ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания Калужской области № 556 от 11.07.1996
"ОБ ОБРАЩЕНИИ ГИЛЬДИИ РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ ОТ 21.05.1996 № 318-Г"
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 154, 18.07.1996
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 июля 1996 г. № 556
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГИЛЬДИИ РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ
ОТ 21.05.1996 № 318-Г
Рассмотрев обращение Гильдии Российских адвокатов к законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации от 21.05.1996 № 318-г, Законодательное Собрание Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить заключение на предложения Гильдии Российских адвокатов к проекту Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", принятому в первом чтении Государственной Думой 17 апреля 1996 года.
2. Направить данное заключение в Государственную Думу Российской Федерации и в Гильдию Российских адвокатов.
Председатель Законодательного Собрания
В.В.Сударенков
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
от 11 июля 1996 г. № 556
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ГИЛЬДИИ РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПРИНЯТОМУ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ 17 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА
(ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ ГИЛЬДИИ РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ
ОТ 21 МАЯ 1996 ГОДА № 318-Г)
В соответствии с Конституцией РФ адвокатура входит в предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствие с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
По определению адвокатом (лат. advokatus, от advoco - призываю, приглашаю) является юрист, член коллегии адвокатов, специальностью которого является оказание помощи гражданам и организациям (консультаций, разъяснений, защиты и т.п.), обязательно имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет, труд которого оплачивается из средств, поступивших от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.
Адвокатура - в России добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Организационная форма Адвокатуры - коллегия адвокатов. Последние бывают республиканскими, краевыми, областными, городскими и др.
Право на объединение и создание профессиональных союзов для защиты своих интересов закреплено в Конституции РФ. Правда это право касается не определенных лиц, а каждого, то есть любого лица.
Вывод: Предлагаемая Вами редакция статьи "Адвокатура и ее назначение" имеет важное конституционно - правовое исключение добровольности сообщества адвокатов. Такое исключение превращает адвокатуру в специализированный орган, учреждение, организацию или "министерство". Такое единство всех коллегий в профессиональном сообществе образует иерархическую структуру подчиненных органов и независимость только верхушки этой пирамиды.
Кроме того, последние нормы этой статьи противоречат конституционному определению профессиональных союзов, как объединений созданных для защиты своих интересов. Именно с этой целью Вы стремитесь создать законодательную основу адвокатуре.
Адвокатура сама по себе уже является объединением граждан по профессиональному признаку. Вхождение в такое объединение является автоматическим путем соблюдения условий наличия высшего юридического образования, двухгодичной практики юриста и членства в коллегии адвокатов.
Вывод: Создание в предлагаемой статье "Структура адвокатуры" не волей независимых адвокатов, а силой закона высшего органа самоуправления адвокатуры в лице только председателей коллегий адвокатов является попыткой ввести административно - управленческую структуру аналогичную системе органов исполнительной власти.
Конституционной демократической основой является осуществление адвокатами своей воли в сообществе либо непосредственно, либо через свободные выборы своих представителей в предлагаемый высший Совет адвокатуры. Совет председателей коллегий адвокатуры возможно может быть исполнительно - распорядительным органом адвокатуры.
Адвокатура является одним из институтов демократического правового государства и тем самым входит в систему этих институтов или органов. Абсолютизм утверждения в предлагаемой статье "Взаимоотношения адвокатуры и государства", что "государство не вмешивается в профессиональную деятельность адвокатов" противоречит практике издания обязательных для всех законов и иных нормативных правовых актов.
Вывод: Применение термина "государство" ошибочно, так как по содержанию норм предлагаемой статьи можно говорить только об органах государственной власти и должностных лицах. Кроме этого неясна правовая роль государства в обязанности поддержки определений профессии адвоката как "независимой и свободной".
В перечислении обязанностей государства по отношению к адвокатуре в этой статье Вы как раз перечисляете обязанности единого профессионального сообщества адвокатов и их высшего органа. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина путем создания соответствующей правовой основы, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, и обеспечения этих гарантий правосудием.
Вывод: Настоящая статья должна быть переработана с учетом замечаний.
Статья "Органы самоуправление адвокатуры" не раскрывает статус и полномочия высшего органа самоуправления адвокатуры, также как и Всероссийского Съезда коллегий адвокатов. Кто является участником этих съездов - председатели коллегий или избранные коллегиями адвокатов представители?
Кроме того, в нарушение установленного законом принципа добровольности создания коллегий адвокатов, вводится норма о их создании в порядке, установленном Уставом Совета председателей адвокатов.
Последний абзац статьи вводит еще один новый документ под названием "Устав Высшего Совета адвокатуры", по которому устанавливается порядок делегирования (?) коллегиями адвокатов основных задач и полномочий органам самоуправления адвокатуры (Совету председателей адвокатуры и Советам коллегий адвокатов).
Вывод: Настоящая статья недостаточно полно и точно раскрывает статус, полномочия, задачи и функции органов самоуправления адвокатуры, и требует тщательной доработки с точки зрения соблюдения прав и интересов рядовых адвокатов.
Статья "Общественные организации в адвокатуре" формально разрешая адвокатам свободно объединяться на самом деле нарушает конституционное право каждого на объединение, принуждая к вступлению только в "любые общественные организации и союзы (ассоциации) в адвокатуре", то есть в своей среде.
Вывод: Вызывает сомнение конституционность запрета в пункте 3 настоящей статьи, так как права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Либо могут быть введены ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в соответствии со статьей 56 Конституции РФ.
Введение в статье "Образование коллегий адвокатов" нормы об испрашивании согласия на образование "названных адвокатских объединений" у исполнительной власти - администрации субъекта РФ и органа самоуправления (?) - Совета председателей коллегий адвокатов уже ранее созданных, то есть в какой-то мере конкурентов, является нарушением принципа независимости и самостоятельности адвокатов и их коллегий, подчиненности их только закону.
Такая норма вводит механизм неизбежного волюнтаризма, коррупции и бюрократизма, то есть административно - командной системы.
Кроме этого введение такой нормы грубо нарушает принципы независимости и не вхождения в систему органов государства адвокатуры декларированные Вами в первой статье и в пункте 1 третьей статьи ваших Предложений.
Вывод: Система коллегий адвокатов должна создаваться без разрешения кого-либо, но в соответствии с естественным появлением подготовленных адвокатов, осуществляющих юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Образование коллегий адвокатов должно осуществляться, как Вы правильно заметили, по нескольким признакам: территориальным, общественно - политическим, профессиональным и специализированным. Ассоциации, гильдии, союзы и т.п. могут быть собственными наименованиями таких коллегий. Но единой организационно - правовой формой профессионального объединения адвокатов должна быть коллегия.
Требования статьи "Адвокат" устанавливают, что адвокатом может быть гражданин только (?) Российской Федерации отвечающий всем перечисленным требованиям.
На самом деле эти нормы входят в противоречие с Конституцией РФ, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 46, которая не подлежит ограничению даже в период чрезвычайного положения, каждый вправе "... обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека", а значит и пользоваться помощью адвокатов не являющихся гражданами Российской Федерации.
Вывод: Видимо требования статьи следует разделить на две части: одна общая - кто может быть адвокатом в Российской Федерации, другая частная - кто может быть членом соответствующих коллегий адвокатов.
Общую часть возможно принять в следующей редакции: "Адвокатом в Российской Федерации может быть гражданин, который имеет высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и являющийся членом соответствующей коллегии адвокатов".
Перечень требований к членству в коллегии адвокатов порождает вопросы: "О каких "поступках, несовместимых с адвокатской деятельностью" идет речь? Каковы они? Какова степень тяжести их последствий? Что значит "исключен из адвокатуры или другого места работы"? Может быть из коллегии адвокатов? Что значит устав соответствующей коллегии адвокатов, о котором в предыдущих статьях ни слова? Каково основное содержание устава коллегии адвокатов, установленное законом? Каковы критерии "выдержки" испытательного срока (стажировки)? Являются ли эти требования одинаково обязательными для молодого юриста и для опытного адвоката, вступающего в члены соответствующей коллегии? Откуда в тексте статьи появился новый неопределенный в законе термин "президиум коллегии адвокатов"? Что подразумевается под правом этого "президиума" собирать о кандидате в члены коллегии "дополнительные сведения"? О чем? Что значит неопределенный в законе термин "решение о приеме в адвокатуру"? Каков порядок "аннулирования" такого решения? Каков порядок исключения из адвокатуры? Что значит "несоответствие данных о кандидате" и как они могут быть защищены от бюрократических ошибок или случайностей?
Вывод: По аналогии с законом об общих принципах организации местного самоуправления или об общественных объединениях в настоящем законе должны быть прописаны принципиальные нормы содержания различных уставов различных коллегий адвокатов, их органов самоуправления, а также именно закон должен установить порядок и условия принятия и исключения граждан в адвокатуру, как сообщество юристов.
Статья "Стажер адвоката" также требует доработки с учетом вышеперечисленных замечаний. Например, не ясен термин "отчисление стажера" ... при принятии его "на работу". Какие конкретно положения настоящего закона распространяются на стажера, если он еще далеко не адвокат?
Подобные замечания касаются содержания норм статьи "Помощник адвоката". Неясно кем и как "по рекомендации адвоката" гражданин может быть принят на работу помощником адвоката. Каков перечень и объем "вспомогательной работы" для помощника?
Редакция второго абзаца пункта 1 настоящей статьи требует уточнения.
Пункт второй настоящей статьи порождает множество вопросов: "Каков перечень прав адвоката? Каков перечень функций адвоката? Кто такой "заведующий юридической консультации"? Каковы его полномочия, установленные настоящим законом? Какова роль во всем этом коллегии адвокатов и органов самоуправления адвокатуры? В какой форме должно выражаться "согласие" заведующего юридической консультации? Кто "допускает помощника адвоката" к осуществлению адвокатских функций? Какой перечень и объем адвокатских функций вправе осуществлять помощник адвоката? Какое "иное специальное образование" может иметь (или не иметь) помощник адвоката?
Кроме этого в статье появляется новый неопределенный в законе термин "статус" адвоката. Неясно также почему помощник, не имеющий пока юридического образования (учащийся), лишается вами стажа юридической работы, если при этом пользуется "правами адвоката и допускается к осуществлению адвокатских функций"?
Последний абзац настоящей статьи раскрывает организационно - правовую форму коллегии адвокатов как "предприятия, организации или "фирмы", так как предусматривает наличие "приказа руководителя коллегии адвокатов" об утверждении трудового договора (контракта) адвоката, юридической консультации (бюро, фирмы) с помощником адвоката.
Вывод: Статус помощника адвоката не может дублировать статус адвоката и подменять его при наличии строгих требований настоящего закона. Вспомогательные функции и работы помощника должны быть строго определены настоящим законом, иначе на практике во многих "невыгодных или мелких делах" адвоката будет замещать его помощник.
Заводить себе помощника и содержать его на заработанные своей деятельностью, - это дело самого адвоката. Коллегия адвокатов может нанимать на работу в качестве обслуживающего и рабочего персонала рабочих и служащих, не являющихся помощниками адвокатов.
Статья "Страхование профессиональной ответственности адвоката" требует тщательной проработки и более полного содержательного изложения в соответствии с действующим законодательством о страховании в Российской Федерации.
Из первого пункта статьи "Имущество коллегий адвокатов и иных адвокатских объединений" вдруг возникает, что коллегии адвокатов являются юридическими лицами. На самом деле коллегии адвокатов и иные адвокатские объединения могут быть юридическими лицами, выполнив соответствующие требования Гражданского кодекса и иного законодательства.
Вывод: Именно здесь выявляются недостаточность содержания статьи "Образование коллегий адвокатов", в которой не хватает определения их статуса, порядка создания, упразднения, регистрации и т.д. Кроме этого возникает потребность введения в настоящий закон полезной статьи "Термины и определения, используемые в настоящем законе", в котором установить в том числе определение "адвокатской деятельности субъекта адвокатской деятельности".
Вывод: Настоящая статья, являющаяся правовым основанием и гарантией независимости адвокатуры, должна более полно определять источники и условия финансирования адвокатской деятельности. В частности, настоящий закон должен не просто упоминать о запрещенных источниках такого финансирования, но и указать их.
Также следует указать законные основания приобретения коллегией адвокатов или иным "адвокатским объединениям", получения в дар, в качестве вкладов (взносов) какой либо собственности.
Неясно почему адвокаты, своей деятельностью и взносами (интеллектуальной и материальной собственностью) участвующие в формировании коллективной собственности коллегии адвокатов или иного адвокатского объединения, лишаются права на эту собственность (или ее долю).
Из статьи неясно как, когда и в каких случаях возможна реорганизация "субъектов адвокатской деятельности".
Еще более вопросов порождает норма о "Ликвидации субъекта адвокатской деятельности". При этом появляются новые наименования Совета председателей коллегий адвокатов (Федерального Совета адвокатуры РФ).
При наличии нормы о передачи средств и имущества ликвидированного субъекта адвокатской деятельности на цели развития адвокатуры сами эти цели в настоящем законе не определены, что может породить "нецелевое использование средств".
Последний пункт 6 настоящей статьи требует уточнения формулировок, особенно в нормах "обязанностей местных администраций". Кого Вы имеете ввиду: местные органы государственной власти или органы местного самоуправления?
Общий вывод:
Настоящие Предложения по проекту Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" требуют более тщательной проработки и согласования с уже имеющимися Федеральными законами с учетом прилагаемого Заключения.