Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2004 по делу № А23-1763/04А-5-119
Органам местного самоуправления запрещено принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 сентября 2004 г. Дело № А23-1763/04А-5-119


Резолютивная часть объявлена 25 августа 2004 г.
Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2004 г.

(извлечение)

Суд установил: Обнинским городским Собранием Калужской области принято решение от 21.06.2002 № 05-02 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2002 год", в соответствии с п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 9 приложения № 2 к которому установлены размеры базовых ставок арендной платы за землю на 2002 г.
Заместитель прокурора Калужской области обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим нормативного правового акта - п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 9 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2002 год", в которых установлены размеры базовых ставок арендной платы за землю на 2002 г.
В основание своих требований заявитель ссылается на то, что представительный орган местного самоуправления принял нормативный правовой акт, которым для хозяйствующих субъектов, арендующих земли одной и той же категории и осуществляющих одинаковые виды деятельности, установлены различные базовые ставки за аренду земельных участков, то есть созданы дискриминационные условия для деятельности ряда хозяйствующих субъектов, что ущемляет их интересы, ограничивает конкуренцию. По мнению заявителя, указанный нормативный правовой акт противоречит п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.
Обнинское городское Собрание Калужской области в отзыве по делу и его представители в судебном заседании заявленные требования признали, мотивируя это тем, что частично оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению ответчика, частично оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Федеральному закону от 14.12.2001 № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" с учетом письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.12.2001 № ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году".
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местных финансов, в том числе представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 8 Устава города Обнинска Калужской области представительным органом местного самоуправления является Обнинское городское Собрание.
В соответствии со ст. 2 Закона Калужской области от 25.07.1995 № 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области" нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Статьей 6 данного Закона предусмотрено, что нормативный правовой акт принимается соответствующим правотворческим органом, сфера его действия ограничивается территорией Калужской области или соответствующей территорией местного самоуправления.
Согласно ст. 21 указанного Закона решение - нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления или сходом граждан по вопросам, относящимся к их ведению.
Частично оспариваемый акт опубликован 9 июля 2002 г. в приложении "Вестник самоуправления" газеты "НГ-регион" № 8 г. Обнинска Калужской области.
Таким образом, частично оспариваемый правовой акт является нормативным актом, принят в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с п. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спор об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Как следует из статьи 7 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Системный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что орган местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 14.12.2001 № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 (статья 1). При этом данный Федеральный закон не ставит его применение в зависимость от дат заключения и срока действия конкретных договоров аренды земли.
Данная норма была продублирована Обнинским городским Собранием в оспариваемом нормативном правовом акте, однако с уточнением, что она распространяется на арендную плату для участков земли, находящихся в аренде по состоянию на 31.12.2001.
В результате этого хозяйствующие субъекты, имеющие торговые киоски на арендуемых землях, заключившие договоры аренды до 31.12.2001, должны были уплачивать арендную плату исходя из базовой ставки 2 тыс. 040 руб. за 1 кв. м в год (1 тыс. 020 руб. х коэффициент 2). Тогда как хозяйствующие субъекты, заключившие договоры аренды после вступления в силу решения Обнинского городского Собрания от 21.06.2002 № 05-02, должны были уплачивать арендную плату по ставке 1 тыс. 224 руб. за 1 кв. м в год (п. 1 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02).
Аналогичным образом установлены ставки арендной платы за землю для предприятий общественного питания: 157 руб. 24 коп. к 150 руб. (п. 9 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02).
Одновременно были установлены более высокие ставки арендной платы за землю для хозяйствующих субъектов, заключивших договоры аренды после вступления в силу решения Обнинского городского Собрания от 21.06.2002 № 05-02 и имеющих киоски для реализации периодических печатных изданий ("Союзпечать") (п. 3 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02), АЗС (п. 4 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02), павильоны автоуслуг и мойки (п. 5 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02), автостоянки (п. 6 приложения № 2 к решению от 21.06.2002 № 05-02), по отношению к хозяйствующим субъектам, заключившим договоры аренды земли до 31.12.2001: соответственно за 1 кв. м в год 120 руб. к 24 руб., 528 руб. к 105 руб. 60 коп., 300 руб. к 158 руб. 40 коп., 50 руб. к 7 руб. 20 коп.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления принял нормативный правовой акт, которым для хозяйствующих субъектов, арендующих земли одной и той же категории и осуществляющих одинаковые виды деятельности, установил различные базовые ставки за аренду земельных участков, то есть, создал дискриминационные условия для деятельности ряда хозяйствующих субъектов, ограничивающие конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности и конкуренцию.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный правовой акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного Арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что содержащееся в заявлении заместителя прокурора Калужской области требование о признании частично не действующим нормативного правового акта является правомерным и обоснованным.
Судом не принимается ссылка Обнинского городского Собрания на письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.12.2001 № ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", так как оно не является нормативным правовым актом, а представляет собой внутренний документ системы налоговых органов России, не регулирующий отношения, связанные с взиманием арендной платы.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 9 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания Калужской области от 21.06.2002 № 05-02 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2002 год", в которых установлены размеры базовых ставок арендной платы за землю на 2002 г., как не соответствующие п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".

Судья Арбитражного суда
Калужской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru