РАЗЪЯСНЕНИЯ Государственной налоговой инспекции по Калужской области от 01.10.1996
"ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДС"
Официальная публикация в СМИ:
"Час Пик-Консультант", № 31, 17.10.1996
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДС
Согласно Федерального закона от 01.04.96 г. № 25-ФЗ в инструкцию Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" внесены изменения и дополнения № 3.
Остановимся на некоторых из них.
При исчислении НДС следует учесть, что в облагаемый налогом оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
Налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг.
После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке НДС с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями), подлежит зачету.
Внесены уточнения по порядку применения льгот по НДС.
Согласно инструкции (п. 12 подп. "е") от НДС освобождаются операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации.
К банковским относятся следующие операции:
- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
- кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- выдача банковских гарантий.
В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных организаций;
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- дополнительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- представление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговых операций;
- оказание консультационных и информационных услуг.
В соответствии с инструкцией (п. 12 подп. "т") от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40 процентов от стоимости этих работ.
К целевым внебюджетным фондам относятся те, которые созданы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.94 № 664 "Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
Подтверждением для освобождения от налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов при соблюдении вышеизложенных условий является документ (акт) об объемах выполненных работ и источниках финансирования (оплаты) за подписью заказчика и подрядчика, подрядчика и субподрядчика.
При строительстве жилых домов, производимых с одновременным привлечение средств бюджетов, целевых внебюджетных фондов, организаций и физических лиц, от налога на добавленную стоимость освобождаются работы по жилищному строительству, если бюджетные средства и целевые внебюджетные средства составляют от стоимости выполненных работ не менее 40 процентов. Если в отчетном налоговом периоде бюджетные средства и целевые внебюджетные средства, исчисленные нарастающим итогом, составили менее 40 процентов (с учетом предыдущих налоговых отчетных периодов), то за этот отчетный налоговый период такие работы подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а если более 40 процентов - освобождаются. В этих случаях перерасчеты с бюджетом за предыдущие периоды не производятся.
В том случае, если материальные ресурсы, по которым суммы налога на добавленную стоимость были отнесены на расчеты с бюджетом (дебет счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость") списываются на строительство работ по жилищному строительству, освобожденных от указанного налога, то делается восстановительная проводка: кредит счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость" и дебет счета 20 "Основное производство".
Не освобождаются от налога на добавленную стоимость работы по строительству жилых домов, источником финансирования которых являются средства организаций (предприятий) и физических лиц.
Проектно - изыскательские работы, работы по капитальном ремонту, реконструкции и реставрации жилого фонда, а также работы по строительству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения и объектов социально - бытового назначения подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством.
От налога на добавленную стоимость, согласно инструкции (п. 12 под. "х") освобождаются товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые организациями (предприятиями), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов об общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на организации, предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо - сбытовую, торговую и закупочную деятельность.
В среднесписочную численность включаются составляющие в штате работники предприятия, учреждения, организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
При этом численность лиц, работающих по договорам подряда, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством. При определении права на получение указанной льготы следует исходить из среднесписочной численности предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды того отчетного периода (месяца, квартала), за который составляется налоговый расчет. В случаях, когда в текущем отчетном периоде среднесписочная численность предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, составит менее 50 процентов, исчисление налога на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке.
Следует сказать об особенностях исчисления налога на добавленную стоимость организациями розничной торговли.
Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размерах 10 и 20 процентов производят исчисление налога за отчетный период (месяц, квартал) с суммы дохода по средней расчетной ставке.
Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, к их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога. В этих целях указанные выше организации должны вести аналитический учет сумм налога по поступившим товарам.
В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, приходно - кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенного товара, не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится, и они не участвуют в расчете средней ставки. При реализации таких товаров исчисление налога на добавленную стоимость с облагаемого оборота по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской федерации, производится по расчетной ставке в размере 9,09 процента, а по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары, - по расчетной ставке в размере 16,67 процента.
При наличии раздельного аналитического учета товаров в размере установленных ставок налога на добавленную стоимость исчисление и уплата налога производятся исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим расчетным ставкам.
В случает отсутствия аналитического учета по видам реализуемых товаров или расчета средней ставки исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся с полученного дохода по ставке 16,67 процента.
Изменения и дополнения № 3 к инструкции зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации № 1162 от 12 сентября 1996 года.
Заместитель начальника отдела
ГосНИ по Калужской области
П.Н.Данилин