Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 187 от 17.06.2004
"О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2009 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июня 2004 г. № 187

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2009 ГОДА


В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Калужской области Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию управления государственным имуществом Калужской области на период до 2009 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра экономического развития Калужской области Любимова Н.В.


Губернатор области
А.Д.Артамонов



Утверждена
Постановлением
Правительства Калужской области
от 17 июня 2004 № 187

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2009 ГОДА


Концепция управления государственным имуществом Калужской области (далее - Концепция) принята для обозначения принципиальных подходов, путей и способов реформирования системы управления государственным имуществом Калужской области (далее также - областное имущество). Повышение эффективности управления государственным имуществом требует определения первоочередных целей управления, планомерной, последовательной реализации государственной политики в сфере управления областным имуществом. Достижение определенных настоящей Концепцией целей должно осуществляться в соответствии с четкими принципами, характеризующими качество процесса управления.
Настоящая Концепция не затрагивает вопросы развития рынка земельных ресурсов Калужской области.

Цели, задачи, принципы управления государственным
имуществом Калужской области

Целью управления государственным имуществом Калужской области является эффективное имущественное обеспечение полномочий Калужской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- оптимизация состава и структуры государственного имущества Калужской области;
- обеспечение применения единых подходов при принятии управленческих решений;
- обеспечение плановости принимаемых управленческих решений;
- создание эффективной системы учета областного имущества;
- создание эффективной системы управления областными унитарными предприятиями;
- оптимизация количества государственных учреждений, повышение качества оказываемых ими услуг;
- обеспечение эффективного управления рисками, связанными с управлением областным имуществом.
В ходе реализации государственной политики в сфере управления областным имуществом органы государственной власти Калужской области будут руководствоваться следующими принципами:
- последовательности - политика органов государственной власти Калужской области будет направлена на поэтапную реализацию задач, перечисленных в настоящей Концепции. Областное имущество будет использоваться в первую очередь для обеспечения полномочий Калужской области как субъекта федерации. Имущество, необходимое для реализации полномочий федеральных органов власти и органов местного самоуправления, будет передаваться соответственно в федеральную и муниципальную собственность. До момента передачи областное имущество представляется федеральным и муниципальным учреждениям на безвозмездной основе;
- гласности - органами власти Калужской области будет обеспечиваться максимальная степень публичности и информационной прозрачности принимаемых ими решений в сфере управления областным имуществом;
- плановости - решения в сфере управления областным имуществом будут встроены в систему финансово-бюджетного планирования. Будут поэтапно привлекаться средства на реконструкцию, модернизацию, страхование, инвентаризацию, оценку государственного имущества Калужской области, в том числе из областного бюджета, за исключением случаев, когда данное имущество используется коммерческими организациями;
- максимальной эффективности - государственное имущество, не обеспечивающее реализацию государственных полномочий, должно быть приватизировано. Приватизация государственного имущества будет осуществляться при условии достижения следующих результатов: существующая на момент приватизации рыночная инфраструктура сможет адекватно компенсировать утрату государством управленческого контроля над субъектами хозяйственной деятельности, принятие решения о приватизации позволит получить максимальный финансовый эффект, приватизация областного имущества позволит привлечь инвестиционные ресурсы в экономику области. Временно не используемое для государственных нужд имущество или имущество, приватизация которого намечена на более поздние сроки, может передаваться в аренду по ставкам, максимально близким к существующим на рынке.

Управление имуществом государственных учреждений и казны

Текущая ситуация

На 01.05.2004 в Калужской области зарегистрировано 197 областных государственных учреждений и органов исполнительной власти области, из них 3 учреждения находятся в стадии ликвидации. При проведении реформирования органов исполнительной власти области создано 7 министерств, при этом 11 департаментов ликвидируются.
В области действуют 25 учреждений здравоохранения, 17 учреждений социальной поддержки населения, 46 образовательных учреждений, 18 учреждений культуры, 12 учреждений физической культуры и спорта и 79 прочих.
В оперативном управлении областных учреждений в основном находятся здания, помещения и строения, в том числе и административные, используемые учреждениями для ведения их уставной деятельности (больницы, школы, интернаты образовательные и социальной направленности, музеи, помещения для проведения зрелищных и культурно-спортивных мероприятий). Многие учреждения (больницы, интернаты) имеют в своем составе имущественные комплексы, позволяющие им существовать автономно. В состав таких комплексов входят земельные участки, жилые и административные здания, различные строения и сооружения хозяйственного назначения, инженерная инфраструктура, движимое имущество.
В собственности Калужской области имеется 35 объектов жилищного фонда (квартиры, жилые дома) - служебное жилье и жилье, приобретенное в сельской местности по программам социального развития села для привлечения молодых специалистов.
Также в собственности области имеется сеть автомобильных дорог общего пользования протяженностью 8108,17 км балансовой стоимостью 16870 млн. рублей (12183 млн. рублей - остаточная балансовая стоимость).

Направления деятельности

Повышение эффективности деятельности государственных учреждений Калужской области требует оптимизации их структуры и количества. Для определения оптимального количества учреждений, необходимого для достижения социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, целей охраны здоровья граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, предполагается:
- систематизировать информацию о государственных учреждениях Калужской области по видам их деятельности;
- соотнести наличие государственных полномочий с целями и функциями действующих учреждений;
- выявить учреждения, осуществляющие аналогичные или дублирующие функции;
- изучить целесообразность существования каждой организации в форме учреждения;
- выявить государственные функции, осуществление которых не возложено на соответствующие учреждения.
Для упорядочения структуры государственных учреждений Калужской области будет проводиться мониторинг состояния и эффективности использования областного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Калужской области, а также находящегося в областной казне имущества, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Особое внимание будет обращаться на состояние зданий и строений, определение степени их физического износа и объема вложений (размера затрат), требуемых для ремонта и реконструкции.
Следующим шагом по повышению эффективности деятельности областных учреждений станет перераспределение имущества в соответствии с текущими и перспективными потребностями учреждений и социальной значимостью решаемых ими задач. Перераспределение будет происходить путем изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению закрепленного за государственными учреждениями имущества и передачи его иным областным учреждениям в соответствии с их функциями, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Кроме того, важнейшими задачами органов исполнительной власти в части управления государственными учреждениями являются:
- контроль за надлежащим использованием закрепленного за учреждениями имущества в соответствии с его назначением, целями и функциями организаций, определенными при их создании;
- мониторинг качества оказываемых учреждениями услуг.
Органам государственной власти Калужской области в пределах своей компетенции необходимо разработать механизм оказания государственным учреждениям экономической поддержки в различных формах.
Проекты решений о создании или реорганизации государственных учреждений наряду с указанием предмета и целей их деятельности, предельной численности работников и размера бюджетных ассигнований на их содержание будут в обязательном порядке предусматривать перечни закрепляемого на праве оперативного управления имущества, необходимого для осуществления функций учреждений.

Управление имуществом унитарных предприятий

Текущая ситуация

В собственности Калужской области находится имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за 51 государственным предприятием и 1 казенным предприятием Калужской области.
На 01.05.2004 из 51 государственного предприятия 6 находятся в стадии ликвидации, 1 - в стадии реорганизации, 2 - прекратили финансово-хозяйственную деятельность, но не исключены из единого государственного реестра юридических лиц, 1 - сдано в аренду. В отношении 3 предприятий возбуждены процедуры банкротства.
Большинство областных унитарных предприятий - малые предприятия (28) с количеством работающих до 30 человек. Среднесписочная численность работников, занятых в государственном секторе экономики, по состоянию на 01.01.2004 составила 6466 человек. Большинство из них заняты в таких секторах экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство и строительство.
Государственными предприятиями Калужской области за 2003 год реализовано продукции, работ и услуг на общую сумму 1305358 тыс. рублей. При этом только 28 предприятиями получена чистая прибыль, которая составила 42087,8 тыс. рублей. Перечислено в бюджет Калужской области 1050,7 тыс. рублей.
Значительная часть (45%) областных унитарных предприятий имеют признаки неплатежеспособности, что во многом обусловлено отсутствием эффективного управления, низким качеством планирования деятельности, отсутствием продуманной финансовой политики.
Анализ общей ситуации развития унитарных предприятий нашей области позволяет говорить о том, что состояние государственного сектора экономики в последние 2-3 года несколько стабилизировалось. Вместе с тем, учитывая высокую степень износа (50% и более) и недостаточные темпы обновления устаревших морально и физически основных фондов, продолжающийся рост тарифов и цен на энергоносители, а также ввиду нехватки у предприятий собственных оборотных средств, можно сделать вывод о возможности серьезных проблем в части финансирования предприятиями своих текущих расходов. Эти условия являются важным фактором, сдерживающим развитие областных унитарных предприятий. Таким образом, успешное функционирование как отдельного предприятия, так и экономики в целом требует привлечения средств инвесторов путем приватизации предприятий, не выполняющих государственные функции.

Направления деятельности

В целях повышения эффективности системы управления областными унитарными предприятиями продолжится работа по оптимизации их количества с учетом необходимости обеспечения государственных функций. Планируется, что к 2008-2009 гг. в области останется не более 3 унитарных предприятий, остальные будут приватизированы, ликвидированы либо переданы в муниципальную собственность. Причем передача в муниципальную собственность имущества областных унитарных предприятий будет осуществляться только в случаях, если данное имущество необходимо для решения вопросов местного значения.
Будет продолжено внедрение системы планирования финансово-хозяйственной деятельности. Следующим этапом внедрения данной системы станет переход к принятию управленческих решений на основании индивидуальных программ деятельности предприятий. Не отрицается возможность совершения сделок, не предусмотренных утвержденными программами деятельности, но такие решения будут приниматься только после тщательной проработки обоснованности и необходимости их совершения. Кроме того, при принятии решений о распределении прибыли областных предприятий и планировании текущих расходов предприятий безусловный приоритет будет отдаваться финансированию расходов инвестиционного характера.
Для принятия обоснованных решений и минимизации рисков утраты государственного имущества необходима качественная постановка системы бухгалтерского и налогового учета на областных предприятиях. Практика проведения аудита бухгалтерской отчетности унитарных предприятий будет продолжена, и к 2006 году отчетность всех областных унитарных предприятий будет подтверждаться аудиторами. Полная финансовая прозрачность позволит эффективнее бороться с непроизводительными издержками государственных предприятий.
Действенная реализация полномочий собственника унитарных предприятий требует совершенствования нормативной базы, регламентирующей на областном уровне порядок принятия собственником управленческих решений.

Участие в коммерческих организациях

Текущая ситуация

Калужская область является участником (акционером) в 41 хозяйственном обществе. В зависимости от степени участия Калужской области в уставных капиталах хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом:
- 100 процентов акций находятся в областной собственности - 15 акционерных обществ;
- от 25 процентов до 50 процентов - 6 акционерных обществ;
- менее 25 процентов - 20 акционерных обществ.
В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля областной собственности:
- открытые акционерные общества - 37;
- закрытые акционерные общества - 1;
- общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 3.
Дивиденды по областному пакету акций составили в 2003 году - 231 тыс. рублей, в 2002 году - 27 тыс. рублей, в 2001 году - 29 тыс. рублей.

Направления деятельности

Целями управления акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ являются:
- стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций, обеспечение занятости населения;
- оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля областной собственности, сокращение расходов, связанных с управлением).
Политика органов власти Калужской области будет направлена на достижение указанных целей. Для их достижения необходимо решение следующих задач:
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий за счет сокращения доли участия Калужской области в уставном капитале и путем реорганизации части акционерных обществ;
- сокращение количества находящихся в областной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции области;
- привлечение к управлению пакетами акций профессиональных управляющих как через назначение их в органы управления обществ, так и через передачу им государственных пакетов акций в доверительное управление.
Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой будут руководствоваться лица, привлекаемые в качестве представителей интересов области. Подробная регламентация правомочий управляющего и критериев оценки результатов его деятельности позволит объективно оценивать результаты управления и снизит возможность конфликта интересов управляющего.
В отношении большинства пакетов акций (в том числе и 100%), обладание которыми не является стратегической целью и не решает какие-либо тактические задачи, связанные, например, с неразвитостью существующей рыночной инфраструктуры, областью в ближайшее время будет принято решение о приватизации таких акций.

Формирование и возобновление областного имущества

Текущая ситуация

В 2004 году капитальные вложения за счет средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета по адресным инвестиционным программам должны составить 376910 тыс. рублей. Из указанных средств 194260 тыс. рублей предполагается выделить для строительства и ремонта объектов областной собственности и 182650 тыс. рублей - муниципальной собственности. 892396 тыс. рублей планируется выделить на ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть дорог общего пользования, проектно-изыскательские работы, из них 692396 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом Калужской области № 273-ОЗ от 04.12.2003 "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что финансирование расходов на капитальные вложения в 2004 году будет осуществляться в пределах ассигнований, предусмотренных в размере 245800 тыс. рублей. На капитальное строительство намечено ассигновать 89300 тыс. рублей, на капитальный ремонт - 156500 тыс. рублей.

Направления деятельности

Формирование и возобновление областного имущества будет осуществляться, в первую очередь, для достижения цели, установленной настоящей Концепцией.
Формирование областного имущества будет осуществляться:
- путем его создания за счет средств областного бюджета в рамках адресных инвестиционных и целевых областных программ;
- путем его создания за счет средств унитарных предприятий и доходов учреждений, которым предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность;
- путем его приобретения на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с гражданским законодательством;
- путем принятия имущества из федеральной и муниципальной собственности в областную собственность.
При принятии уполномоченными органами государственной власти Калужской области решений о создании или приобретении имущества приоритет будет отдан проектам, финансирование которых уже осуществлялось. К 2009 году решения о разработке, принятии и финансировании областных целевых программ будут приниматься только после 100-процентного финансирования уже существующих адресных инвестиционных и областных целевых программ.
Под возобновлением областного имущества понимается комплекс мероприятий или работ, связанных с техническим обслуживанием, текущим, капитальным (комплексным или выборочным) ремонтом, реконструкцией зданий. Предполагается изменить существующую ситуацию, при которой темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства, увеличивая капитальные вложения.
Мероприятия по реализации настоящей Концепции приведут к сохранению в областной собственности к 2009 году только:
- имущества, необходимого для осуществления органами государственной власти Калужской области законодательно возложенных на них полномочий;
- имущества, необходимого в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами для обеспечения деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных служащих;
- иного имущества, которое в соответствии с законодательством не подлежит отчуждению из государственной собственности (имущество, изъятое из гражданского оборота).

Учет областного имущества

Текущая ситуация

Учет государственного имущества Калужской области на основании п. 2 ст. 41 Закона Калужской области № 192-ОЗ от 07.04.2003 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской области" до вступления в силу нормативного правового акта Правительства Калужской области, определяющего порядок учета имущества, находящегося в областной собственности, осуществляется в соответствии с Законом Калужской области от 25 июня 1998 г. № 13-ОЗ "О Реестре государственной собственности Калужской области".
Цель учета государственного имущества Калужской области заключается в создании условий для мониторинга и контроля за состоянием государственного имущества и принятия обоснованных решений по его использованию. Результаты учета государственного имущества находят отражение в Реестре государственного имущества Калужской области.
Реестр представляет собой базу данных, построенную на клиент-серверной технологии, содержащую в себе справочные компоненты (реестр объектов и субъектов учета) и динамические информационные материалы (операции с имуществом, информация о финансовых операциях по договорам аренды имущества). Архитектура построения предполагает развитие интеграционных возможностей для обмена данными с другими заинтересованными государственными организациями в режиме реального времени.
Реестр содержит сведения, характеризующие стоимостные характеристики, состав, местоположение и использование государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, учреждениями и находящегося в казне Калужской области, а также сведения о государственной регистрации прав собственности на государственное имущество.
В настоящее время в реестр внесена информация о: 197 государственных учреждениях и 51 государственном унитарном предприятии областной формы собственности; 2141 объекте недвижимого имущества стоимостью 19271,3 млн. руб. общей площадью 726,3 тыс. кв. м, находящихся в оперативном управлении областных учреждений и казенного предприятия; 1234 объектах недвижимого имущества стоимостью 1603,1 млн. руб. общей площадью 386,7 тыс. кв. м, закрепленных в хозяйственном ведении; акциях (долях в уставных капиталах) 41 хозяйственного общества совокупной номинальной стоимостью 43,049 млн. рублей и 24 объектах недвижимого имущества стоимостью 21,7 млн. руб. общей площадью 7,2 тыс. кв. м, находящихся в казне Калужской области.

Направления деятельности

Для достижения цели учета государственного имущества до 2006 года будут решаться следующие задачи:
- усовершенствование системы ведения реестра государственного имущества, проведение выверки и систематизации данных обо всех элементах государственной собственности. Кроме того, будет расширено количество атрибутов, описывающих объект недвижимого имущества и подлежащих хранению в базе данных. При усовершенствовании и ведении указанного реестра будет разработана единая система показателей учета, контроля и анализа государственного имущества, разработаны правила и процедуры обновления данных, система разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, введены меры ответственности за предоставление недостоверной информации;
- завершение формирования системы информационного обеспечения деятельности министерства экономического развития области, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами государственной собственности, в т.ч. с земельными участками, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости;
- проведение полной инвентаризации объектов, продолжающих находиться в собственности Калужской области (не вошедших в уставный капитал приватизированных предприятий), внесение необходимых изменений в систему учета этих объектов и оформление прав на них.
До 2009 года, по мере формирования базовых цифровых картографических пространственных данных, описывающих объекты недвижимости в отдельных муниципальных образованиях, планируется создание слоя "государственное имущество Калужской области", содержащего цифровые пространственные данные об объектах недвижимости (земельные участки, здания, строения, сооружения, элементы инженерных коммуникаций и др.), находящихся в собственности Калужской области, который должен стать составной частью географической информационной системы Калужской области.

Учет и регулирование рисков

Текущая ситуация

Областное имущество, как закрепленное за областными унитарными предприятиями и учреждениями, так и находящееся в казне, подвержено рискам его уничтожения, снижения его функциональных характеристик в силу неэффективного или неправильного использования, утраты в силу недобросовестных или неквалифицированных действий со стороны лиц, ответственных за его сохранность и целевое использование.
Единая система учета и регулирования рисков, возникающих при управлении и распоряжении областным имуществом, еще не сформирована. Регулирование рисков осуществляется бессистемно. К мероприятиям по снижению рисков, проводимым в области, относятся:
- контроль за сохранностью и целевым использованием областного имущества, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти;
- проведение текущих обследований состояния областного имущества государственными контрольными органами по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
- предъявление исков о возмещении ущерба к руководителям и иным материально ответственным лицам областных предприятий и учреждений;
- проведение мероприятий по охране областного имущества со стороны правообладателей;
- текущий и капитальный ремонт областного имущества;
- страхование рисков утраты областного имущества;
- проведение правовой экспертизы сделок с областным имуществом;
- проведение оценки рыночной стоимости областного имущества, вовлекаемого в хозяйственный оборот;
- проведение инвентаризации и учета областного имущества;
- проведение аудита финансовой отчетности областных унитарных предприятий.

Направления деятельности

Создание системы учета и регулирования рисков, сопровождающих процессы управления и распоряжения областным имуществом, является перспективной задачей органов власти области. Одним из ключевых направлений регулирования рисков является создание областной программы страхования рисков, связанных с управлением и распоряжением областным имуществом.
Реализация данной программы будет проводиться в два этапа.
На первом этапе будет осуществляться страхование наиболее значимых объектов областной собственности. К приоритетам в этой области следует отнести страхование наиболее социально значимых объектов и объектов, имеющих наибольшую стоимость. Примером таких объектов являются областные лечебные учреждения, объекты водоснабжения и канализации, крупные административные здания. Срок реализации первого этапа 2005-2006 годы.
На втором этапе будет разработана областная программа учета и регулирования рисков. Ее основными направлениями должны стать:
- минимизация издержек, связанных с регулированием рисков;
- выявление объектов областной собственности, эксплуатация которых сопряжена с наибольшими рисками;
- создание системы мониторинга рисков;
- определение минимально необходимых мероприятий по предотвращению наиболее значимых рисков;
- анализ взаимного влияния различных мероприятий и упразднение избыточных и неэффективных мероприятий по снижению рисков.

Срок реализации второго этапа - 2008 год.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru