РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации Калужской области № 664-р от 31.07.1995
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ"
(Вместе с ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ПРОКУРОРА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАРУШЕНИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
31 июля 1995 г. № 664-р
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРИНЯТИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Довести до сведения глав администраций районов и органов местного самоуправления представление прокуратуры Калужской области от 30.06.95 г. № 7.3-95 "О нарушениях действующего законодательства органами местного самоуправления при принятии правовых актов" (прилагается).
2. Главам администраций районов провести работу с органами местного самоуправления по устранению нарушений, отмеченных в представлении областной прокуратуры.
Информацию о результатах работы направить в администрацию области до 25 августа 1995 года.
3. Финансовому управлению (Полещук С.Н.) совместно с комитетом организационно - контрольной работы и взаимодействия с территориями (Иконников К.Н.) в целях повышения профессионального уровня работников органов местного самоуправления проработать вопрос о финансировании обучения данной категории работников в 1996 году.
4. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на правовой комитет (Полудненко С.Н.) и комитет организационно - контрольной работы и взаимодействия с территориями администрации области (Иконников К.Н.).
Глава администрации области
А.В.Дерягин
Приложение
к распоряжению
Администрации Калужской области
от 31 июля 1995 г. № 664-р
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
30 июня 1995 г. № 7.3-95
Главе администрации
Калужской области
А.В.Дерягину
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О НАРУШЕНИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Обобщение практики прокурорского надзора и проверки на местах в прошедшем и текущем годах свидетельствуют о том, что нормотворческая деятельность органов местного самоуправления зачастую не соответствует действующему законодательству.
Распространены случаи издания правовых актов с превышением компетенции. Например, решением Тарусской городской Думы в 1994 году было утверждено Положение о лицензионном сборе с предприятий и граждан в сфере торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания населения в г. Тарусе. Пунктами 3.1, 7.5 Положения расширен перечень видов товаров и деятельности подлежащих лицензированию, а также установлено изъятие имущества у собственников без решения судебных органов, что противоречит постановлению Правительства РФ от 27.05.93 № 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", ст. 7 Закона РФ "О собственности в РФ". Решение той же Думы о зачислении целого ряда налогов в доход городского бюджета не соответствует ст. 132 Конституции РФ, ст.ст. 19, 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации", поскольку органам местного самоуправления предоставлено такое право лишь по местным налогам и сборам. А в апреле прошедшего года представительный орган г. Тарусы в нарушение ст. 44 Закона РФ "О местном самоуправление в РФ" установил нормативы отчислений в городской и областной бюджет, что относится к компетенции соответствующего вышестоящего органа власти.
Малоярославецкая Дума в июле того же года утвердила Закон "О статусе депутата Малоярославецкой Думы", в то время, как действующее законодательство не предоставляет право органам местного самоуправления принимать Законы.
Той же Думой в апреле 1994 г. был утвержден Устав города, содержащий ряд противоречий действующему законодательству. В частности, п. 3 ст. 1 Устава в нарушение ст. 9 Конституции РФ и ст. 36 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" включал в перечень имущества города землю. Решение Думы от 18.05.94 г. № 6 в ее компетенцию включено разрешение вопросов землепользования на территории г. Малоярославца, что относится к исполнительно - распорядительной деятельности. Аналогичные нарушения имеют место в решениях Думы N№ 5, 7, 8, 9 за 1994 г., а также в решении Кондровской городской Думы от 17.03.95 г. "О представлении земельных участков в г. Кондрово в собственность" в части изменения нормативной цены земли.
Тот же орган в г. Малоярославце в июле 1994 года ограничил на своей территории прописку лиц, "кавказской национальности" и установил финансовый ценз для этого с указанных лиц в размере 5 млн. руб. с человека. Данное решение незаконно, т.к. ст. 19 Конституции установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от национальности, а ст. 27 Конституции РФ закреплено право граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
В Людинове районное собрание принимало в 1994 г. решение о сносе частных домовладений, о порядке строительства 60-ти квартирного жилого дома, тогда как данные вопросы относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.
В отдельных случаях главы сельских администраций неправомерно устанавливают нормативными актами виды и меру административной ответственности, что не соответствует положениям ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Например, глава администрации Ильинского сельского Совета Малоярославецкого района постановлениями от 03.11.1994 г. запретил постановку техники около домов на центральной усадьбе, самовольное строительство на территории Совета, установив размер штрафа за неисполнение указанных решений. Постановлением от 04.04.95 г. глава названной администрации определил взимание пошлины за оформление документов на право собственности на землю, что не предусмотрено действующим законодательством. Аналогичные решения принимались в других районах.
Многочисленные ошибки допускаются при применении законодательства, направленного на реализацию земельной реформы. Так, в Шопинском, Спасском, Плетеневском сельских Советах в нарушение ст.ст. 26, 73 Земельного кодекса и Указа Президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16.12.93 г. установлены случаи выделения администрацией земельных участков под личные подсобные хозяйства из земель целевого назначения. В Муратовском и Черносвитенском сельских Советах администрацией за гражданами, имеющими в личном подворье скотину, с нарушениями действующего законодательства закрепляются пастбища и сенокосы.
Не редки нарушения при издании нормативных актов о сдаче земли гражданам в аренду по вопросам сроков аренды, количества арендованной земли (Коростелевский, Кривский, Рощинский сельские советы Боровского района).
Нормативными актами, изданными в июле 1994 г. Упрямовской, Беляевской сельскими администрациями Юхновского района была установлена для лиц, постоянно не проживающих на территории сельского Совета, двойная ставка налога на землю. Данные решения ущемляющие права граждан противоречат ст. 19 Конституции РФ.
Органами местного самоуправления при издании нормативных актов о предоставлении земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства нарушаются положения Указа Президента РФ от 27.12.91 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФ", Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 г. с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 09.08.94 г. № 22-ФЗ. Например, постановлениями главы администрации Ерденевского сельского Совета Малоярославецкого района от 05.09.94 № 26, от 01.07.94 № 17 гражданам Филиппову Н.Н., Неклюдову Н.В., Миронову Н.С. предоставлены земельные участки по завышенной цене.
В деятельности органов местного самоуправления и при издании ими правовых актов имеют место нарушения законодательства о труде. Так, распоряжениями главы администрации Еленского поселкового Совета Хвастовичского района граждане Гришакова С.А., Резников О.Е., Мосин А.В. приняты на работу в поселковую администрацию с нарушением положений ст.ст. 21, 42 КЗоТ РФ (незаконное установление испытательного срока, превышение нормальной продолжительности рабочего времени).
В отдельных случаях, административные комиссии, действующие при органах местного самоуправления, допускают нарушения норм КоАП РФ. Вопреки требованиям закона, административная комиссия Еленской поселковой администрации превысила свои полномочия, рассмотрев материалы в отношении граждан: Платициной Е.Д., Трусова А.М. об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 158 КоАП РФ. Не соответствует требованиям административного законодательства постановление главы администрации Войловского сельского Совета Людиновского района от 18.04.94 № 3 "О привлечении к административной ответственности граждан в виде штрафа в размере 500 руб. за грубое нарушение правил дорожного движения и порчу дорог на территории сельского Совета", решение Собрания представителей, указанного сельского Совета от 13.04.94 № 8 "Об установлении административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб. за нарушение санитарного состояния гражданами".
Допускаются также нарушения при принятии правовых актов органами местного самоуправления Закона РФ "О защите прав потребителей". Так, распоряжением главы администрации Воротынского сельсовета Перемышльского района в 1995 году "Об утверждении распорядка для работы кафе - магазина ТОО "Лад" был установлен режим работы, тогда как в соответствии со ст. 9 указанного выше Закона РФ это возможно лишь в отношении государственных (муниципальных) предприятий. Аналогичное нарушение прав потребителей допущено главой администрации п. Куровской Дзержинского района при издании распоряжения "Об утверждении графика работы предприятий торговли" от 09.05.95 г. Такое же нарушение имело место принятии постановления главой администрации п. Протва Жуковского района в январе 1995 г.
На все указанные выше незаконные решения горрайпрокурорами принесены протесты, которые в основном в настоящее время удовлетворены.
Приведенные примеры свидетельствуют о слабой правовой подготовке работников указанных органов и недостаточной еще роли администрации области в организации правовой учебы глав администраций различных уровней, координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данном вопросе.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРОШУ:
Рассмотреть настоящее представление, приняв конкретные и эффективные меры к недопущению в дальнейшем нарушений при принятии правовых актов органами местного самоуправления.
Особое внимание уделить вопросам всестороннего и эффективного правового обучения работников органов местного самоуправления, предупреждению и своевременной отмене незаконных правовых актов.
О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу сообщить в прокуратуру области не позднее чем в месячный срок.
Прокурор Калужской области
Государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Н.Привалов