ЗАКОН Калужской области № 42 от 27.08.1996
(ред. от 22.06.1997)
"О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 11.07.1996)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Весть", № 190, 30.08.1996.
Утратил силу в связи с изданием Закона Калужской области № 279-ОЗ от 04.12.2003.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Калужской области
от 31.03.1997 № 5, от 22.06.1997 № 13-ОЗ)
Принят Законодательным Собранием 11 июля 1996 года.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия и определения используемые в Законе
Местный референдум - голосование жителей, проживающих на территории муниципальных образований, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией РФ и нормативными правовыми актами РФ, Уставом Калужской области, нормативными правовыми актами Калужской области, уставами муниципальных образований.
Заинтересованные лица - органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, физические лица, имеющие интерес в результатах местного референдума.
Наблюдатели - представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, инициативных групп, собраний жителей, имеющие удостоверения, выданные вышеперечисленными органами, объединениями и группами, на право осуществлять контроль за проведением местного референдума и работой комиссий местного референдума.
Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум
На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Законом Калужской области "О местном самоуправлении в Калужской области".
Статья 3. Обязательность решений местного референдума
Решения, принятые на местном референдуме по вопросам местного значения, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования независимо от форм собственности, а также общественных объединений и организаций и физических лиц.
Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в суде в случае противоречия их закону или нарушения законности при проведении референдума.
Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме
В местном референдуме имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Не участвуют в местном референдуме члены местного сообщества признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 6. Агитация по поводу местного референдума
Общественные объединения, граждане имеют право беспрепятственно вести агитацию за или против требования об объявлении местного референдума, за или против проекта нормативного правового акта или решения, выносимого на референдум. Им должны быть предоставлены равные права при агитации по поводу референдума в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления, либо предприятия, учреждения и организации, финансируемые полностью или частично за счет средств органов местного самоуправления.
Для ведения агитации указанные лица могут использовать и собственные средства.
Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Центральные комиссии местного референдума и участковые комиссии местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных агитационных материалов, обязаны принять меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
В день голосования и в последний день перед днем проведения местного референдума агитация запрещается. В течение шести дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований связанных с местным референдумом запрещается.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий местного референдума и на участках голосования запрещается.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении местного
референдума
Деятельность органов и должностных лиц, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все нормативные правовые акты, касающиеся проведения местного референдума, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Все проекты нормативных правовых актов или решений, выносимых на местный референдум, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее трех недель до дня голосования.
Представители средств массовой информации, освещающих ход подготовки и проведения местного референдума, имеют беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с местным референдумом, и получают соответствующую информацию.
На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать наблюдатели. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии наблюдателей и представителей средств массовой информации не обязательно.
Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета по решению представительного органа местного самоуправления.
Финансовые средства, необходимые для оплаты расходов по местному референдуму перечисляются на счет центральной комиссии местного референдума.
Участковые комиссии местного референдума представляют центральной комиссии местного референдума отчеты о расходовании выделенных им финансовых средств не позднее 30 дней со дня опубликования результатов местного референдума. Неиспользованные финансовые средства возвращаются в местный бюджет. Центральная комиссия местного референдума не позднее 2-х месяцев со дня опубликования результатов местного референдума отчитывается перед представительным органом местного самоуправления о расходовании средств, выделенных на проведение местного референдума.
Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, органы государственной власти и местного самоуправления представляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений, оборудования, транспортных средств оплачивается комиссиями референдума.
Глава II. ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 9. Право назначения местного референдума
Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления.
Постановление о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления самостоятельно, а также по требованию лиц, указанных в статье 11 настоящего Закона.
В случае отсутствия в муниципальном образовании представительного органа местного самоуправления, местный референдум может назначаться главой местного самоуправления и только по требованию лиц, указанных в пунктах г) и д) статьи 11.
Статья 10. Условия обязательного назначения референдума
Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию:
а) главы муниципального образования;
б) органов государственной власти Российской Федерации и Калужской области по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию;
в) членов местного сообщества в количестве, установленном уставом муниципального образования.
В иных случаях назначение местного референдума производится в соответствии с уставом муниципального образования.
В случае отсутствия устава муниципального образования, количество членов местного сообщества, подписавших требование о проведении местного референдума, не должно быть менее 5 процентов от общего числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья 11. Реализация права требования местного референдума
Право инициативы о проведении местного референдума принадлежит:
а) главе муниципального образования;
б) депутату представительного органа;
в) органам государственной власти Российской Федерации и Калужской области, по вопросам реализации переданных государственных полномочий;
г) общественным организациям, политическим партиям и движениям, имеющим свои отделения на территории муниципального образования;
д) гражданам и группам граждан, имеющим право участвовать в местном референдуме.
Инициатива о проведении местного референдума может быть реализована как путем обращения в представительный орган местного самоуправления непосредственно, так и через сбор подписей в поддержку требования о проведении местного референдума.
Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования.
Назначение местного референдума по требованию главы муниципального образования и органов государственной власти производится в порядке, определенном уставом муниципального образования и регламентом работы представительного органа местного самоуправления.
Статья 12. Образование инициативной группы местного
референдума
Каждый житель муниципального образования или группа жителей муниципального образования, имеющих право участия в местном референдуме, а также общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах государственных органов власти или органов власти местного самоуправления, могут образовать инициативную группу или несколько групп для сбора подписей с целью назначения местного референдума. Количество членов одной группы не может быть менее 10 человек.
Статья 13. Регистрация инициативной группы местного
референдума
Инициативная группа обращается в администрацию муниципального образования с ходатайством о регистрации. В ходатайстве указывается:
- формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой на местный референдум;
- фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии (документов их заменяющих) паспортов членов инициативной группы.
Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна быть составлена таким образом, чтобы предполагался однозначный ответ или "за" или "против".
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы.
Глава муниципального образования, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям настоящего Закона, в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает постановление о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
В случае отказа от регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление главы муниципального образования.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений настоящего Закона.
Отказ от регистрации или невыдачи постановления главы муниципального образования о регистрации инициативной группы в сроки, установленные настоящим Законом, может быть обжалован в суд в установленном законодательством порядке. Сбор подписей незарегистрированной инициативной группой запрещается.
Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей инициативными
группами местного референдума
С момента получения постановления о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении местного референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать 20 дней со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному местному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении местного референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем через год, при этом ранее собранные подписи не учитываются.
Статья 15. Подписной лист местного референдума
Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на местный референдум.
Гражданин, поддерживающий требование о проведении местного референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта или документа его заменяющего, дату подписания.
Допускается, по желанию гражданина, поддерживающего требование о проведении местного референдума, заполнение данных о нем, кроме личной подписи, членом инициативной группы.
Подписные листы должны быть заверены председателем инициативной группы и членом инициативной группы, проводившим сбор подписей.
На каждом подписном листе также производится запись об общем количестве собранных подписей на данном подписном листе.
Статья 16. Оформление права требования местного
референдума
По окончании сбора подписей, в срок не более 3 дней, инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
Итоговый протокол, подписные листы вместе с требованием о проведении местного референдума направляются представительному органу местного самоуправления, а в случае его отсутствия главе муниципального образования.
Требование о проведении местного референдума адресуется представительному органу местного самоуправления, а в случае его отсутствия главе муниципального образования и должно содержать обоснование необходимости местного референдума, четкую формулировку вопросов, предполагающих однозначный ответ "за" или "против", либо текст проекта нормативного правового акта или иного решения, предлагаемого на местный референдум.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина, учитывается только одна подпись. В случае обнаружения свыше 10 процентов не засчитанных подписей принимается решение об отказе в проведении местного референдума.
Председатель представительного органа местного самоуправления или в случае его отсутствия глава муниципального образования в двухнедельный срок со дня последнего поступления подписных листов обязаны проверить соответствие всех поступивших документов настоящему Закону и назначить дату рассмотрения вопроса о проведении местного референдума. Информация о времени рассмотрения вопроса о назначении местного референдума незамедлительно направляется инициативным группам.
Статья 17. Принятие решения по требованию о проведении
местного референдума
Представительный орган местного самоуправления или в его отсутствие глава муниципального образования вправе принять одно из следующих решений:
а) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требования о назначении местного референдума, в случае нарушения инициаторами местного референдума требований настоящего Закона.
Решение по вопросу о местном референдуме должно быть принято не позднее 30 дней со дня поступления требования о проведении местного референдума.
Принятое решение в 10-дневный срок публикуется в средствах массовой информации.
Статья 18. Срок проведения местного референдума
Местный референдум не может проводиться ранее 30 дней и позднее 60 дней со дня принятия решения о его проведении.
Разрешается проведение местного референдума одновременно с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, кроме случаев запрещения такого совмещения федеральными законами.
Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ
Статья 19. Комиссии местного референдума
Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:
а) центральная комиссия местного референдума;
б) участковые комиссии местного референдума.
Полномочия комиссий местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении 10 дней с момента опубликования результатов местного референдума.
В случае совмещения сроков проведения местного референдума со сроками выборов функции комиссии местного референдума могут выполнять избирательные комиссии.
Статья 20. Образование комиссий местного референдума
Состав центральной комиссии местного референдума утверждается постановлением главы муниципального образования не позднее 3 дней со дня принятия решения о назначении местного референдума.
Состав участковых комиссий местного референдума утверждается центральной комиссией местного референдума не позднее 10 дней со дня принятия решения о назначении местного референдума.
Количество членов комиссии местного референдума, в зависимости от количества участников местного референдума, должно быть не менее 5 и не более 11 человек.
В состав комиссии местного референдума не могут входить члены инициативных групп, а также количество представителей администрации муниципального образования не может быть более 2 человек.
При проведении местного референдума по вопросу досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления в состав комиссий местного референдума не могут входить их супруги, дети и лица, находящиеся в непосредственном подчинении.
Председатели, заместители председателя, секретари комиссий местного референдума избираются членами комиссий местного референдума. Решение об избрании оформляется постановлениями комиссий местного референдума.
Комиссии местного референдума обязаны обеспечить не позднее 7 дней после создания комиссии местного референдума информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий местного референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения местного референдума.
Статья 21. Полномочия центральной комиссии референдума
Центральная комиссия местного референдума:
а) обеспечивает на всей территории муниципального образования единообразное соблюдение настоящего Закона, обращается в Законодательное Собрание Калужской области с запросами о необходимости его толкования;
б) образует участковые комиссии местного референдума и организует их деятельность;
в) распределяет денежные средства по участковым комиссиям местного референдума, контролирует обеспечение комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения местного референдума;
г) устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников местного референдума, протоколов заседаний комиссий местного референдума, других документов местного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий местного референдума, порядок хранения документации местного референдума;
д) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения местного референдума, подводит итоги проведения местного референдума в целом по муниципальному образованию и передает все материалы представительному органу местного самоуправления, а в случае его отсутствия главе муниципального образования;
е) устанавливает результаты местного референдума, публикует в средствах массовой информации сообщения о своей работе и результатах местного референдума, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий местного референдума, осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Калужской области и муниципального образования;
ж) обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий местного референдума;
з) отчитывается перед представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии перед главой местного самоуправления об использовании денежных средств, выделенных на проведение местного референдума.
Статья 22. Полномочия участковой комиссии местного
референдума
Участковая комиссия местного референдума:
а) составляет списки участников местного референдума по участку;
б) проводит ознакомление участников местного референдума со списками, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
в) оповещает население о дате и месте проведения местного референдума;
г) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
д) организует на участке голосование в день проведения местного референдума;
е) производит подсчет голосов на участке и определяет результаты голосования;
ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним необходимые решения;
з) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 23. Участки местного референдума
Территория муниципального образования делится на участки местного референдума. Участки местного референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с центральной комиссией местного референдума.
Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для выборов органов государственной власти и местного самоуправления. При этом количество участников местного референдума на одном участке не должно превышать трех тысяч человек.
Каждый участок местного референдума должен иметь транспортное средство, помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, связью, стендами со списками участников местного референдума и другой информацией по местному референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок может иметь не более 2 переносных ящиков для тайного голосования.
Вход и выход из кабины для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на местный референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
Статья 24. Организация работы комиссий местного референдума
Комиссии местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее 3 дней с момента их образования. Заседания комиссий местного референдума являются правомочными, если в них принимает участие более половины состава комиссий. Решения комиссий местного референдума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Заверенные председателем комиссии копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
Решения комиссии местного референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными лицами и физическими лицами.
Решения и действия участковой комиссии местного референдума могут быть обжалованы в центральную комиссию местного референдума или в суд.
Члены комиссии местного референдума, включая председателя, заместителя и секретаря, по ее решению могут освобождаться на период подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение местного референдума.
Государственные органы и организации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать комиссиям местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее, чем в трехдневный срок.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии местного референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественного объединения, трудового коллектива, инициативной группы местного референдума, органа местного самоуправления или государственного органа, собрания жителей.
Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в
местном референдуме
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, на момент составления списков проживающие на территории данного участка. Каждый гражданин может быть включен только в один список.
Список участников местного референдума составляется в алфавитном порядке. В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) участников референдума. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, указывается день и месяц рождения.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии местного референдума не позднее, чем за три недели до дня проведения местного референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией местного референдума, которая обязана в течение 24 часов, а накануне и в день референдума немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в центральную комиссию местного референдума Калужской области или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.
(в ред. Законов Калужской области от 31.03.1997 № 5, от 22.06.1997 № 13-ОЗ)
Статья 26. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" или "против".
Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются центральной комиссией местного референдума не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.
Центральная комиссия местного референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования.
Глава IV. ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 27. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня местного референдума.
Голосование может быть закончено ранее 22 часов в участках, на которых проголосовали все внесенные в списки граждане, если эти участки расположены в больницах, санаториях, домах отдыха и воинских частях.
Статья 28. Досрочное голосование
В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы участка, он вправе получить в участковой комиссии местного референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке участников референдума.
(в ред. Закона Калужской области от 22.06.1997 № 13-ОЗ)
После заполнения бюллетеня, участник референдума вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается и скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в участковой комиссии в опечатанном виде до дня референдума.
Статья 29. Порядок голосования в день референдума
В день проведения референдума председатель участковой комиссии в 7 часов объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим участникам референдума все ящики для голосования, для проверки их целостности и отсутствия в них бюллетеней и иных предметов, которые после этого опечатываются.
После опечатывания ящиков для голосования председатель комиссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени для голосования выдаются по спискам участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При получении бюллетеня участник референдума расписывается против своей фамилии в списке. Голосование за других лиц запрещено.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их устного или письменного заявления поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан. Заявление о возможности проголосовать вне помещения участка должно быть подтверждено участником референдума в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии.
Участники референдума самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Участник референдума, который не может этого сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом комиссии или наблюдателем.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения местного референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках участников референдума.
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, проставляет какой-либо знак напротив того решения, которое он поддерживает.
Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Член участковой комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление участника референдума. Решение об этом принимается незамедлительно при обнаружении нарушения участковой комиссией.
Статья 30. Порядок деятельности наблюдателей
При прибытии на участок для голосования наблюдатель обязан предъявить документ, удостоверяющий его полномочия. Документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения.
Наблюдатели имеют право:
- находиться в помещении для голосования с момента его открытия и до окончания подсчета голосов и подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования;
- находиться в помещениях комиссий референдума с начала голосования и до момента подписания протоколов о результатах голосования;
- присутствовать при голосовании по месту нахождения участников референдума, когда голосование проходит вне участка;
- знакомиться с документами комиссий референдума;
- обращаться в комиссии референдума с вопросами, предложениями и замечаниями.
Наблюдатели не имеют право:
- участвовать в погашении бюллетеней;
- участвовать в подсчете голосов и определении результатов референдума;
- участвовать в составлении протоколов о результатах референдума;
- требовать от членов комиссии референдума выдачи им каких-либо документов комиссии референдума либо их копий.
Статья 31. Подсчет результатов голосования
После заявления председателя участковой комиссии об окончании голосования, комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляет протокол.
Вносить изменения в списки участников референдума после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков участников референдума, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений участников референдума о досрочном голосовании и заявлений о голосовании вне участка, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках не должно превышать количества поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике, по решению участковой комиссии, признаются недействительными.
На основании списков участников референдума и по числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия референдума устанавливает:
1) общее число участников референдума, зарегистрированных по участку референдума;
2) общее число участников референдума, получивших бюллетени;
3) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
4) количество бюллетеней, признанных действительными;
5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
6) количество голосов, поданных "за" проект решения;
7) количество голосов, поданных "против" проекта решения.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 32. Протокол по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью.
Первый экземпляр протокола и бюллетени, не менее чем двумя членами участковой комиссии, немедленно доставляются в центральную комиссию местного референдума, второй остается в участковой комиссии.
Центральная комиссия местного референдума на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью.
Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 33. Подведение итогов местного референдума
Центральная комиссия местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий референдума определяет:
1) общее число участников референдума;
2) число участников референдума, получивших бюллетени;
3) число бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
4) число бюллетеней, признанных действительными;
5) число бюллетеней, признанных недействительными;
6) число голосов, поданных "за" вынесенный на референдум проект решения;
7) число голосов, поданных "против" вынесенного на референдум проекта решения.
Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае местный референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через год.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от принявших участие в голосовании.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через год.
Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суд.
Статья 34. Опубликование и вступление в силу решения,
принятого на местном референдуме
Итоги местного референдума доводятся до сведения населения центральной комиссией местного референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования.
В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными, центральная комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии местного референдума провести в течение двух недель на данном участке повторное голосование. Решение центральной комиссии местного референдума может быть обжаловано в суд.
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее 15 дней с даты последнего голосования и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
Статья 35. Изменение и отмена решения, принятого местным
референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится только местным референдумом.
Статья 36. Хранение документации местного референдума
Документация участковых комиссий референдума передается центральной комиссии референдума не позднее недели после опубликования результатов местного референдума.
Центральные комиссии местного референдума по окончании своей работы сдают всю документацию, в том числе и участковых комиссий, в Государственный архив.
Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 37. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий местного референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, органов местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава администрации -
Губернатор Калужской области
О.В.Савченко