ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - ГУБЕРНАТОР
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 июня 1996 г. № 246
О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
НА 1996-1997 ГОДЫ
В целях продолжения реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы",
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить план действий по охране окружающей природной среды Калужской области на 1996-1997 годы, разработанный Калужским областным комитетом по экологии и природопользованию (прилагается).
Глава администрации -
Губернатор области
О.В.Савченко
Утвержден
постановлением
Главы администрации -
Губернатора области
от 13 июня 1996 г. № 246
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1997 ГОДЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
В Калужской области в силу ее географического положения, особенностей экономического развития, в ряде городов и районов сложилась непростая экологическая ситуация.
За последние пять лет в результате природоохранных мероприятий, осуществляемых под воздействием областного комитета по экологии и природопользованию, в основном преодолена негативная тенденция к дальнейшему обострению экологических проблем.
По ряду направлений природоохранной деятельности достигнуты положительные результаты: сброс сточных вод без очистки уменьшился по области с 2,6 млн. куб. м в 1990 году до 0,12 млн. куб. м в 1995 году, объем вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников за этот период, за счет осуществления природоохранных мероприятий по защите атмосферного воздуха на промпредприятиях уменьшился на 13,9 тыс. тонн. Создана сеть особо охраняемых природных территорий, общей площадью 105,5 тыс. га, целью которой является поддержание экологического равновесия на территории области. Осуществлен ряд мероприятий по охране земельных ресурсов, предотвращению загрязнения природной среды отходами производства и потребления.
Вместе с тем, многие вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов области еще остаются нерешенными, на их разрешение нацелен настоящий "План действий".
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
План действий по охране окружающей природной среды Калужской области на 1996-1997 гг. разработан с целью реализации "Концепции основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента РФ от 04.02.94 г. № 236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", решений Всероссийского съезда по охране природы прошедшего 3-5 июня 1995 г. в Москве, а также во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 155 от 19.02.96 г. "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 гг."
Задачей настоящего плана действий является:
реализация комплекса мер по улучшению состояния окружающей среды, сохранения и развития экологических систем, предотвращения деградации и восстановление природных комплексов, обеспечение благоприятных условий для проживания людей, сохранения их здоровья;
обоснование вложения средств в решение наиболее приоритетных экологических проблем в условиях дефицита государственного бюджета, недостатка собственных средств у предприятий и организаций на реализацию природоохранных мероприятий;
обеспечение координации деятельности структур исполнительной власти, спецуполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования в реализации мероприятий по улучшению экологической обстановки в области;
реализация законодательных и нормативных актов природоохранного направления, утвержденных областной администрацией в 1994-1996 гг.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОБЛАСТИ
НА 1996-1997 ГОДЫ
ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками выбросов вредных веществ предусматривается:
расширение сети контроля за стационарными источниками выбросов вредных веществ. Установление особого госконтроля за предприятиями 1-2 категории опасности: КСП - АО "Кировский завод", АО "Аромасинтез", АО "Людиновотепловоз", Калугатеплосеть, ФЭИ, АО "Кондровбумпром";
расширение на территории области сети постов экологического контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом: создание пунктов ПЭК в Бабынинском, Барятинском, Дзержинском, Жиздринском, Жуковском, Износковском, Людиновском, Медынском, Мещовском, Мосальском, Перемышльском, Спас-Деменском, Сухиничском районах;
разработка предприятиями планов природоохранных мероприятий по снижению выбросов для источников на которых не достигнуты нормативы ПДВ;
оснащение основных источников выбросов вредных веществ газоочистными и пылеулавливающими установками;
внедрение современных газоочистных и пылеулавливающих установок, приборов контроля за выбросами от стационарных источников;
ускорение перевода автотранспорта на сжатый и сжиженный газ: АО "Таксопарк", АО "Транссервис", АТП-З, транспортный цех КУПХГ; внедрение специальных нейтрализаторов фильтров сажи для снижения выбросов вредных веществ от автотранспорта.
ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
В целях улучшения экологического состояния водных объектов области необходимо:
Осуществление комплекса мер, обеспечивающего прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты. Строительство и реконструкция водоохранных объектов согласно перечню конкретных мероприятий на 1996-1997 годы;
Усиление системы госконтроля за эксплуатацией очистных сооружений с целью доведения показателей их работы до нормативных;
Усиление контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон (полос) и организация санитарной охраны всех источников водоснабжения и водопроводных сооружений;
Проведение полной инвентаризации источников загрязнения водных объектов;
Проведение полной инвентаризации очистных сооружений на территории области;
Внедрение водоизмерительной аппаратуры, учитывающей забираемые и отводимые водопользователями объемы воды с целью лимитирования водопотребления;
Внедрение маловодных технологий в производственные процессы (замена гальванопокрытий на окраску методом электронапыления и др.).
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В целях преодоления процессов деградации и загрязнения земель, разрушения и уничтожения почв, сохранения их плодородия на сельхозугодьях необходимо:
Ведение опережающими темпами рекультивации нарушенных земель, сократить к 1998 году отработанные площади не менее, чем на 15% (не менее 200 га ежегодно);
Проведение комплекса противоэрозионных мероприятий в районах, подверженных воздействию водной эрозии.
Доведение защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней биологическим методом в закрытом грунте до 100% и в полевых условиях до 10% от площади пашни;
Проведение полной инвентаризации всех нарушенных, деградированных и загрязненных земель.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ
В целях изменения сложившейся напряженной ситуации с утилизацией и переработкой отходов в области, предусматривается осуществление следующих организационных мероприятий:
Организация совместных предприятий под эгидой АО "Регион - Центр - Экология" по обезвреживанию и переработке токсичных и сложных промышленных отходов, в том числе:
а) цеха по переработке шламов гальванического производства с получением экологически чистого красителя (с вводом в эксплуатацию в 1997 году);
б) производство по демеркуризации ртутьсодержащих приборов (с вводом в эксплуатацию в 1996 году);
в) производства по регенерации смазочно - охлаждающей жидкости, отработанных масел, органических растворителей;
г) линии по переработке отходов резины;
Работа на всех предприятиях области по внедрению безотходных технологий. Более широкое вовлечение отходов в собственное производство;
Осуществление инвентаризации промышленных отходов и мест их образования, в первую очередь отходов 1 и 2 класса опасности. Создание банка данных накопления этих отходов и технологий по их переработке;
Проведение полной инвентаризации мест и объектов использования, переработки, транспортировки, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения;
Ужесточение контроля за сбором, переработкой и транспортировкой отработанных ламп дневного света и других токсичных отходов производства;
Осуществление работ по благоустройству территорий существующих свалок ТБО, доведение их до норм, отвечающих природоохранным и санитарным требованиям;
Ликвидация несанкционированных свалок в черте городов и поселков, а также за их пределами.
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА.
РАЗБИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ
Усиление госконтроля за обеспечением соблюдения лесохозяйственных и природоохранных требований при лесозаготовках;
Организация проведения работ по инвентаризации и картографированию мест распространения редких и исчезающих видов растений и животных;
Определение экологически обоснованных объемов заготовки (сбора) дикорастущих лекарственных и пищевых продуктов леса с целью нормирования их изъятия;
Определение на основе научно обоснованных расчетов оптимальной плотности и численности диких животных, лимитов и квот их изъятия;
Организация работ по научному обоснованию существующей сети особо охраняемых природных территорий и необходимых площадей ООПТ для сохранения, свойственного области, биологического разнообразия, поддержания экологического равновесия;
Инвентаризация и паспортизация всех утвержденных памятников природы. Проведение организованных мероприятий по соблюдению охранного режима во всех особо охраняемых природных территориях области;
Организация работ по установлению границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, установке аншлагов.
План действий на 1996-1997 годы предусматривает дальнейшее совершенствование деятельности по всем основным направлениям государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды области:
Совершенствование процедуры проведения государственной экологической экспертизы. Внедрение принципа предельно допустимых норм антропогенных нагрузок на природную среду, устанавливаемых с учетом экологической емкости территорий, ее природно - ресурсного потенциала;
Переход на новые принципы экологического нормирования:
а) оценка воздействия на атмосферный воздух и установление нормативов ПДВ (ВСВ) для предприятий с использованием разрабатываемых сводных томов "Охрана атмосферы города" гг. Калуга, Обнинск, Кондрово
б) оценка воздействия на водные объекты и установление нормативов ПДС для водопользования, с использованием проекта ПДС на водный объект в целом. Разработка проекта ПДС для р. Протва (Жуковский, Боровский, Малоярославецкий районы и г. Обнинск)
Более полное нормативное обеспечение природопользователей (не менее 80%). Переход и выдача разрешений на комплексное природопользование;
Организация внедрения системы экологического страхования в области;
Проведение социально - экономической оценки природных ресурсов с учетом их экологического состояния;
Разработка научно обоснованной концепции региональной модели непрерывного экологического образования в области;
Создание в г. Калуге Центра по экологической подготовке кадров промышленности и сельского хозяйства;
Создание природного центра в г. Обнинске на базе Центра экологических исследований и экологического колледжа.
В области информационного и научного обеспечения природоохранной деятельности планируется:
Создание, под эгидой центра "Кадастр", единой системы учета и регистрации территориальных природных ресурсов, вторичных ресурсов и отходов, источников загрязнения природной среды в рамках которой предусмотрено формирование "Кадастра вторичных ресурсов и отходов Калужской области", в том числе:
а) государственного регистра опасных отходов;
б) Кадастра промышленных отходов;
в) Кадастра отходов потребления;
г) Кадастра вторичных материальных ресурсов;
Создание макета комплексного территориального кадастра природных ресурсов для территории района (на примере Дзержинского района);
Осуществление комплекса работ по организации и развитию единой территориальной системы экологического мониторинга Калужской области;
Организация взаимодействия в обмене информацией между различными ведомствами;
Создание единого банка данных служб, контролирующих состояние природной среды для совместного пользования;
Создание каталога ключевых орнитологических территорий Калужской области;
Проведение экспертной геоэколого - экономической оценки и обоснования рационального природопользования на территории долинного комплекса р. Оки в Калужской области.
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
С целью нормативно - правового обеспечения природоохранной деятельности областным комитетом по экологии и природопользованию, другими спецуполномоченными органами в области охраны природной среды в 1994-1995 гг. были подготовлены и утверждены областной администрацией нормативно - правовые акты подлежащие реализации в 1996-1997 гг.:
Постановление Администрации Калужской области от 03.04.95 г. № 105 "Об утверждении положения о территориальной системе экологического мониторинга Калужской области и об упорядочении сбора и хранения данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов";
Распоряжение Администрации Калужской области от 29.11.94 г. № 954-р "О работах по разработке концепции и программы создания и ведения Единой системы государственных кадастров Калужской области";
Распоряжение Администрации Калужской области от 21.01.94 г. № 54-р "Об обеспечении проведения эксперимента по совершенствованию учета и социально - экономической оценке природно - ресурсного потенциала Калужской области";
Распоряжение Администрации Калужской области от 22.01.96 г. № 37-р "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Администрации Калужской области от 07.03.96 г. № 105 "О порядке взаимодействия областных органов исполнительной власти и организаций при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремальном загрязнении окружающей среды";
Постановление Администрации области от 29.03.96 г. № 129 "Об усилении охраны рыбных запасов";
Постановление Администрации области от 26.02.96 г. № 84 "О мерах по усилению охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней".
В 1996-1997 годах необходимо разработать и утвердить следующие нормативно - правовые акты:
Положение о государственном экологическом контроле в Калужской области;
Положение о памятниках природы в Калужской области;
Порядка координации деятельности органов специально уполномоченных осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования в Калужской области.
5. ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 1996-1997 ГГ.
ПО СНИЖЕНИЮ ОБЪЕМОВ ВРЕДНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Защита водных объектов от загрязнения
(млн. руб. в ценах 1996 г.)