ОПРЕДЕЛЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 22.05.2006 по делу № А23-223/05Б-10-3
В случае смерти пострадавшего лица до внесения ликвидируемым юридическим лицом, ответственным за возмещение вреда жизни и здоровью, в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей последний не вправе требовать перечисления суммы капитализированных платежей (за исключением фактически выплаченных сумм за период с момента признания должника банкротом до смерти пострадавшего), которые могли быть выплачены пострадавшему лицу, поскольку такое лицо отсутствует.
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2006 № А23-223/05Б-10-3 данное определение оставлено без изменений.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2006 г. Дело № А23-223/05Б-10-3
(извлечение)
Государственное учреждение "Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - ГУ "КРО ФСС РФ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении его требования в сумме 1976504 руб. 53 коп. в реестр кредиторов муниципального унитарного предприятия системы автомобильного транспорта "А." (далее - МУП САТ "А.").
В обоснование заявленного требования ГУ "КРО ФСС РФ" указало, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь, признанный несостоятельным (банкротом), обязан внести в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требование также мотивировано тем, что МУП САТ "А." несет ответственность по возмещению вреда здоровью С. и Ш., права требования указанных граждан в сумме капитализированных платежей переданы ГУ "КРО ФСС РФ".
Конкурсный управляющий МУП САТ "А." заявил возражения относительно требования в части включения в реестр капитализированных платежей, подлежащих выплате С. в связи со смертью последнего 15.04.2006.
В судебном заседании 15.05.2006 объявлен перерыв до 18.05.2006.
В судебном заседании 18.05.2006 объявлен перерыв до 22.05.2006.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.08.2005 МУП САТ "А." признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
В силу статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
ГУ "КРО ФСС РФ" произведен расчет капитализированных платежей, подлежащих выплате МУП САТ "А." пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве С. (в сумме 1101120 руб. 68 коп.) и Ш. (в сумме 875383 руб. 85 коп.).
При этом расчет размера капитализированных платежей был произведен ГУ "КРО ФСС РФ" на основании Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 № 72, принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В состав заявленного требования включена сумма капитализированных платежей, подлежащих перечислению должником на счет ГУ "КРО ФСС РФ" в связи с причинением вреда жизни и здоровью С., а именно: 1101120 руб. 68 коп. капитализированных платежей.
Из материалов дела усматривается, что 15.04.2006 С. умер, указанное обстоятельство подтверждается справкой отдела ЗАГС Боровского района управления ЗАГС Калужской области от 05.05.2006 о смерти С.
ГУ "КРО ФСС РФ" за период с 22.08.2005 по апрель 2006 года выплатило С. 51813 руб. 37 коп., в том числе 51813 руб. 37 коп. ежемесячных страховых выплат.
Конкурсный управляющий полагает, что размер подлежащих перечислению на счет ГУ "КРО ФСС РФ" капитализированных платежей (по С.) должен быть уменьшен до суммы фактически произведенных страховых выплат С. с даты открытия конкурсного производства до момента смерти пострадавшего.
Кредитор, ГУ "КРО ФСС РФ", ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и п. 8 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализируемых платежей при ликвидации юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863, полагает, что капитализируемые платежи являются доходом бюджета Фонда, не персонифицируются на конкретного получателя страхового обеспечения и направляются на предоставление страхового обеспечения на всех граждан, имеющих право на выплаты в возмещение вреда здоровью.
Арбитражный суд не может согласиться с такими доводами кредитора по следующим основаниям.
Согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей при расчете суммы капитализируемых платежей учитываются фактический возраст, пол, размер среднего заработка пострадавшего, степень утраты профессиональной трудоспособности и др.
Эти данные неразрывно связаны с конкретным гражданином - пострадавшим, носят личный характер и не могут быть распространены на неопределенный круг пострадавших лиц, также претендующих на получение повременных страховых выплат и компенсацию дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863 регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а вышеуказанная Методика позволяет рассчитать сумму капитализированных платежей исходя из личных данных пострадавшего.
Арбитражный суд считает, что капитализированные платежи являются не обезличенными, а адресными, то есть предназначенными для выплаты конкретному пострадавшему лицу в конкретной сумме за конкретный период его жизни.
В силу изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что капитализированные платежи подлежат внесению ликвидируемым юридическим лицом в Фонд социального страхования Российской Федерации лишь при фактическом существовании пострадавшего лица (т.е. при его жизни). В противном случае, если пострадавший умер, то капитализация платежей, предназначенных для удовлетворения его требований, теряет всякий смысл.
Общие нормы, регулирующие отношения по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, определены параграфом 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Капитализация выплат неопределенному кругу лиц не предусмотрена данной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Анализ норм права, регулирующих возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, содержащихся в параграфе 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их совокупности позволяет сделать вывод, что размер ответственности за причиненный вред жизни и здоровью может быть как увеличен, так и уменьшен.
Арбитражный суд, исходя из положений статей 407, 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что в случае смерти пострадавшего лица до внесения ликвидируемым юридическим лицом, ответственным за возмещение вреда жизни и здоровью, в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей последний не вправе требовать перечисления суммы капитализированных платежей (за исключением фактически выплаченных сумм за период с момента признания должника банкротом до смерти пострадавшего), которые могли быть выплачены пострадавшему лицу, поскольку такое лицо отсутствует. При этом арбитражный суд исходит из того, что исполнение обязательств по возмещению вреда жизни и здоровью неразрывно связано с личностью кредитора (пострадавшего лица), в интересах которого Фондом были заявлены требования.
Поскольку пострадавший С., в интересах которого ГУ "КРО ФСС РФ" умер, то арбитражный суд приходит к выводу, что правовые основания перечисления должником капитализированных платежей в сумме, превышающей фактически выплаченные С. страховые выплаты (51813 руб. 37 коп.), после смерти пострадавшего отсутствуют.
Тем самым, обоснованным является требование ГУ "КРО ФСС РФ" о включении в реестр кредиторов МУП САТ "А." в сумме 927197 руб. 22 коп., в том числе капитализированные платежи, подлежащие выплате Ш. в сумме 875383 руб. 85 коп. и капитализированные платежи в сумме фактически выплаченных С. страховых платежей - 51813 руб. 37 коп.
В то же время, поскольку требование кредитора заявлено после закрытия реестра требований кредиторов МУП САТ "А." (05.12.2005), оно не подлежит включению в реестр кредиторов должника.
Руководствуясь ст. ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 16, 60, 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд
определил:
Установить требование государственного учреждения "Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" к муниципальному унитарному предприятию системы автомобильного транспорта "А." в части капитализированных платежей в сумме 927197 руб. 22 коп.
Требование государственного учреждения "Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" к муниципальному унитарному предприятию системы автомобильного транспорта "А." в части капитализированных платежей в сумме 1049307 руб. 31 коп. признать необоснованным.
Отказать в удовлетворении заявления государственного учреждения "Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о включении его требования в сумме 927197 руб. 22 коп., в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия системы автомобильного транспорта "А.", г. Боровск Калужской области. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Калужской области в десятидневный срок с момента его вынесения.