Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Калужской области от 05.05.2004 по делу № А23-384/04А-12-42
При аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2004 г. Дело № А23-384/04А-12-42


Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2004 г.
Полный текст решения изготовлен 5 мая 2004 г.

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "С.А.", г. Обнинск, обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Обнинскому городскому Собранию о признании недействующими п. 8 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 01-13 от 03.07.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы на землю МО "Г. Обнинск" и п. 10 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 05-16 от 25.12.2003 как несоответствующих ст. 7 Федерального закона № 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал в полном объеме и пояснил, что оспариваемые им отдельные положения двух нормативных правовых актов нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и создают для него препятствия для осуществления этой деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве требования заявителя не признал, мотивировав это тем, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Кроме того, так как в договор аренды земельного участка, заключенный с заявителем, не были внесены соответствующие изменения, касающиеся увеличения арендной платы, и заявитель вносит арендную плату исходя из установленных в договоре ставок, то оспариваемые решения не нарушают его прав.
Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2 Закона Калужской области от 25.07.95 № 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области" нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Ст. 6 этого Закона предусмотрено, что нормативный правовой акт принимается соответствующим правотворческим органом, сфера его действия ограничивается территорией Калужской области или соответствующей территорией местного самоуправления.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
На основании гл. 4 ст. 19 Устава города Обнинска, принятого решением Обнинского городского Собрания 16.03.1996 № 01-26, Обнинским городским Собранием изданы решения № 01-13 от 03.07.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю в МО "Г. Обнинск" на 2003 год" и № 05-16 от 25.12.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю в МО "Г. Обнинск" на 2004 год". Данные решения были опубликованы в газете "Вестник самоуправления" № 9 за 2003 год и № 2 за 2004 год.
По мнению суда, данные акты являются нормативными, так как изданы в установленном порядке правомочным органом местного самоуправления, устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитаны на неоднократное применение.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции Арбитражного суда.
Ст. 22 Закона Российской Федерации "О плате за землю" № 1738-1 от 11.10.91 определено, что споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или Арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Поэтому настоящее дело с учетом статуса участников отношений и характера спора подведомственно Арбитражному суду.
В соответствии с постановлением администрации г. Обнинска от 19.03.2003 "О предоставлении ООО "С.А." в аренду земельного участка под автомойкой" 19.03.2003 между администрацией г. Обнинска и ООО "С.А.", г. Обнинск, был заключен договор аренды земельного участка площадью 12573 кв. м, находящегося в г. Обнинске, сроком на 49 лет до 18.03.2052".
Данное право аренды зарегистрировано в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Калужской области, о чем ООО "С.А." выдано свидетельство.
Согласно приложению № 2 к договору аренды от 19.03.2003 и в соответствии с п. 3.1 данного договора ООО "С.А." была установлена годовая арендная плата в сумме 64 тыс. 424 руб. исходя из базовой ставки на единицу площади 25 руб. под застройкой, 2 руб. 16 коп. незастроенной площади. Ставка арендной платы в договоре аренды соответствует ставке, установленной в решении Обнинского городского Собрания от 21.06.2002 № 05-02 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной палаты в МО "Г. Обнинск" на 2002 год", с применением коэффициента по решению органа исполнительной власти Российской Федерации - 1,8.
Ст. 7 Федерального закона № 110-ФЗ от 24.07.2002 устанавливает, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Однако ответчик в нарушение данного закона установил арендную плату за землю в МО "Г. Обнинск" в п. 8 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 01-13 от 03.07.2003 на 2003 год исходя из базовой ставки 23 руб. за кв. м, на незастроенную площадь, то есть увеличил ее в 10,6 раз вместо 1,8, как это предусмотрено Федеральным законом № 110-ФЗ от 24.07.2002.
Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что п. 8 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 01-13 от 03.07.2003 не соответствует ст. 7 Федерального закона № 110-ФЗ от 24.07.2002 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как может повлечь внесение изменений в договор аренды земельного участка и внесение заявителем арендной платы в значительно больших размерах, чем это предусмотрено законом, а поэтому признается судом недействующим.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" принят 07.07.2003, а не 08.12.2003.
   ------------------------------------------------------------------

25.12.2003 Обнинским городским Собранием издано решение № 05-16 от 25.12.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю в МО "Г. Обнинск" на 2004 год", где в п. 10 приложения № 2 определена базовая ставка арендной платы за землю на 2004 год для прочих арендаторов, к которым относится в том числе и заявитель, в сумме 23 руб. за квадратный метр на общую площадь участка, то есть на уровне 2003 года, так как в 2003 году ставки арендной платы были дифференцированы в зависимости от застройки или незастройки земельного участка, при этом Федеральным законом либо иным актом Правительства Российской Федерации не устанавливались размеры арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, применяемые в 2004 году. Федеральным законом № 117-ФЗ от 08.12.2003 были установлены лишь размеры ставок земельного налога.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Обнинского городского Собрания от 25.12.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2004 год" имеет № 05-16, а не № 01-16.
   ------------------------------------------------------------------

По мнению заявителя, установление новых базовых ставок арендной платы на 2004 год в решении Обнинского городского Собрания № 01-16 от 25.12.2003 нарушает его права и ст. 7 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.05.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", которая предусматривает, что государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства. Решения же Обнинского городского Собрания, установившие завышенные ставки арендной платы за землю на 2003 и 2004 год для "прочих арендаторов" ставят их в условия, которые могут привести к свертыванию их деятельности, а в результате - к увеличению числа безработных в городе и уменьшению средств, поступающих в бюджет города. По этим основаниям решение Обнинского городского Собрания № 05-16 от 25.12.2003 в части установления ставок арендной платы за землю для "прочих арендаторов" на 2004 год подлежит признанию недействующим.
Между тем, согласно абз. 2 п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления, а в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Обнинское городское Собрание действовало в рамках своей компетенции, установленной Уставом города, не увеличивало произвольно размер арендной платы за землю в г. Обнинске, а установило базовые размеры арендных платежей за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Таким образом, оспариваемое решение в данной части принято Обнинским городским Собранием в соответствии с действующим законодательством и не противоречит ему.
Руководствуясь статьями 110, 167, 169, 170, 181, 182, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействующим пункт 8 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 01-13 от 03.07.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы на землю в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2003 год" как не соответствующий статье 7 Федерального закона № 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Пункт 8 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 01-13 от 03.07.2003 не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда и должен быть приведен Обнинским городским Собранием в соответствие со статьей 7 Федерального закона № 110-ФЗ от 24.07.2002 и опубликован в газете "Вестник самоуправления" г. Обнинска.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "С.А.", г. Обнинск, в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 10 приложения № 2 к решению Обнинского городского Собрания № 05-16 от 25.12.2003 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю в муниципальном образовании "Город Обнинск" на 2004 год" и признать его соответствующим Федеральному закону № 117-ФЗ от 21.06.2003 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Взыскать с Обнинского городского Собрания в пользу ООО "С.А.", г. Обнинск, зарегистрированного администрацией г. Обнинска 21.01.2002, государственную пошлину в сумме одна тысяча рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.02.2004.

Судья Арбитражного суда
Калужской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru