ЗАКОН Калужской области № 31-ОЗ от 26.06.2000
(с изм. от 02.12.2008)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 15.06.2000)
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 143, 29.06.2000
Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 26 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изм., внесенными Законами Калужской области
от 07.03.2001 № 18-ОЗ, от 27.12.2001 № 90-ОЗ,
от 05.12.2002 № 165-ОЗ, от 04.12.2003 № 273-ОЗ,
от 03.11.2004 № 376-ОЗ, от 23.11.2005 № 138-ОЗ,
от 04.12.2006 № 255-ОЗ, от 29.11.2007 № 375-ОЗ,
от 02.12.2008 № 496-ОЗ)
Принят Законодательным Собранием 15 июня 2000 года.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы экономического воздействия органов государственной власти Калужской области на агропромышленное производство Калужской области.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера регулирования настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на организации агропромышленного комплекса Калужской области независимо от их организационно - правовых форм, у которых доля сельскохозяйственной и продовольственной продукции или услуг, оказываемых предприятиям агропромышленного комплекса, составляет в общем объеме производства не менее 70 процентов.
Статья 2. Основные термины и понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции;
агропромышленное производство деятельность организаций АПК, направленная на производство, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, а также на производственно - техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение АПК;
агропромышленная политика Калужской области система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы организаций агропромышленного комплекса, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Калужской области;
государственное регулирование агропромышленного производства экономическое воздействие органов государственной власти Калужской области на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно - техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение агропромышленного производства;
государственное управление целенаправленное воздействие органов государственной власти на организации агропромышленного комплекса, находящиеся в государственной собственности Калужской области (далее - областная собственность);
хозяйственное управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации; совокупность форм и методов организационно - финансового регулирования предпринимательской и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемых ими самостоятельно в рамках действующего законодательства, для удовлетворения их производственных, экономических и социальных интересов;
субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Статья 3. Задачи государственного регулирования агропромышленного производства
Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Калужской области, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Статья 4. Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- восстановление платежеспособности убыточных организаций агропромышленного комплекса Калужской области;
- организационная и методическая помощь организациям в реформировании имущественных и земельных отношений, выборе организационно - правовых форм;
- регулирование земельных отношений;
- управление областным государственным имуществом;
- контроль за безопасностью и охраной труда, сокращение безработицы в сельской местности;
- подготовка и укрепление руководящих кадров и специалистов организаций АПК;
- прогнозирование развития отраслей и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, координация их деятельности;
- развитие социальной сферы села;
- иные направления, определенные законодательством Российской Федерации и Калужской области.
Статья 5. Принципы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Основными принципами государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства в Калужской области являются:
- использование преимущественно экономических механизмов в государственном регулировании агропромышленного производства;
- конкурсный отбор объектов государственной поддержки;
- государственный контроль за эффективностью использования различных форм государственной поддержки и регулирования;
- приоритетный подход при поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, исходя из их участия в выполнении областного государственного заказа, эффективности хозяйствования и управления.
Статья 6. Формы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в Калужской области осуществляется в следующих формах:
1. Прямое бюджетное финансирование.
2. Заказ Правительства Калужской области на производство, закупку и поставку сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Калужской области.
3. Предоставление налоговых и иных льгот в соответствии с действующим законодательством.
4. Регулирование цен и тарифов на продукцию организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно - технического обслуживания и материально - технического обеспечения АПК, занимающих доминирующее положение, в соответствии с действующим законодательством.
5. Передача в аренду организациям агропромышленного комплекса имущества, находящегося в областной собственности.
6. Предоставление организациям агропромышленного комплекса области, в соответствии с действующим законодательством, информации о состоянии рынков продовольствия, о выделении бюджетных ссуд, субсидий, об оказании лизинговых и консалтинговых услуг.
7. Разработка областных целевых программ и участие в их реализации.
8. Принятие сельскохозяйственной продукции в залог.
Статья 7. Организационные основы государственного регулирования и управления агропромышленным производством
1. Организация и координация государственного регулирования агропромышленным производством в Калужской области, а также непосредственное государственное управление предприятиями агропромышленного комплекса, находящимися в областной собственности, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области.
2. Органы местного самоуправления участвуют в регулировании и поддержке агропромышленного производства в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и Калужской области.
Статья 8. Финансирование агропромышленного производства
1. Финансирование агропромышленного производства осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств организаций агропромышленного комплекса, средств областного и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законом.
2. Средства бюджета Калужской области, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:
- государственную поддержку в форме субвенции для производства продукции отрасли животноводства;
- государственную поддержку в форме субвенции для производства продукции отрасли растениеводства;
- мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования, повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
- кредитование в сфере агропромышленного производства;
- формирование областного лизингового фонда для приобретения продукции машиностроения с целью обеспечения машинно - тракторного парка и технологического оборудования организаций агропромышленного комплекса;
- компенсацию затрат на отопление теплиц при наличии программ энергосбережений;
- финансирование мероприятий по развитию племенного животноводства и элитного семеноводства;
- компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
- государственную поддержку в форме субвенции для производства льна;
- государственную поддержку в форме субвенции для закупки комбикормов для птицефабрик, свиноводческих и животноводческих комплексов Калужской области;
- компенсацию затрат на содержание основных свиноматок в сельскохозяйственных предприятиях;
- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с областными целевыми программами;
- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей;
- развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
- государственную поддержку в форме субвенции для бытового обслуживания на селе;
- иные виды государственной поддержки.
Конкретные направления и объемы финансирования на поддержку и развитие агропромышленного производства устанавливаются законом Калужской области об областном бюджете на соответствующий год.
3. Средства областного бюджета Калужской области, направляемые на государственную поддержку и развитие агропромышленного производства, государственную поддержку социальной сферы села, предусматриваются отдельным разделом или (и) отдельной строкой в других разделах областного бюджета в размере не менее 20 процентов от суммы расходной части областного бюджета без учета целевых фондов, консолидированных в областном бюджете.
В пределах средств областного бюджета на государственную поддержку социальной сферы села, утвержденных на очередной финансовый год, ассигнования направляются на:
- покрытие части убытков от содержания объектов социальной и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций в виде целевых субвенций, предоставляемых местным бюджетам;
- строительство объектов сельского здравоохранения, образования, культуры, спорта, дошкольных детских учреждений;
- газификацию, электрификацию, радиофикацию и телефонизацию в сельской местности.
Строительство и реконструкция сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автодорог общего пользования, осуществляются за счет средств целевого территориального дорожного фонда, консолидированного в областном бюджете Калужской области.
Статья 9. Полномочия Правительства Калужской области в сфере государственного регулирования агропромышленного производства
Правительство Калужской области осуществляет следующие полномочия в сфере государственного регулирования агропромышленного производства:
- проведение сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной, научно - технической и социальной политики, направленной на защиту, развитие и стабильное функционирование агропромышленного производства Калужской области;
- управление областной собственностью;
- отчуждение, доверительное управление государственной долей (паями, акциями) организаций агропромышленного комплекса, находящихся в областной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
- содействие в проведении реорганизации несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, организации на их базе кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в создании государственных машинно - технологических станций;
- организация закупок и поставок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Калужской области на конкурсной основе;
- инвестирование сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организация карантинного, санитарного, племенного, семенного, ветеринарного и технического контроля;
- изучение конъюнктуры рынка, подготовка предложений по проведению ценовой, кредитной политики, налогообложению, финансовой поддержке, формированию рыночной инфраструктуры для сельского хозяйства;
- организация юридического, консультационного, методического обеспечения и правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организация подготовки и переподготовки кадров для агропромышленного комплекса и внедрение достижений научно - технического прогресса в производство;
- организация внешнеэкономического сотрудничества;
- организация контроля за качеством закупаемой у товаропроизводителей Калужской области и поставляемой в Калужскую область из других регионов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- содействие созданию аудиторских союзов и развитию кредитной кооперации.
Статья 10. Государственное и хозяйственное управление агропромышленным производством
1. Государственное управление агропромышленным производством осуществляется в отношении организаций, находящихся в областной собственности.
2. Хозяйственное управление агропромышленным производством осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в области управляемости агропромышленным комплексом Правительство Калужской области оказывает содействие и поддержку формированию аграрных союзов, ассоциаций, агрофирм, объединений, кооперативов, агропродовольственных финансовых групп и учитывает их позицию при разработке областных целевых программ.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 11. Государственное регулирование реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия
1. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
2. Органы государственной власти Калужской области содействуют формированию рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, развитию рыночной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством.
3. В случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и отдельных их видов, Правительство Калужской области принимает меры в виде закупок и поставок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и отдельных их видов для государственных нужд области в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Мероприятия по стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия Калужской области
1. Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия органы исполнительной власти Калужской области осуществляют на нем закупки и поставки для региональных государственных нужд (областной фонд).
2. Правительство Калужской области устанавливает уровень гарантированных закупочных цен в дополнение к установленным на федеральном уровне, предусматривает порядок индексирования и дотаций в пределах бюджетных возможностей области.
3. Правовые и экономические требования формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд области регулируются действующим законодательством.
Статья 13. Государственные агенты, осуществляющие государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия
Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд области (областной фонд) осуществляет государственный агент.
Статус государственного агента, его функции и обязанности определяются действующим законодательством.
Статья 14. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд Калужской области
1. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд области осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Закупки и поставки являются формой экономического стимулирования агропромышленного производства и рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
2. Закупки и поставки осуществляются на конкурсной основе по видам сельскохозяйственной продукции среди товаропроизводителей Калужской области, в районах, где производство конкретного вида продукции наиболее рационально с точки зрения территориальной специализации агропромышленного производства.
Статья 15. Рыночные и гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие
1. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
2. Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, в также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно в областной фонд или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Глава III. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья 16. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей
1. Государственная поддержка производства продукции, необходимой для государственных нужд Калужской области, предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям Калужской области с целью:
- предотвращения повышения цен на социально важные виды продукции;
- обеспечения рентабельного и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции организациями агропромышленного комплекса Калужской области.
2. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными актами Калужской области.
Статья 17. Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства
1. Из средств областного бюджета, направляемых на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства для:
- краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;
- долгосрочного кредитования агропромышленного производства;
- залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для областных нужд;
- лизинга в сфере агропромышленного производства;
- предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.
2. Для осуществления государственной поддержки кредитования агропромышленного производства Законодательное Собрание Калужской области по представлению Правительства Калужской области образует целевой областной бюджетный фонд кредитования АПК и определяет порядок формирования, целевого направления, использования и контроля его средств.
Статья 18. Лизинг в сфере агропромышленного производства
1. Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием Калужской области осуществляют юридические лица, уполномоченные на то органами исполнительной власти Калужской области.
2. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются органами исполнительной власти Калужской области.
Статья 19. Предоставление налоговых и иных льгот
1. Ставки налогов, размер платежей за пользование природными ресурсами, налоговые льготы для сельскохозяйственных организаций области устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами с учетом необходимости выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольствием населения области.
2. Налоговые льготы предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области при обосновании их экономической и социальной необходимости и эффективности воздействия на хозяйствующие субъекты.
Статья 20. Предоставление информационных и консалтинговых услуг
1. Информация о состоянии рынков продовольствия, о нормативных правовых актах в сфере регулирования сельскохозяйственного производства, консалтинговые услуги предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Калужской области уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области бесплатно.
2. Правительство Калужской области для оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям на льготных условиях консалтинговых услуг, разработки бизнес - планов, проектов реорганизации может создавать государственные организации или заключать договоры с негосударственными структурами на оказание указанных услуг за счет бюджетных средств.
3. Отбор организаций, предоставляющих консалтинговые услуги за счет бюджетных средств, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области на конкурсной основе.
Статья 21. Разработка областных целевых программ и их реализация
Областные целевые программы, направленные на решение наиболее важных задач регулирования и поддержки агропромышленного производства, разрабатываются и реализуются в порядке, установленном действующим законодательством и представляются на утверждение в Законодательное Собрание одновременно с прогнозом социально - экономического развития области и проектом областного бюджета на соответствующий год.
Разработка и реализация областных целевых программ осуществляется на основе системного подхода проектно - программными методами путем создания временных рабочих групп из представителей органов исполнительной власти, научно - исследовательских и проектных институтов и других необходимых организаций.
Статья 22. Имущественная поддержка агропромышленного производства
Органы государственной власти Калужской области при решении вопросов приватизации и использовании государственного имущества в первую очередь учитывают потребности в нем организаций агропромышленного производства.
Статья 23. Государственная поддержка основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства
Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка в Калужской области, являются:
- областные целевые программы в области развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях;
- создание и организация деятельности служб консультации и информации.
Статья 24. Подготовка руководителей агропромышленного производства
В целях повышения эффективности хозяйственного управления агропромышленным производством исполнительные органы государственной власти осуществляют подготовку руководителей агропромышленного производства за счет средств областного бюджета.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с настоящим Законом
Органам государственной власти Калужской области в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 26. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
26 июня 2000 г.
№ 31-ОЗ