ПОСТАНОВЛЕНИЕ Городской Думы г. Калуги № 340 от 24.12.2002
(ред. от 29.03.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (МИС) ГОРОДА КАЛУГИ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
СПС "-->КалужскийВыпуск".
Изменения, внесенные Постановлением Городской Думы городского округа "Г. Калуга" № 33 от 29.03.2006, вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА Г. КАЛУГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2002 г. № 340
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (МИС)
ГОРОДА КАЛУГИ"
(в ред. Постановлений Городской Думы МО "Г. Калуга"
от 25.11.2003 № 282, от 14.12.2005 № 246,
от 29.03.2006 № 33)
В целях продолжения работ по созданию единой городской информационной системы города для управления городом и городским хозяйством, совершенствования учета недвижимости и сделок с ними, ведения баз данных городского кадастра и в соответствии со ст. 10 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить целевую городскую Программу "Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга" (приложение № 1).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы по комплексному развитию города и городскому хозяйству (Яковлев В.В.).
Председатель Городской Думы
А.Г.Иванов
Приложение № 1
к Постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 24 декабря 2002 г. № 340
ЦЕЛЕВАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (МИС)
ГОРОДА КАЛУГА"
ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
--------------------T--------------------------------------------------¬
¦1. Наименование ¦Создание "Муниципальной информационной системы ¦
¦программы: ¦(МИС) города Калуга" ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦2. Заказчик ¦Городская Управа г. Калуги ¦
¦программы: ¦ ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦3. Разработчик ¦Городская Управа г. Калуги (Комитет по ¦
¦программы: ¦планированию развития города) ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦4. Цели и задачи ¦Повышение эффективности использования ¦
¦программы: ¦недвижимости, находящейся в муниципальной ¦
¦ ¦собственности и учета налогооблагаемой базы ¦
¦ ¦бюджета г. Калуги в части налогов и сборов с ¦
¦ ¦имущества, платежей за землю. ¦
¦ ¦Сокращение затрат на создание и эксплуатацию в ¦
¦ ¦городе тематических и отраслевых кадастровых ¦
¦ ¦(учетных) систем. ¦
¦ ¦Создание информационно-технологического базиса ¦
¦ ¦для реформирования ЖКХ города, в т.ч. за счет ¦
¦ ¦привлечения внебюджетных инвестиций. ¦
¦ ¦Организация обслуживания органов местного ¦
¦ ¦самоуправления, предприятий ЖКХ, предоставления ¦
¦ ¦дополнительных справочно-информационных услуг ¦
¦ ¦населению и предприятиям города. ¦
¦ ¦Обеспечение "открытости" деятельности Городской ¦
¦ ¦Управы и предприятий ЖКХ для жителей города. ¦
¦ ¦Автоматизация взаимодействия структурных ¦
¦ ¦подразделений в плане движения документов ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦5. Важнейшие ¦Повышается эффективность управления городскими ¦
¦показатели: ¦службами и их взаимодействия. ¦
¦ ¦Уменьшается количество ошибок при принятии ¦
¦ ¦решений ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦6. Сроки реализации¦2003-2006 гг. ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦7. Перечень ¦Подпрограмма геоинформационной системы ¦
¦подпрограмм и ¦1. Разработка и ведение общегородской ¦
¦основных ¦унифицированной технологии муниципальной ¦
¦мероприятий ¦геоинформационной системы (МГИС). ¦
¦ ¦2. Формирование базовых информационных ресурсов ¦
¦ ¦МГИС и организация взаимного информационного ¦
¦ ¦обмена с тематическими (государственными и ¦
¦ ¦ведомственными) кадастровыми системами. ¦
¦ ¦3. Создание функциональных подсистем МГИС для ¦
¦ ¦подразделений Городской Управы на основе ¦
¦ ¦общегородской унифицированной технологии и базовых¦
¦ ¦информационных ресурсов. ¦
¦ ¦4. Организационно-правовое обеспечение работ. ¦
¦ ¦5. Подготовка кадров и повышение квалификации. ¦
¦ ¦6. Формирование механизма самофинансирования МГИС ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Подпрограмма системы электронного документооборота¦
¦ ¦1. Разработка технического задания. ¦
¦ ¦2. Выбор и внедрение программного продукта для ¦
¦ ¦ведения документооборота в соответствии с ¦
¦ ¦техническим заданием ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Организационные мероприятия ¦
¦ ¦1. Приобретение необходимых программно-технических¦
¦ ¦средств. ¦
¦ ¦2. Организация телекоммуникационной среды. ¦
¦ ¦3. Обеспечение информационной безопасности ¦
¦ ¦информации ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦8. Исполнители ¦Основными исполнителями работ являются организации¦
¦подпрограмм и ¦г. Калуги и области: ¦
¦основных ¦- Калужский центр информационных технологий; ¦
¦мероприятий: ¦- НПФ "Эверест"; ¦
¦ ¦- Обнинский информационный центр (ОГИЦ); ¦
¦ ¦- Производственный кооператив "ГЕО"; ¦
¦ ¦- Лаборатория биоиндикации КГПУ ¦
¦ ¦им. К.Э.Циолковского; ¦
¦ ¦- КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана ¦
¦ ¦и другие исполнители на конкурсной основе ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦9. Объемы и ¦8494 тыс. рублей (цены 2002 года): ¦
¦источники ¦4165 тыс. руб. за счет средств бюджета г. Калуги; ¦
¦финансирования: ¦375 тыс. руб. за счет средств областного бюджета; ¦
¦ ¦2734 тыс. руб. за счет целевой федеральной ¦
¦ ¦Программы "Электронная Россия"; ¦
¦ ¦1220 тыс. руб. из внебюджетных источников ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦10. Ожидаемые ¦Источники получения социально-экономических ¦
¦конечные результаты¦эффектов от реализации Программы: ¦
¦программы: ¦1. Повышение эффективности использования ¦
¦ ¦муниципальной собственности. ¦
¦ ¦2. Рост доходов бюджета г. Калуги в части налогов ¦
¦ ¦и сборов с имущества и платежей за землю. ¦
¦ ¦3. Сокращение затрат на создание и эксплуатацию в ¦
¦ ¦городе тематических государственных и отраслевых ¦
¦ ¦кадастровых систем. ¦
¦ ¦4. Повышение собираемости жилищно-коммунальных ¦
¦ ¦платежей. ¦
¦ ¦5. Организация информационного обслуживания ¦
¦ ¦органов местного самоуправления округов, ¦
¦ ¦предприятий ЖКХ, предоставления дополнительных ¦
¦ ¦справочно-информационных услуг населению и ¦
¦ ¦предприятиям города. ¦
¦ ¦6. Обеспечение информационной "открытости" ¦
¦ ¦деятельности Городской Управы, Городской Думы и ¦
¦ ¦предприятий ЖКХ для жителей города. ¦
¦ ¦7. Более эффективное осуществление ¦
¦ ¦делопроизводства и контроля исполнения документов ¦
¦ ¦среди служб Городской Управы ¦
+-------------------+--------------------------------------------------+
¦11. Система ¦Организация и координация работ по Программе ¦
¦организации ¦возлагается на Координационный совет при Городском¦
¦контроля за ¦Голове г. Калуги. ¦
¦исполнением ¦Оперативный контроль за исполнением Программы ¦
¦программы: ¦осуществляет председатель комитета по планированию¦
¦ ¦развития города и комитет Городской Думы по ¦
¦ ¦комплексному развитию города и городскому ¦
¦ ¦хозяйству. ¦
¦ ¦Техническое сопровождение - отдел системного ¦
¦ ¦администратора, Центр информационных технологий ¦
¦ ¦(ЦИТ). Контроль смет - финансово-бухгалтерский ¦
¦ ¦отдел Городской Управы ¦
L-------------------+---------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В настоящее время в Калужской области, как и в России в целом, происходят серьезные изменения в сфере учета объектов недвижимости (земля, здания, сооружения и т.д.) и установления их правообладателей (субъектов), реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), а также развития местного самоуправления, бюджетного и налогового законодательства, в т.ч. в сфере налогообложения имущества граждан и организаций.
Правовой основой этих процессов является принятие ряда нормативных правовых актов федерального, регионального и городского уровня (Приложение 2).
Город и городское хозяйство представляет собой сложную систему, которая требует для решения своих проблем, координации усилий множества служб. Обычно к нему относятся как к простой системе, руководствуясь принципом "тушения пожаров" на "живой" работе. У каждой из служб имеются такие "пожары". Сегодня Городская Управа представляет собой конгломерат служб, плохо скоординированных и преследующих узкофункциональные, как правило, оперативно-тактические цели. Особенно наглядно видно это при подготовке бюджета на очередной год, когда каждая служба добивается своего "куска" от "бюджетного пирога" как можно побольше. Соответственно и руководство города вынуждено в таких условиях давать на "пожары", а жизненно важные крупные проблемы для города остаются на потом. Но "скупой платит дважды", и решение этих проблем через некоторое время будет происходить уже с большими затратами.
В городе отсутствует обмен информацией на горизонтальном уровне, также и на вертикальный уровень может поступать неверная информация из-за неточностей, ошибок и т.д.
Одновременно в настоящее время необходима система доведения различной информации до граждан. В первую очередь, для создания обратной связи с населением. Это информация о городских нормативных актах, сведения о порядке получения различных выплат, компенсаций, о недвижимости, наличие свободных рабочих мест, товарах и услугах и их распределение на территории города и т.д.
Управление городом представляет собой сферу, где влияние случайных субъективных факторов на ход процесса очень велико. Принимаемые решения иногда сказываются через некоторое время и оказывают для города экономический ущерб и потери.
Поэтому руководству города, особенно в режиме жесткой экономии финансовых средств, необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и иметь инструмент для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений.
В первую очередь, необходима информация о наличии всех ресурсов (финансовых, природных, трудовых и т.д.). Такая информация создается на уровне низовых звеньев управленческой структуры (отделах, комитетах).
При управлении городским хозяйством всегда возникает множество проблем, связанных с постоянным изменением объектов города. Для эффективного решения задач управления муниципальным хозяйством, обеспечения его социального развития, процессов проектирования и строительства, природоохранных мероприятий, эксплуатации наземных и подземных инженерных сооружений в условиях перехода на экономические методы подготовки и принятия решений, появления рынка земли, рынка сырья и рынка недвижимости постоянно требуется информация о фактическом состоянии природных и техногенных ресурсов города.
При возникновении чрезвычайных ситуаций необходима оперативная и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города. Эти и другие проблемы в настоящее время решаются разрозненно и ведутся нескоординированно различными организациями городского хозяйства.
Эффективная реализация вышеперечисленных задач органами управления города невозможна без организации детального, достоверного и оперативного учета объектов недвижимости, инженерной инфраструктуры городского хозяйства, а также субъектов (владеющих либо распоряжающихся ими). Учитывая количество таких объектов и субъектов, а также реальную динамику изменения информации о них (ориентировочно для города с населением 300 тыс. жителей: только по земельным участкам 55-60 тыс. объектов при 15-20 тыс. изменений в год), абсолютно ясно, что такой учет невозможно реализовать, основываясь только на традиционных (бумажных) технологиях. Естественное и экономически целесообразное решение этой проблемы видится в использовании современных информационных технологий с применением элементов геоинформатики.
При разработке Программы учитывалось, что в настоящее время различными федеральными ведомствами уже ведутся работы по созданию более 11 государственных и отраслевых тематических кадастровых систем с применением геоинформационных технологий. Анализ возможности использования непосредственно ресурсов этих систем дал отрицательный результат по следующим причинам:
- Работы по созданию тематических кадастровых систем не скоординированы, с применением, как правило, несовместимых между собой информационных технологий, использующих различные стандарты цифровых пространственных данных и описания объектов учета, а также различных стандартов геокодирования. Это обуславливает невозможность решения на их основе межотраслевых задач, каковыми по своей сути являются задачи комплексного территориального управления.
- С другой стороны, недостаточность средств бюджета города, даже для решения наиболее острых социальных задач, не позволяет активно (с финансированием на паритетной основе) участвовать в создании этих кадастровых систем из-за многократного дублирования затрат на сбор (инвентаризация, изыскания) и подготовку информации для всех этих кадастровых систем.
В результате анализа сложившейся ситуации и опыта решения данной проблемы в ряде других городов России (Таганрог, Обнинск и др.) наиболее рациональным способом решения поставленной проблемы видится создание муниципальной информационной системы (МИС) города, интегрирующей на основе единой системы цифровых пространственных данных информацию тематических кадастров (в виде базовых слоев) и обеспечивающей комплексную обработку информации об объектах и субъектах территории для решения задач территориального управления в различных аспектах:
- экономика - комплексное решение учетных задач; анализ налогов и арендной платы; регулирование градостроительства; управление муниципальным имуществом, ЖКХ и транспортом; привлечение инвестиций и т.д.;
- социальная сфера - анализ обеспеченности и планирование работы городских социально-культурных систем: образование, здравоохранение, социальная защита, физкультура, работа с молодежью и культура; формирование зон обслуживания учреждений социального направления;
- правопорядок и общественная безопасность - организация работы скорой помощи, аварийно-спасательных и пожарной служб, милиции (в т.ч. анализ социальных факторов преступности);
- организационно-контрольный - автоматизация процесса создания документов и контроля за их выполнением
и другие.
Из этого вытекает, что МИС должна состоять из двух основных подсистем:
- географическая информационная система, ориентированная на отображение и анализ объектов эксплуатации: зданий, землепользователей, инженерных сооружений и сетей, зеленых насаждений и т.п.;
- система электронного документооборота, направленная на ускорение процессов подготовки нормативных документов и дальнейшей работы с ними, контролем за исполнением.
СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В ГОРОДСКОЙ УПРАВЕ
Работы по компьютеризации в Городской Управе начались активно с 1991 г. В апреле 1992 года по заказу департамента планирования была проведена работа по предварительному изучению информационных потоков в городе. Эту работу ("Автоматизированная информационная система органов управления г. Калуги. Предварительный проект") выполнил НПП "Управленческие системы" (г. Санкт-Петербург). В этой работе были исследованы все информационные потоки в городских службах, проведен анализ всех входящих и выходных документопотоков. Эта работа потом использовалась при проведении реорганизации структуры Горисполкома в Городскую Управу, которая в видоизмененной форме действует по настоящее время.
При образовании муниципального предприятия "Камин" был выполнен ряд программных разработок. Была организована программа по автоматизированной системе выдачи приватизационных чеков в 1993 году на основе созданной базы данных населения. В 1994 году работы по информатизации были свернуты и в течение трех лет не поддерживались и велись разрозненно силами подразделений Городской Управы.
С 1993 г. в здании по ул. Ленина, 93, работает локальная компьютерная сеть, которая информационно обеспечивает 6 структурных подразделений управления городом:
- Единая дежурно-диспетчерская служба города;
- Комитет по планированию развития города;
- Управление архитектуры и градостроительства;
- Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов;
- Комитет экономики и промышленности;
- городской отдел государственной статистики.
Кроме того, активно внедрены персональные компьютерные комплексы в 19 подразделениях Городской Управы.
Компьютерные сети работают также в 5 структурных подразделениях города:
- Финансовое управление г. Калуги;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства;
- Управление социальной защиты;
- Отдел приватизации и обмена жилья;
- Регистрационно-экспертный отдел.
Введены в действие локальные вычислительные сети в окружных налоговых инспекциях. В остальных городских структурах управления пока используются локальные компьютеры с возможностью передачи информации через модемы или на дискетах. Установлено специализированное сертифицированное рабочее место для хранения картографического материала.
В рамках городской целевой Программы "Создание городской информационной системы", утвержденной постановлением Городской Думы, ведутся работы по созданию и сопровождению баз данных различного назначения:
- "Отводы под строительство" (государственный регистрационный № 0229703246, количество записей 2500);
- "Договоры аренды земельных участков под временные сооружения для торговли, оказания услуг населению, рекламы" (№ 0229703243, количество записей 850);
- "Плательщики земельного налога" (№ 0229703240, количество записей 3800);
- "ГОСАКТ (учет и инвентаризация земельных участков)" (№ 0229905652, количество записей 8300);
- "Адресный реестр" (№ 0220007139, количество записей 440);
- "Регистрация и контроль писем" (№ 0220108085, количество записей 9317);
- "Учет договоров приватизированного жилья" (количество записей 140000);
- "Картотека ЗАГС";
- социальные пособия, выплаты, компенсации;
- выбросы вредных веществ в атмосферу (около 5000 источников выбросов, 250 веществ), "Родники"
и другие базы.
Вся информация в автоматизированной информационной системе защищена системой "ключей" и паролей и по степени доступа делится на:
- открытую,
- с ограниченным доступом,
- закрытую,
- засекреченную (закодированную).
Разработаны электронные карты - схемы г. Калуги со следующими базовыми слоями:
- границы города, муниципального образования, округов, сельсоветов;
- кварталы;
- дороги;
- гидрография;
- здания;
- улицы;
тематическими слоями:
- электрические подстанции;
- санитарно-защитные зоны;
- зоны градостроительной ценности;
- автозаправочные станции;
- остановки маршрутного транспорта.
Большая работа проделана по оценке экологического состояния окружающей среды с созданием более 100 тематических слоев, в том числе:
- радиационный фон;
- радон;
- загрязнение почв: суммарное, свинцом, никелем и др.;
- загрязнение атмосферы: двуокисью азота, СО, свинцом и др.;
- состояние биологических объектов (по результатам биомониторинга);
- детская заболеваемость;
- родники.
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Муниципальную географическую систему города (МГИС) можно определить как комплекс организационно-технологических методов и средств сбора, хранения, обработки, издания и использования пространственно-привязанных данных о городской среде (земле, зданиях, сооружениях, инженерных коммуникациях, растительности и т.д.), их экономическом и правовом состоянии и хозяйственном использовании.
Основой этой системы является топографо-геодезический комплекс данных, который обеспечивает единую связь между объектами среды. На основе этой базовой информации система будет поддерживать социально-экономический и экологический мониторинг.
Построение такой системы возможно только на современном уровне с применением комплексных компьютеризированных информационных технологий, созданием реальных систем банков данных и знаний.
Основными методами, обеспечивающими сокращение сроков и затрат, а также консолидацию ресурсов всех заинтересованных сторон при создании МГИС, являются:
- создание общегородской унифицированной технологии путем принятия нормативов, обеспечивающих создание и ведение единой системы цифровых пространственных данных, классификаторов и описаний объектов и субъектов территории и геокодирования;
- применение единой технологической среды для разработки различных функциональных подсистем для органов управления и муниципальных предприятий города, а также, по согласованию, для иных органов управления;
- первичное формирование информационных ресурсов системы путем интеграции информации, накопленной в тематических кадастрах, а также других городских и отраслевых информационных системах;
- организация одновременного сбора всего комплекса информации (характеристик) об объекте/субъекте при проведении учетных операций (регистрация, инвентаризация и др.).
Методом обеспечения эффективного функционирования и развития МГИС является формирование правовой и нормативно-технической базы обеспечивающей:
- закрепление за каждым органом управления прав, обязанностей и ответственности за сбор и ввод в систему информации о конкретных характеристиках объекта/субъекта в соответствии с его компетенцией;
- взаимный информационный обмен накопленной в системе информацией с государственными и отраслевыми тематическими кадастровыми системами, а также информационными системами иных органов управления и организаций в соответствии с их компетенцией, в согласованных регламентах и форматах, оговоренных соответствующими нормативными актами;
- защиту интересов и информационную безопасность пользователей системы, граждан, общества и государства;
- консолидацию ресурсов всех заинтересованных сторон и привлечение внебюджетных инвестиций для создания МГИС;
- функционирование в Городской Управе единой информационной службы, обеспечивающей хранение и защиту информации, а также организацию информационного обмена между всеми заинтересованными органами управления;
- сопровождение и развитие геоинформационных технологий и систем коллективного пользования, общегородской унифицированной технологии в соответствии с вновь принятыми нормативными правовыми актами, государственными стандартами, материалами изысканий и съемок, а также потребностями новых пользователей системы;
- формирование организационно-экономического механизма финансирования работ по развитию системы за счет оказания услуг организациям и населению города (в т.ч. на льготных условиях для определенных категорий граждан).
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
В Городской Управе, равно как и в Городской Думе, остро назрела необходимость эффективного отслеживания работы структурных подразделений и движения документов между ними. Время формирования какого-либо документа, будь то постановление или распоряжение, зачастую затягивается на месяцы. На поиски нужного документа уходят драгоценные минуты или часы рабочего времени.
От того, как организован документооборот в Городской Управе, зависит эффективность работы Управы в целом. На качество управления влияют такие факторы, как оперативность и качество формирования документов, приема-передачи информации, согласованность работы служб, четкая организация хранения, поиска и использования документов.
Таким образом, напрашивается необходимость автоматизации процесса документооборота.
В настоящее время в Городской Управе действует положение "О регламенте эксплуатации электронной почты". К серверу удаленного доступа подключены 25 удаленных пользователей, которые имеют доступ к серверу электронной почты и нормативно-правовым базам.
Базы данных, которые могут быть включены в систему электронного документооборота и ведутся в настоящее время разрозненно, следующие: адресный реестр, контроль исполнения писем организаций, контроль обращений по земельным вопросам. Кроме того, в структурных подразделениях остро стоит вопрос о доступе к нормативно-правовым базам Городской Управы и Думы.
Основными целями автоматизации документооборота являются:
- повышение надежности принятия решений за счет полноты предоставляемой информации;
- ужесточение контроля исполнения документов и поручений руководства;
- сокращение времени поиска и прохождения документов по структурным подразделениям;
- исключение утери документов и сокращение числа ошибок при обработке больших потоков документов;
- получение оперативной статистической информации о документах, заданиях и поручениях и исполнителях.
Возможны два пути автоматизации документооборота:
1) разработка технического задания и поручение подрядчику изготовления системы на основе готовых решений;
2) закупка готового решения, максимально приближенного к условиям установленного делопроизводства.
В обоих случаях для внедрения системы необходимо пройти несколько этапов.
1 этап - выяснение потоков документов. На данном этапе анализируется движение документов - от поступления заявок до выхода постановлений, решений или ответов. Выясняются ответственные исполнители на пути движения документа. Вырабатываются инструкции.
2 этап - разработка нормативной базы по движению и хранению документов. На этом этапе формируется пакет документов, устанавливающих права и обязанности каждого участника документооборота.
3 этап - поэтапное развертывание рабочих мест в структурных подразделениях. Определяется последовательность подключения рабочих мест. На этом этапе выбирается телекоммуникационная среда для осуществления электронного обмена документами.
В конечном итоге предусмотрена установка автоматизированных рабочих мест каждому исполнителю. Установленные рабочие места должны удовлетворять также потребности муниципальной геоинформационной системы (МГИС).
ВЫВОДЫ
Учитывая вышесказанное, Перечень системных мероприятий Программы (Приложение № 3) включает следующие направления работ:
- создание общегородской унифицированной технологии комплексного территориального кадастра;
- формирование базовых информационных ресурсов системы и организация информационного обмена с тематическими кадастровыми системами;
- создание функциональных подсистем для подразделений Городской Управы;
- организационно-правовое обеспечение работ;
- обеспечение информационной безопасности;
- создание подсистемы электронного документооборота;
- капитальные вложения (приобретение оргтехники, каналов связи);
- формирование экономического механизма самофинансирования кадастровых работ;
- подготовка кадров.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная Программа была представлена на конкурс Минэкономразвития России в рамках программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и была признана победителем. Финансирование из Федерального бюджета победителей планируется с 2004 года.
Перечень системных мероприятий Программы с указанием необходимых объемов финансовых средств и источников финансирования, а также Сводная потребность в финансовых ресурсах по источникам финансирования приведены соответственно в Приложении № 3.
Исходя из межведомственного характера задач, решаемых Программой, ее реализация требует консолидации ресурсов не только города Калуги, но и бюджета Калужской области, Комитета по земельным ресурсам и землепользованию по Калужской области, УЮ "Калужский регистрационный центр", ГУП "Бюро оценки и технической инвентаризации", городского экологического фонда, а также привлечения внебюджетных средств предприятий ЖКХ и других организаций города в объеме 5,760 млн. руб.
Из средств бюджета г. Калуги: 4,165 млн. руб., в т.ч. по годам:
2003 г. - 2,584 млн. руб.;
2004 г. - 1,115 млн. руб.;
2005 г. - 0,376 млн. руб.;
2006 г. - 0,90 млн. руб.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ
Организация и координация работ по Программе возлагается на Координационный совет при Городском Голове г. Калуги (далее - "Координационный Совет").
Оперативный контроль за исполнением Программы возлагается на Комитет по планированию развития города.
В связи с межведомственным характером финансирования Программы для организации контроля за исполнением средств в соответствии с Генеральным соглашением от 24.04.2000 № 2/ГИС создан наблюдательный совет, формируемый из уполномоченных представителей органов управления и организаций, участвующих в финансировании проекта.
Ежеквартально Координационный Совет рассматривает и представляет отчет о ходе реализации Программы Городскому Голове и Председателю Городской Думы города Калуги и Наблюдательному Совету.
Основными исполнителями работ являются организации г. Калуги и области:
- центр информационных технологий (ЦИТ) - организация, создаваемая на конкурсной основе для обеспечения работ по разработке унифицированной технологии комплексного территориального кадастра, а в последующем ее сопровождению и развитию в соответствии с изменением законодательства и появлением новых потребностей у организаций-пользователей;
- научно-производственная фирма "Эверест", являющаяся признанным лидером в регионе по внедрению систем электронного документооборота и поставщиком вычислительной техники;
- Обнинский информационный центр (ОГИЦ) привлекается в качестве соисполнителя-проектировщика функциональных подсистем для нужд подразделений Городской Управы на основе опыта, накопленного при создании и развитии МГИС г. Обнинска;
- организацию аэрофотосъемки города и проведения работ по трансформированию растров с целью актуализации ранее созданной системы цифровых пространственных данных города планируется поручить Производственному кооперативу "ГЕО";
- проектно-изыскательские организации, в т.ч. являющиеся членами ГИС-секции Региональной Ассоциации "КалугаИнформЕдинство" (МП Геолого-геодезическая служба г. Калуги, ОАО КалугаТИСИЗ, ФГУП Гипрозем, ГУП Калугаавтодорпроект и др.), для проведения работ по инвентаризации и изысканиям, а также разработки соответствующих функциональных (отраслевых) подсистем на основе общегородской унифицированной технологии;
- КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана как базовая организация для подготовки и повышения квалификации кадров.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рассчитать точные цифровые показатели эффективности практически не представляется возможным из-за сложных взаимно влияющих связей. Однако, основываясь на практическом опыте создания подобных систем в городах Обнинск и Таганрог, можно указать следующие источники получения социально-экономических эффектов от реализации Программы (дополнительно приведены экспертные оценки специалистов ОГИЦ):
1. Повышение эффективности использования муниципальной собственности (в 1,5-2 раза).
2. Рост доходов бюджета города в части налогов и сборов с имущества и платежей за землю (в 6-8 раз).
3. Сокращение затрат на создание и эксплуатацию в городе тематических государственных и отраслевых кадастровых систем (в 3 раза).
4. Повышение собираемости жилищно-коммунальных платежей (до 95%).
5. Создание информационно-технологического базиса для:
- реализации программы энергоресурсосбережения (оперативный контроль утечек, протечек, планово-предупредительных ремонтов, мероприятий по подготовке к зимнему периоду и т.д.);
- реформирования ЖКХ города, в т.ч. за счет обеспечения оперативной оценки эффективности использования производственных фондов и материальных ресурсов и привлечения внебюджетных инвестиций;
- анализа эффективности затрат на ремонт городской дорожной сети (ответственные, подрядчики, исполнение сроков гарантии и т.д.).
6. Организация информационного обслуживания органов местного самоуправления округов, предприятий ЖКХ, предоставления дополнительных справочно-информационных услуг населению и предприятиям города.
7. Обеспечение информационной "открытости" деятельности Городской Управы, Городской Думы и предприятий ЖКХ для жителей города и тем самым реализация конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей в рамках существующего правового поля.
Приложение № 1
к целевой городской Программе
"Создание муниципальной информационной
системы (МИС) города Калуга"
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ
Базовые слои - слои МГИС, содержащие информацию об основных объектах территории (земельные участки; здания и сооружения; элементы инженерных коммуникаций; улицы и дороги; зеленые насаждения; гидрография; кварталы; административное деление), в привязке к единой системе цифровых пространственных данных, а также связанная с ними информация о правообладателях (владение, пользование, распоряжение). Данные слои используются всеми функциональными подсистемами МГИС для решения прикладных задач или формирования новых (производных) слоев.
Геоинформационная система - географическая информационная система, обеспечивающая сбор, хранение и обработку информации об объектах и субъектах территории в привязке к системе цифровых пространственных данных.
Геокодирование - процесс установления географического соответствия негеографических данных.
Государственные и отраслевые тематические кадастровые системы - геоинформационные системы, обеспечивающие публичный учет объектов и декларируемых прав на них только одного класса (например: Государственный земельный кадастр - земельные участки).
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (ФЗ - 24 "Об информации, информатизации и защите информации").
Информационные ресурсы системы (геоинформационной) - геоинформационные системы включают два класса информационных ресурсов: система фактографической базы данных, содержащая описательную информацию о географических и негеографических объектах; и цифровые пространственные данные (цифровая модель пространства), характеризующиеся заданным уровнем сложности.
Комплексный территориальный кадастр - муниципальная геоинформационная система, интегрирующая в виде базовых слоев информацию тематических кадастров и обеспечивающая комплексный учет всех объектов и субъектов территории на единой электронной картографической основе.
Объекты территории - земельные участки; здания и сооружения; элементы инженерных коммуникаций; улицы и дороги; растительность (зеленые насаждения); гидрография (реки, ручьи, озера и т.д.).
Субъекты территории - население, субъекты хозяйственной деятельности (предприятия и частные предприниматели), общественные и некоммерческие организации, органы управления различных уровней.
Цифровые пространственные данные - данные об объектах окружающей среды, переведенные с помощью математических описаний в электронный вид.
Электронная карта - это не просто электронные копии карт, а цифровые пространственные данные с тесно связанной с ними описательной информацией о географических и негеографических объектах (см. информационные ресурсы системы).
Приложение № 2
к целевой городской Программе
"Создание муниципальной информационной
системы (МИС) города Калуга"
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ПРАВОВОЙ БАЗОЙ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КАДАСТРОВЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1. Гражданский, Земельный, Градостроительный и Налоговый кодексы.
2. Федеральные законы (ФЗ):
- "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ;
- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. № 154-ФЗ;
- "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
3. Постановления Правительства Российской Федерации:
- "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" от 04.12.2000 № 921;
- "О государственном учете жилищного фонда" от 13.10.1997 № 1301.
4. Законы Калужской области и постановления Законодательного Собрания Калужской области (НПА КО):
- "Об охране земельных ресурсов Калужской области" от 29.03.1999 № 5-ОЗ;
- "О Программе создания государственной автоматизированной системы Земельного кадастра Калужской области" от 27.02.1997 № 53;
- "О реестре государственной собственности Калужской области" от 25.06.1998 № 13-ОЗ.
5. Постановления Губернатора и Правительства Калужской области:
- "Об организации ведения государственного земельного кадастра и регистрации прав на земельные участки" от 12.11.1997 № 434;
- "О создании и ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной деятельности в Калужской области" от 24.11.1999 № 550;
- "О мероприятиях по созданию учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 30.06.1999 № 263;
- "Перечень мероприятий Правительства Калужской области по реализации концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ";
- "О государственной кадастровой оценке земель Калужской области" от 25.06.2001 № 124.
6. Постановления Городской Думы и Городской Управы:
- Постановление Городской Думы г. Калуги № 119 от 09.06.1998 "Об утверждении городской целевой Программы "Создание городской информационной системы";
- Постановление Городского Головы № 113-п от 30.03.01 "Об утверждении положения "О регламенте эксплуатации электронной почты";
- Распоряжение Городского Головы № 646-р от 19.02.01 "О странице Интернет Городской Управы".
Приложение № 3
к целевой городской Программе
"Создание муниципальной информационной
системы (МИС) города Калуга"
ПЕРЕЧЕНЬ СИСТЕМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Условные обозначения:
ГорБ - Бюджет города
ОГИЦ - Обнинский городской информационный центр
ЦИТ - Межведомственный муниципальный кадастровый центр
ОКЗ - Комитет по земельным ресурсам области
КУИ - Комитет по управлению имуществом
УГПС - Управление государственной противопожарной службы
КРЦ - Учреждение юстиции "Калужский регистрационный центр"
ПК ГЕО - Производственный кооператив "ГЕО"
Гуобр - городское Управление образования
КПРГ - Комитет по планированию развития города
ГОАрх - городское управление архитектуры и градостроительства
ОУАрх - областное управление архитектуры
1 - Кап
2 - НИОКР
3 - Прочие
Приложение № 4 к целевой городской Программе "Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга" "Схему локальной сети Городской Управы г. Калуги" см. первоисточник.