Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания Калужской области № 88 от 22.07.1994
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 июля 1994 г. № 88

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Законодательное Собрание Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию развития туризма в Калужской области (прилагается).
2. Поручить администрации области приступить к разработке программ развития туризма в соответствии с данной концепцией.


Заместитель председателя Законодательного Собрания
В.Н.Минаков



Утверждена
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 22 июля 1994 г. № 88

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Возрастание компетенции местных органов управления в решении текущих и перспективных вопросов социального и экономического развития своей территории сопряжено с повышением ответственности за рациональное использование ресурсов. Особое положение складывается на территориях, обладающих богатым потенциалом культурного и природного наследия (памятники истории и культуры, природными рекреационными ресурсами). Как правило экономический потенциал подобных территорий развит недостаточно, что и является одной из причин сохранности данных ресурсов. Планы перспективного развития подобных регионов должны опираться на такую модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала и бережное сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия.
Подобная ситуация в наибольшей степени характерна для Калужской области. В условиях рыночной экономики существует угроза реализации на данной территории ряда хозяйственных проектов, дающих реальную прибыль на первом этапе, но имеющих губительные последствия для сохранности исторических и природных богатств.
В соответствии с планами перехода на новые экономические условия и проведением на этой основе коренных экономических и социальных преобразований важное значение в структуре местного хозяйственного комплекса должны приобрести социокультурная и рекреационная сферы. Их роль определяется, с одной стороны, ресурсными и экономическими предпосылками, способствующими развитию здесь туризма и отдыха, иностранного туризма, историко - культурных объектов и экологически чистых производств, а с другой стороны - той ролью, которую могут играть эти виды деятельности в укреплении экономической самостоятельности района. Будущее развитие экономики Калужской области во многом определяется использованием этого уникального и ценнейшего ресурса территории.
Реализация данного потенциала предполагает наличие концепции перспективного развития региона, в том числе освоения историко - культурных, природных и рекреационных ресурсов территории, учета взаимосвязи туризма и культурного с прочими отраслями (как производства, так и социального комплекса), определение механизма реализации перспективных планов. Данная концепция состоит в разработке конкретных предложений, определяющих перспективы развития хозяйства и социальной сферы области в условиях перехода к рыночной экономике, основывающихся на восстановлении и рационального использования потенциала территории.
Данная концепция включает описание модель рекреационного развития территории, обоснование перспективных направлений развития по основным элементам рекреационной сферы, методические положения, способствующие выявлению и использованию историко - культурного и природного наследия, развитие отрасли туризма.
Концепция имеет следующие целевые установки:
- создание современной отрасли туризма и туристической инфраструктуры;
- обеспечение социального развития региона;
- подъем малых городов и сел, улучшение социальной и демографической ситуации;
- восстановление памятников истории и культуры и сохранение экологически чистой среды;
- рациональное использование ресурсов региона, в том числе его природных богатств, исторических достопримечательностей, туристических ресурсов;
- совершенствование сложившейся структуры региона.
Калужская область является одной из самых интересных территорий России по богатству памятников истории, культуры и природы, их значимости. К ним относятся архитектурные ансамбли и отдельные памятники самой Калуги и ряда малых городов области, многочисленные монастырские комплексы, старинные усадьбы. Здесь хранят память места исторических битв (от нашествия Батыя до сражения Отечественных войн 1812 г. и 1941-1945 гг.), места жизни и творчества многих знаменитых людей России. Калужская земля неразрывна с крупными духовными центрами России, какими являются Оптина Пустынь и Шемординский монастырь. Здесь находятся истоки русского космизма, связанные с именами Н.Ф. Федорова и К.Э.Циолковского. Область сохранила среднерусский пейзаж нетронутые леса, малые реки (Угра, Протва, Жиздра). Ее по праву можно назвать жемчужиной России, выдающейся частью ее исторического и природного наследия.
Ресурсный потенциал края настолько велик, что сфера туризма могла бы стать одной из ведущих отраслей специализации области, внести свой вклад в решение не только социальных, но и экономических задач. Однако, долгое время вопросы развития туризма остались на заднем плане. Практически не существовало концепции развития этой сферы, при восстановлении отдельных памятников культуры остались в запустении, уничтожались многие другие элементы наследия исторической и природной среды.
Новая ситуация в политической и экономической жизни принципиально изменила подход к рекреационной сфере, позволила рассматривать ее как важнейшее социальное условие и как особый экономический фактор развития области. В этом смысле дальнейшая экономическая стратегия развития области неотделима от проблем развития ее рекреационного потенциала.
Новая стратегия развития туризма тесно связана с задачами сохранения историко - культурного и природного потенциала области направлена на теснейшую координацию этих вопросов с экономической программой и задачами социальной политики.
В качестве задач новой политики в рекреационной сфере следует назвать следующие основные положения:
1. Выделение культурного и природного наследия Калужской земли во всем его многообразии как главного источника возрождения культурных процессов.
2. Выявление полного списка наследия, включающего не только отдельные выдающиеся памятники, но все исторические объекты (городскую застройку, усадьбы, деревни), окружающую их историческую и природную среду, народные обычаи, традиции, ремесла, фольклор, хранителей народной культуры, традиционной формы природопользования, природные объекты (села, реки, парки, отдельные ландшафты).
3. Воссоздание не отдельных памятников природы и культуры, а воссоздание всей традиционной среды. Особое выделение мест концентрации различных элементов наследия - уникальных историко - культурных и природных территорий - как первоочередных мест реставрации и восстановления. Создание на территории области целостной системы подобных территорий.
4. Использование наследия во всем его разнообразии для становления рекреационного комплекса. Восстановление памятников не должно обернуться только музеефикацией или же мертвым аттракционом для туристов, а может и должно стать базой возрождения разнообразных производств экономического развития территории, обеспечивать повышение жизненного уровня местного населения.
5. Активизация экономических структур тесно сопряженных с развитием туристско - рекреационного комплекса, восстановления традиционных ремесел и промыслов, сельскохозяйственного производства в экологически чистых районах строительной базы социальной инфраструктуры.
6. Увязывание рекреационной программы с мощными современными экономическими структурами на базе Калужской Международной ярмарки.
7. Подключение всех возможностей нового экономического механизма для поддержки и обеспечения развития туризма в новых условиях хозяйствования. Создание централизованного фонда развития туризма, осуществление местной налоговой политики по стимулированию развития туризма, вложений средств в эту сферу предпринимательской и спонсорской деятельности.
8. Специальный акцент на социальной стороне программы. Выделение возможностей создания новых мест приложения труда, связанных с малым бизнесом, семейными предприятиями, фермами, развитием сферы обслуживания.
9. Помощь в создании духовных, культурных, реабилитационных и социальных центров поддержки населения на базе известнейших религиозных мест в России - Оптиной Пустыни и Шамординского женского монастыря, расположенных в Козельском районе, Пафнутьев - Боровского монастыря, старообрядческим общинам.
10. Совершенствование разнообразия предложения туристских услуг, развитие различных форм туризма, создание системы малых туристских предприятий не только в крупных городах области, но и в небольших населенных пунктах. Формирование на этой основе развитой туристической инфраструктуры области.
Предлагаемая концепция фактически является частью программы социального и экономического развития всей области на базе приоритета не индустриальных решений, а приоритета сохранения и использования историко - культурного и природного потенциала и социальной политики. Она выступает в виде основы программы развития туризма, связывающей интересы культуры и экономики. Эта концепция служит основой хозяйственной развития многих малых городов и административных районов области.
Туристские ресурсы, достопримечательности Калужской земли, выгодность экономико - географического расположения позволяют создать на территории области достаточно эффективный туристский комплекс, который может приносить в сферу наследия и на нужды социального развития доходы от внутреннего и иностранного туризма. В то же время следует отойти от политики чисто туристского развития, господствовавшей ранее, которая опиралась только на мощности самой Калуги и нисколько не использовала потенциал малых городов и тем более сельских поселений, а также не была связана с местной экономикой и местными социальными задачами.
Настоящая концепция предполагает учет следующих основных направлений:
- развитие программного и специализированного туризма (отказ от исключительности массового и экскурсионного туризма), как нового и рационального аспекта совершенствования рекреационной деятельности;
- активное использование туристского и рекреационного потенциала малых городов области (таких как Боровск, Козельск, Таруса, Малоярославец, Мосальск, Перемышль и др.), а также сельских поселений;
- поддержка религиозного паломнического туризма в Монастырские центры области (Пафнутьев - Боровский монастырь, Оптина Пустынь, Тихонова Пустынь, Шамордино и др.);
- развитие специализированных туристских программ, связанных с особыми элементами историко - культурного и природного наследия области: экологический туризм, научный туризм, лицензионный туризм, русский космизм, старообрядничество, места сражения 1812 г., обучение народным промыслам и пр.;
- развитие системы размещения туристов на объектах нового типа: туристские деревни на основе традиционного деревенского дома и целого специального поселения, усадебные комплексы, создание системы размещения туристов в частных домах;
- организация специальных туристских фирм (включая малые региональные туристские фирмы и филиалы), ставящих своей задачей развитие туризма на базе сохранения и использования историко - культурного и природного наследия.
В качестве объекта первоочередного строительства (на период ближайших 3-х лет) необходимо назвать следующее:
1. Гостиничные комплексы, отвечающие условиям 3-х звездной гостиницы:
- Калуга (75-150 мест);
- Боровск (50-100 мест);
- Козельский район (50-100 мест).
2. Перестройка под туристские гостиницы и реставрация усадебных комплексов (всего 4-5 комплексов):
- Городня;
- Авчурино;
- Белкино.
3. Создание туристских деревень:
- Боровский район (30 мест);
- Козельский район (30 мест).
4. Пункты развития водного туризма:
- на р. Угре (Юхновский район);
- на р. Жиздре (Козельский район).
Примерные капитальные вложения на эту программу оцениваются в 120-130 млн. долларов. Их ориентировочный расчет по укрупненным позициям приведен в таблицах.

Основные направления развития инфраструктуры
туризма на территории Калужской области

   ---------------------T------------------------T---------------------¬

¦ Цели и содержание ¦ Объем финансирования ¦ Ожидаемые конечные ¦
¦разделов подпрограмм¦ тыс. долларов ¦результаты реализации¦
¦ +-----T-----T-----T------+ мероприятий ¦
¦ ¦1994 ¦ 1995¦ 1996¦на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦весь ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦период¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реали-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+------+---------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+--------------------+-----+-----+-----+------+---------------------+
¦Создание системы ¦ 500¦ 1300¦ 2500¦ 4300¦Формирование ¦
¦организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственной областной¦
¦управления туризмом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы туризма, ¦
¦в области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обоснование ее путей ¦
¦разработка схемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦
¦развития и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦размещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристских объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+------+---------------------+
¦Строительство ¦12000¦28000¦50000¦ 90000¦Формированием ¦
¦туристских гостиниц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦материальной базы ¦
¦в основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туризма в области ¦
¦туристских центрах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области (Калуга, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Козельск, Боровск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мосальск, Таруса) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+------+---------------------+
¦Строительство ¦ 700¦2000 ¦ 4500¦ 7200¦Создание системы ¦
¦туристских деревень,¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов, ¦
¦вложения в частный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предназначенных для ¦
¦жилой сектор, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития спе- ¦
¦используемый под ¦ ¦ ¦ ¦ ¦циализированного ¦
¦размещение туристов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программного туризма ¦
¦и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специализированные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+------+---------------------+
¦Вложения в ¦ 850¦2500 ¦ 5000¦ 8350¦Создание необходимой ¦
¦инфраструктуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦
¦туризма (дороги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туризма ¦
¦средства связи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦службы сервиса и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-----+-----+-----+------+----------------------


Основным направлением привлечения финансовых ресурсов для развития туризма в Калужской области является привлечение частных инвестиций для строительства объектов инфраструктуры туризма. Администрация Калужской области осуществляет содействие инвесторам в рамках данной концепции путем организационной поддержки, выделением земельных участков под объекты туристической инфраструктуры, выделением в аренду отдельных объектов недвижимости, финансированием проектно - изыскательских работ по отдельным объектам туристической инфраструктуры.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru