контроля за расходованием топливно - энергетических ресурсов и систем автоматического регулирования их потребления.
4.4. Оснастить муниципальный и государственный жилищный фонд домовыми приборами учета расхода воды, газа и тепловой энергии:
Установку приборов учета на жилищном фонде и в тепловых пунктах производить за счет средств ресурсоснабжающих организаций путем лизинга или с привлечением иных средств и источников.
4.5. Департаменту экономики и промышленности области и Региональной энергетической комиссии организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в жилищно - коммунальной сфере и энергетике, устанавливать предельные ставки, расценки и тарифы для естественных монополистов в жилищно - коммунальной сфере и для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного финансирования.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТОВ ЗА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ
5.1. Продолжить работу по поэтапному приближению оплаты услуг населением к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему полное возмещение издержек и самоокупаемость жилищно - коммунального хозяйства.
Установить следующий уровень платежей в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:
1997 год - 40%
1998 год - 42%
1999 год - 45%
2000 год - 48%
2001 год - 50%
2002 год - 55%
2003 год - 60%
2004 год - 65%
2005 год - 70%
2006 год - 80%
2007 год - 90%
2008 год - 100%
5.2. Рекомендовать органам местного самоуправления
5.2.1. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих полную компенсацию затрат) за содержание и эксплуатацию жилья с граждан, занимающих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из инвалидов, пенсионеров и малообеспеченных граждан.
Схема повышения ставок за "излишки"
жилищно - коммунальных услуг
------------------------------------T------------------------------------¬
¦ Виды жилых домов ¦Процент повышения ставок к основному¦
¦ ¦тарифу при превышении общей площади ¦
¦ ¦ свыше 10 кв. м. на каждого члена ¦
¦ ¦ семьи ¦
¦ +-----------------T------------------+
¦ ¦при совокупном ¦при совокупном до-¦
¦ ¦доходе до 5 МРОТ ¦ходе свыше 5 МРОТ ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦1. Деревянные жилые дома ¦ 15 ¦ 20 ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦2. Кирпичные и панельные жилые дома¦ 25 ¦ 40 ¦
¦ первых массовых серий ¦ ¦ ¦
¦ (1-335, 1-447, 1-439) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦3. Кирпичные и панельные жилые дома¦ 30 ¦ 45 ¦
¦ с кухней от 7 до 9 кв. м ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦4. Дома индивидуальной или ¦ 35 ¦ 50 ¦
¦ улучшенной планировки с кухней ¦ ¦ ¦
¦ более 9 кв. м ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦5. Коммунальные квартиры ¦ 15 ¦ 20 ¦
+-----------------------------------+-----------------+------------------+
¦6. Ветхие дома ¦ - ¦ - ¦
L-----------------------------------+-----------------+-------------------
Органы местного самоуправления с учетом местных условий и наличия средств могут устанавливать иные системы оплаты сверхнормативной площади.
По мере приближения платежей за жилищные и коммунальные услуги к фактической стоимости, уровень повышения ставок за излишки площади корректируются в сторону уменьшения в пределах стоимости услуг.
5.2.2. Ввести в 2005 году оплату за страхование жилищного фонда.
5.3. Утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от видов жилья.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
6.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) свыше половины (0,5) установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека.
6.2. Департаментам социальной политики и экономики и промышленности области начиная с 1997 года:
- Проводить социологические исследования доходов и расходов населения области, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
- Анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий области.
6.3. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семей (в процентах) от совокупного семейного дохода в следующих размерах:
1997 год - 15,0%
1998 год - 15,5%
1999 год - 16,0%
2000 год - 17,0%
2001 год - 18,0%
2002 год - 19,0%
2003 год - 20,0%
2004 год - 21,0%
2005 год - 22,0%
2006 год - 23,0%
2007 год - 24,0%
2008 год - 25,0%
6.4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
- Производить замену жилых помещений семей, имеющих "излишки" площади на жилье меньшей площади (в пределах социальных норм) с предоставлением субсидий с момента подачи заявления об обмене;
- Предоставлять одиноким малообеспеченным нетрудоспособным гражданам денежные компенсации в обмен на передачу в муниципальную собственность приватизированного жилья с правом пожизненного проживания;
- Создавать обменный фонд для замены жилья гражданам, имеющим "излишки" занимаемой площади;
- Создать жилищный фонд социального назначения и без права приватизации, предназначенный для заселения малообеспеченными одинокими гражданами исключительно по договорам социального найма.
6.5. Органы местного самоуправления в течение переходного периода могут самостоятельно, в зависимости от складывающейся финансовой ситуации и возможностей предоставления гражданам компенсаций (субсидий), устанавливать предельный уровень платежей по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, а также максимально допустимую долю собственных их расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.
7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО - НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ
В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
7.1. Обеспечить постоянную разработку новых и совершенствование действующих нормативных документов.
7.2. Департаменту энергетики и жилищно - коммунального хозяйства области разработать и ввести в практику применения:
- Договор между заказчиком и подрядчиком на обслуживание жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг - август 1997 года;
- Рекомендации нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилищного фонда и потреблению коммунальных услуг - август 1997 года;
- Методику расчетов ставок и тарифов на содержание жилья и предоставление жилищно - коммунальных услуг (совместно с Департаментом экономики и промышленности области) - сентябрь 1997 года;
- Договор найма и аренды жилья - октябрь 1997 года;
- Положение о конкурсе на обслуживание жилищного фонда - ноябрь 1997 года;
- Положение о службе заказчика жилищно - коммунальных услуг - ноябрь 1997 года;
- Программу энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления - февраль 1998 года;
- Положение о порядке предоставления и учета средств, направляемых на компенсации (субсидии) - декабрь 1997 года;
- Положение о муниципальных Центрах по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг - декабрь 1997 года.
СПРАВКА
К ПРОГРАММЕ "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
Согласно ст. 1 "Основные понятия" Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введенным в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года № 4219-1, социальной нормой площади жилья является размер площади жилья, приходящейся на одного человека в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Социальная норма площади жилья (согласно ст. 11 вышеназванного "Закона") эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типах жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования на территории конкретного субъекта Федерации.
При этом согласно ст. 3 "Закона" органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления обеспечивают доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья.
В Калужской области социальная норма жилья для предоставления компенсаций (субсидий) гражданам регламентирована Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 30 июня 1994 года № 63 "Об утверждении размеров социальной нормы площади жилья по Калужской области, дающей право гражданам на компенсации (субсидии) при оплате жилья", которая и заложена в программе "Реформа жилищно - коммунального хозяйства на территории Калужской области", изменять которую нецелесообразно, т.к. это приведет к значительному увеличению средств областного и муниципальных бюджетов направляемых на компенсации (субсидии) гражданам.
В соответствии с "Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", значительно расширяются права органов местного самоуправления, одним из которых является право в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан за жилищно - коммунальные услуги в зависимости от финансового состояния, отличный от Федерального и регионального стандартов.
Первый заместитель директора департамента
энергетики и жилищно - коммунального хозяйства
В.Г.Скворцов