ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 78 от 01.10.1996
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1997 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 октября 1996 г. № 78
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1996-1997 ГОДЫ
Рассмотрев проект "Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Калужской области на 1996-1997 годы" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять представленную "Комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства Калужской области на 1996 - 1997 годы" (прилагается).
2. Государственному Фонду поддержки малого предпринимательства Калужской области (Лаврухин В.И.) выступить заказчиком программы.
3. Департаментам экономики и промышленности (Матросов Г.В.), финансов и бюджета (Полещук С.Н.) при разработке прогнозов социально - экономического развития области и проекта областного бюджета на 1997 год предусмотреть выделение средств для реализации программы в сумме 12 (двенадцать) млрд. 546 (пятьсот сорок шесть) млн. руб.
4. Внести программу на утверждение в Законодательное Собрание Калужской области.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на департамент экономики и промышленности (Матросов Г.В.).
Глава администрации -
Губернатор области
О.В.Савченко
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 1 октября 1996 г. № 78
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1996-1997 ГОДЫ
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1997 ГОДЫ
Наименование Программы Комплексная программа
государственной поддержки малого
предпринимательства в Калужской
области на 1996-1997 годы
Наименование решения о Федеральный закон "О государственной
разработке Программы поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации",
Постановление Главы администрации
Калужской области № 333 от
26.07.96 г. Резолюция 1-го съезда
представителей субъектов малого
предпринимательства Калужской
области
Заказчик Программы Правительство Калужской области,
Государственный Фонд поддержки
малого предпринимательства Калужской
области
Основные разработчики 1. Государственный Фонд поддержки
проекта Программы малого предпринимательства Калужской
области (ФПМПКО)
2. Калужское территориальное
управление Государственного Комитета
РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических
структур (ТУ ГКАП).
3. Обнинский научно -
технологический парк "ИНТЕГРО"
(ОНТП).
4. Институт муниципального
управления, г. Калуга (ИМУП).
5. Региональный учебно - деловой
центр Морозовского проекта (УДЦ).
6. Калужская торгово - промышленная
палата (КТПП).
7. Агентство поддержки малого
бизнеса Калужской области (АПМБ).
8. Обнинская торгово - промышленная
палата (ОТПП).
Исполнители 1. Комитет по поддержке и развитию
мероприятий Программы малого предпринимательства Калужской
области (КПРМП)
2. Государственный Фонд поддержки
малого предпринимательства Калужской
области (ФПМПКО).
3. Калужское территориальное
управление Государственного Комитета
РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических
структур (ТУ ГКАП).
4. Агентство поддержки малого
бизнеса Калужской области (АПМБ).
5. Обнинский научно -
технологический парк "ИНТЕГРО"
(ОНТП).
6. Региональный учебно - деловой
центр Морозовского проекта (УДЦ).
7. Калужская торгово - промышленная
палата (КТПП).
8. Обнинская торгово - промышленная
палата (ОТПП).
9. Институт муниципального
управления, г. Калуга (ИМУП).
10. Франко - Российский институт
делового администрирования (ФРИДАС).
11. Областной центр занятости
населения
12. Комитет по делам молодежи
13. Калужское общество
предпринимателей - региональное
представительство РАРМП
14. Комитет по управлению имуществом
15. Департамент экономики
16. Департамент финансов и бюджета
17. Калужский научный центр
Цель Программы Формирование качественно новой
комплексной системы поддержки,
развития и стимулирования малого и
среднего предпринимательства в
Калужской области для обеспечения
устойчивого развития малого
предпринимательства в
производственной, инновационной и
других сферах экономики и
возрастания его роли в практическом
решении социально - экономических
проблем области.
Задачи Программы - Создание правовых, экономических и
организационных условий для
устойчивого развития малого
предпринимательства;
- целенаправленное формирование
системы государственной и
общественной поддержки малого
предпринимательства;
- создание новых рабочих мест,
открытие и поддержка малых
предприятий в производственной,
инновационной и социальной сферах
для обеспечения рынка отечественными
товарами и услугами;
- поддержание деловой и
инвестиционной активности, развитие
конкуренции на рынке товаров и
услуг;
- инициирование финансово -
кредитных и инвестиционных
механизмов, поиск новых источников
финансирования предпринимательской
деятельности, прежде всего за счет
собственных возможностей эффективно
развивающихся малых предприятий;
- дальнейшее развитие и
совершенствование элементов
инфраструктуры малого
предпринимательства.
Основные мероприятия - Нормативно - правовое, научно -
Программы методическое, информационное и
кадровое обеспечение малого
предпринимательства в Калужской
области;
- совершенствование финансово -
кредитного механизма поддержки малых
предприятий;
- формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого
предпринимательства;
- организационные мероприятия по
созданию системы государственной
поддержки малых предприятий на
областном и местном уровнях.
Сроки реализации 1996-1997 годы.
Программы
Объем и источники Общий объем финансирования в 1996
финансирования Программы году 18775,0 млн. рублей, в том
числе 7029,0 млн. рублей за счет
федеральных источников; 8146,0 млн.
рублей за счет областных средств;
240,0 млн. рублей за счет
муниципальных источников; 3360,0
млн. руб. за счет внебюджетных
источников.
Общий объем финансирования в 1997
году 30585,0 млн. рублей, в том
числе 12113,0 млн. рублей за счет
федеральных источников; 12576,0 млн.
рублей за счет областных средств;
580,0 млн. рублей за счет
муниципальных источников; 5346,0
млн. руб. за счет внебюджетных
источников.
Ожидаемые конечные Увеличение в 1,5-2 раза числа
результаты реализации субъектов малого
Программы предпринимательства; обеспечение
устойчивого развития малого
предпринимательства в
производственной, инновационной и
иных сферах экономики; создание не
менее 12 тысяч новых рабочих мест;
увеличение доли на товарном рынке
конкурентоспособных отечественных
товаров и услуг в 1,5-2 раза;
увеличение доли в ВНП до 25-30%.
Система контроля Комитет поддержки и развития малого
предпринимательства Калужской
области;
Попечительский совет
Государственного фонда поддержки
малого предпринимательства Калужской
области;
Департаменты и ведомства
Правительства Калужской области,
ответственные за реализацию
мероприятий программы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Состояние проблемы
Комплексная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Калужской области на 1996-1997 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Программа сформирована исходя из принципа соответствия с Федеральной программой и преемственности по отношению к программе государственной поддержки малого предпринимательства в Калужской области на 1994-1995 годы. Программа взаимодействует с другой целевой областной программой по демонополизации экономики. Анализ результатов выполнения предыдущей программы показывает, что органы государственной власти усилили внимание к проблемам ускорения развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде нормативных актов Калужской области, документов по углублению экономических реформ. Благодаря этому произошли позитивные изменения также в области финансово - экономической и информационной поддержки калужского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры.
Практически начала формироваться единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области (далее по тексту ФОНД), Обнинский научно - технологический парк "ИНТЭГРО", Региональный учебно - деловой центр Морозовского проекта, Агентство поддержки предпринимательства, Торгово - промышленные палаты г. Калуги и г. Обнинска. Отдельные органы местного самоуправления (ОМСУ) разработали и выполняют местные программы поддержки и развития малого предпринимательства.
Осуществляется финансовая поддержка малых предприятий за счет средств ГФПМП. Вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из областных и местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса.
Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, динамика показателей развития малых предприятий в Калужской области свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.
Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики.
Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сферах.
В ряде районов и городов Калужской области не уделяется должного внимания и не оказывается необходимой поддержки развитию малых предприятий.
Более подробный анализ состояния дел в развитии малого предпринимательства Калужской области на начало 1996 года изложен в приложении к данной Программе.
Цель Программы
Целью Программы является формирование качественно новой комплексной системы поддержки и стимулирования малого предпринимательства в Калужской области для обеспечения его устойчивого развития в производственной, инновационной и других сферах экономики и возрастания роли в практическом решении социально - экономических проблем региона.
Задачи Программы
Задачами Программы являются:
создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего условия подъема и структурной перестройки экономики;
целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами;
поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
инициирование финансово - кредитных и инвестиционных механизмов, а также новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;
широкая поддержка уже эффективно действующих элементов инфраструктуры малого предпринимательства;
укрепление авторитета и социальной значимости малого предпринимательства в экономике области.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Формирование нормативно - правовой базы поддержки
и развития малого предпринимательства
Дальнейшее развитие системы нормативно - правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в законодательных и других нормативных актах Калужской области и ОМСУ интересов малого предпринимательства и особенностей субъектов малого предпринимательства. Превращение Калужской области в территорию, благоприятную для развития малого предпринимательства. Устранение неравенства в стартовых условиях деятельности малых предприятий по сравнению с более крупными предприятиями. Содействие проявлению и развитию их конкурентных и социально - экономических преимуществ.
Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка
малого предпринимательства
В 1996-1997 годах финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию введения налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1996-1997 годах на территории Калужской области будут вводиться налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит внедрить упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях повышения экономической эффективности малого предпринимательства, значительного сокращения издержек контролирующих органов.
В ходе реализации Программы предусматривается формирование гарантийного, страхового и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, от приватизации объектов федеральной собственности, расположенных на территории Калужской области, будут используется для финансирования региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для государственных нужд и нужд МСУ.
Производственно - технологическая поддержка
малого предпринимательства.
Создание новых рабочих мест
Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала рыночной экономики и ее научно - технической базы, интенсивного развития всех видов деятельности в сфере научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, освоения и передачи в сферу малого предпринимательства новых технологий, патентов и лицензий.
Осуществление указанных мероприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий в Калужской области, особенно в кризисно - депрессивных ее районах, и новых рабочих мест, прежде всего для женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, вынужденных переселенцев и других категорий социально слабо защищенных граждан.
Формирование инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства
Предусматривается соединение созданных в рамках Федеральной и областной программ государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы отдельных звеньев и элементов инфраструктуры федерального и регионального уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (фонды, центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно - дилерские центры, технопарки, бизнес - инкубаторы, бизнес - центры, информационные, консалтинговые и учебно - деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и т.д.).
Информационное обеспечение малого предпринимательства
Практически в каждом районе Калужской области будут созданы и начнут действовать новые информационные пункты регионального информационно - аналитического центра, что позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства. Будут реализованы меры по широкой пропаганде и популяризации возможностей и достижений в сфере малого предпринимательства, оказана необходимая помощь средствам массовой информации, освещающим эти вопросы.
В ходе выполнения соответствующих мероприятий предполагается завершить в целом работу по созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, отработать и внедрить механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки малого предпринимательства, реализуемых при техническом содействии международных организаций.
При усилении значения государственных и местных органов власти в поддержке предпринимательства должна возрастать роль общественных и негосударственных организаций в отстаивании законных интересов предпринимателей, создании благоприятного климата в обществе, привлечении средств массовой информации, использовании конкретных позитивных результатов деятельности малых предприятий.
Научно - методическое и кадровое обеспечение
малого предпринимательства
Настоящий раздел Программы предусматривает теоретическое и методологическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства на территории Калужской области, его наиболее эффективных направлений и форм, а также использование имеющихся интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем малого предпринимательства.
Социальная поддержка и безопасность
в малом предпринимательстве
Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых предприятий будет осуществлен комплекс мер по социальной поддержке и безопасности, создана и расширена сеть фирм, обеспечивающих безопасность функционирования малых предприятий, производящих, поставляющих и осуществляющих техническое обслуживание специальных охранных средств.
Основные мероприятия по реализации Программы прилагаются.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на создание условий поддержки малых предприятий на областном уровне путем инициирования разработки и создания правовой базы, гибкого финансово - кредитного механизма, целостной системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, комплексных решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Отличительной особенностью Программы является более комплексный подход к решению вопросов поддержки регулирования малого предпринимательства.
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области осуществляют контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на осуществление Программы и конечными результатами, и обеспечивают тем самым эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Координация деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, исполнителей программы, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется Фондом и созданным при нем Координационным Советом, который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы и наличия средств в Государственном фонде поддержки малого предпринимательства Калужской области.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, более тесную увязку основных элементов государственной политики в области малого предпринимательства с основными механизмами реформирования экономики Калужской области. Программа должна в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур в Калужской области, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.
Оказание ОМСУ Калужской области финансовой поддержки будет осуществляться Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Калужской области только при наличии у них утвержденных местных программ поддержки малого предпринимательства и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования Программы в 1996 году составит 18775 млрд. рублей, 1997 году - 30585 млрд. рублей.
Основным источником финансирования Программы будут средства, получаемые от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составит 707 млрд. рублей.
Основная часть средств для выполнения Программы выделяется из бюджетов Калужской области и бюджетов города через соответствующие фонды.
Для выполнения Программы будут привлекаться также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи.
В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделяются: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.
Значительную часть всех расходов предполагается направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно - методическое и кадровое обеспечение Программы.
МЕРОПРИЯТИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1997 ГОДЫ
<*> - Объемы финансирования подлежат уточнению с учетом проведения экспертизы и долевого участия разработчиков проекта.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ НАИМЕНОВАНИЙ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
(В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)
АПМБ Агентство поддержки малого бизнеса
ГНИ Государственная налоговая инспекция
по Калужской области
ГУЦБРФКО Главное управление Центрального банка
Российской Федерации по Калужской области
ГФПМП Государственный фонд поддержки малого
предпринимательства Калужской области
ДЕПЗДРАВ Департамент здравоохранения и лекарственного
обеспечения Правительства Калужской области
ДЕПКУЛЬТ Департамент культуры и искусства Правительства
Калужской области
ДЕПНАУК Департамент образования и науки Правительства
Калужской области
ДЕПСОЦ Департамент социального обеспечения
Правительства Калужской области
ДЕПСПОРТ Департамент физкультуры, спорта и туризма
Правительства Калужской области
ДЕПСТРОЙ Департамент строительства и архитектуры
Правительства Калужской области
ДЕПСХ Департамент сельского хозяйства и
продовольствия Правительства Калужской области
ДЕПФИН Департамент финансов и бюджета
Правительства Калужской области
ДЕПЭКПРОМ Департамент экономики и промышленности
Правительства Калужской области
ЗЕМЛЯ-СЕРВИС ИЧП "ЗЕМЛЯ-СЕРВИС", г. Обнинск (официальный
дистрибьютор правовой информационно -
справочной системы "Консультант Плюс")
ИКЦ ООО "Инвестиционно - консалтинговый центр
Калужской торгово - промышленной палаты"
ИМУП Институт муниципального управления г. Калуга,
некоммерческая организация (учреждение)
КаИС Калужский институт социологии, некоммерческая
организация (учреждение)
КНЦ Калужский научный центр, некоммерческая
организация (учреждение)
КОМВЭС Комитет внешнеэкономических и межрегиональных
связей Администрации Калужской области
КОМИМУ Комитет по управлению государственным
имуществом Калужской области
КОМИНФ Комитет по информатизации Администрации
Губернатора Калужской области
КОММОЛ Комитет по делам молодежи Администрации
Калужской области
КОМПРАВ Комитет по вопросам права Администрации
Губернатора Калужской области
КОМЭК Комитет экономики, прогнозирования и инвестиций
Департамента экономики и промышленности
Правительства Калужской области
КОП Общественная организация "Калужское общество
предпринимателей"
КППРК Комитет по преодолению последствий радиационных
катастроф (штаб ГОиЧС)
КПРМП Комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства Администрации Калужской
области
КТПП Калужская торгово - промышленная палата
КТУ ГКАП Калужское территориальное управление ГКАП
России
КФ МГТУ Калужский филиал Московского государственного
технического университета им. Н.Э.Баумана
КЦБФР Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку
ОБЛСТАТ Калужское областное управление статистики
ОИАЭ Институт атомной энергетики г. Обнинск,
некоммерческая организация (государственное
учреждение)
ОНТП ТОО "Научно - технологический парк "ИНТЭГРО"
г. Обнинск
ОТПП Торгово - промышленная палата г. Обнинска
ОФСС Областной фонд социального страхования
ОЦЗН Областной центр занятости населения
РЕГИОН Ассоциация "РЕГИОН"
РИАЦ Региональный информационно - аналитический
центр поддержки малого предпринимательства
РШФ Российско - швейцарский фонд г. Калуга
(Федерация кооперативов "МИГРОС", Швейцария)
СМИ Упомянутые в настоящей программе средства
массовой информации (областное радио, газета
"Гостиный ряд" и т.д.)
ТЕРБАНКРОТ Калужское территориальное агентство
Федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве) при
Госкомимуществе России
ТРУДИНСП Калужское отделение Рострудинспекции России
УДЦ Учебно - деловой центр Морозовского проекта
г. Обнинск, некоммерческая организация
(учреждение)
УПРТРУДСОЦ Управление по труду и социальным вопросам
УПРЮСТ Управление юстиции по Калужской области
УПТО Управление профтехобразования Департамента
образования и науки Правительства Калужской
области
ФРИДАС Франко - Российский институт делового
администрирования г. Обнинск, некоммерческая
организация (учреждение)
ФСРМФПНТС Федеральный фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно - технической сфере
ФФПМП Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства
ФФСС Федеральный фонд социального страхования
TACIS Программа технической помощи СНГ Европейского
Союза
USAID Агентство международного развития США
Примечания:
При реализации конкретных мероприятий Программы их стоимость может быть уточнена.
Соисполнители получают средства на реализацию пунктов настоящей программы (по результатам реализации пунктов настоящей программы) на конкурсной основе (конкурс проектов и бизнес - планов исполнения мероприятий Программы) или по соглашению между ними, утверждаемому заказчиком настоящей Программы - Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Калужской области
Списки соисполнителей по каждому пункту программы не являются исчерпывающими и могут быть расширены за счет других, в том числе вновь создаваемых хозяйствующих субъектов
Средства на финансирование мероприятий настоящей Программы выделяются (перечисляются) на расчетный счет ГФПМП Калужской области ежеквартально равными долями. В случае задержки перечисления средств, размер финансирования подлежит увеличению на публикуемый официально органами государственной статистики индекс инфляции
-------------------------------
<*> размер вкладов учредителей в уставный капитал определяется специальным отдельным соглашением
Приложение № 1
к комплексной программе развития и
поддержки малого предпринимательства в
Калужской области на 1996-1997 годы
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ДОКУМЕНТОВ,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С П. 1.1 ПРОГРАММЫ
Приложение № 2
к комплексной программе развития и
поддержки малого предпринимательства в
Калужской области на 1996-1997 годы
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, СЕМИНАРОВ И
ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ С УЧАСТИЕМ И НА ТЕРРИТОРИИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СОГЛАСНО П. 1.5 ПРОГРАММЫ
Приложение № 4
к комплексной программе развития и
поддержки малого предпринимательства в
Калужской области на 1996-1997 годы
ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА 01.01.1996 Г.
1.1. Анализ выполнения Региональной программы
поддержки предпринимательства в Калужской области
Основной целью Региональной программы поддержки предпринимательства в Калужской области, разработанной в 1993 году, являлось - создание благоприятных условий для превращения малого предпринимательства в одну из основных социально - экономических структур Калужской экономики. Программа была направлена на развитие негосударственного сектора в экономике области и на создание конкурентоспособной среды.
Программа была рассчитана на 2 этапа. Первый этап: 1994-1995 гг. Второй этап: 1996-1998 гг.
На 1-ом этапе реализации программы в качестве основной задачи выступало формирование рыночной инфраструктуры в особенности тех ее звеньев, отсутствие которых наиболее сильно тормозит развитие предпринимательства: учреждений кредитно - финансовой системы, страховых фирм, обслуживающих предпринимателей, консультационных фирм, маркетинговых центров, центров обучения предпринимателей, центров информационного обеспечения предпринимателей.
В связи с тем, что финансирование на формирование инфраструктуры малого предпринимательства не производилось, а из запланированных в 1994 году 15 млрд. рублей на 1-й этап всей программы выделено было только 2,52 млрд. рублей, т.е. 16,8%, то реализовать на данный момент основную задачу ранее разработанной программы не удалось.
Координации процессов развития малого предпринимательства до настоящего времени в области нет. Связано это прежде всего с тем, что в ранее разработанной программе не была предусмотрена действующая и эффективная координирующая структура (например - Координационный совет программы). В качестве ответственных исполнителей программы были привлечены структуры областной администрации и малые предприятия, не имеющие опыта работы на региональном уровне. И, что очень важно, не был разработан механизм реализации Региональной программы.
Вместе с тем, необходимо отметить, что малое предпринимательство в Калужской области нашло свое активное развитие и сформирован достаточно большой потенциал для дальнейшего его развития на качественно более высоком уровне.
Все эти факты и усиленное в последнее время внимание государства к развитию малого предпринимательства в стране, включая и принятую 18 декабря 1995 года Правительством Российской Федерации Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы, послужили основанием для разработки новой комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Калужской области на 1996-1997 гг.
Основные итоги развития малого предпринимательства в Калужской области.
- Всего в области по состоянию на 01.01.1996 года зарегистрировано более 6 тысяч предприятий и более 30 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Особенно активное развитие новых субъектов предпринимательской деятельности получило в гг. Калуге и Обнинске. Так, в городе Обнинске самая высокая плотность новых форм хозяйственной и коммерческой деятельности на душу населения. На каждые 11 человек в городе приходится по 1 новой предпринимательской структуре.
- Создается Региональный информационно - аналитический Центр в Калужской области.
- В области созданы активно действующие коммерческие и некоммерческие структуры, такие как Агентство поддержки малого бизнеса, Региональный учебно - деловой центр Морозовского проекта, Обнинский научно - технологический парк "ИНТЭГРО", Региональный и модельный бизнес - инкубаторы (г. Калуга и г. Обнинск), Калужская и Обнинская торгово - промышленные палаты, Франко - Российский институт делового администрирования г. Обнинск, институт Муниципального управления (г. Калуга) и др.
- Определенную работу в регионе по поддержке малого предпринимательства проводило и проводит в настоящее время Калужское территориальное Управление Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и его отдел поддержки предпринимательства. Разработан целый пакет нормативных актов по поддержке малого предпринимательства в Калужской области. По инициативе ТУ ГКАП в области был создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который в настоящее время переименован в Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области. Фондом проводится большая работа по поддержке и стимулированию малых предприятий.
- Ведется работа по формированию в области единой системы: льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, деятельность которых направлена на решение социально - значимых задач региона.
- Активно формируется потенциал для дальнейшего развития в регионе инновационной среды в сфере малого и среднего предпринимательства.
- Создана база по подготовке специалистов для малого и среднего бизнеса. Накоплен нормативно - методический материал по развитию малого предпринимательства в регионе.
Однако, необходимо отметить то, что процесс массового создания новых малых предприятий и регистрации предпринимателей без образования юридического лица практически закончился. Появилась настоятельная необходимость в координации деятельности малого предпринимательства в области, в направлении этой деятельности на решение проблем и нужд региона, на развитие производственного предпринимательства, развитие предпринимательства в сфере науки и наукоемкого производства.
1.2. Организационная основа программы,
разработанной в 1994 году
В программе, разработанной в 1994 году, не просматривалось продуманной организационной основы. Основную работу по поддержке малого предпринимательства, состоящую, в основном, в финансировании проектов малых предприятий, проводил Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области.
Управление процессами развития малым предпринимательством в районах области и городах практически не осуществлялось.
Администрации районов, несмотря на постановление Администрации Калужской области № 259 от 02.11.93 г. "О разработке региональной программы поддержки предпринимательства", в которой предлагалось Главам администрации районов создать в составе администрации структуры по поддержке предпринимательства, соответствующие структуры не создали.
Основными исполнителями мероприятий программы, в основном, являлись областные органы управления. То есть в программе отсутствовала очень важная составляющая - заинтересованность исполнителей в практической реализации этой программы.
В предлагаемой программе эти недостатки учтены.
1.3. Типология малых предприятий
- Предприятия, основная деятельность которых - торговля и общественное питание:
1994 г. - 1056 (29,4%) 1995 г. - 1215 (29,8%);
- Предприятия, основная деятельность которых - оптовая и розничная торговля:
1994 г. - 1037 (28,9%) 1995 г. - 1178 (28,9%);
- Предприятия, основная деятельность которых - наука и научное обслуживание:
1994 г. - 257 (7,2%) 1995 г. - 265 (6,5%);
- Предприятия, основная деятельность которых - сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство:
1994 г. - 69 (1,9%) 1995 г. - 79 (1,9%);
- Предприятия, основная деятельность которых - строительная и ремонтно - строительная:
1994 г. - 1212 (33,7%) 1995 г. - 1321 (32,3%);
- Предприятия, основная деятельность которых - промышленно - производственная:
1994 г. - 703 (19,6%) 1995 г. - 813 (19,9%).
Данные показатели приведены на основе данных Калужского областного комитета Государственной статистики. Учет велся только по, представленным малыми предприятиями, статистическим отчетам.
Процентное соотношение малых предприятий
различных форм собственности по годам
График процентного соотношения малых предприятий различных форм собственности за 1993 год см. первоисточник.
График процентного соотношения малых предприятий различных форм собственности за 1994 год см. первоисточник.
График процентного соотношения малых предприятий различных форм собственности за 1995 год см. первоисточник.
Анализ данных графиков показывает преимущество развития малого предпринимательства с частной формой собственности.
1.4. Участие малого бизнеса в решении
социально - экономических проблем региона
Создание новых рабочих мест
За счет роста малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица в области создано свыше 90000 дополнительных рабочих мест. Существенный вклад в развитие предпринимательской активности в регионе внесли предприниматели без образования юридического лица, что обусловлено предоставленными льготами в налогообложении и бухгалтерской отчетности.
Однако, необходимо отметить, что потенциал малого предпринимательства в вопросах обеспечения занятости населения в регионе далеко не исчерпан. Данная программа предполагает более активное решение этой социально - значимой проблемы.
- Производство и переработка с/х продукции (создание новых предприятий, увеличение числа людей, работающих в этой сфере), развитие крестьянских фермерских хозяйств.
По данным Калужского областного комитета Государственной статистики, в 1994 году в отрасли сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства работало 69 малых предприятий с общей численностью в 447 человек. На 01.01.1996 года, по данным этого же комитета, в этих отраслях работает 79 малых предприятий с общей численностью 504 человека.
Падает число крестьянских (фермерских) хозяйств (отчасти по причине изменения организационно - правовой формы, отчасти вследствие фактического банкротства). Так, если на 01.01.95 года их насчитывалось 1910, то на 01.01.96 года - 1817. За 1994 год число фермерских хозяйств, прекративших свою деятельность, составило 143, то за 1995 год - 240.
Учитывая, преимущественно, сельскохозяйственную направленность экономики области, необходимо отметить недостаточность работы в направлении развития малого предпринимательства в сельскохозяйственных районах области и необходимость практической помощи в стимулировании предпринимательства в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном производстве.
Выпуск товаров народного потребления,
промышленной и сельскохозяйственной продукции
Валовой доход от деятельности малого предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства в 1994 году составил: среди малых предприятий государственной формы собственности - 295 млн. рублей, среди малых предприятий с частной формой собственности - 97 млн. руб., что составляет 32,9% от валового дохода МП государственной формы собственности.
В 1995 году соотношение увеличилось примерно в 2 раза и фактически составляет 63,6%.
В натуральном исчислении валовой доход МП в сельскохозяйственного производства с частной собственностью за 1995 год составил 1 млрд. 318 млн. рублей против 2 млрд. 72 млн. рублей МП с государственной собственностью. Тенденция усиления роли МП с частным капиталом сохраняется и по ряду товаров народного потребления.
Создание новых видов услуг
В регионе за последние два года наметилась тенденция увеличения количественных и качественных показателей в сфере услуг малому предпринимательству. Наряду с традиционными услугами, такими как бухгалтерские, информационные, копировально - множительные, юридические, экономические, в сферу малого предпринимательства входят патентно - лицензионные, консалтинговые, лизинговые, аудиторские, телекоммуникационные и другие услуги.
Активно формируются структуры по оказанию разного рода услуг для малого предпринимательства, начиная от разработки уставных документов предприятий до реализации проектов на внутреннем и зарубежных рынках. Особую значимость в настоящее время имеют такие виды услуг, как разработка бизнес - планов, инновационных проектов и программ, а также поиск инвесторов.
В соответствии с принятой Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, идет активное формирование среды поддержки по развитию в регионе комплексной системы услуг для малого предпринимательства на высоком уровне, что в первую очередь связано с вхождением малого предпринимательства в мировой бизнес и переходом на качественно новый этап своего развития. Потенциал для реализации этой задачи в Калужской области есть.
1.5. Организационная структура Государственного Фонда
поддержки малого предпринимательства Калужской области
и основные итоги работы
В октябре 1993 года по инициативе Калужского территориального Управления Государственного комитета по антимонопольной политике был создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Распоряжением Главы Администрации Калужской области № 841-р от 20.09.95 г. Фонд был переименован в Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области.
Целями Фонда являются:
- содействие развитию предпринимательской деятельности на региональном уровне;
- создание и развитие иных предприятий различных организационно - правовых форм и форм собственности, ориентация их деятельности на решение приоритетных экономических и социальных проблем территории;
- разработка и реализация региональных программ развития предпринимательства.
Предметом деятельности Фонда является оказание предприятиям и предпринимателям финансовых, организационных, методических, информационных и других видов услуг.
Контрольные функции за деятельностью Фонда осуществляет - Наблюдательный Совет Фонда.
Оперативную работу Фонда осуществляет исполнительная дирекция Фонда. Фонд финансируется преимущественно за счет бюджетных средств. Кроме этого финансирование осуществляется за счет добровольных (спонсорских, благотворительных) взносов, доходов от реализации продукции и услуг Фонда, отчислений от прибыли предприятий, создаваемых с участием Фонда.
За 1994-1995 годы в Фонд поступило 2 млрд. 520 млн. рублей из областного бюджета. Фондом профинансировано, за последние два года, проектов на общую сумму 3,15 млрд. рублей.
В качестве примеров можно привести такие проекты, как: "Производство строительных материалов" (ТОО "Лес"); "Выпечка хлеба, ассортимент, качество" (ТОО "Гелиос"); "Производство миниэлектростанций" (ТОО "Турбокон"); "Производство жидкого бифидумбактерина и детского питания на его основе" (ТОО "Света") и др.
На 01.01.1996 г. в Фонд поступило заявок от 92 предприятий на общую сумму 43,75 млрд. рублей.
Однако, существует ряд проблем, которые необходимо решить на региональном и Федеральном уровнях. Одна из этих проблем - большие налоговые выплаты Фондом. Особенно это актуально в настоящее время, так как введены авансовые платежи. В настоящее время разрабатываются варианты выхода из сложившейся ситуации.
1.6. Основные направления деятельности Калужской
областной администрации по развитию малого
предпринимательства в области
Администрация и Законодательное Собрание Калужской области уделяют внимание развитию малого предпринимательства в регионе.
В области были разработаны, по инициативе Калужского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и отдела поддержки предпринимательства этого управления, Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1996 гг. и Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Калужской области на 1995-1996 гг. Разработан и принят большой пакет нормативных документов, касающихся развития малого предпринимательства. В бюджете области на 1996 год заложены средства в размере 4,65 млрд. рублей для поддержки малого предпринимательства.
Оказана финансовая поддержка, в размере 40 млн. рублей, для создания в городе Обнинске модельного бизнес - инкубатора.
В декабре 1995 года принято Постановление Главы Администрации Калужской области "О создании Калужского международного бизнес - центра".
Весь этот спектр мероприятий оказал положительное воздействие на развитие предпринимательства в области.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время существует настоятельная необходимость координации процессов развития малого предпринимательства в Калужской области. Обусловлено это в том числе и повышенным вниманием к развитию малого и среднего предпринимательства со стороны Федеральных органов власти.
Крайне необходимо создание в области Департамента или комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, который, в частности, будет одним из исполнителей и координаторов данной комплексной программы.
1.7. Финансовые результаты деятельности
малых предприятий области и их влияние на бюджет области
Малое предпринимательство достаточно активно включилось в процесс формирования новых экономических отношений в регионе. Наряду с количественным ростом малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, намечается тенденция и увеличения доли валового дохода в общем валовом доходе, а значит и возрастает роль МП в формировании доходной части местных и областного бюджетов.
Доля выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) малого предпринимательства в общем валовом доходе возросла с 12% в 1993 году до 14,8% по итогам 3-х кварталов 1995 года.
Балансовая прибыль всех малых предприятий за 1995 год составила 228,5 млрд. рублей, что более чем в 4,8 раза больше по сравнению с 1994 годом. (По итогам 1994 года балансовая прибыль МП составила 46,843 млрд. руб.)
Вместе с тем увеличилось и количество предприятий, получивших, в результате своей деятельности, убыток. Так в области за 1994 год общий убыток таких предприятий составил 11,331 млрд. руб., а в 1995 году общий убыток составил уже 51,687 млрд. руб., что в 4,56 раза больше.
Достаточно интересны сравнительные показатели финансовых результатов по выручке от реализации продукции (работ, услуг) (валовому доходу) малых предприятий по формам собственности за два последних года:
График показателей и финансовых результатов по выручке от реализации продукции (работ, услуг) (валовому доходу) малых предприятий по формам собственности за 1994 год см. первоисточник.
График показателей и финансовых результатов по выручке от реализации продукции (работ, услуг) (валовому доходу) малых предприятий по формам собственности за 1995 год см. первоисточник.
Тщательный анализ финансовых результатов деятельности малых предприятий показывает все возрастающую роль малого предпринимательства в экономике области. При реализации всего комплекса мероприятий данной Программы возможно усиление влияния малого предпринимательства на формирование областного и местных бюджетов и, что очень важно, за счет ресурсов малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах частично можно решить некоторые трудноразрешимые, в настоящее время, проблемы, такие как безработица, выпуск конкурентоспособной на внутреннем и на внешнем рынках продукции и т.д.
1.8. Развитие банковской системы в области,
ее влияние на развитие малого предпринимательства
и на формирование бюджет области
Большое влияние на развитие малого предпринимательства имеет банковская и страховая системы. В области создана широкая сеть банковских учреждений, предоставляющих широкий спектр услуг от кредитования до консультирования по всем вопросам деятельности малого предприятия.
Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие интеграции банковских учреждений Калужской области с целью практического решения социально - экономических проблем районов и области в целом. Необходимость интеграции подтверждается банкротством ряда банков, большим количеством невозвратных кредитов. У ряда банков отозваны лицензии на банковскую деятельность. Однако, есть ряд традиционных банков - гигантов в регионе, таких как Сбербанк, Промстройбанк, Агропромбанк, чья деятельность достаточно стабильна. Из вновь созданных банков можно отметить Обнинский акционерный инвестиционный банк "ИНВЕСКО - БАНК", который пытается расширить сеть своих филиалов внутри Калужской области. В настоящее время этот банк имеет свои филиалы в пяти районных центрах. Ведется дальнейшая работа по расширению филиалов в области и по предоставлению широкого спектра банковских и других услуг в регионе.
Важным направлением, в дальнейшем совершенствовании банковских услуг в области и более активном участии в формировании областного бюджета, является активная продуманная политика инвестирования социально - значимых проектов, поддержка инноваторов и производителей. Продуманная единая кредитная политика в регионе может привести как к повышению рентабельности самих банков, так и к более широкому развитию малого и среднего предпринимательства в регионе.
1.9. Участие и роль ведущих (или крупных) предприятий
области в развитии малого предпринимательства
в сфере производства, научно - технической и
инновационной деятельности
Анализируя участие ведущих предприятий области в развитии и поддержке малого предпринимательства необходимо отметить, что большинство из них пассивны. Обусловлено это многими факторами. Основной фактор - это отсутствие веры и понимания в эффективность малых предприятий, в их производственную гибкость, способность быстро перепрофилироваться, в случае насыщения рынка выпускаемыми товарами или услугами. Более того, еще крепко желание решить все проблемы крупных предприятий сразу и непременно за счет существенных бюджетных ассигнований. Однако, международный опыт показал, что именно малое предпринимательство способно осуществить технологическую революцию в промышленности.
Существенным отрицательным моментом, в нежелании поддерживать малое предпринимательство со стороны руководителей крупных промышленных и научных учреждений области, является отсутствие в регионе рычагов экономического воздействия на эти предприятия со стороны руководства области и районов.
Вместе с тем, предприятия и НИИ обладают большим интеллектуальным и производственным потенциалом, простаивают или неэффективно используются производственные и другие мощности.
Одной из существенных задач данной программы является вовлечение крупных предприятий и НИИ области в процесс формирования малого предпринимательства на собственной базе.
При продуманном сочетании возможностей крупной промышленности и малого предпринимательства возможно решение ряда проблем не только региона в целом, но и каждого крупного предприятия в отдельности.
1.10. Взаимодействие предпринимательских структур
внутри региона, интеграционные процессы в малом
предпринимательстве, создание ассоциаций и т.д.
Одним из оснований для разработки данной Программы явился тот факт, что в регионе практически отсутствует система взаимодействия предпринимательских структур внутри области. Отсутствует объективная информация о развитии малого предпринимательства в районах и городах области. Не полностью оценен потенциал в сфере малого бизнеса. Происходит дублирование функций ряда координирующих структур. Многие районы области фактически пассивны в вопросах формирования предпринимательской среды. Вместе с тем, в области сформирован достаточно мощный потенциал в сфере малого бизнеса, созданы и успешно работают современные координирующие структуры. Есть все необходимые составляющие для качественно более высокого уровня развития предпринимательской среды в регионе, направления деятельности малого предпринимательства на решение конкретных социально - значимых задач.
1.11. Состояние дел по формированию
инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства в Калужской области
В настоящее время в Калужской области имеется фактически весь спектр инфраструктурных объектов, на развитие которых в последние годы были направлены ряд Федеральных и отраслевых Программ.
В области, начиная с 1992 года, функционирует ряд предприятий, основная деятельность которых направлена на формирование инновационной среды в сфере науки и научно - технического производства. Одними из таких предприятий являются Обнинский научно - технологический парк "ИНТЭГРО", который входит в состав лидеров Технопарковского движения в России, и Ассоциация "Обнинск - Технополис". В настоящее время в городе Обнинске создается бизнес - инновационный центр.
Активную работу в вопросах обучения и подготовки специалистов в области менеджмента и маркетинга проводит Учебно - деловой Центр Морозовского проекта, Франко - Российский институт делового администрирования (г. Обнинск).
С 1994 года в г. Калуге действует инвестиционно - консалтинговый центр, который оказывает широкий спектр консультационных услуг по многим направлениям предпринимательской деятельности.
В вопросах подготовки и переподготовки кадров представителей органов местного самоуправления, обучения предпринимателей экономике и организации бизнеса, управления коллективом, большой опыт работы имеет Институт муниципального управления г. Калуги. В области работает еще несколько негосударственных учебных учреждений, которые занимаются подготовкой кадров для малого предпринимательства.
С 1993 года в г. Калуге действует Агентство по поддержке малого бизнеса. В настоящее время им ведутся подготовительные работы по созданию Регионального информационно - аналитического центра, лизинговой компании. Наработан определенный опыт работы в разработке бизнес - планов. Осуществляется экспертиза по проектам предпринимателей для инвестирования. Агентство также оказывает консультационные и коммерческие услуги малому предпринимательству.
Создается Центр по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел в Калужской области, основная задача которого помочь талантливым людям в их творчестве и в распространении духовного и культурного наследия Калужского края.
Большой опыт работы с малыми предприятиями, по оказанию им широкого спектра услуг, имеют Калужская и Обнинская торгово - промышленные палаты.
В городе Калуге создается, а в городе Обнинске создан бизнес - инкубаторы.
Вместе с тем, необходимо отметить, что выше перечисленные организации в основном создавались бессистемно. Отсутствовали координация и взаимодействие структур, выполняющих одни и те же функции, оказывающих одни и те же услуги. Так, в настоящее время из-за несогласованности в регионе существует три Региональных отделения инновационного Союза Российской Федерации, на статус Регионального претендуют несколько бизнес - инкубаторов и т.д.
Данная Программа предусматривает решение этих проблем и соединение отдельных звеньев и элементов инфраструктуры регионального уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (фонды, центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно - дилерские центры, технопарки, бизнес - инкубаторы, информационные, консалтинговые и учебно - деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и др.).
1.12. Обобщение по достигнутому уровню
развития малого предпринимательства в области
1.12.1. Направления деятельности, которые могут быть отнесены к положительным сторонам развития малого предпринимательства в Калужской области:
- в области сформирован высокий количественный показатель, как среди малых предприятий, так и среди предпринимателей без образования юридического лица. Это свидетельствует о большом потенциале области в плане развития малого предпринимательства и высокой предпринимательской активности;
- разработан большой пакет нормативных актов по поддержке и развитию малого предпринимательства в Калужской области;
- создан Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области, успешно осуществляющий свои функции и накопивший большой опыт работы с предпринимателями области;
- проведена большая работа по оказанию практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в вопросах регистрации предприятия, юридической помощи, международных связей (партнерства);
- в области имеются практически все элементы инфраструктуры регионального уровня, обладающие большим опытом работы с малыми предприятиями и оказывающие широкий спектр услуг;
- благодаря активности ряда предпринимательских структур в Калужской области, комплексному подходу в разработке этой Программы, инициативности в практической реализации конкретных разделов Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы, имеются все потенциальные возможности выступить в качестве одного из базовых регионов по отработке выполнения Федеральной программы на региональном уровне.
1.12.2. Негативные тенденции в предпринимательской деятельности региона, которые отрицательно влияют на ее дальнейшее развитие:
- значительное число прошедших регистрацию малых предприятий либо не приступили к хозяйственной деятельности, либо ее скрывают от налоговых органов, либо вскоре ликвидируются;
- особое беспокойство вызывают недостаточные темпы создания и развития малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства в области;
- на областном и местном уровнях органами государственной власти и управления недостаточно уделяется внимания поддержке и развитию малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, во многих районах не созданы соответствующие самостоятельные координирующие структуры в составе администраций;
- в области еще не сформирована единая система в развитии сферы комплексного обслуживания бизнеса;
- традиционно низкий количественный уровень малых предприятий, работающих в промышленности, строительстве и инновационной сфере;
- до настоящего времени в регионе отсутствует продуманная система сбора и анализа объективной информации о деятельности предпринимательских структур, что существенно затрудняет координацию деятельности малых предприятий и сбор достоверной информации о количественных и качественных показателях оказываемых малому бизнесу услуг.
1.12.3. Вопросы, требующие первоочередного решения на региональном и федеральном уровнях, с целью поддержки и стимулирования дальнейшего развития малого предпринимательства, увеличения его доли и формировании местных бюджетов, и повышения роли в решении вопросов занятости населения:
- изменение налоговой политики в сторону стимулирования деятельности малого предпринимательства во всех сферах бизнеса (уменьшение налога на прибыль, освобождение от налога на добавленную стоимость, пересмотр местных и региональных налогов);
- централизованное изменение банковских процентных ставок на кредиты, используемые на внедрение новых сфер предпринимательской деятельности, на развитие малых гибких производственных структур, на развитие сферы комплексного обслуживания малого бизнеса;
- необходима разработка и предоставление целого ряда стимулирующих льгот, ориентированных на развитие приоритетных направлений деятельности в малом предпринимательстве;
- необходимо увеличение финансирования не только на реализацию конкретных социально - значимых проектов, но и на развитие инфраструктуры, способствующей дальнейшему развитию предпринимательской деятельности региона.
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД
млн. руб.
----T-------------------------------------------------T-------------------¬
¦ № ¦ Мероприятия ¦Средства областного¦
¦п/п¦ ¦ бюджета ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦1. ¦Формирование нормативно - правовой базы поддержки¦ 508,0 ¦
¦ ¦и развития малого предпринимательства ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦2. ¦Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка ¦ 6915,0 ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦3. ¦Производственно - технологическая поддержка ¦ 1390,0 ¦
¦ ¦малого предпринимательства. Создание новых ¦ ¦
¦ ¦рабочих мест ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦4. ¦Формирование инфраструктуры поддержки и развития ¦ 2440,0 ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦5. ¦Поддержка внешнеэкономической деятельности малых ¦ 240,0 ¦
¦ ¦предприятий ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦6. ¦Информационное обеспечение малого ¦ 610,0 ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦7. ¦Научно - методическое и кадровое обеспечение ¦ 407,0 ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦8. ¦Социальная защищенность и безопасность в малом ¦ 36,0 ¦
¦ ¦предпринимательстве ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+-------------------+
¦ ¦ВСЕГО: ¦ 12546,0 ¦
L---+-------------------------------------------------+--------------------