Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Калужской области № 378 от 21.08.1996
"ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ"
(Вместе с КОНЦЕПЦИЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - ГУБЕРНАТОР
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 августа 1996 г. № 378

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ


В целях дальнейшей реализации в Калужской области законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании", постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" и распоряжения администрации области от 11.04.95 г. № 278-р
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить представленную Межведомственным координационным советом по экологическому образованию населения "Концепцию экологического образования и просвещения населения Калужской области" (прилагается). Считать приоритетным продолжение работы по экологическому образованию и просвещению в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования.
2. Поручить Межведомственному координационному совету организовать подготовку областной программы экологического образования и просвещения населения в Калужской области.
3. Областному комитету по экологии и природопользованию предусмотреть в бюджете областного экологического фонда на 1997 год выделение средств для финансирования областной программы экологического образования.
4. Департаменту образования и науки оказать содействие в подготовке нормативно - правовой базы реализации экологического образования населения Калужской области, в частности по подготовке специалистов - экологов с высшим образованием для нужд школ и других организаций и учреждений области.


Глава администрации -
Губернатор области
О.В.Савченко



Выход из экологического кризиса возможен
только через экологическое образование
и просвещение всего населения России

КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Введение

Основания для разработки региональной концепции экологического образования:
- кризис развития общества, приведший к экологическим кризисам и угрозе экологической катастрофы;
- необходимость переосмысления взаимоотношений природы и человека;
- невозможность дальнейшего существования без изменения мировоззрения, смены ценностей и т.п.; (Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная среда жизни. Иначе даже расходы на медицину, возрастая экспоненциально, достигают парадоксальных величин. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы.)
- нормативные документы (Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", временные стандарты экологического образования в средней школе, стандарты экологического образования в Вузах);
- международные соглашения в области экологии;
- специфика России и, конкретно, Калужской области - глобальная необходимость выживания, проявляющаяся в конкретных региональных условиях (Калужская земля - "Родниковый" край, край Родников духовности, Родников внутреннего единения природной стихии земли и вселенской глубины мужественного, созидательного духа человеческого, светоносного сознания);
- место в обществе образования и его проблемы;
- понижение экологической культуры населения в текущий период.
Настоящая концепция является оформлением результатов работы многих участников экологического образования над проблемами определения специфики образовательной деятельности в области экологии и поиска отличий сферы образования от всех других сфер общественной деятельности в условиях современного развития общества.
В традиционных концепциях целевого программирования проектирования экологического образования начинается с анализа ситуации и целеполагания (Концепция общего среднего экологического образования. Под редакцией И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. М. 1994 г.; Концепция и модель непрерывного экологического образования и воспитания, под руководством Д.М.Гришина, Калуга, 1994 г.).
Нам представляется, что концептуальное программирование должно начинаться с ценностей, смыслов, направленности на "предмет" деятельности. Экологическое образование как деятельность начинается не с ответа на вопрос "Что делать?", а с вопроса "Зачем и Ради чего?" и напряженного поиска ответа на этот вопрос.
Экологическая образовательная деятельность (в том числе и просветительская) должна прежде всего определяться культурой, ценностями конкретных людей, проживающих на конкретной территории. Несомненно, что система экологического образования населения Калужской области должна войти ключевым звеном в создание областной социально - эколого - экономической программы.
Социальная, политическая и экономическая реальность сегодняшнего дня - Глобальный экологический кризис, сущность которого состоит в несоответствии растущих потребностей человечества и возможностей их удовлетворения на оскудевающей планете.
Напряженная экологическая обстановка - результат непрерывного воспроизводства сложившихся социально - экономических отношений. Достижение иного качества экологической ситуации - задача переориентации экономической инфраструктуры территории, изменения приоритетов и направлений развития территориальной системы, ориентированных на достижение экологического равновесия.
Следует отметить, что экологический кризис, несмотря на глобальный характер, имеет своим источником конкретное воздействие здесь и сейчас, имеющее конкретного автора и наносящее ущерб конкретным людям и месту их жизни и, в связи с этим, решение экологических проблем любого уровня предполагает приоритет региональной экополитики.
Идеологически, исходя из экологической морали, этики взаимоотношения человека и природы, ситуация достаточно ясна. Или человечество сумеет вписаться в параметры существующей биосферы, сохранит ее, либо погибнет вместе с нею. При этом биосфера как таковая может сохраниться, но в ином виде. На научно - техническом и инженерно - техническом этапах промышленной революции в индустриальном обществе доминирующим лицом стал технократ. Он-то и оказался субъектом, ответственным за экологический кризис.
В постиндустриальном обществе наиболее эффективно наукоемкое производство. Научно - техническая революция достигла инженерно - технического апогея. Но завтра человечества уже в другом. Оно в гуманизации общества, его внутренней "экологизации". Научно - гуманистическая революция практически уже началась. Она в корне отличается от научно- и инженерно - технической, хотя и является их естественным продолжением. Основные ее черты определены экологическими и экономическими запретами. Они составляют неразрывное единство, в конечном итоге определяющее политику стран.
Стратегической задачей региональной экополитики является переход от сложившейся практики хозяйствования и жизнедеятельности к такой, которая обеспечивает неистощительное использование природно - ресурсного потенциала территории, экологическую безопасность, устойчивое социально - экономическое развитие региона и соблюдение прав человека на здоровую среду обитания.

1. Цель и задачи экологического образования

Под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием - обогащение экологической культуры человека на протяжении всей жизни.
Цели:
Основная цель экологического образования заключается в развитии новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение ее качественных параметров в процессе усвоения знаний, а также умений принимать решения и разрешать экологические проблемы.

Формирование экологического мировоззрения на базе
культурных и духовных традиций региона

Формирование такого мировоззрения человека, которое позволяет ему чувствовать себя естественной составляющей того мира, в котором он живет, элементом окружающей природы, от состояния которой зависит его благополучие. Человек должен обрести ответственность за состояние окружающей среды. Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе, что развитие человека может происходить только совместно с развитием Природы. Этот принцип, названный впоследствии принципом коэволюции, впервые проанализировали и описали В.И.Вернадский и Тейяр де Шарден).

Обеспечение устойчивого развития Калужской области
(Обеспечение коэволюции Человека и Природы)

"Устойчивое развитие", если его правильно понимать, имеет в своей основе экологическое воспитание и образование: только по настоящему образованное, интеллигентное общество, воспринимающее себя частью биосферы, способно обеспечить будущее" - Н.Н.Моисеев, 1995 г.
Сейчас в мире властвует идея "economics", возводящая на пьедестал мудрости экономическое начало и полагающая, что любое отступление от свободного рынка - это путь к рабству.
Мы еще многого не знаем, но одно очевидно - преодоление кризиса чисто технологическими и техническими средствами невозможно. Безотходные технологии необходимы, но их недостаточно для преодоления экологического кризиса.
Человечество стоит на пороге нового витка антропогенеза. И вопрос лишь в том, произойдет он стихийно, когда этот переход будет связан с кровью, уничтожением значительной части человечества (а может быть, и его полной гибелью - завершением антропогенеза), или путем реализации некой оптимальной СТРАТЕГИИ перехода, разработанной коллективным интеллектом человечества. "Устойчивое развитие" - это реализация "СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т.е. к состоянию коэволюции общества и Природы".
Мы действительно стоим на развилке цивилизационных путей. Один - это предельный животный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями. Другой - путь "героизма" и возрождения древних традиций, призывающий жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей. В условиях Калужской области второй путь тесно связан с историческими традициями использования территории для сельскохозяйственной деятельности, отношением к природным ресурсам и сформировавшейся на этой основе культурой.
Задачи:
- переопределение существующих ценностных оснований, принципов и рамок самоопределения сознания человека относительно Природы;
- возрождение исторических традиций народа, в том числе региональных, на основе эколого - экономической целесообразности и возрождение национального самосознания;
- эколого - ориентированные изменения содержания практики образования;
- реализация опыта локальных эколого - образовательных инициатив;
- развитие региональных общественных систем;
- ликвидация экологической безграмотности;
- развитие личной ответственности за состояние окружающей среды;
- способствование переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения;
- развитие умения принимать ответственные решения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними;
- вовлечение всего населения в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды Калужской области.

2. Основания экологического образования
в Калужской области

Основой экологического образования в Калужском регионе является устойчивое развитие его сообщества, когда самые разнообразные аспекты жизни людей соотносятся с возможностями природы этой уникальной территории.

Характеристика состояния экологического образования и
экологической ситуации в области

В целом ситуация с существующим экологическим образованием неудовлетворительна, нет системы, хотя и наблюдается определенное движение. В основном наиболее удачно ведется внешкольное экологическое образование детей. Более подробно ситуация в Калужской области рассматривается в специальном Приложении.
Сама экологическая ситуация в области отражена в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды, подготавливаемых Калужским областным комитетом по экологии и природопользованию. Уменьшения и даже стабилизации негативного антропогенного воздействия не наблюдается.
Система непрерывного экологического образования, складывается из комплекса условий, которые можно разделить на базисные, ситуационные и институциональные.
Базисные условия - это природная (географическая) и социально - культурная среда - условия, связанные с природными и исторически сложившимися социальными особенностями региона.
Ситуационные условия - политическая ситуация, экономическая обстановка и правовая среда, которые в силу необходимости, должны получить экологическую ориентацию.
Институциональные условия - условия связанные с инфраструктурой экологического образования, в т.ч. совокупность институтов, обеспечивающих создание, функционирование, развитие и управление системой экологического образования, экологическое информационное обеспечение. Инфрастуктура экологического образования, включающая мониторинг эколого - образовательного процесса, является механизмом поддержки экологического образования и регионального управления им.

Базисные условия (региональные особенности)

Реализация экологического образования населения Калужской области, является объективной необходимостью и связана не только с общемировыми тенденциями экологизации сознания, экономики и политики, обострением экологических конфликтов, но и с глубинными проявлениями Калужской ментальности, основными гранями которой является - духовность, космизм, экология. Эти грани отражают некоторую глубинную суть, которая находит выражение в возрождении национальных духовных центров, переходе от технократического космизма, традиционного для Калуги, к космизму как источнику мировосприятия и миропонимания, приобретении Калужской областью статуса национального экологического региона. Доказательств тому предостаточно: "Калужская область - уникальные территории", Национальный природный парк "Угра", заповедник "Калужские засеки", выбор Калужской области в качестве базового региона для проведения экспериментов по формированию единой государственной системы экологического мониторинга, Комплексного территориального кадастра природных ресурсов, Экологического образования.
Особо необходимо отметить такое явление - как старчество, центром которого является знаменитая Оптина пустынь. Имена К.Э.Циолковского и А.С.Чижевского увековечены в чтениях их имени, ежегодно проводящихся в Калуге и Обнинске.
Статус, приобретаемый в связи с этим, позволит интегрировать и скоординировать усилия, ресурсы, проекты, придать проявлениям объективных тенденций облик региональной экополитики.

Ситуационные условия

Правовая среда экологического образования, как совокупность федеральных и региональных законодательных актов, должна не только обеспечивать поддержку экологического образования, но и обеспечивать в законодательном порядке соблюдение экологических принципов во взаимоотношениях как общества и природной среды, так и внутри общества. Другой стороной правовых условий экологического образования является обеспечение законодательной дисциплины, безусловного выполнения экологических требований, что по необходимости предполагает реалистичность таких требований, соответствие местным условиям. Таким образом, основным правовым принципом реализации экологического образования является безусловное соблюдение реалистичного экологического законодательства. Эколого - образовательная ситуация в регионе характеризуется наличием явных и скрытых противоречий между эколого - образовательными целями субъектов образовательной деятельности и реальными результатами, связанными с несовершенством нормативно - правовой базы, отсутствием профессиональных кадров и т.п.

Институциональные условия

Инфраструктура экологического образования включает в себя совокупность институтов, обеспечивающих создание, функционирование, развитие и управление системой экологического образования, в том числе - органы административного управления, система ДДУ, школ всех типов и Вузов, учреждения дополнительного образования и повышения квалификации, СМИ, экологическое информационное обеспечение и маркетинг. Инфрастуктура должна охватывать всю сферу экологического образования, обеспечивать доступность образования, быть управляемой и обеспечивать управляемость экологическим образованием, быть эффективной.

3. Направления экологического образования

Актуальными направлениями экологического образования сегодня являются следующие:
- разработка и внедрение комплексной региональной программы экологического образования с четким выделением инвариативной части (основы экологии) и вариативной части, составляющей системный подход и определяющейся нуждами район - село, малый город, крупный промышленный центр, наукоград, зараженные территории и т.п.;
- создание банка данных по экологическому образованию - система информационно - методического обеспечения экологического образования;
- подготовка и переподготовка учителей для преподавания экологии;
- обеспечение научно - методического руководства по созданию авторских программ и курсов;
- координация усилий в области дополнительного экологического образования;
- курирование экологического направления в деятельности НОУ;
- координация деятельности детских экологических организаций;
- анализ и экспертиза научно - методических материалов, авторских программ по экологическому образованию с предоставлением лучших разработок для последующего распространения;
- профессиональная экологическая подготовка и переподготовка специалистов и руководителей;
- подготовка и повышение квалификации руководящего и управленческого персонала в области природоохранной деятельности;
- обмен опытом организаций экологического образования Калужской области с образовательными и экологическими организациями России и зарубежных стран;
- просветительская деятельность;
- способствование развитию экологического туризма.

4. Основные принципы экологического образования

Принцип гуманизации (Этико - нравственный)

В этическом плане должно сложиться представление о том, что охрана Природы - способ сохранения здоровья людей и их законных интересов и потребностей, через уважение и соблюдение права на жизнь всего живого на этой Земле.
Экологическое образование стремится к максимально широкому восстановлению гармонии между человеком и природой. Это требует от "учителей" и "учеников" анализа их представлений о ценностях, выраженных следующим основным тезисом:
- живущие поколения несут ответственность за возможность гуманной и безопасной жизни будущих поколений и гарантируют эти возможности. На основе такого пакта солидарности между поколениями охрана природной, социальной и культурной окружающей человека среды приобретает наивысшую ценность (этическая ориентация).

Принцип научности

Предполагает достаточный уровень достоверной учебной и иной информации о биосфере как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природносоциальных экосистем. Вся информация базируется на космопланетарных знаниях о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы.
Интегративная научная картина мира, на формирование которой ориентируется экологическое образование, исходит из характеристики жизни как уникального явления, связанного как с космическим, так и с земными процессами, представления о том, что человек - часть сложных природных циклов, составляет отличительную черту современной картины мира.

Принцип непрерывности

В экологическом образовании центр тяжести смещается в сторону формирования экологического сознания с учетом такого принципа как непрерывность. Непрерывность вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности.
Система непрерывного экологического образования представляет собой:
- совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов и информационно - экологообразовательных пространств;
- систему управления непрерывным экологическим образованием.

Принцип региональности
(отражен в разделе "Базисные условия").

5. Этапы экологического образования

Дошкольное

Цель: Знакомство с окружающим миром, называние (наименование) мира растений, животных, неживой природы и др.
В этот период, особую роль играют механизмы целостного видения, обусловленные действиями сильных эмоций и бессознательных стремлений.
Поэтому основной задачей экологического образования (и не только экологического) будет ознакомление с предельно общими нормами и ценностями. Этот этап можно охарактеризовать как этап эмоционального освоения немногих, но зато предельно всеобщих духовно - нравственных абсолютов (ценность человеческой жизни вообще (растения, животного), красота мира и т.д.).

Школьное

Экология, в данном случае строится на раскрытии следующих понятий и реализуется вначале как специализация в виде отдельных разных предметов, например: экология животных, здоровье человека и окружающая среда и т.п., а затем в виде интегрированного курса в старших классах.

Таблица 1
   -----------------T---------------------------------------------------¬

¦Основные понятия¦ Содержание, которое раскрывается ¦
+----------------+---------------------------------------------------+
¦Экосистема - ¦Связи человека с экосистемой. Уровень организации, ¦
¦единица ¦компоненты, структура: методы и исследования, ¦
¦окружающей ¦способы и формы отображения. ¦
¦среды ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Экологическое ¦Динамика экосистемы, условия выживания и развития ¦
¦взаимодействие ¦центрального объекта экосистем, саморегуляция. ¦
¦ ¦ ¦
¦Экологическое ¦Взаимосвязь природного и социально - экономического¦
¦развитие ¦развития; оценки: функциональная, экономическая, ¦
¦ ¦этическая. ¦
¦ ¦ ¦
¦Экологическая ¦Истоки и сущность экологических противоречий; ¦
¦проблема ¦уровни экологической проблемы и пространственно - ¦
¦ ¦временные аспекты; глобальный, региональный, ¦
¦ ¦локальный. ¦
¦ ¦ ¦
¦Устойчивое ¦Философские, технологические, социологические, ¦
¦(поддерживаемое)¦психологические, нравственные, правовые, ¦
¦развитие ¦политические предпосылки. ¦
¦экосистем ¦ ¦
L----------------+----------------------------------------------------


Подготовка и переподготовка кадров

Успех подготовки специалистов области экологии во многом зависит от знаний и квалификации самих обучающих. Поэтому система повышения квалификации (усовершенствования) учителей, врачей, работников культуры, специалистов в различных производственных сферах и руководителей всех направлений должна включать экологическую тематику.
Без квалифицированных педагогических кадров невозможно создание, функционирование и развитие целостной системы непрерывного экологического обучения и воспитания учащихся. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- создание системы обеспечения учреждений образования квалифицированными педагогами, переподготовки и повышения эколого - профессионального уровня педагогических и управленческих кадров, повышения престижа и авторитета специалиста - эколога и педагога - эколога в учебном заведении;
- организация образовательных учреждений, факультетов, кафедр и других занимающихся вопросами экологического образования, подготовки и переподготовки кадров;
- модификация и использование в учебно - образовательном процессе эффективных технологий, методов, форм, в т.ч. игрового имитационного моделирования, применяемых для экологического обучения и воспитания учащихся;
- переориентация содержания высшего образования и курсовой подготовки на развитие экологической культуры и экологической компетентности слушателей;
- создание системы неформального экологического образования на основе целенаправленного использования СМИ, информационных центров и др.

Экологическое просвещение населения

Экологическое просвещение населения как сфера общественной деятельности сознательно организуемая и отличная от других сфер как образование, религия, философия, искусство и наука - пока отсутствует.
Экологическим просвещением занимались и продолжают заниматься такие сферы как наука, философия, религия, образование. Однако каждая из этих сфер выполняет свои, сугубо специфические задачи.
Для того, чтобы быть реализованным, экологическое просвещение должно обеспечить свою основную функцию - функцию расширения горизонтов сознания обыкновенного человека; функцию знакомства, информирования, формирования общих представлений об экологии. При этом слово несущее экологическое знание, обращение к простому человеку, сознание которого нужно формировать, должно быть адресно, положительно, эмоционально, с использованием "народного языка". Просветительская деятельность предлагает душевное общение, инициирует любопытство, провоцирует веселье и другие конкретные действия, опирающиеся на неосознаваемые, непроизвольные процессы нашего сознания.
Основная цель экологического просвещения - донести через средства массовой информации до широких слоев населения идею о том, что поддержание, охрана и воспроизводство качественной окружающей среды - это задача каждого человека, независимо от его социального положения и решение этой задачи реализуется в первую очередь через развитие местного самоуправления и личную ответственность каждого.

6. Условия реализации экологического образования
населения Калужской области

Достижение целей непрерывного экологического образования населения на всех уровнях и направлениях возможно при создании соответствующих условий функционирования и развития всей системы экологического образования, практической деятельности по улучшению окружающей среды.
К таким условиям могут быть отнесены:
1. Создание нормативно - распорядительной базы:
- разработка концепции и целевой программы непрерывного экологического образования учащихся Калужской области на 1995-2000 гг.;
- разработка региональных стандартов экологического образования;
- определение порядка аттестации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в области экологического образования и организации контроля за качеством экологического образования.
2. Формирование системы непрерывного экологического образования:
- создание новых и реорганизация существующих экологических образовательных учреждений в соответствии с порядком лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- создание системы преемственных программ экологического обучения для всех уровней и направлений в соответствии с региональными стандартами;
- пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идей экологического образования;
- разработка преемственной программы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;
- координация всех систем образования и эколого - просветительской деятельности;
- подготовка образовательных учреждений всех видов, форм и направлений к созданию системы непрерывного экологического образования, соответствующих программ и проектов;
- создание соответствующей материально - технической базы.
3. Кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования:
- анализ состояния кадрового обеспечения экологического обучения и воспитания;
- разработка сети профессиональных учреждений (факультетов, кафедр, профессиональных курсов) с целью подготовки кадров для всех уровней непрерывного экологического образования учащихся;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей, педагогических и управленческих кадров.
4. Научно - методическое обеспечение:
- анализ и качественный отбор существующих научных разработок и учебно - методических комплексов (типовых учебных планов и программ, методических пособий, технологий обучения, учебников, материалов для массовой информации и др.);
- составление банка данных учебно - методических материалов по обучению и воспитанию в области экологии и рационального природопользования;
- разработка и апробация перспективных учебных планов и программ, учебно - методических комплексов;
- разработка учебников и методических пособий, аудиовизуальных и компьютерных программ, организация их выпуска;
- разработка комплексных программ массовой информации;
- разработка моделей, технологий, проектов и внедрение методов экологического обучения и воспитания.
5. Информационное обеспечение:
- создание информационных материалов, необходимых для функционирования непрерывного экологического образования;
- создание банка данных по России, международным экологическим организациям, движениям, проектам;
- обеспечение учителей, педагогов и других участников экологического образования достоверной информацией в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, экологических, социально - экономических ситуаций на уровне региона, республики, планеты.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru