Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 368 от 22.11.2004
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 ноября 2004 г. № 368

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА


В целях развития рынка страховых услуг в Калужской области, руководствуясь Концепцией развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 1361-р, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию развития страхования в Калужской области на период до 2007 года (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области принять участие в осуществлении мероприятий Концепции развития страхования в Калужской области на период до 2007 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра экономического развития Калужской области Любимова Н.В.


Губернатор области
А.Д.Артамонов



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 22 ноября 2004 г. № 368

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА


Введение

Концепция развития страхования в Калужской области на период до 2007 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс правовых, финансовых, организационных, информационных и иных мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти Калужской области во взаимодействии с органами местного самоуправления области, организациями, заинтересованными в развитии страхования и повышении эффективности функционирования экономики области.
По своей природе страхование - это инструмент, обеспечивающий экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения.
Страховая деятельность представляет собой также источник долгосрочных стабильных инвестиционных ресурсов. В большинстве промышленно развитых стран значительную часть инвестиций в реальный сектор экономики осуществляют именно страховые компании, которые имеют возможность накапливать значительные объемы страховых резервов.
Несмотря на положительные тенденции в развитии страхования, его доля в экономике области пока недостаточно велика. Доля собранных страховых премий в валовом региональном продукте области составляет около 1%. В валовом внутреннем продукте России удельный вес страховых премий в 2003 году составил около 5%. В развитых странах Европы доля страховых премий в ВВП находится в пределах 7-8%, но при этом их валовой внутренний продукт намного превышает российский. Препятствует развитию страхования следующее:
- недостаточный уровень спроса на страховые услуги (по оценкам Министерства финансов Российской Федерации в настоящее время более 80 процентов собственников промышленных и иных предприятий не имеют страховой защиты);
- отсутствие четкой направленности в государственной политике развития страхования, что мешает гражданам и организациям рассчитывать на страхование как на механизм защиты своих интересов;
- низкая осведомленность населения об особенностях страховой деятельности.
Основной целью настоящей Концепции является развитие страхования в Калужской области посредством организации деятельности органов исполнительной власти области, направленной на преодоление упомянутых препятствий в развитии страхования, обеспечение страховой защиты имущественных интересов области и увеличение доли средств от страхования в валовом региональном продукте.

1. Характеристика страхового рынка
Калужской области

На территории области зарегистрированы 4 страховые организации, имеющие лицензию Министерства финансов Российской Федерации на осуществление некоторых видов добровольного страхования, обязательного медицинского страхования и перестрахования. В 2003 году произошла реорганизация ОАО "РОСГОССТРАХ", в соответствии с которой прекратило свою деятельность дочернее страховое открытое акционерное общество "РОСГОССТРАХ-КАЛУГА". Сейчас на территории области действует Калужский филиал ООО "РОСГОССТРАХ-Центр".
В течение 2003 года уставный капитал страховых организаций, зарегистрированных на территории области, продолжал расти и достиг 47,3 млн. рублей. Средний размер уставного капитала вырос почти в 2 раза и составил 11,8 млн. рублей. Следует отметить, что из 4 страховых организаций 2 организации (ООО "Страховая компания "Вита" и ООО "Микора-Ре"), уставный капитал которых соответственно - 7,02 и 40 млн. руб., фактически осуществляют свою деятельность на территории г. Москвы. В оставшихся двух страховых организациях (ЗАО "Протва" и "Калужская промышленная медицинская страховая компания") деятельность по предоставлению услуг страхования практически не ведется.
В Калужской области действуют 18 филиалов и представительств страховых организаций, зарегистрированных в других регионах. Филиалами представлены: "Альфа-страхование"; "Виктория"; "Военно-страховая компания"; "ЖАСО"; "Ингосстрах"; "МАКС"; "МАКС-М"; "РОСГОССТРАХ-Центр"; "РОСНО", "РОСНО-МС"; "Русская страховая транспортная компания"; "Трансгарант"; "Энергогарант"; страховые группы "УралСиб", "Спасские ворота".
Большинство территориальных подразделений страховых организаций осуществляют все виды страхования, 3 - исключительно обязательное медицинское страхование.
Емкость областного рынка страхования незначительна. Общий объем страховой премии, собранный страховщиками по договорам страхования, сострахования и перестрахования в Центральном федеральном округе, составляет (без обязательного медицинского страхования) 252034 млн. руб. Аналогичный показатель в Калужской области равен 348,3 млн. руб. Доля Калужской области в страховом рынке Центрального федерального округа - 0,14%. Такой показатель характерен для большинства регионов, входящих в Центральный федеральный округ, за исключением Москвы и Московской области (90,18% и 6,47% соответственно).
В 2003 году объем страховой премии с учетом обязательного медицинского страхования составил по области 525,9 млн. руб. Доля обязательного медицинского страхования в суммарной страховой премии - 33,8% (177,6 млн. руб.). Доля видов страхования в общем объеме страховой премии (без медицинского страхования) следующая:
- страхование жизни - 4,69% (16,3 млн. руб.);
- личное страхование (кроме страхования жизни) - 6,97% (24,3 млн. руб.);
- имущественное страхование - 48,03% (167,3 млн. руб.);
- страхование ответственности - 3,78% (13,2 млн. руб.);
- обязательное личное страхование пассажиров - 0,79% (2,7 млн. руб.);
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 35,74% (124,4 млн. руб.).
Общий коэффициент выплат (соотношение сумм выплат и собранных страховых премий) составил по области в целом 18,29%. Наиболее высокие показатели по Центральному федеральному округу в Москве, Московской, Ивановской, Ярославской и Владимирской областях - соответственно 69,32%; 54,55%; 46,91%; 39,82%; 32,13%.
В Калужской области коэффициенты выплат по видам страхования выглядят следующим образом:
- страхование жизни - 149% (выплаты превышают взносы);
- личное страхование (кроме страхования жизни) - 37%;
- имущественное страхование - 14%;
- страхование ответственности - 20%;
- обязательное личное страхование пассажиров - 0,18%;
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 4%.
Экономический подъем и замедление инфляции в 2003 году способствовали росту реальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 7,1%, а реальная начисленная заработная плата - на 12,9%. Уровень сбережений в 2003 году составил 17% валового регионального продукта и вырос за год на 2%.
Прослеживаемая на протяжении последних лет тенденция к увеличению доходов населения способствовала росту предпочтений населения к организованным сбережениям. На 01.07.2004 объем депозитов физических лиц составил 8386,4 млн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41%.
Рост сбережений говорит о том, что потенциальные клиенты страховых организаций сейчас не только удовлетворяют свои текущие потребности, но и имеют возможность откладывать средства на будущее. Поэтому налицо более благоприятные, чем прежде, предпосылки для расширения операций по долгосрочному накопительному страхованию.
В странах с развитым страховым рынком расходы граждан на страхование составляют до 10%-15% от доходов. В 2003 году доходы населения области возросли до 39 млрд. рублей, то есть потенциальные страховые возможности этого сегмента страхового рынка оцениваются в сумме 4,0-6,0 млрд. рублей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации организации в процессе налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, к числу которых относятся страховые взносы по добровольному страхованию транспорта, основных средств производственного назначения, грузов, рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, и по иным видам добровольного страхования, предусмотренным ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации. Доля прочих затрат в общих расходах крупных и средних организаций области составила в 2002 году 12%. Если предположить, что расходы организаций на добровольное страхование имущества составят половину прочих затрат, то потенциальная емкость рынка имущественного страхования составит около 2,5 млрд. рублей.
Кроме того, в состав произведенных расходов организаций в целях налогообложения включаются расходы на оплату труда. К расходам на оплату труда относятся в числе прочих платежи (взносы) на долгосрочное страхование жизни работников (при определенных Налоговым кодексом Российской Федерации условиях), пенсионное страхование и (или) негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное личное страхование. По расчетам, эта сумма может составить до 2,8 млрд. рублей.
Таким образом, потенциальную емкость страхового рынка области можно оценить в 10 млрд. рублей.

2. Основные задачи Концепции

В целях дальнейшего развития страхования в Калужской области необходимо решение следующих задач:
1) совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области с субъектами страхового дела и органом страхового надзора по решению общих задач развития страхования;
2) определение потребностей области в страховой защите и наиболее значимых видов страхования;
3) стимулирование привлечения инвестиций в экономику области;
4) информационное обеспечение страхования.

3. Взаимодействие органов исполнительной власти области
с субъектами страхового дела и органом
страхового надзора

Органы исполнительной власти области в рамках реализации мероприятий по развитию страхования должны постоянно взаимодействовать с представителями страхового сообщества. Субъекты страхового дела наиболее компетентны в специфических вопросах страхования. Их мнение должно учитываться при принятии соответствующих решений органов исполнительной власти области.
Для получения достоверной оперативной информации о рынке страховых услуг области и функционирующих на нем субъектах страхового дела, а также реализации интересов области при принятии решений органами государственной власти Российской Федерации, регулирующими страховую деятельность, целесообразно осуществлять взаимодействие с Федеральной службой страхового надзора.
Отбор страховых организаций, осуществляющих отдельные виды страхования с привлечением средств областного бюджета, необходимо проводить на конкурсной основе.
При осуществлении отбора следует обеспечить равные конкурентные условия для всех страховых организаций, претендующих на участие в реализации областных проектов, связанных со страховой защитой имущественных интересов области и развитием страхования.
Необходимо разработать систему индикаторов, позволяющую объективно определить возможности страховых организаций по выполнению государственного заказа Калужской области.

4. Потребности в страховой защите

4.1. Развитие страхования государственного имущества,
находящегося в собственности Калужской области

Основные цели страхования государственного имущества, находящегося в собственности Калужской области:
- обеспечение защиты имущественных интересов Калужской области в случае повреждения или утраты имущества вследствие наступления различных событий;
- создание экономического механизма восстановления поврежденного или уничтоженного имущества за счет страховых резервов;
- обеспечение гарантий своевременного и полного возмещения имущественных потерь, связанных с повреждением или уничтожением имущества вследствие наступления страховых случаев;
- уменьшение убытков вследствие наступления страховых случаев.
Страхованию подлежат объекты недвижимого и движимого имущества, являющиеся собственностью Калужской области (далее - имущество).

4.2. Государственное страхование государственных служащих
Калужской области на случай причинения вреда
жизни и здоровью

Во исполнение Закона Калужской области от 03.06.99 № 19-ОЗ "О государственной службе Калужской области" необходимо организовать обязательное государственное страхование государственных служащих Калужской области на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением ими должностных обязанностей (далее по тексту - страхование госслужащих).

4.3. Страхование жилищного фонда Калужской области
и общего имущества кондоминиумов

В ходе осуществления жилищной реформы приватизировано 35% общего жилищного фонда Калужской области (далее - жилищного фонда) общей площадью 7499 тыс. кв. м. Всего в частной собственности граждан находится 59% общего жилищного фонда. При этом большая часть домов, за исключением домов жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов, кондоминиумов и т.д., несмотря на наличие в них частных квартир, находятся в муниципальной или государственной собственности. Полностью в муниципальной и государственной собственности находится 32% и 4% жилищного фонда соответственно. Эти доли жилищного фонда сдаются в наем (аренду) жителям области.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственник несет бремя, связанное с содержанием принадлежащего ему имущества, а также риском его случайной гибели или случайного повреждения.
Таким образом, обслуживание и ремонт находящихся в частной собственности жилых помещений, в том числе и приватизированных, осуществляется за счет их собственников.
При этом собственники квартир обеспечивают также частичное возмещение издержек по эксплуатации и ремонту домов (оплата жилья).
Наниматели жилых помещений, частично оплачивая издержки по эксплуатации и ремонту домов, производят также частичное возмещение затрат наймодателя по эксплуатации и ремонту занимаемых помещений (плата за наем).
В случае повреждения в результате стихийного бедствия или чрезвычайного события жилого помещения, находящегося в частной собственности, имущественные потери могут быть компенсированы самим собственником квартиры, а повреждения домов (общего имущества кондоминиумов) и квартир, занятых по договору найма, - собственником кондоминиума.
В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР граждане (наниматели и собственники), жилище которых в результате стихийного бедствия (удара молнии, землетрясения и т.д.) стало непригодным для проживания (уничтожено), имеют право на внеочередное предоставление другого жилого помещения взамен утраченного.
При этом в соответствии с действующим законодательством собственник государственного и муниципального жилищного фонда свободен от обязательств перед гражданами-собственниками квартир по их замене в случае уничтожения в результате чрезвычайных событий (пожары, взрывы газа, используемого для бытовых нужд, залития водой в результате неисправности водопроводных сетей и т.д.), не подпадающих под понятие "стихийного бедствия".
Несмотря на это, органы государственной власти и местного самоуправления в связи с отсутствием рыночного механизма гарантий на случай уничтожения жилья, находящегося в собственности граждан, вынуждены принимать решения о его замене, идя на существенные бюджетные затраты, предоставляя жилые помещения, предназначенные для очередников.
Целесообразность использования страхования как наиболее эффективного инструмента для возмещения имущественных потерь при повреждении или уничтожении жилищного фонда определяется следующими факторами:
- создание экономического механизма обеспечения жилищных прав граждан при уничтожении или повреждении жилья в результате стихийных бедствий или чрезвычайных событий;
- гарантиями своевременного и полного возмещения имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении жилья;
- возможностью привлечения средств населения и иных внебюджетных источников для возмещения ущерба жилищному фонду области при наступлении стихийных бедствий или чрезвычайных событий;
- диверсификация ущерба, нанесенного жилью отдельных его владельцев и пользователей, участвующих в страховании, между всеми страхователями, что позволяет существенно смягчить тяжесть расходов по компенсации ущерба для каждого владельца и пользователя жилья;
- возможностью инвестирования средств фонда предупредительных мероприятий в жилищную сферу на цели ремонта, реконструкции и строительства жилья.
В соответствии с действующим законодательством организация страховой защиты жилищного фонда может осуществляться только в добровольной форме.

4.4. Страхование инвестиций

Отсутствие полноценной системы страхования инвестиций становится в настоящее время фактором, сдерживающим реализацию многих крупных инвестиционных проектов. В значительной степени осложняет работу с инвестиционными институтами и увеличивает стоимость привлекаемых ресурсов отсутствие конкретных механизмов по использованию потенциала страховых компаний для страховой защиты инвестиций.
Целесообразно также расширение взаимодействия страховых компаний с кредитными организациями, инвестиционными фондами и другими организациями, аккумулирующими привлеченные ресурсы.
В первую очередь, развитие страхования может сделать более доступным и дешевым такой источник инвестиций, как банковские кредиты, поскольку величина процентной ставки за пользование кредитом формируется исходя из оценки платежеспособности заемщика и возможных рисков, которые несет кредитная организация.
В целях обеспечения эффективности использования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов, необходимо осуществлять страхование рисков, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ, ответственностью в период проведения пусконаладочных работ.

4.5. Экологическое страхование

Термин "экологическое страхование" определен Модельным законом об экологическом страховании (об организации страхового дела в сфере защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от воздействия загрязненной окружающей природной среды), принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 13.06.2000 № 15-6, и означает страхование гражданской ответственности за причинение убытков, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды. Согласно данному Модельному закону объектами экологического страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением предприятием, организацией, учреждением, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей природной среды, вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, причиненного аварийным загрязнением окружающей природной среды.

4.5.1. Обязательное экологическое страхование

При осуществлении обязательного экологического страхования речь идет исключительно об опасных производственных объектах, исчерпывающий перечень которых и обязанность страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии установлены Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Существующая система позволяет значительно уменьшить затраты промышленных предприятий на возмещение ущерба, т.к. собираемая страховщиками страховая премия значительно меньше возможных затрат предприятий на устранение последствий аварий, которые могли бы произойти в случае аварии.
Однако система обязательного страхования ответственности промышленных предприятий, предусмотренная указанным Федеральным законом, не гарантирует возмещения третьим лицам убытков, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды, произошедшим по вине неустановленной или незастрахованной организации.
В таких случаях целесообразно создание на территории области в соответствии с действующим законодательством гарантийных фондов.
С целью развития обязательного экологического страхования целесообразно создание в соответствии с действующим законодательством экологических фондов в виде целевых бюджетных фондов, что предусмотрено Законом Калужской области от 01.07.2004 № 328-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Калужской области" в рамках финансирования субъектов природоохранной деятельности в Калужской области.

4.5.2. Добровольное экологическое страхование

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить за это плату.
Виды негативного воздействия, размеры и порядок определения платы установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" внесение упомянутой платы не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Страхование ответственности за вред, причиненный окружающей среде, направлено прежде всего на повышение эффективности устранения последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности, снижение риска возникновения и предотвращения аварийных ситуаций, в связи с чем может рассматриваться в качестве природоохранного мероприятия.

4.5.3. Повышение эффективности использования средств фонда
предупредительных мероприятий при экологическом страховании

Предупредить возникновение чрезвычайной ситуации помогает фонд предупредительных мероприятий, который страховые организации вправе формировать. Средства этого фонда используются на осуществление комплекса мер, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Затраты на проведение предупредительных мероприятий в 5-7 раз меньше потенциальной величины предотвращаемого с их помощью ущерба.
Однако трудности эффективного использования средств фонда предупредительных мероприятий заключаются в разрозненности действий и недостатке средств отдельных страховых организаций. Поскольку предупредительные мероприятия (установка специального оборудования, создание защитных сооружений) являются дорогостоящими, один страховщик не всегда в состоянии реализовать их в полном объеме. Поэтому в настоящее время предупредительные мероприятия используются недостаточно.
Для создания полноценного фонда предупредительных мероприятий, позволяющего осуществлять масштабную профилактику наступления страховых случаев, целесообразно, чтобы обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта осуществляло объединение страховщиков по договорам сострахования. Таким образом может быть создан фонд предупредительных мероприятий, позволяющий осуществлять профилактику в полном объеме.

4.6. Страхование урожая сельскохозяйственных культур

В Калужской области создана инфраструктура государственной поддержки для развития этого вида страхования в сфере агропромышленного комплекса. В соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2004 № 280 "Об утверждении порядка государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе Калужской области на 2004 год" государственная поддержка в 2004 году осуществляется в виде субсидий за счет средств областного бюджета для компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям для финансирования 30% страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14.07.97 № 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального бюджета предоставляются аналогичные субсидии для финансирования 50% страхового взноса по договору страхования урожая.
Однако на территории области страхование урожая не получило должного распространения. Основная причина видится в том, что до 2004 года мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве финансировались из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Для развития этого вида страхования среди сельскохозяйственных товаропроизводителей основное внимание необходимо уделять его пропаганде.

4.7. Страхование в социальной сфере

Развитие страхования в социальной сфере позволит решить проблему сокращения объема социальных гарантий населению Калужской области и, следовательно, снизит напряженность в социальной сфере.
Направлением деятельности органов исполнительной власти области в социальной сфере должно являться развитие добровольного медицинского страхования, пенсионного страхования, страхования жизни. В рамках указанной политики особое внимание следует уделить развитию добровольного медицинского страхования, что особенно важно в связи с уменьшением с 01.01.2005 части средств единого социального налога, поступающих на финансирование территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Прогноз на 2005 год показывает уменьшение средств с 668 млн. до 455,1 млн. руб. Очевидно, что в условиях уменьшения государственного финансирования здравоохранения необходимо часть средств для осуществления медицинского обслуживания граждан привлекать из внебюджетных источников, в т.ч. развивая добровольное медицинское страхование.

5. Инвестирование средств фондов предупредительных
мероприятий

Страховые организации являются частью инвестиционной системы общества. Их функции в обеспечении инвестиционного процесса заключаются в аккумулировании денежных средств населения и организаций в форме страховых резервов и фондов предупредительных мероприятий.
Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, значительно превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям создавать фонды предупредительных мероприятий и использовать их для финансирования инвестиционных программ и поддержки определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности с целью предупреждения несчастных случаев, утраты, повреждения имущества.
Учитывая, что страховой рынок области представлен в основном филиалами известных российских страховых организаций, органам исполнительной власти следует обсудить с ними вопросы наделения филиалов более широкими полномочиями в части распоряжения средствами фондов предупредительных мероприятий.

6. Информационное обеспечение страхования

Создание и развитие информационного обеспечения и информационного продвижения областного рынка страховых услуг должно быть организовано органами исполнительной власти области во взаимодействии с органами местного самоуправления и субъектами страхового дела.
Информационное продвижение страхования нацелено на решение следующих задач:
- предоставление информации о страховании как универсальном механизме защиты имущественных интересов физических и юридических лиц;
- создание положительного общественного мнения об институте страхования;
- пропаганда социально значимых видов страхования (добровольное медицинское страхование и страхование жизни).
Главная идея информационного обеспечения - формирование спроса на страховые услуги среди физических и юридических лиц за счет повышения уровня знаний о страховании.
Следует выделить следующие основные направления этой работы:
6.1. Для эффективного использования возможностей страхового рынка и с целью улучшения финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности организаций необходимо дать соответствующие знания руководителям предприятий, работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления путем проведения для них семинаров по эффективному использованию инструментов страхования.
6.2. Проведение мероприятий по повышению уровня страховой культуры деловых кругов и населения. С этой целью в региональных средствах массовой информации необходимо постоянное размещение материалов о роли и значении страхования как для населения, так и для предпринимателей, о состоянии отечественного и регионального страхового рынка, о зарубежной практике развития страхования. Также целесообразно: проводить заседания "круглых столов" совместно с общественными организациями Калужской области; участие страховых организаций в конференциях, семинарах, форумах, организованных органами власти. Позиционирование страхования не должно осуществляться от лица одной или нескольких страховых организаций. Важное место в позиционировании страхования следует уделить использованию социальной рекламы.
6.3. С целью укрепления доверия юридических и физических лиц к институту страхования необходимо уделять внимание пропаганде в печатных и электронных средствах массовой информации фактов страховых выплат, публикации итогов мониторинга, рейтинга страховых компаний.
6.4. Оказание содействия в подготовке кадров для страховых организаций по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Менеджмент", "Маркетинг" со специализацией "Страхование", "Математика страхового дела" как составной части специальности "Математические методы и исследование операций в экономике".

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации положений Концепции ожидается дальнейшее развитие рынка страхования в Калужской области.
За счет развития указанных выше видов страхования, повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти области со страховыми организациями произойдет дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых взносов и выплат. Увеличение объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику области.
Рост информированности потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, постепенное повышение уровня страховой культуры всех слоев населения будут способствовать росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу лиц страховой защиты.
Основной критерий, по которому можно оценить эффективность Концепции, - достижение на территории области среднероссийского уровня собранных страховых премий к валовому региональному продукту (4-5%).
План мероприятий по реализации Концепции развития страхования в Калужской области на период до 2007 года прилагается.



Приложение
к Концепции развития страхования
в Калужской области на период
до 2007 года

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2007 ГОДА


   ----T--------------------------------------T-----------T------------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦
¦п/п¦ ¦исполнения,¦ ¦
¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 1 ¦Разработка проекта соглашения о ¦ 2004 ¦Министерство ¦
¦ ¦взаимодействии между Правительством ¦ ¦экономического развития ¦
¦ ¦Калужской области и Федеральной ¦ ¦области ¦
¦ ¦службой страхового надзора ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 2 ¦Представление в министерство ¦ 2005 ¦Органы исполнительной ¦
¦ ¦экономического развития области ¦ ¦власти области ¦
¦ ¦предложений по составу имущества, ¦ ¦ ¦
¦ ¦находящегося в собственности ¦ ¦ ¦
¦ ¦Калужской области, которое необходимо ¦ ¦ ¦
¦ ¦страховать ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 3 ¦Подготовка и направление на ¦ 2005 ¦Министерство ¦
¦ ¦утверждение в Правительство Калужской ¦ ¦экономического развития ¦
¦ ¦области перечня имущества, ¦ ¦области ¦
¦ ¦находящегося в собственности ¦ ¦ ¦
¦ ¦Калужской области, которое подлежит ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхованию ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 4 ¦Разработка проекта нормативного ¦ 2005 ¦Министерство ¦
¦ ¦правового акта об обязательном ¦ ¦здравоохранения и ¦
¦ ¦государственном страховании ¦ ¦социального развития ¦
¦ ¦государственных служащих Калужской ¦ ¦области, министерство ¦
¦ ¦области на случай причинения вреда ¦ ¦финансов области ¦
¦ ¦здоровью и имуществу в связи с ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнением ими должностных ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 5 ¦Выработка предложений по страховой ¦ 2005 ¦Главное управление по ¦
¦ ¦защите от последствий чрезвычайных ¦ ¦делам гражданской ¦
¦ ¦ситуаций техногенного и природного ¦ ¦обороны и чрезвычайным ¦
¦ ¦характера ¦ ¦ситуациям при ¦
¦ ¦ ¦ ¦Правительстве области ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 6 ¦Выработка предложений по развитию ¦ 2006 ¦Министерство ¦
¦ ¦добровольного медицинского ¦ ¦здравоохранения и ¦
¦ ¦страхования на территории области ¦ ¦социального развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦области, министерство ¦
¦ ¦ ¦ ¦экономического развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦области ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 7 ¦Выработка предложений по ¦ежегодно ¦Министерство ¦
¦ ¦использованию средств фондов ¦ ¦экономического развития ¦
¦ ¦предупредительных мероприятий в ¦ ¦области, министерство ¦
¦ ¦интересах экономики области ¦ ¦финансов области ¦
+---+--------------------------------------+-----------+------------------------+
¦ 8 ¦Реализация мероприятий по ¦2005-2007 ¦Министерство ¦
¦ ¦информационному обеспечению ¦ ¦экономического развития ¦
¦ ¦страхования ¦ ¦области, субъекты ¦
¦ ¦ ¦ ¦страхового дела (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию), органы ¦
¦ ¦ ¦ ¦местного самоуправления ¦
¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦
L---+--------------------------------------+-----------+-------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru