ЗАКОН Калужской области № 20-ОЗ от 22.03.2001
(ред. от 28.06.2004)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ СТУДЕНЧЕСТВА И СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ "СТУДЕНЧЕСТВО XXI ВЕКА"
(ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ № 64 ОТ 15.03.2001)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Весть", № 73, 27.03.2001.
Изменения, внесенные Законом Калужской области № 323-ОЗ от 28.06.2004, вступают в силу после официального опубликования.
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ
СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ СТУДЕНЧЕСТВА И
СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ "СТУДЕНЧЕСТВО XXI ВЕКА"
Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 15 марта 2001 г. № 64
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив "Студенчество XXI века" (прилагается).
Статья 2
Финансирование по мероприятиям указанной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г. Калуга
22 марта 2001 г.
№ 20-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 22 марта 2001 г. № 20-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ
СТУДЕНЧЕСТВА И СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
"СТУДЕНЧЕСТВО XXI ВЕКА"
Паспорт
областной целевой программы
поддержки социально незащищенных слоев студенчества и
студенческих инициатив "Студенчество XXI века"
Наименование программы Поддержка социально незащищенных слоев
студенчества и студенческих инициатив
"Студенчество XXI века"
Основание для разработки Постановление Правительства Калужской
программы области от 18.10.2000 г. № 166
"О поддержке молодежи и молодежных
инициатив в Калужской области"
Государственный заказчик Министерство образования, культуры и
- координатор программы спорта Калужской области
(пункт в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
По отдельным направлениям Министерство здравоохранения и
программы заказчиками социального развития Калужской области,
являются следующие министерство образования, культуры и
министерства спорта Калужской области
(пункт в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Основные разработчики Министерство здравоохранения и
программы социального развития Калужской области,
министерство образования, культуры и
спорта Калужской области, Калужский
студенческий центр
(в ред. Закона Калужской области
от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Цель и задачи программы, Обеспечение равных возможностей
важнейшие целевые получения профессионального образования
показатели всем слоям студенчества путем
совершенствования социальных гарантий и
установления льгот социально
незащищенным слоям студенчества,
перехода к дифференцированной адресной
поддержке студентов, развития различных
форм социальной поддержки студентов,
создания системы содействия занятости,
поддержки студенческих инициатив
Срок реализации программы 2001-2004 годы
Перечень основных Помощь социально незащищенным слоям
мероприятий программы студенчества, привлечение студентов к
научным исследованиям и создание
системы поощрения талантливых
студентов, развитие студенческой
культуры, спорта. Дополнительные
обучающие программы. Содействие
студенческой занятости. Формирование
правовой культуры студентов. Создание
студенческого информационно-
аналитического центра, формирование
общественно-политической позиции
Исполнители основных Министерство образования, культуры и
мероприятий программы спорта Калужской области, министерство
здравоохранения и социального развития
Калужской области, министерство
строительства, жилищно-коммунального и
дорожного хозяйства Калужской области,
высшие и средние профессиональные
учебные заведения (по согласованию),
профсоюзные и общественные студенческие
организации (по согласованию)
(в ред. Закона Калужской области
от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Объемы и источники Общие объемы финансирования программы
финансирования из областного бюджета составят 9742
тыс. руб., в том числе по годам:
2001 г. - 2659 тыс. руб.,
2002 г. - 2519 тыс. руб.,
2003 г. - 2280 тыс. руб.,
2004 г. - 2284 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Реализация программы позволит смягчить
результаты реализации тяжесть социальной нестабильности,
программы объединить усилия различных
государственных, общественных,
коммерческих организаций и физических
лиц в достижении поставленных задач,
оперативно реагировать на возникающие
проблемы студенчества, повысить
культурный уровень, укрепить здоровье и
материальное положение молодого
поколения, заложить фундамент создания
подобных программ на более длительный
срок
Система организации Министерство образования, культуры и
контроля за исполнением спорта Калужской области координирует
программы реализацию мероприятий программы и
осуществляет контроль и содействие в
соответствии с действующим порядком
реализации областных целевых программ.
Министерство здравоохранения и
социального развития Калужской области,
министерство строительства,
жилищно-коммунального и дорожного
хозяйства Калужской области,
министерство сельского хозяйства
Калужской области, министерство
образования, культуры и спорта
Калужской области осуществляют контроль
за реализацией отдельных направлений
программы
(в ред. Закона Калужской области
от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На протяжении последнего десятилетия социальный облик населения Калужской области существенно изменился. Число студентов высших и средних учебных заведений увеличилось вдвое и равняется в настоящее время 35 тысячам (20 тысяч - в 31 вузе, 15 тысяч - в 30 средних профессиональных учебных заведениях), что составляет почти 3,5% населения области. Студенты являются наиболее образованной, активной и социально динамичной группой. Из них формируется слой высококвалифицированных специалистов для различных сфер экономики, составляющих интеллектуальный потенциал области и определяющих уровень ее дальнейшего развития. Качество специалиста определяется не только полученным образованием, но и социально-экономическими условиями, в которых происходит его формирование.
Материальная обеспеченность студента дневного отделения вуза определяется стипендией в два минимальных размера оплаты труда, которая гарантирована Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании". Стипендия студента техникума еще меньше и составляет в среднем 50 рублей в месяц.
На сегодняшний день в Калужской области на дневном отделении обучаются около 11000 студентов. 75% из них получают стипендию за счет стипендиального фонда. Не во всех вузах и средних профессиональных учебных заведениях стипендия выплачивается вовремя и в полном объеме. Размеры стипендии ниже существующего прожиточного минимума, поэтому без учета финансовой поддержки со стороны родителей всех студентов дневной формы обучения можно отнести к социально незащищенным, малообеспеченным членам общества.
Кроме того, в вузах области около 4000 студентов обучаются на платной основе, в средних профессиональных учебных заведениях таких студентов 1500. Они вообще не получают стипендий и также нуждаются в социальной защите.
Не решен вопрос проживания студентов. Около 3500 студентов нуждаются в общежитии и только 80% из них (в КГПУ - 63%) обеспечены им. При существующих уровнях оплаты за съем благоустроенного жилья, большинство студентов, необеспеченных общежитием, вынуждены снимать комнаты с минимальными удобствами в частном секторе.
Не полностью выделяются вузам дополнительные средства в размере двухмесячного стипендиального фонда для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санитарно-курортного лечения и отдыха студентов.
Наибольшую тревогу вызывают судьбы студентов - сирот и оставшихся без попечения родителей, которых насчитывается в вузах области более 100, матерей-одиночек (14 чел.), студентов-инвалидов (42 чел.), а также студенческих семей.
Если первым четырем категориям государством гарантированы пособия и льготы, которые зачастую выплачиваются не вовремя и не полностью, то студенческие семьи, да еще имеющие ребенка (а их только в четырех вузах области 35), не в состоянии обеспечить свое существование. Содержание семьи за счет мизерных стипендий и родительской помощи удовлетворяет немногих. Необходимость подработок отрывает от учебы, что влечет за собой снижение успеваемости и создание напряженного микроклимата в семье.
В области до настоящего времени не создана система мер реальной помощи студенческим семьям.
Многочисленные социологические исследования в студенческой среде показали отсутствие правовой грамотности, неуверенность молодых граждан в правовой защищенности личности, в совершенстве законодательства.
Недостаточность принимаемых мер и выделяемых средств для обеспечения достойных условий жизни студенчества вызывает необходимость создания на областном уровне комплексной системы мер по решению проблем студенчества, развития студенческих инициатив, объединяющей усилия государственных и общественных структур в этом направлении.
Правительством и Законодательным Собранием области сделан первый шаг в решении проблем студенчества: 18 июня 1998 г. принят Закон Калужской области № 413 "О молодежи и государственной молодежной политике". Предлагаемая программа предусматривает конкретные меры поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив. Программа увязывает цели, задачи и мероприятия в единый согласованный план действий, предполагает консолидацию действий заинтересованных министерств Калужской области, взаимодействие с органами местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - содействие обеспечению равных возможностей получения профессионального образования всем слоям студенчества.
Основные задачи:
1. Совершенствование социальных гарантий и льгот социально-незащищенным слоям студенчества.
2. Переход к дифференцированной адресной поддержке студентов.
3. Обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм социальной поддержки студентов.
4. Создание системы содействия занятости незащищенной части студенчества и их трудоустройству.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года (2001-2004 гг.). Этот период соответствует срокам полномочий представительных органов власти (областного Законодательного Собрания), имеет необходимый запас стабильности для реализации долгосрочного сотрудничества с заинтересованными организациями. При этом отдельные направления могут иметь различные периоды реализации.
Основные мероприятия программы
1. Помощь социально незащищенным слоям студенчества
В данном разделе программы рассмотрены различные пути и подходы к улучшению материального положения студентов-инвалидов, сирот, матерей-одиночек, воинов-интернационалистов, студентов, страдающих различными видами заболеваний, студенческих семей.
Социальную помощь предлагается производить согласно определенным критериям и в каждом конкретном случае исходя из сложившейся ситуации.
В дальнейшем решение данного вопроса видится через создание специализированного негосударственного фонда для экономической защиты социально незащищенных слоев учащейся молодежи в целом.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
2. Привлечение студентов к научным исследованиям и
создание системы поощрения талантливых студентов
Участие студентов в научных исследованиях является необходимым условием достижения высокого профессионализма, развивает творческие способности, формирует логическое мышление, способствует повышению успеваемости. Научные исследования приводят также к согласованию интересов студентов, профессорско-преподавательского состава и работодателей. Заключение первых договоров и контрактов знакомит студентов с трудовым законодательством, повышает их правовую грамотность.
В области сформирована система адресной поддержки талантливых студентов. Учреждены, ежегодно присуждаются и регулярно выплачиваются областные стипендии им. им. Е.Р.Дашковой, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского. Ежегодно на выплату стипендий расходуется 187 тыс. руб. Эта система нуждается в совершенствовании и развитии, что и предусмотрено мероприятиями данного раздела.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
3. Формирование студенческой культуры
Основой развития студенческой культуры является создание единого творческого центра, укрепление вузовских студенческих клубов, кружков, объединений по интересам, вовлечение их в общий процесс эстетического воспитания молодежной аудитории.
Основную нагрузку по социализации молодежи несут образовательные структуры, так как молодежь вступает в трудовую жизнь с ориентацией не на производственный опыт, который у нее отсутствует, а на установки, усвоенные в процессе обучения и воспитания.
Именно поэтому первый и наиболее важный этап исследовательской работы по изучению социализации целесообразно начать с информационно-образовательных процессов.
Также необходимо уделить особое внимание проведению краткосрочных учебных программ, которые ориентированы как на образовательный, так и на рецептурный характер обучения и содержат конкретные ответы на конкретные вопросы.
Приоритетом следует выделить экономическое воспитание и образование учащейся молодежи.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
6. Содействие студенческой занятости
В процессе профессионального обучения у студентов возникает потребность в реализации своего потенциала и пополнения собственного бюджета. Вторичная (временная и сезонная) занятость студентов во внеурочное время приобретает актуальное значение.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
7. Формирование правовой культуры молодежи
Раздел "Формирование правовой культуры молодежи" особенно актуален в период реформирования государственной системы. Результаты социологического исследования среди студентов показали, что 3/4 респондентов испытывают нехватку правовых знаний. Интересные выводы были сделаны по вопросу допустимости нарушения закона: 2/3 опрошенных полагают, что не каждый человек, преступивший закон, является преступником, а менее 1/3 придерживаются противоположного мнения. Большинство опрошенных считает, что жизненные обстоятельства могут оправдать их участие в криминальных структурах.
Особое место в данном разделе программы отведено деятельности оперативных студенческих отрядов по обеспечению общественного порядка в местах компактного проживания студенческой молодежи и во время проведения различных массовых мероприятий. Всю эту работу планируется вести в тесном сотрудничестве с органами внутренних дел.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
8. Создание студенческого
информационно-аналитического центра
Главной целью указанного центра является информационно-методическое обеспечение различных социальных программ, сбор и обработка информации по проблемам учащейся молодежи, предоставление информации о студенческих инициативах и молодежной культуре.
Деятельность центра предполагается строить по трем направлениям:
1. Информационно-справочная деятельность.
2. Научно-правовая деятельность.
3. Консультативно-педагогическая деятельность.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
9. Формирование общественно-политической позиции
В последнее время доля участия молодежи в общественно-политической жизни страны мало заметна. В сложившейся ситуации необходимо создать объединяющие формы, куда должны войти лидеры молодежных организаций, готовые участвовать в создании, обсуждении актов, норм, решений по проблемам студенческой молодежи.
<*> указанные исполнители мероприятий программы привлекаются по согласованию
Механизм реализации программы
Программа в части использования бюджетных средств реализуется в соответствии с федеральными и областными нормативными правовыми актами.
Финансирование программы осуществляется через государственного заказчика - координатора и государственных заказчиков, ответственных за реализацию программы по направлениям.
Государственным заказчиком - координатором программы является министерство образования, культуры и спорта Калужской области.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
В целях координации действий по реализации программы со стороны министерств Калужской области и вузов государственный заказчик программы создает Координационный совет программы на базе Калужского студенческого центра.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Государственными заказчиками по направлениям являются:
Выплата пособий социально незащищенным Министерство
слоям студенчества, дотации на питание, здравоохранения и
работа зимнего лагеря студенческого социального развития
актива "ЛастиК", организация Калужской области
работы молодежной биржи труда и пр.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Формирование студенческой культуры Министерство
образования, культуры и
спорта Калужской
области
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Развитие спорта, организация работ Министерство
студентов по ремонту спортивных объектов образования, культуры и
спорта Калужской
области
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Мероприятия по сохранению здоровья Министерство
студентов, реализация антинаркотических здравоохранения и
программ социального развития
Калужской области
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Источники финансирования программы
Для реализации программы в полном объеме необходимо 9742 тыс. руб., в том числе по годам: 2001 год - 2659 тыс. руб., 2002 год - 2519 тыс. руб., 2003 год - 2280 тыс. руб., 2004 - 2284 тыс. руб.
Источником финансирования является областной бюджет.
Финансирование по мероприятиям указанной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Организация выполнения программы и
контроля хода реализации программы
Выполнение программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимых для поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив, так и дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий программы.
Организация выполнения мероприятий программы и контроль осуществляется министерством образования, культуры и спорта Калужской области.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Реализация отдельных направлений программы осуществляется министерствами Калужской области, являющимися государственными заказчиками этих направлений.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Ожидаемые социальные результаты реализации программы
Реализация программы позволит:
- смягчить тяжесть социальной нестабильности социально незащищенных слоев студенчества,
- объединить усилия различных государственных, общественных, коммерческих организаций и физических лиц в обеспечении целевой социальной поддержки студентов, улучшении социально-психологического самочувствия обучающихся,
- позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы студенчества, повысить культурный уровень, здоровье и материальное положение молодого поколения, заложить фундамент создания подобных программ на более длительный срок.
Предварительная бюджетная заявка на ассигнования
из областного бюджета на 2001 год
Департамент образования и науки области
(заказчик областной целевой программы)
-----------------------T---------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ Единицы ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
¦ ¦измерения¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Объем ассигнований из ¦тыс. руб.¦ 500 ¦ 1000 ¦ 1000 ¦ 159 ¦
¦областного бюджета для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦На общую сумму ¦ 2659 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+---------+-------+-------+-------+--------