ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 72 от 25.09.1996
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВЫРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 сентября 1996 г. № 72
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ВНЕДРЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВЫРАБОТКЕ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В целях решения проблемы обеспечения области собственной электроэнергией, сохранения научного и производственного потенциала, технологий двойного применения, демонополизации в электроэнергетике, экономии топливно - энергетических ресурсов, создания дополнительного источника доходной части бюджета Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить областную целевую программу по созданию электрогенерирующих мощностей для выработки электроэнергии на существующих предприятиях с использованием автоматизированных комплексов производства АО "КТЗ" "Внедрение энергосберегающих технологий по выработке электроэнергии".
Направить данную программу на утверждение в Законодательное Собрание Калужской области.
2. Поддержать инициативу АО "КТЗ" и НПВП "Турбокон" по созданию финансово - производственной компании (ФПК) для реализации вышеуказанной программы на территории области.
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на департамент экономики и промышленности (Матросов Г.В.).
Глава администрации -
Губернатор области
О.В.Савченко
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 25 сентября 1996 г. № 72
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ВНЕДРЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПО ВЫРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы: Внедрение энергосберегающих технологий по выработке электроэнергии.
2. Заказчик программы. Департамент экономики и промышленности Правительства Калужской области.
3. Разработчик программы. Научно - производственное внедренческое предприятие "Турбокон".
4. Дата принятия решения о разработке программы. 10.12.1995 г. Дата утверждения 25.09.96.
5. Цели и задачи программы.
- Создание миниэлектростанций на предприятиях Калуги и Калужской области общей установленной мощностью 40 МВт.
- Увеличение объемов оборотных средств внутри Калужской области за счет уменьшения затрат на покупку электроэнергии у центральной энергосистемы на 12-16 млн. дол. в год.
- Создание организационной системы поступления денег в бюджет области не только за счет налоговых поступлений, но и счет аренды электроэнергетического оборудования.
- Сохранить и увеличить на АО "КТЗ" и предприятиях с миниэлектростанциями рабочие места.
- Развертывание на АО "КТЗ" производства энергоблоков для стран СНГ общей мощностью 1800 МВт, что позволит привлечь в финансовую систему области в течение 5 лет 300 млн. дол.
6. Важнейшие показатели.
- Общая установленная мощность миниэлектростанций - 40 МВт.
- Стоимость - 11,2 млн. дол.
7. Сроки реализации. 1996-1998 годы.
8. Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Изготовление турбогенераторов, строительные, монтажные и пусконаладочные работы, ввод в эксплуатацию.
9. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий. АО "Калужский турбинный завод", НПВП "Турбокон", заказчики миниэлектростанций.
10. Объемы и источники финансирования.
Общая стоимость программы - 11,2 млн. дол.
В 1996 г. - 4,8 млн. дол, финансирование осуществляют городская Управа г. Калуги, АО "КТЗ", НПВП "Турбокон", заказчики.
В 1997 г. - 3,4 млн. дол., из них 2,5 млн. дол. - бюджет Калужской области, 0,9 млн. дол. - НПВП "Турбокон" и заказчики.
В 1998 г. - 3 млн. дол., из них 2,5 млн. дол. - бюджет Калужской области, 0,5 млн. дол. - НПВП "Турбокон" и заказчики.
11. Ожидаемые конечные результаты программы.
- Выработка электроэнергии 240 млн. кВт/час электроэнергии в год на сумму 14,4 млн. дол.
- Экономия 4 тыс. тонн условного топлива в год на сумму 320 тыс. дол.
- Увеличение объемов оборотных средств внутри Калужской области за счет уменьшения затрат на покупку электроэнергии у центральной энергосистемы на 12-16 млн. дол. в год.
12. Система организации контроля за исполнением программы. Контроль за исполнением программы возложить на департамент экономики и промышленности Правительства Калужской области.
ЗАДАЧИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ
1. Создание миниэлектростанций на предприятиях Калуги и Калужской области общей мощностью 40 МВт с общими капитальными затратами 11,2 млн. дол. с целью снижения в 2 раза затрат предприятия на покупку электроэнергии и обеспечения их автономности при авариях в центральной энергосистеме.
2. Увеличение объемов оборотных финансовых средств внутри Калужской области за счет уменьшения затрат на покупку электроэнергии центральной энергосистемы на 12-16 млн. дол. в год.
3. Создание организационной системы поступления денег в бюджет Калужской области не только за счет налоговых платежей, но и за счет аренды электроэнергетического оборудования.
Деньги за электроэнергию, которые в настоящее время уходят из области, будут попадать в бюджет области.
4. Сохранить и увеличить на АО "КТЗ", предприятиях с электростанциями рабочие места, что даст средства к существованию 40 тыс. людей в Калужской области.
5. Приступить к реализации Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ "О финансовом лизинге...", "О частных инвестициях...", "О структурной перестройке в топливно - энергетическом комплексе...", "О развитии лизинга...", "О демонополизации...".
6. Развертывание на АО "КТЗ" производства энергоблоков, предназначенных предприятиям стран СНГ, для энергосберегающих технологий общей мощностью 1800 МВт позволит привлечь в финансовую систему Калужской области в течение 5 лет 300 млн. дол. США.
7. Аналогичные региональные программы поддерживаются, разрабатываются находятся на рассмотрении и утверждении в администрациях и энергосистемах Рязанской, Владимирской, Тюменской, Тверской, Вологодской, Камчатской и Краснодарской областей, республиках Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Латвия, РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России".
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО СОЗДАНИЮ МИНИЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Общая установленная мощность энергокомплексов 40 МВт, стоимость 11,2 млн. дол.
Реализация проекта в 1995 г. успешно началась.
В декабре 1995 г. закончился монтаж и был осуществлен запуск в эксплуатацию энергокомплекса "Кубань-0,5" на Козельском механическом заводе, производится монтаж "Кубань-0,5" на Азаровском ЖБИ.
Изготовлены 2 комплекса, выпущен проект и начинаются строительные работы на ПРМЗ.
Развернуто строительство электростанции на площадке АО "КТЗ" в Турынино.
Найдена возможность привлечь к финансированию программы денежные средства бывших вкладчиков КИАБ на сумму 800 млн. руб. по договорам о совместной деятельности, что обеспечит снижение социально - экономической напряженности в городе из-за банкротства КИАБ.
Изделие "Кубань-0,5" запущено в эксплуатацию на Козельском механическом заводе.
ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Финансирование работ в 1996 г. в размере 4,8 млн. дол. осуществляют городская Управа г. Калуги, АО "КТ3", НПВП "Турбокон" и страховая акционерная компания "Энергогарант".
Финансирование программы в дальнейшем может происходить по двум вариантам: с привлечением бюджетных средств Калужской области и только за счет финансовых средств внешних инвесторов.
В качестве инвесторов могут выступать коммерческие банки, страховые компании (например САК "Энергогарант"), фонды и т.д., как правило расположенные вне Калужской области. Часть арендной платы, полученной от предприятий - арендаторов энергокомплексов, будет выплачиваться инвесторам (пропорционально доле в финансировании энергокомплекса). Эти деньги уйдут из области и будут работать в других регионах России или даже за ее пределами. Поэтому предпочтительнее осуществлять финансирование программы за счет средств бюджета, либо средств инвесторов, расположенных в Калужской области, что позволит сохранить денежные средства внутри области.
В случае внебюджетного финансирования программы, ее цель - увеличение богатства области, не будет достигнута в полной мере, т.к. около 80% средств, полученных в качестве арендной платы будет уходить из области в качестве доходов инвесторов.
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ВНЕДРЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПО ВЫРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
1. ВВЕДЕНИЕ
Проект связан с внедрением в энергетику России энергосберегающих технологий по экологически чистой выработке электроэнергии на базе турбогенераторов производства АО "КТЗ" и направлен на реализацию Указов Президента РФ от 17.09.1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации", № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" и № 472 от 07.05.1995 г. "Об основных направлениях энергетической
политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года", Постановлений Правительства РФ № 191 от 09.03.94 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках России", № 633 от 29.06.95 г. "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и № 1087 от 02.11.95 г. "О неотложных мерах по энергосбережению".
Проект направлен на решение проблемы, связанной с резким ростом цен на электроэнергию. За последние 4 года цены на электроэнергию для промышленных предприятий возросли в среднем по России в 13000 раз и достигли мировой стоимости (мировая стоимость 0,06-0,08 дол.). Например: Владимир - 357 руб. (0,072 дол.), Архангельск - 423,8 руб. (0,086 дол.), Хабаровск - 406,8 руб. (0,082 дол.), Калуга - 284 руб. (0,057 дол.).
В Калужской области нет своих электростанций, способных обеспечить потребности области в электроэнергии. Область покупает электроэнергию у АО "Тулаэнерго", а это значит, что происходит отток денежных средств из области, связанный с покупкой электроэнергии. В ближайшее время цена на электроэнергию в энергодефицитной Калужской области неизбежно вырастет до средней цены электроэнергии в РФ и превысит 0,06 дол. за 1 кВт/час.
Программа Калужской области позволяет решать указанные проблемы. Реализация программы позволит создать в Калужской области миниэлектростанции, что уменьшит отток денег из области. Кроме того реализация программы позволит привлечь и уже привлекла в область средства московских банков и страховых компаний, средства из федерального бюджета и т д.
Областной целевой программой предусмотрено в 1996-1998 г.г. установить на предприятиях Калуги и Калужской области электроэнергетические комплексы "Кубань-0,5" и КПТ-12 общей установленной мощностью 40 МВт. Комплексы устанавливаются на предприятиях, оснащенных паровыми котлами и имеющих потребителей для произведенной электроэнергии, что обеспечивает минимум капитальных вложений.
Техническая сущность проекта заключается в следующем: на предприятии, производящем пар для технологических нужд, параллельно дроссельному устройству устанавливается электроэнергетический комплекс и использует ранее безвозвратно теряемую потенциальную энергию пара для выработки электроэнергии.
Стоимость проекта составляет 11,2 млн. дол. США. Финансирование в настоящее время осуществляют: городская Управа г. Калуги, АО "КТ3", НПВП "Турбокон", страховая акционерная компания "Энергогарант" при поддержке Администрации Калужской области и Антимонопольного комитета Калужской области. В 1997 г. предполагается дополнительное финансирование программы из бюджета области в размере 2,5 млн. дол., в 1998 г. - 2,5 млн. дол. В целях исключить срывы в финансировании программы (в случае отсутствия бюджетного финансирования) производится поиск альтернативных источников финансирования, в том числе и за пределами области.
Предлагаемый проект имеет все необходимые условия для успешной реализации, так как он экономически выгоден для всех участников:
- для Калужской области проект обеспечивает уменьшение оттока денежных средств из области за счет создания собственных электрогенерирующих мощностей и уменьшение денежных средств, выплачиваемых РАО "ЕЭС России" за электроэнергию на 12 млн. дол. в год при существующих ценах (Всего за срок службы комплексов и финансовой системе области останется 420 млн. дол.). Это обеспечивает укрепление финансового положения предприятий, на которых установлены комплексы, создание новых рабочих мест (смягчает проблему безработицы), обеспечивает загрузку крупнейшего конверсионного предприятия области АО "КТЗ". Реализация программы позволит создать собственность Госкомимущества Калужской области, под залог которой можно привлекать дополнительные кредиты для финансирования других программ области.
В результате осуществления проекта будет вырабатываться 240 млн. кВт/час электроэнергии в год на сумму 14,4 млн. дол. при цене 0,06 дол. за 1 кВт/час, экономится 4 тыс. тонн условного топлива в год на сумму 320 тыс. дол. (при цене 80 дол. за 1 т. у. т.).
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Кризис в экономике имеет серьезные последствия для энергетики. В 1990 г. 57% оборудования имели износ 50%, а 11% полностью выработали свой ресурс. С тех пор приостановлено строительство 60 электростанций на 160 млн. кВт. С другой стороны, спад в промышленности не сопровождался пропорциональным изменением потребления электроэнергии. На рис. 1 "плюсиком" показано изменение потребления электроэнергии в промышленности в процентах к предыдущему году, а "ноликом" - объемы производства.
Рис. 1 "График падения объемов производства и потребления электроэнергии" см. первоисточник.
Сохранение высокого уровня потребления электроэнергии обусловлено тем, что при снижении выпуска продукции из-за отсутствия спроса предприятия поддерживают рабочие агрегаты на холостом ходу. Не изменился объем потребления электроэнергии в быту.
По данным межведомственной комиссии по разработке "Энергетической стратегии", в ближайшие пять лет отработает проектную мощность более половины российских электростанций. Напряженное положение будет в Центральной России, где значительные мощности вырабатываются на атомных электростанциях. После 1986 г. строительство новых АЭС не велось, а срок службы их почти в два раза меньше, чем установок на органическом топливе.
Таким образом, в ближайшее время во многих регионах России вполне вероятен дефицит электроэнергии и, следовательно, резкое повышение ее стоимости даже в условиях спада в экономике. Особенно сильно от этого пострадают энергодефицитные энергосистемы, в том числе и Калужская область, которые будут покупать электроэнергию по самой дорогой цене. Ответная реакция в виде роста капиталовложений в станции не может привести к быстрому изменению положения, т.к. от начала проектирования до ввода в эксплуатацию крупной электростанции проходит 10-15 лет.
3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
В реализации региональной программы принимают участие: Администрация Калужской области, городская Управа г. Калуги, АО "КТ3", НПВП "Турбокон", САК "Энергогарант".
Программа осуществляется под общим руководством Минтопэнерго РФ и РАО "ЕЭС России".
Денежные средства и основные фонды инвесторов объединяются на основе соглашений о долевом участии в капитальных вложениях и договоров о совместной деятельности.
Администрация Калужской области - обеспечивает частичное финансирование программы, оказывает организационно - правовую помощь в получении инвестиций государства и иностранных кредитов.
Городская управа г. Калуги - частичное долевое финансирование программы.
АО "КТ3" - изготавливает и поставляет электроэнергетические установки, обеспечивает частичное финансирование программы.
НПВП "Турбокон" осуществляет частичное финансирование программы, поиск заказчиков, заключение договоров с заказчиками об аренде электроэнергетических комплексов, получение субсидий, кредитов и финансовых средств инвесторов для размещения заказов на АО "КТЗ", разработку проектов и организацию работ по сдаче блочного автоматизированного электроэнергетического комплекса в эксплуатацию, возврат кредитов и выплату дивидендов инвесторам за счет арендной платы, организация гарантийного и сервисного обслуживания турбогенераторов.
4. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА И ЕГО
КОММЕРЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
На предприятиях Калуги и Калужской области устанавливаются электроэнергетические комплексы "Кубань-0,5" и КПТ-12 общей установленной мощностью 40 МВт. Комплексы устанавливаются на предприятиях, оснащенных паровыми котлами и имеющих потребителей для произведенной электроэнергии. КПТ-12 устанавливаются на АО "КТ3" и ПО "Гранат". Места установки комплексов "Кубань-0,5" представлены в прилагаемом списке.
Срок ввода в эксплуатацию электроэнергетических комплексов представлен в программе.
Электроэнергетические установки сдаются в аренду (лизинг) заказчику сроком на 20 лет с последующей передачей их в собственность заказчику. Плата за аренду в размере 50-70% стоимости выработанной электроэнергии определяет доход проекта.
Стоимость всей программы составляет 11,2 млн. дол. В стоимость входит: изготовление комплексов, проектные, строительно - монтажные работы, запуск в эксплуатацию и гарантийное обслуживание.
Для расчетов цена электроэнергии принята равной 0,06 дол. за 1 кВт.час.
Это объясняется следующими обстоятельствами. В настоящее время (май 1996 г.) цена электроэнергии для промышленных предприятий в России достигла мировой стоимости (0,06-0,08 долл./1 кВт.ч.). Например: Владимир - 357 руб. (О,072 долл.), Архангельск 423,8 руб. (0,086 долл.), Хабаровск - 406,8 руб. (0,082 долл.), г. Калуга - 284 руб. (0,057 долл.). В Сахалинской области, на Камчатке и Дальнем востоке цена электроэнергии превысила мировую и достигла 0,2 долл. Кроме того, необходимо отметить, что последние 4 года цена на электроэнергию для предприятий растет быстрее цен на товары первой необходимости. Так, цены на продукты питания в период с 1991 по 1996 г. выросли в 9000 раз, а цены на электроэнергию - в 13000 раз, при подъеме экономики цена на электроэнергию неизбежно вырастет до мировой и превысит ее (рис. 2). Об этом свидетельствует то, что цена на бензин в России (0,38 долл.) превысили с мировую (цена бензина в США 0,3 долл.), рыночные цены на мясо, сахар и растительное масло также превысили мировые.
В связи с опережающим ростом цен на электроэнергию по сравнению с курсом доллара и цен на товары первой необходимости финансовая оценка проекта проведена в долларах США, что создает запас прочности по доходу проекта.
Рис. 2. "Рост средней цены на электроэнергию в центральных регионах Российской Федерации для промышленных предприятий" см. первоисточник.
Общая установленная мощность электроэнергетических комплексов 40000 кВт.
Количество вырабатываемой электроэнергии А за 1 год определяется по формуле:
А = № x t, где
№ = 40000 кВт - суммарная мощность электроэнергетических комплексов;
t = 6000 час - время работы комплексов за год.
А = 40000 x 6000 = 240000000 кВт.ч. за 1 год
Стоимость С выработанной электроэнергии: С = А x Ц
С = 240000000 x 0,06 = 14,4 млн. долл.
Арендная плата - 50% от стоимости выработанной электроэнергии составляет 7,2 млн. долл. за год.
Гарантийное и сервисное обслуживание в течение 20 лет НПВП "Турбокон" с привлечением АО "КТЗ".
5. ПЛАН МАРКЕТИНГА
5.1. СИТУАЦИЯ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время в Калужской области наблюдается дефицит электроэнергии, при этом в области нет своих электростанций, способных обеспечить ее потребности в электроэнергии. В течение последних 30 лет в Калужской области не создавались электроэнергетические мощности. 95% необходимой энергии область получает от внешних источников. Покупая электроэнергию, Калужская область выплачивает соседним регионам, производящим электроэнергию, и РАО "ЕЭС России" денежные средства в размере 900-1000 млрд. руб. в год. Это составляет 10% от стоимости валового продукта, выпускаемого областью, и в 1,5-2 раза превышает бюджет области.
Из-за естественно сложившейся монополии на выработку, передачу и продажу электроэнергии рост цен на нее для промышленных предприятий существенно опережает рост инфляции в стране. Во 2 квартале 1996 г. цена 1 кВт.час в регионе России уже достигла мировой и составляет 0,06-0,08 долл. В России и в самой области в ближайшие 8-10 лет не будет достаточных денежных средств для создания собственных крупных электростанций. При подъеме экономики на оптовый рынок электроэнергии от центральной энергосистемы будет поступать наиболее дорогая электроэнергия, т.к. дешевая будет потребляться внутри энергопроизводящих регионов. Калужская область как энергодефицитная будет вынуждена покупать дорогую электроэнергию, и это дополнительно замедлит развитие области.
5.2. РЫНОК СБЫТА
В Калужской области находится множество предприятий с котлами типа ДЕ, ДКВР (по неполным данным их более 80), производящих пар для технологических нужд (неполный их перечень представлен в приложении). Абсолютное давление пара на выходе из котлов 13 кг/кв. см., как правило, выше, чем требуется для технологических нужд. Избыточное давление срабатывается на дроссельных устройствах. Понижение давления в котлах не приводит к увеличению коэффициента полезного действия котла по газу. На этих предприятиях с минимальными затратами можно установить комплексы производства АО "КТЗ", которые будут производить электроэнергию для собственных нужд предприятия.
АО "КТЗ" и НПВП "Турбокон" успешно осваивают энергетический рынок Калужской области. Впервые за последние 30 лет в Калужской области введена в эксплуатацию на Козельском механическом заводе на основе финансового лизинга мини - электростанция мощностью 500 кВт. Подписаны договоры аренды и ведутся проектные и строительно - монтажные работы по созданию мини - электростанций на ПРИЗ, КЗЖБИ, 000 "Грабцево", рассматривается возможность установки комплекса "Кубань-0,5" в п. Сосенском, производятся строительные работы для установки комплекса мощностью 12 МВт в Турынино.
На первом этапе реализации программы предусмотрено создание 2 мини - электростанций мощностью по 12 МВт (места установки их определены) и 32 мини - электростанций "Кубань-0,5" мощностью по 500 кВт. Только на котельных, представленных в прилагаемом перечне можно установить 114 комплексов "Кубань-0,5", что уже обеспечивает выполнение первого этапа программы.
Таким образом, препятствий со стороны спроса и емкости рынка для реализации программы нет.
5.3. ВЛИЯНИЕ НА ПРОЕКТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Предлагаемые технологии по производству электроэнергии являются энергосберегающими экологически чистыми, позволяют экономить энергоресурсы, и следовательно, позволяют уменьшить загрязнение окружающей среды. Поэтому препятствия реализации проекта со стороны законодательства по охране природы нет, более того, при ужесточении законодательства по охране природы проект получит дополнительный фактор для его успешной реализации и дальнейшего развития.
Производство электроэнергетических комплексов осуществляет конверсионное специализированное предприятие АО "Калужский турбинный завод", обладающее уникальными технологиями и специализированным производством для изготовления и испытания турбогенераторов с паровыми турбинами малой и средней мощности.
Использование достижений современной теории и практики турбостроения, исследований, выполняемых на АО "КТЗ", анализ и обобщение длительного опыта эксплуатации большого парка турбин и постоянное их совершенствование позволяют создавать турбины высокого технического уровня.
С 1980 г. на КТЗ действует система управления качеством продукции. Эта система была внедрена на КТЗ в соответствии с решением ЦК КПСС и контролировалась отраслевым министерством и Госстандартом. В 1995 г. международным сертификатом серии DI№ ISO 9001/EW 29001, регистрационный № 041005007 было подтверждено, что предприятие "Калужский турбинный завод" внедрило и применяет систему качества в производстве паровых турбин и турбогенераторов.
Таким образом, технология производства отработана на АО "КТЗ" в течение десятилетий, соответствует мировым стандартам и технологических изменений в производстве турбин в ближайшие 10-15 лет не ожидается.
Все это, а также осуществляемые АО "КТЗ" шеф - монтаж, сервисное обслуживание и внедрение новых разработок в период всего срока эксплуатации изделий позволяет уверенно обеспечить высокий уровень качества и надежности эксплуатации предлагаемых проектом энергетических комплексов.
5.4. КОНКУРЕНТЫ
На внешнем рынке аналогичную продукцию производит немецкая фирма ABB. Турбины АО "КТЗ" не уступают по своим характеристикам продукции фирмы ABB, а по цене в 1,5-5 раз дешевле. Цена, высокое качество продукции АО "КТЗ", бесплатное для заказчика гарантийное и сервисное обслуживание, опыт работы АО "КТЗ" на российском рынке определяют более выгодное положение продукции АО "КТЗ" на рынке России по сравнению с продукцией фирмы АВВ.
Кроме того необходимо отметить, что в случае реализации программы за счет использования импортного оборудования возникают следующие негативные обстоятельства:
1. Происходит "омертвление" денежных средств, вложенных Российской стороной в существующие на предприятиях котельные.
2. Плата за кредиты, на которые будут покупаться энергокомплексы и проценты по ним приведут к тому, что деньги будут уходить из России на поддержку иностранного производства.
3. Предприятия, установившие иностранное оборудование, попадают в зависимость от поставок дорогостоящих запасных частей западных производителей.
6. ОЦЕНКА РИСКА
При финансировании программы из бюджета области и города для Администраций этих регионов финансовый риск отсутствует:
- деньги из бюджета для изготовления энергокомплексов поступают на действующее предприятие АО "КТЗ" и выплачиваются людям, проживающим в Калужской области;
- технические возможности завода гарантируют работоспособность комплексов;
- деньги за выработанную электроэнергию остаются в области (поступают в бюджет области и остаются в распоряжении предприятий Калужской области);
Существует целый ряд факторов, способствующих реализации данного энергосберегающего проекта:
- заинтересованность всех участников проекта в его реализации;
- резкий рост стоимости энергоресурсов и электроэнергии;
- ухудшение экологической обстановки в России, особенно в промышленных центрах;
- государственная поддержка энергосберегающих технологий;
- возможность получения иностранных кредитов и безвозмездной иностранной помощи.
Выгода проекта для Калужской области и г. Калуги:
1. В ходе реализации программы в Калужской области будут установлены электрогенерирующие мощности (в 1996-1998 гг. вводится в эксплуатацию 40 МВт электрогенерирующих мощностей), что позволит уменьшить отчисления предприятий области в РАО "ЕЭС России" на 12-16 млн. долл. в год.
2. Экономический эффект от реализации программы в целом составит около 420-480 млн. долл. за 35-40 лет существования энергокомплексов.
3. Реализация программы позволит создать собственность Госкомимущества Калужской области, под залог которой можно привлекать дополнительные кредиты для финансирования других программ области (Например, в сельском хозяйстве, в пищевой и перерабатывающей промышленности и т.д.).
Для государства: Проект способствует реализации в Калужской области Указов президента и Постановлений Правительства РФ "О финансовом лизинге...", "О частных инвестициях", "О структурной перестройке в топливно - энергетическом комплексе", "О развитии лизинга...", "О демонополизации...".
Его реализация обеспечит экономию около 4 тысяч тонн условного топлива в год. Внедрение энергосберегающих экологически чистых технологий позволит уменьшить дефицит электроэнергии, снизить ее стоимость и укрепить финансово - экономическое состояние конверсионного завода - изготовителя и предприятий, на которых будет установлено энергосберегающее оборудование.
Кроме того, государство получит значительные средства в виде налогов благодаря высокой прибыльности проекта.
Для заказчика:
Основными достоинствами внедрения предлагаемых комплексов на предприятиях являются:
- снижение стоимости электроэнергии почти в два раза, по сравнению с покупаемой у центральной энергосистемы;
- появление новых рабочих мест;
- обеспечение жизнедеятельности предприятия при авариях в энергосистеме;
- увеличение оборотных денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Для производителя комплексов:
Загрузка АО "КТЗ" свойственной заводу наукоемкой продукцией, сохранение высококвалифицированного коллектива предприятия.
7. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. НПВП "Турбокон" выступает в качестве лизинговой компании: находит заказчиков и заключает с ними договоры об аренде (лизинге) электроэнергетических комплексов.
2. НПВП "Турбокон" получает денежные средства от инвесторов программы, в том числе и от бюджета области, по договорам о долевых капитальных вложениях, совместной деятельности и размещает заказы на производство комплексов на АО "КТЗ".
3. АО "КТЗ" изготавливает и поставляет комплексы заказчику.
4. НПВП "Турбокон" организует проектные, строительно - монтажные работы и ввод комплексов в эксплуатацию, обучение персонала котельных обслуживанию комплексов.
5. НПВП "Турбокон" получает (ежемесячно) арендную плату и распределяет ее между инвесторами в том числе и бюджетом Калужской области пропорционально доле в капитальных вложениях.
6. НПВП "Турбокон" организует сервисное обслуживание и капитальный ремонт комплексов за счет арендной платы (25% от величины арендной платы).
Денежные средства Целевое финансирование
--------------------------¬
------------------------¬
¦ \/ ¦ \/
--------+---------¬
--------+--¬
--------------¬
¦ Инвесторы в т.ч.¦ ¦Лизинговая¦ ¦Производитель¦
¦ бюджет ¦ <----------+ компания ¦ <----------+ комплексов ¦
¦Калужской области¦ Доходы от ¦"Турбокон"¦ Поставка ¦ АО "КТЗ" ¦
L------------------ аренды L------T---- комплексов,L--------------
НПВП "Турбокон" предлагает следующие варианты участия администрации Калужской области в программе:
1. Приобретение электроэнергетических комплексов в собственность комитета имущества Калужской области за счет средств бюджета на сумму 5 млн. долл. (2,5 млн. долл. в 1997 г. и 2,5 млн. долл. в 1998 г.).
В этом случае бюджет Калужской области ежегодно получает доход от сдачи в аренду энергокомплексов в размере 3,2 млн. долл.
Всего от арендных (лизинговых) платежей бюджет области получит в течение 20 лет (срок аренды) 64 млн. долл. при капитальных затратах 5 млн. долл.
2. Выделение целевого кредита НПВП "Турбокон" для реализации программы на сумму 5 млн. долл. на срок до 2,5 лет под 0-5% годовых в валюте. Гарантией возврата кредита будут служить энергокомплексы, которые после ввода в эксплуатацию приобретают большую ликвидную стоимость, либо имущество АО "КТЗ".
Потоки наличности для финансового планирования представлены ниже.
Утверждаю
Генеральный директор АО "КТЗ"
Пряхин В.В.
ПОТОКИ НАЛИЧНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ (ТЫС. ДОЛЛ.)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(ОБЩАЯ УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ 40 МВТ,
СТОИМОСТЬ 11,2 МЛН. ДОЛЛ.)
Примечание:
1. Налог на прибыль определялся с учетом льгот по возврату кредита на капвложения и реинвестиции.
2. С целью расширения количества установленных комплексов и дополнительного снижения налогов на прибыль целесообразно реинвестировать получаемую прибыль в новые электроэнергетические комплексы, устанавливаемые в Калужской области.
3. Расчеты проведены при стоимости электроэнергии 0,06 долл. (мировая цена электроэнергии - 0,08 долл.).
4. 80% налогов на прибыль поступает в местные бюджеты.
5. Текущие издержки приняты в размере 25% от дохода и включает в себя: заработную плату администрации и служащих (с учетом социального страхования), затраты на канцелярские товары и вспомогательные материалы, сервисное обслуживание электроэнергетических комплексов.
6. Беспроцентный кредит из бюджета области.
Директор по производству Директор
АО "КТЗ" НПВП "Турбокон"
С.Д.Диммерман В.А.Федоров
Утверждаю
Генеральный директор АО "КТЗ"
Пряхин В.В.
ПОТОКИ НАЛИЧНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ (ТЫС. ДОЛЛ.)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(ОБЩАЯ УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ 40 МВТ,
СТОИМОСТЬ 11,2 МЛН. ДОЛЛ.)
ПРИОБРЕТЕНИЕ В СОБСТВЕННОСТЬ КОМИТЕТОМ ИМУЩЕСТВА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ
НА СУММУ 5 МЛН. ДОЛЛ.
Примечание:
1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 633 доход от операций финансового лизинга освобождается от налога на прибыль.
2. С целью расширения количества установленных комплексов целесообразно реинвестировать получаемую прибыль в новые электроэнергетические комплексы, устанавливаемые в Калужской области.
3. Расчеты проведены при стоимости электроэнергии - 0,06 долл. (мировая цена электроэнергии - 0,08 долл.).
4. Текущие издержки приняты в размере 25% от дохода и включают в себя: заработную плату администрации и служащих (с учетом социального страхования), затраты на канцелярские товары и вспомогательные материалы, сервисное обслуживание электроэнергетических комплексов.
Директор по производству Директор
АО "КТЗ" НПВП "Турбокон"
С.Д.Диммерман В.А.Федоров
Рост стоимости электроэнергии превышает инфляцию и рост курса доллара, поэтому расчет в долларах создает запас прочности по доходам проекта.
Утверждаю
Генеральный директор АО "КТЗ"
Пряхин В.В.
ПОТОКИ НАЛИЧНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ (ТЫС. ДОЛЛ.)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(ОБЩАЯ УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ 40 МВТ,
СТОИМОСТЬ 11,2 МЛН. ДОЛЛ.)
Примечание:
1. Налог на прибыль определялся с учетом льгот по возврату кредита на капвложения и реинвестиции.
2. С целью расширения количества установленных комплексов и дополнительного снижения налогов на прибыль целесообразно реинвестировать получаемую прибыль в новые электроэнергетические комплексы, устанавливаемые в Калужской области.
3. Расчеты проведены при стоимости электроэнергии 0,06 долл. (мировая цена электроэнергии - 0,08 долл.).
4. 80% налогов на прибыль поступает в местные бюджеты.
5. Текущие издержки приняты в размере 25% от дохода и включают в себя: заработную плату администрации и служащих (с учетом социального страхования), затраты на канцелярские товары и вспомогательные материалы, сервисное обслуживание электроэнергетических комплексов.
6. Процент по кредиту 5% годовых в валютном эквиваленте.
Директор по производству Директор
АО "КТЗ" НПВП "Турбокон"
С.Д.Диммерман В.А.Федоров