Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 31.08.2005 по делу № А23-3248/05А-14-413
Пропуск срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2005 г. Дело № А23-3248/05А-14-413


(извлечение)

Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Износковский район" (далее - администрация) недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 671146 руб. за 1999-2002 годы (1999 г. - 92775 руб., 2000 г. - 146030 руб., 2001 г. - 95073 руб., 2002 г. - 385068 руб.) и пени в сумме 573721 руб. за период с 25.01.2000 по 14.07.2005, всего в сумме 1244867 руб.
В процессе рассмотрения спора заявитель увеличил размер заявленных требований до 1306049 руб. в связи с перерасчетом пени по состоянию на 31.07.2005 (634903 руб.).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.
Ответчик заявленные требования признал частично, мотивируя тем, что часть взносов им перечислялась по устной договоренности между Главой администрации Ш. и исполнительным директором Юхновского фонда ОМС Т. о перечислении средств, минуя г. Юхнов, сразу на счет ЦРБ в Износках, открытый для расходов в системе медицинского страхования, так как больница в них остро нуждалась из-за хронического их отсутствия (в то время выплата заработной платы работника всей бюджетной сфере в районе задерживалась от 2 до 3 месяцев).
Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании судом усматривается, что:
в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 1499-1) местная администрация является страхователем для неработающих граждан.
В соответствии со статьей 17 Закона № 1499-1 платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
Из изложенного следует, что администрация является плательщиком страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население в силу прямого указания закона.
По результатам проверки администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования фондом составлен акт от 26.10.2001. Согласно этому документу задолженность по платежам, образовавшаяся за проверяемый период, составляет 238805 рублей. На указанную сумму начислены 91973 руб. 83 коп. пеней. Администрации предложено в десятидневный срок перечислить сумму недоимки и пеней в добровольном порядке.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 № 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года", а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения от 24.02.1993 по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 № 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001" между ФОМС и администрацией от 28.03.2002 было заключено соглашение об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения ФОМС предоставляет рассрочку погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения 238805 рублей, 91974 рубля по пеням до 1 января 2004 года.
В соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения администрация обязана обеспечить погашение задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленных пеней равными частями и в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности.
Поскольку администрацией были нарушены сроки графика погашения задолженности, соглашение расторгнуто в одностороннем порядке письмом ФОМС от 26.11.2003.
Кроме того, актами проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 25.11.2004; от 18.04.2005 произведены доначисления на задолженность, установленную соглашением, образовавшуюся в период с 01.01.2001 по 31.12.2004 из-за несвоевременного и неполного внесения страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения администрацией.
Таким образом, задолженность по платежам администрации составляет:

   ------T---------------T-----------------T------------T------------¬

¦ Год ¦ Размер ¦Сумма, фактически¦ Сумма ¦Пени (руб.) ¦
¦ ¦установленного ¦ перечисленная ¦ недоимки ¦ ¦
¦ ¦платежа в год ¦ (руб.) ¦ (руб.) ¦ ¦
¦ ¦ (руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦1999 ¦ 206475¦ 113700¦ 92775¦ 2476,01¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦2000 ¦ 730000¦ 583970¦ 146030¦ 89506,82¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦2001 ¦ 947000¦ 851927¦ 95073¦ 92688 ¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦2002 ¦ 1718000¦ 1332932¦ 385068¦ 133953 ¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦2003 ¦ ¦ 47800¦ ¦ 143655 ¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦2004 ¦ ¦ ¦ ¦ 111451 ¦
+-----+---------------+-----------------+------------+------------+
¦Итого¦ ¦ ¦ 671146¦ 573721 ¦
L-----+---------------+-----------------+------------+-------------


Неуплата администрацией задолженности и пеней послужила основанием для обращения ФОМС в Арбитражный суд.
Согласно Положению "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный Фонды обязательного медицинского страхования" (п. 5) органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Об этом же сказано и в п. 13 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018.
Таким образом, срок уплаты страховых взносов ответчиком за 1999 год наступил 25.12.1999; за 2000 г. - 25.12.2000, за 2001 г. - 25.12.2001, за 2002 г. - 25.12.2002.
Все споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, удержания пени, взыскания недоимок и применения финансовых санкций разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика подается в Арбитражный суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. Положения данной нормы применяются также при взыскании пеней - п. 11 ст. 48 НК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ № 1499-1 от 28.06.1991 имеет название "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

Поскольку форма требования для фондов законом не установлена, суд считает, что акт от 25.11.2004 и акт от 18.04.2005 являются одновременно и требованием об уплате недоимки и пени, поскольку в указанных актах ответчику предлагается в соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан на территории РФ" перечислить в 15-дневный срок задолженность, к актам приложены расчеты недоимки и пени.
Согласно п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению; в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к налогоплательщику. При исчислении срока взыскания недоимки и пеней суд учитывает суммарный срок - срок на направление требования и срок на обращения в суд с иском о взыскании недоимки и пеней в судебном порядке.
Исковое заявление направлено в Арбитражный суд 07.07.2005 после того, как срок взыскания недоимки за 1999-2002 годы истек, исходя из следующего:
установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требований об уплате недоимки истек за 1999 г. - 26.03.2000, за 2000 г. - 26.03.2001, за 2001 г. - 26.03.2002, за 2002 г. - 25.03.2003 (с учетом срока уплаты взносов).
Фактически требование было направлено спустя два года.
Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться по истечении 15 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования.
Поскольку заявление было предъявлено в суд за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено.
Поскольку пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, суд считает, что срок на взыскание пени по взносам в ФОМС истек одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Довод ФОМС, что порядок взыскания платежей во внебюджетные фонды налоговым законодательством не регулируется, т.к. данные платежи к налогам не относятся и их уплата регулируется специальным законодательством, судом во внимание не принимается, т.к. в связи с вышеизложенным противоречит закону.
На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленного Калужским областным фондом обязательного медицинского страхования требования о взыскании с администрации муниципального образования "Износковский район" недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, всего в сумме 1306049 руб., отказать.

Судья Арбитражного суда
Калужской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru