Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 09.08.2006 по делу № А23-1784/06А-14-152
Для организаций общественного питания наличие зала для потребления кулинарной продукции является обязательным, поскольку физическим показателем базовой доходности такой организации является площадь зала обслуживания посетителей.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 августа 2006 г. Дело № А23-1784/06А-14-152

Резолютивная часть решения объявлена 9 августа 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 9 августа 2006 г.

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Р." (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральной налоговой службе по Московскому округу г. Калуги (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 31.03.2006, требований от 31.03.2006.
В процессе рассмотрения спора заявитель уточнил свои требования, просил признать недействительным решение налогового органа от 31.03.2006 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель на судебное заседание не явился, письмом от 04.08.2006 просил рассмотреть дело без участия его представителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что Общество арендовало у ГОУ ВПН "В." ("В.") часть нежилых помещений общей площадью 25 кв. м (из них 17 кв. м - подсобные помещения и 8 кв. м - торговый зал) по договору аренды от 19.08.2005. Факт приема арендуемых помещений ООО "Р." подтверждается актом приема-передачи от 01.09.2005.
Следовательно, правоустанавливающим документом для ООО "Р.", на основании которого Обществом и осуществлялась деятельность по оказанию услуг общественного питания, являлся договор аренды от 19.08.2005. Именно на основании данного договора ООО "Р." использовало только 8 кв. м торгового зала для осуществления своей предпринимательской деятельности. Инвентаризационным документом, на основании которого и осуществлялся расчет ЕНВД для ООО "Р.", являлась экспликация с обозначенной арендуемой площадью (приложение к договору аренды).
Пункт 3 статьи 607 ГК РФ предусматривает, что в договоре аренды должны содержаться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду. Стороны в договоре аренды четко определили помещения (их часть), передаваемые в аренду. У Общества не имелось и не имеется правоустанавливающих и иных документов, на основании которых оно могло бы использовать торговый зал площадью более 8 кв. м. и, следовательно, исчислять и уплачивать ЕНВД в большем объеме. Собственником и владельцем оставшейся части помещения является ГОУ ВПО "В.", и он вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему помещением, в том числе и поставить столы. Общество не использует столы, находящиеся в помещении для обслуживания посетителей: в помещении нет официантов и уборщиков посуды, эта площадь не обслуживается силами сотрудников ООО "Р.". Данные столы предназначены для приема пищи студентами института, которую последние принесли с собой. Площадь, на которой расположены столы, убирается силами и за счет вуза. У ООО "Р." реализация общественного питания сводится к реализации продукции (салатов, вторых блюд и т.д.) в одноразовой посуде непосредственно у прилавка на арендуемой у института площади торгового зала, равной 8 кв. м.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реализация продуктов питания и напитков как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания не относится к розничной торговле, как и реализация продукции собственного производства (изготовления).
В статье 346.27 НК РФ дано определение площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей. Согласно п. 3 ГОСТ Р50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" предприятие общественного питания: предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Таким образом, для предприятия общественного питания физическим показателем базовой доходности будет площадь зала обслуживания посетителей, т.е. законом предусмотрено для организаций общественного питания обязательное наличие зала для потребления кулинарной продукции.
В соответствии с ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93) к услугам общественного питания (код 122000) относятся не только услуги ресторанов, кафе, баров и столовых, но и услуги питания предприятий других типов (код 122106). Согласно же п. 13 приложения А ГОСТ Р50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" буфет рассматривается как разновидность предприятия общепита. В этом документе под буфетом понимается структурное подразделение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления. По своим функциям студенческий буфет полностью соответствует этому определению.
Кроме того, Инспекцией ФНС России по Московскому округу г. Калуги проведена встречная проверка ГУ "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Калуге": требование о предоставлении документов от 27.03.2006.
Согласно СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" обеденный зал является обязательным помещением организации общественного питания, также согласно представленным документам ГУ "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Калуге": протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы буфета "В." ООО "Р." от 04.11.2004 и акта по результатам мероприятий по контролю от 24.08.2004 буфет размещен в цокольном этаже "В.", имеется обеденный зал на 48 посадочных мест. Данный акт подписан директором ООО "Р." Г., который присутствовал при проведении мероприятия по контролю.
В ходе выездной проверки ИФНС РФ по Московскому округу г. Калуги проведен осмотр помещения буфета (протокол осмотра от 02.03.2006), в ходе которого установлено, что помещение буфета состоит из обеденного зала обслуживания посетителей, рассчитанного на 40 посадочных мест, т.е. 10 столов, и составляет 86,99 кв. м. В зале обслуживания находится прилавок-холодильник. Буфет ООО "Р." торгует выпечкой, фруктами, соками, первыми и вторыми блюдами. Рядом с буфетом находятся два подсобных помещения: одно из них - кухня площадью 12,4 кв. м. В нем находятся 2 разделочных стола, газовая плита, холодильник, шкафы; второе помещение площадью 7,3 кв. м, которое используется как раздевалка для персонала буфета. В нем находятся стол и шкаф.
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие зала обслуживания посетителей - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, в правоустанавливающих документах ООО "Р." за буфет помещение в 25 кв. м никак не отделено, в плане помещения перегородка не отражена, изменения в планировке внутренним распорядительным документом не утверждены, а также нет подтверждения наличия перегородки органами технической инвентаризации (в техпаспорте помещения, плане, схеме).
Из материалов дела и пояснений ответчика в судебном заседании усматривается следующее.
В соответствии с решением заместителя руководителя Инспекции от 01.03.2006 проведена выездная налоговая проверка обособленного подразделения Общества "Б." по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 06.12.2004 по 31.12.2005, результаты которой оформлены актом от 15.03.2006.
На основании указанного акта проверки заместителем руководителя Инспекции принято решение от 31.03.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 тыс. 666 руб.
Кроме того, указанным решением Инспекции Обществу предложено уплатить сумму ЕНВД в размере 8 тыс. 328 руб. и пени за несвоевременную уплату ЕНВД в сумме 775 руб.
Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось с заявлением в Арбитражный суд.
Выездной налоговой проверкой установлено следующее.
В проверяемом периоде Общество являлось плательщиком ЕНВД, по договору аренды от 01.09.2004 и дополнительному соглашению к нему от 11.01.2005 арендовало у филиала "В." часть нежилого помещения для организации буфета, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Московская.
По договору аренды площадь торгового зала составляет 8 кв. метров, в налоговых декларациях по ЕНВД Общество указывает площадь 40 кв. метров.
При проведении осмотра зала обслуживания посетителей, примыкающего к площади буфета, проведен замер, который показал, что площадь зала обслуживания посетителей составляет 86,99 кв. метров. Площадь обеденного зала и буфета не разделена и составляет единое целое. Соответственно они рассматриваются налоговым органом как один объект организации общественного питания с площадью зала обслуживания 86,99 кв. метров.
При исчислении корректирующего коэффициента ЕНВД применяются правила округления. Значения количественных показателей раздела 2 налоговой декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 21.11.2003 № БГ-3-22/648, указываются в целых единицах (в рассматриваемом случае - 87 кв. метров).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Калужской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" имеет № 155-ОЗ, а не № 187-ОЗ и принят 26.11.2002, а не 27.02.2003.
   ------------------------------------------------------------------

На основании п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 2 ст. 1 Закона Калужской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 27.02.2003 № 187-ОЗ деятельность буфетов, оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м, подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В нарушение п. 3 ст. 346.29 НК РФ в 4 квартале 2004 г., 1, 2, 3, 4 квартале 2005 г. Общество применяло заниженную величину физического показателя, равную 40 кв. метров (вместо 87 кв. м).
Следовательно, неполная уплата в бюджет г. Калуги единого налога на вмененный доход составляет в сумме 8 тыс. 328 руб.
Плательщиками ЕНВД в соответствии со ст. 346.28 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, облагаемую данным видом налога.
Система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии со ст. 346.26 НК РФ применяется в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
Суд считает, что заявителем осуществлялась деятельность по оказанию услуг общественного питания, поскольку в соответствии со ст. 346.27 НК РФ реализация продуктов питания и напитков как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания не относится к розничной торговле, как и реализация продукции собственного производства (изготовления).
В материалах дела имеется протокол санитарно-эпидемиологической экспертизы от 17.11.2004, в котором указано, что буфет Общества по адресу: г. Калуга, ул. Московская, соответствует государственным санитарно-гигиеническим правилам и нормативам СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ площадь зала обслуживания посетителей - это площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Из анализа указанных норм следует, что площадь зала обслуживания посетителей должна определяться на основании имеющихся у налогоплательщиков документов. А именно, к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся договоры купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации и другие документы.
Общество арендовало у ГОУ ВПН "В." ("В.") часть нежилых помещений общей площадью 25 кв. м. (из них 17 кв. м - подсобные помещения и 8 кв. м - торговый зал) по договору аренды от 19.08.2005. Факт приема арендуемых помещений ООО "Р." подтверждается актом приема-передачи от 01.09.2005.
Однако с учетом обстоятельств настоящего дела указанный договор аренды не может быть отнесен к правоустанавливающим документам, на основании которых определяется площадь зала обслуживания посетителей в связи со следующим.
В соответствии со ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога для деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, используется физический показатель - площадь зала обслуживания посетителей и базовая доходность в месяц - 1 тыс. рублей.
В статье 346.27 НК РФ дано определение площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей. Согласно п. 3 ГОСТ Р50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" предприятие общественного питания: предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Таким образом, для предприятия общественного питания физическим показателем базовой доходности будет площадь зала обслуживания посетителей, т.е. законом предусмотрено для организаций общественного питания обязательное наличие зала для потребления кулинарной продукции.
В соответствии с ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93) к услугам общественного питания (код 122000) относятся не только услуги ресторанов, кафе, баров и столовых, но и услуги питания предприятий других типов (код 122106). Согласно же п. 13 Приложения А ГОСТ Р50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" буфет рассматривается как разновидность предприятия общепита. В этом документе под буфетом понимается структурное подразделение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления. По своим функциям студенческий буфет полностью соответствует этому определению.
Согласно СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", обеденный зал является обязательным помещением организации общественного питания, также согласно представленным документам ГУ "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Калуге": протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы буфета "В." ООО "Р." от 04.11.2004 и акта по результатам мероприятий по контролю от 24.08.2004 буфет размещен в цокольном этаже "В.", имеется обеденный зал на 48 посадочных мест. Данный акт подписан директором ООО "Р." Г., который присутствовал при проведении мероприятия по контролю.
В ходе выездной проверки ИФНС РФ по Московскому округу г. Калуги проведен осмотр помещения буфета (протокол осмотра от 02.03.2006), в ходе которого установлено, что помещение буфета состоит из обеденного зала обслуживания посетителей, рассчитанного на 40 посадочных мест, т.е. 10 столов, и составляет 86,99 кв. м. В зале обслуживания находится прилавок-холодильник. Буфет ООО "Р." торгует выпечкой, фруктами, соками, первыми и вторыми блюдами. Рядом с буфетом находятся два подсобных помещения: одно из них - кухня площадью 12,4 кв. м. В нем находятся 2 разделочных стола, газовая плита, холодильник, шкафы; второе помещение площадью 7,3 кв. м, которое используется как раздевалка для персонала буфета. В нем находятся стол и шкаф.
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие зала обслуживания посетителей - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Как видно из экспликации к поэтажному плану учебного корпуса, строение 1Б домовладения по ул. Московской, в данном здании имеется помещение буфета площадью 86,3 кв. метра.
Протоколом санитарно-эпидемиологической экспертизы от 17.11.2004 установлено, что в буфете Общества по адресу: г. Калуга, ул. Московская, имеется обеденный зал на 48 посадочных мест, у входа оборудованы умывальники для мытья рук, электрополотенца.
Суд считает, что в данном случае необходимо руководствоваться государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 550647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35 и установившим термины и определения основных понятий в области общественного питания. Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в Приложении "А" и зал предприятия (общественного питания); зал (обеденный зал, торговый зал) - это специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции, поскольку услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции, созданию условий для потребления и реализации готовой кулинарной продукции.
Данные услуги предусматривают наличие специально оборудованных помещений, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров (ст. 346.27 НК РФ).
Кроме того, заявитель в налоговых декларациях, представляемых им в налоговый орган, указывал значение величины физического показателя 40 кв. метров (т.е. площадь зала обслуживания посетителей), подтверждая, что им в своей деятельности используется площадь больше, чем определена в вышеуказанном договоре аренды.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд считает, что факт совершения заявителем налогового правонарушения установлен и подтвержден надлежащими доказательствами, следовательно, его требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167, 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных ООО "Р." требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Калужской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Арбитражного суда
Калужской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru