РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 31.08.2005 по делу № А23-3385/05А-14-436
Пени по авансовым платежам по единому социальному налогу могут быть взысканы только в том случае, если такие платежи исчисляются по итогам отчетного периода.
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2005 г. Дело № А23-3385/05А-14-436
(извлечение)
Открытое акционерное общество "В." (далее - общество "В.") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калужской области (далее - инспекция) о признании недействительным требования от 25.04.2005 об уплате пени в сумме 145181 руб. 92 коп., в т.ч. по налогу на добавленную стоимость - 4086 руб. 49 коп.
В процессе рассмотрения спора заявитель уточнил свои требования - просит суд признать недействительным указанное требование от 25.04.2005 частично по единому социальному налогу в Пенсионный Фонд РФ - 82511 руб. 96 коп., по единому социальному налогу в Федеральный Фонд ФОМС - 375 руб. 22 коп. и в территориальный Фонд в сумме 58208 руб. 25 коп., всего 141095 руб. 43 коп.
Заявитель в судебном заседании поддержал свои требования, мотивируя тем, что в нарушение ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в оспариваемом требовании не указаны сведения о сумме задолженности по налогу, сроки уплаты налога, процентная ставка пени, в связи с чем общество "В." было лишено возможности проверить правильность начисления пени. Из расчета пени, представленного в Арбитражный суд Калужской области, усматривается, что в части ЕСН расчет пени сделан с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации, - пени начислен на авансовые платежи.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, мотивируя тем, что в оспариваемой части требования от 25.04.2005 соответствуют закону.
Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что общество "В." состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калужской области. Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пени).
Согласно положениям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога признается направленным налогоплательщику письменным извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (п. 1).
Из материалов дела и пояснений представителей сторон в судебном заседании усматривается, что 25.04.2005 в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калужской области направлено в адрес общества "В." требование об уплате пени в сумме 145 тыс. 181 руб. 92 коп., в т.ч. по налогу на добавленную стоимость - 4 тыс. 086 руб. 49 коп., по единому социальному налогу в сумме 141 тыс. 095 руб. 43 коп.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности их начисления.
В оспариваемом требовании не указаны сведения о сумме задолженности по налогу, на который начислены пени, дата, с которой начисляются пени, и ставка пеней, т.е. данные, позволяющие убедиться в обоснованности их начисления. Из изложенного следует, что оспариваемое требование не соответствует ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из представленного в Арбитражный суд расчета пени по ЕСН усматривается, что пеня начисляется ежемесячно. Между тем, согласно ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из изложенного следует, что начисление пеней по ЕСН должно производиться только по итогам отчетных периодов, т.к. суммы авансовых платежей не являются окончательными и подлежат корректировке по итогам отчетных периодов. Данный вывод содержится в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указано, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 названного Кодекса.
Следовательно, пени по авансовым платежам могут быть взысканы только в том случае, если такие платежи исчисляются по итогам отчетного периода.
Налогоплательщик подводит итоги своей деятельности и определяет налоговую базу по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года, соответственно начисление налоговой инспекцией пеней, установленных статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей не основано на нормах налогового законодательства.
На основании изложенного заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать частично недействительным требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калужской области от 25.04.2005, направленное в адрес открытого акционерного общества "В.", в части уплаты пени по единому социальному налогу в сумме 141 тыс. 095 руб. 43 коп. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 по Калужской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "В.".
Возвратить обществу "В." из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 тыс. руб., уплаченную по платежному поручению от 12.07.2005.