РАЗЪЯСНЕНИЯ Государственной налоговой инспекции по Калужской области от 01.03.1996
"НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ИНОСТРАННЫХ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налогообложение иностранных фирм, действующих на территории России и извлекающих прибыль на ее территории, регулируется законодательными актами Российской федерации и международными договорами. При определении статуса облагаемого налогом предприятия приоритетными являются международные договоры, в частности, договоры об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Такие договоры подписаны и действуют с целым рядом стран, в том числе с республиками бывшего СССР.
16 июня 1995 года Госналогслужба Российской Федерации издала новую инструкцию № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". Настоящая Инструкция представляет собой не просто измененную редакцию инструкции от 14.05.1993 № 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", а по сути совершенно новый документ, разработанный с учетом более чем трехлетнего опыта практической работы по налогообложению иностранных юридических лиц в условиях новой налоговой системы в России, изучения международного опыта.
С вступлением в силу настоящей Инструкции утрачивают силу инструкция Госналогслужбы России от 14 мая 1993 года № 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" и письмо Госналогслужбы России от 6 мая 1994 года № ЮУ-4-06/58Н "О некоторых видах доходов из источников в России, получаемых иностранными юридическими лицами и подлежащих налогообложению".
Для более точного определения особенностей налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в России, необходимо остановиться на проблеме постановки иностранных юридических лиц на учет в налоговых органах.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что плательщиками налогов являются юридические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги, и что налогоплательщики подлежат в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах.
В настоящее время не существует общего положения, детально регламентирующего порядок постановки иностранных налогоплательщиков на учет в налоговых органах. В этой связи в Инструкцию введены ряд положений, определяющих основные принципы постановки иностранных юридических лиц на налоговый учет и имеющих очень важное значение для организации практической работы по налогообложению этой категории плательщиков.
1. Инструкция предусматривает, что иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. То есть основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Российской Федерации, а не наличие или отсутствие налоговых обязательств по какому-либо виду налогов в соответствии с внутренним законодательством или международными соглашениями.
2. Принципиальным является положение об обязательности постановки иностранных юридических лиц на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в соответствующей государственной налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Таким образом, если иностранная фирма осуществляет строительство каких-либо объектов, например, в Калуге, Обнинске, Малоярославце, Людинове, то она обязана встать на учет в налоговых инспекциях в каждом из этих городов.
Под иностранными юридическими лицами в Инструкции понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами.
Под постоянным представительством понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Под представительскими понимаются функции, связанные с осуществлением деятельности в Российской Федерации.
Термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного лица или его агента и не имеет организационно-правового значения.
Установление наличия или отсутствия постоянного представительства относится к одним из наиболее важных и в то же время наиболее сложных вопросов международного налогообложения как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения реализации процедуры установления постоянного представительства налоговыми органами. Здесь остается еще ряд вопросов, требующих в первую очередь теоретической доработки (уточнение критерия постоянства осуществления деятельности, определения деятельности, носящей подготовительный характер, степени зависимости лица от представляемого им предприятия и т.п.).
В Инструкции рассмотрены наиболее часто встречающиеся случаи, когда налоговый орган может признать наличие постоянного представительства иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных СССР и Российской Федерацией с конкретным иностранным государством, могут использоваться иные критерии и подходы для определения наличия или отсутствия деятельности, подпадающей под понятие "постоянного представительства".
Чтобы избежать смешения понятий представительства и постоянного представительства, в Инструкции для обозначения любых обособленных подразделений иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, вместо термина "представительство" используется термин "отделение", под которым понимаются филиалы, отделения, конторы, представительства и т.п.
Актуальными в настоящее время являются положения Инструкции, относящиеся к строительной деятельности иностранных юридических лиц в России. Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Эта норма основана только на внутреннем законодательстве России и не относится к строительным площадкам иностранных фирм тех стран, с которыми у России (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. В случаях, когда такие соглашения имеются, для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Строительный участок не прекращает существование, если работы на нем временно приостановлены. Моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию.
Если иностранное юридическое лицо, действуя через постоянное представительство и являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ субподрядчику, то период времени, затраченный этим субподрядчиком на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. При этом, если субподрядчик - иностранное юридическое лицо, их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как постоянное представительство самого субподрядчика.
Налогом облагается прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость, специального налога и акцизов), других доходов и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в Российской Федерации.
При включении в состав доходов постоянных представительств
доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицом представляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов.
Состав затрат, учитываемых при счислении налога на прибыль, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552.
Если прибыль иностранного юридического лица нельзя определить прямым методом, то налоговый орган вправе рассчитывать ее условно. Существует несколько условных методов определения прибыли.
В случае невозможности определения дохода иностранного юридического лица, полученного в связи с деятельностью в Российской Федерации, расчет налога на прибыль основывается на соотношении численности персонала представительства в Российской Федерации к общей численности персонала иностранного юридического лица.
При наличии данных о доходах или расходах представительства связанных с деятельностью в Российской Федерации расчет производится исходя из нормы рентабельности 25 процентов.
Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет России и в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты.
При включении в состав доходов постоянных представительств доходов, полученных от источников в России и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов.
Действующим законодательством установлено, что налог на прибыль исчисляется иностранным юридическим лицом не самостоятельно, а налоговым органом по месту осуществления деятельности отделения в Российской Федерации.
Налоговый орган исчисляет сумму налога на прибыль иностранного юридического лица и выписывает платежное извещение в месячный срок с даты представления декларации о доходах.
Налог на прибыль исчисляется налоговым органом в рублях и уплачивается иностранным юридическим лицом в безналичном порядке в рублях или по желанию плательщика в иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации и пересчитанной в рубли по курсу рубля, котируемому Центральным Банком Российской Федерации, действующему на день уплаты налога, в сроки, указанные в платежном извещении. На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение.
Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливается в один месяц с даты его выписки.
Совершенно новым положением, определяющим порядок перечисления сумм налогов в бюджет, является введение порядка, предусматривающего, что иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
По сути это означает введение для иностранных юридических лиц такого же обязательного порядка открытия счетов, который существует для российских предпринимателей.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
Иностранные юридические лица, получающие доход, не связанный с их деятельностью в России через постоянные представительства, являются плательщиками налога с дохода, получаемого от источников в Российской Федерации.
К доходам из источников в России, в частности относятся дивиденды и проценты любого рода, штрафы и пени за нарушение договорных и долговых обязательств, доходы от использования авторских прав любого рода (роялти), доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от отчуждения имущества, включая ценные бумаги, долговые требования, имущество отделений иностранного юридического лица на территории Российской Федерации, транспортных средств и другие доходы.
Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в той валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа.
Для лиц, выплачивающих доходы иностранным юридическим лицам, установлена ежеквартальная отчетность по представлению информации о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов.
Впервые в Инструкцию введено положение о необходимости представления в налоговые органы иностранным юридическим лицам, имеющим источник доходов на территории России, уведомлении об источниках доходов, которое должно направляться в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов или начала деятельности, не осуществляемой через отделения иностранного юридического лица.
Введение положения о представлении в налоговые органы сведений об источниках доходов связано не столько с усилением контроля за получением иностранными юридическими лицами доходов из источников в России и их налогообложением, а в большей степени с необходимостью более четкого соблюдения положений соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, включая создание в необходимых случаях действенного механизма предварительного освобождения от удержания доходов у источника выплаты.
Начальник отдела налогообложения доходов
от внешнеэкономической деятельности
Советник налоговой службы 1 ранга
В.Н.Покровский