Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 42 от 06.02.2004
"О КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 февраля 2004 г. № 42

О КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях создания эффективного организационно-управленческого механизма, обеспечивающего условия для стабильного повышения качества жизни населения области, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Концепцию повышения качества жизни населения Калужской области (прилагается).
2. Департаменту регионального развития области разработать Программу повышения качества жизни населения Калужской области (далее - программа) и в срок до 30 апреля 2004 года представить проект программы на рассмотрение в Правительство области.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области Бредихина Л.В.


Губернатор области
А.Д.Артамонов



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 6 февраля 2004 г. № 42

КОНЦЕПЦИЯ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Социально-экономическое развитие Калужской области
и проблемы, подлежащие решению

Позитивные тенденции, сложившиеся в экономике Калужской области в последние годы, приобретают все более устойчивый характер и формируют условия для динамичного развития региона на основе роста деловой предпринимательской активности, материального благосостояния населения и расширения внутреннего спроса. Устойчивость и сбалансированность экономики, благоприятный деловой климат способствуют тому, что по многим основным экономическим показателям Калужская область занимает ведущие позиции среди регионов Центрального федерального округа и России.

Материальное производство

Основные показатели развития области за последние четыре года характеризуются увеличением реальных доходов населения и притока инвестиций в основной капитал, ростом объемов промышленного производства в сочетании с финансовой стабильностью, устойчивым пополнением бюджета области.
Развитие промышленного сектора экономики играет важнейшую роль в увеличении валового регионального продукта, наполнении консолидированного бюджета, решении вопросов занятости и обеспечении доходов населения. Этому способствует создание современных технологий и новых моделей управления производством.
За последние четыре года объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза и в 2003 году составил более 46,1 млрд. рублей.
С 2000 года в промышленности области наблюдается один из самых высоких темпов развития отрасли в Центральном федеральном округе. В 2003 году организации области сработали с высоким финансовым результатом: сальдированная прибыль возросла в 1,6 раза к 2002 году.
В регионе сформировались условия и предпосылки для динамичного роста промышленного потенциала. Сохранены все основные производства, составляющие основу промышленности области, обеспечиваются потребности автомобильной и авиационной отраслей страны, развивается энергетическое и транспортное машиностроение, промышленность строительных материалов, радиоэлектроника и приборостроение, пищевая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В этих отраслях предприятия области имеют высокие потенциальные возможности. Сократилась зависимость предприятий оборонно-промышленного комплекса от объемов государственного оборонного заказа за счет увеличения доли гражданской продукции.
Примерами успешной реализации проектов развития предприятий являются:
- создание производства древесно-стружечных плит в ЗАО "Плитспичпром";
- производство труб и металлоконструкций в ООО "Агрисовгаз";
- производство электронных систем для автомобилестроения в ОАО "Автоэлектроника" и ООО "НПП АВТЭЛ";
- запуск новых технологических линий по производству строительной керамики в ЗАО "Кировский стройфарфор".
Оказание государственной поддержки в виде предоставления инвестиционных налоговых льгот и кредитов, включение в федеральные и региональные программы финансирования, содействие предприятиям в расширении рынков сбыта продукции способствует созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, улучшению финансового состояния предприятий.
Только в 2003 году за счет реализации инвестиционных проектов на ряде предприятий промышленности увеличилось число рабочих мест, в том числе:
- ООО "НПП "АВТЭЛ" - увеличение выпуска блоков управления - контроллеров (200 рабочих мест);
- ЗАО "Кировский стройфарфор" - запуск новой линии по производству керамической плитки европейского качества (70);
- ООО "Калужская пивоваренная компания" - расширение номенклатуры продукции (60);
- ЗАО "Картон-Полиграф" - приобретение и освоение новой листовой офсетной печатной машины (40);
- ООО "Гигиена-сервис" - запуск нового производственного корпуса по выпуску бумажных изделий (40) и др.
Для более полного использования природного потенциала, привлечения инвестиций принята и реализуется областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Калужской области на 2003-2010 годы".
Практические результаты приносит областная целевая программа развития лесопромышленного комплекса Калужской области на период до 2005 года. Повышается эффективность использования местных ресурсов области, осуществляются мероприятия по увеличению объемов заготовки и переработки древесины. Так, крупнейшее деревообрабатывающее предприятие области - ЗАО "Плитспичпром" с 2001 года развивает собственные лесозаготовки в Боровском и Износковском районах.
Построены новые деревообрабатывающие цеха в Калужской деревообрабатывающей фирме "Лес" и ООО "Лесные инвестиции" (с. Износки). Разработан инвестиционный проект создания древесно-плитного производства в юго-западной части области, проводится поиск инвестора для его реализации.
Впервые в 2003 году лесозаготовительным предприятиям выделены бюджетные кредиты для создания межсезонных запасов древесины.
В условиях роста промышленного производства Калужской области стала остро ощущаться нехватка квалифицированных кадров рабочих и специалистов. В настоящее время заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составляет 6,5 тыс. человек.
Органами власти, предприятиями и организациями принимаются меры по подготовке молодых рабочих и специалистов. Заключаются контракты с учебными заведениями, создается система обучения на базе предприятий, внедряется система адресных мер поддержки учебных заведений и закрепления молодых специалистов за конкретным предприятием. В области реализуется Президентская программа по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
По доле занятых научными исследованиями и разработками Калужская область входит в число первых пяти регионов России вместе с Москвой и Санкт-Петербургом, Московской и Нижегородской областями. Создаются условия для развития инновационной деятельности, поддержки ученых и высококвалифицированных специалистов.
Успешно осуществляется программа развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации. Более полно используется научный потенциал, повышается бюджетная обеспеченность: за время реализации программы налоговые поступления в бюджеты всех уровней увеличились в 3 раза, объем реализованной продукции увеличился в 3 раза, отмечается рост показателей научно-технической деятельности. Улучшилось состояние социальной сферы. Стал более востребованным интеллектуальный потенциал.
Создана основа для успешного развития трех научных центров: центра ядерной медицины и радиофармацевтики, центра нейтронной терапии, некоммерческого партнерства "Композиционные материалы и конструкции". В ходе реализации проекта создания Обнинского технологического парка и муниципальной промышленной зоны, включающего около 200 новых производств, будут созданы рабочие места для более 3000 высокооплачиваемых работников. В два раза увеличится налогооблагаемая база.
В настоящее время осуществляется разработка проекта федеральной целевой программы развития г. Обнинска как наукограда России на 2005-2009 годы.
Таким образом, не обладая значительными природными ресурсами, при отсутствии достаточных собственных источников энергии Калужская область выходит на путь экономического развития, значительно улучшающего благосостояние населения.
Наблюдаются позитивные тенденции в агропромышленном комплексе, связанные со стабилизацией сельскохозяйственного производства (в 2003 году выпуск продукции в отрасли увеличен на 6,4% к уровню 2002 года), которые являются следствием разработки и реализации оптимальных вариантов оздоровления отрасли. Реализуется целый ряд федеральных и областных целевых программ по поддержке агропромышленного комплекса. Получают широкое распространение льготные схемы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, лизинг. Внедряются новые технологии, меняющие подход к производству. Проводятся мероприятия по социальному развитию села, улучшению жилищных условий селян, привлечению и закреплению кадров.
Хозяйственный комплекс области, сохраняя традиционную промышленно-сельскохозяйственную специализацию, сочетает ее с высоким научно-инновационным потенциалом и современными экономическими формами хозяйствования. Следует отметить процессы диверсификации производства, выводящие на новые сферы деятельности, расширение ассортимента товаров и появление многоотраслевых комплексов.
Растет конкурентоспособность и продвижение калужских товаров на новые межрегиональные и международные рынки. Реализуются значимые проекты по производству энергоэффективного и ресурсосберегающего оборудования.

Бюджетная политика

Бюджетная политика, ориентированная на максимально полный сбор налогов и увеличение неналоговых доходов, позволяет наращивать собственные доходы консолидированного бюджета и своевременно выполнять принятые бюджетные обязательства, прежде всего в социальной сфере. За последние 3 года собственные доходы бюджета области удвоились.
Проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности, управлению областной собственностью. Создана полноценная казначейская система исполнения бюджета с обязательным доведением средств до конечных бюджетополучателей в соответствии с росписью расходов, утвержденной законом об областном бюджете.
За последние 4 года значительно сокращена кредиторская задолженность бюджетных организаций и практически ликвидирована задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы области. Недоимка в бюджеты всех уровней за этот период сократилась на 34%. Ликвидированы различного рода взаимозачеты. Поступления в бюджет осуществляются только в денежной форме.
За счет применения механизма управления финансовыми ресурсами получатели бюджетных средств областного бюджета в течение 2001-2003 гг. своевременно получали заработную плату, вне зависимости от сроков поступления доходов, что способствовало снижению социальной напряженности и ускорению денежного обращения в регионе. С 2003 года в областном бюджете учтены доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В Калужской области положено начало совершенствованию системы управления общественными финансами. Разработана и реализуется "Программа реформирования региональных финансов Калужской области", которая в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития, вошла в число победителей среди субъектов Российской Федерации. В ходе выполнения Программы Калужской области будет выделена субсидия в размере около 7 млн. долларов США.
Кроме того, на повышение эффективности управления финансами направлен и реализуемый в области проект "Развитие местной демократии и самоуправления в России" в рамках программы Тасис Европейского Союза. Для осуществления пилотного проекта выбрано муниципальное образование "Город Малоярославец". Цель проекта - создание механизмов, обеспечивающих реальное участие граждан и их объединений в обсуждении ключевых вопросов местного значения и влияние их на принятие решений органами местного самоуправления.

Услуги населению

Товарная насыщенность потребительского рынка области носит устойчивый характер и в основном соответствует платежеспособному спросу населения на продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения.
В последние несколько лет активно развивается система предприятий торговли и общественного питания. Только за предыдущий год их число возросло почти на 9%.
Являясь источником поступления денежных средств, торговля и сфера услуг формируют основы финансовой стабильности Калужской области. Сегодня потребительский рынок области - это еще и бюджетообразующая система, постоянно увеличивающая свою долю в консолидированном бюджете области.
Основой для достижения положительных темпов роста за последние годы стало последовательное внедрение современных форматов торговли с эффективной технологией продаж, развитие сетевых структур розничной торговли, где используются прогрессивные формы торгового обслуживания населения.
Рынок услуг является одним из основных секторов экономики, решающим проблемы занятости. В этой сфере занято 214 тысяч человек, что составляет 44% от общего числа занятых.
Более половины платных услуг оказывается негосударственным сектором. В сфере услуг возникла конкурентная среда, где активную роль играет частный бизнес. Удельный вес малого предпринимательства на рынке бытовых услуг составляет 90%.
Одними из наиболее социально значимых инфраструктурных отраслей области, определяющих качество жизни населения, являются связь и транспорт.
В последние годы достаточно интенсивно развивается телефония. Осуществляется комплекс мероприятий по вводу новых цифровых станций, строительству волоконно-оптических линий связи, реконструкции линейно-кабельных сооружений, замене устаревшего оборудования. По телефонной плотности Калужская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (не считая г. Москвы). Сегодня большинство регионов области охвачены высокоскоростными цифровыми магистралями.
На рынке услуг сотовой связи работают пять операторов. Количество абонентов постоянно растет и превысило 250 тысяч.
В большинстве крупных населенных пунктов организованы пункты общественного доступа к сети Интернет.
На территории области транслируются 11 телевизионных и 12 радиопрограмм.
Произведена замена физически и морально устаревшего передатчика, транслирующего на телеканале "Россия", на современный, что позволило обеспечить более стабильную и качественную подачу телевизионного сигнала.
Ввод в эксплуатацию приобретенной за счет средств областного бюджета земной станции спутниковой связи позволил с августа 2003 года обеспечить практически на всей территории области регулярное вещание областной телевизионной программы.
Ведется работа по обеспечению подачи через спутник сигнала областного радио во все районы области.
Прорабатывается вопрос создания спутниковой сети, на основе которой могут строиться все телекоммуникационные системы.
За счет бюджетных средств выполнены мероприятия по построению высотной антенной опоры в селе Износки. Ввод ее в эксплуатацию позволит обеспечить население района современными средствами связи.
На территории области стабильно предоставляются услуги почтовой связи.
Несмотря на обилие назревших в транспортном комплексе проблем, удалось сохранить и даже несколько развить социально значимую маршрутную сеть всех видов пассажирского транспорта. За последние 4 года для предприятий общественного транспорта за счет бюджетных средств приобретено 87 автобусов.
В 2003 году на автовокзалах и автостанциях области внедрена за счет областного бюджета система автоматизированной продажи билетов, позволяющая повысить качество обслуживания пассажиров.

Развитие туризма

Туризм - составная часть социальной сферы Калужской области. Для отдыха жителей и гостей области расширяют свои возможности и качество обслуживания санатории, дома отдыха, пансионаты.
Действующая в Калужской области областная целевая программа развития туризма обеспечивает рост туристского потенциала за счет расширения сферы предоставляемых услуг, развитие инфраструктуры приема и размещения гостей области, а также увеличение дополнительных прямых поступлений в бюджеты различных уровней, интенсификацию товарооборота в торговле, создание новых рабочих мест за счет увеличения потока туристов, развитие народных промыслов, сохранение и поддержание культурного наследия области. В сфере услуг туризм должен занять лидирующие позиции в пополнении бюджета области и повышении среднедушевых доходов населения.

Малое предпринимательство

Сегодня малое предпринимательство стало сферой жизненных интересов более 120 тыс. человек, самостоятельно решающих вопросы своего благосостояния. Для поддержки этой сферы в области создан и работает Совет по малому предпринимательству при Губернаторе области, в составе которого из 16 членов 12 - предприниматели. Принята областная целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Калужской области на 2004-2006 годы. Предыдущая программа на 2001-2003 годы реализована в полном объеме.
По основным показателям развития малого предпринимательства область прочно занимает место в первой пятерке субъектов Центрального федерального округа. Малое предпринимательство развивается более динамично, чем другие сферы экономики области. Ежегодный прирост выпуска продукции в течение последних 4 лет обеспечивается в пределах 117-120%.
При главах муниципальных образований области созданы и действуют общественные советы по развитию малого предпринимательства, в ряде муниципальных образований области созданы центры поддержки малого предпринимательства.

Инвестиции

В области создан режим наибольшего благоприятствования для участников инвестиционной деятельности. Развита система государственных гарантий и налоговых льгот для инвесторов. Темпы роста объемов инвестиций в 2003 году составили 106% (9,3 млрд. рублей).
По данным независимого рейтингового агентства "Эксперт РА", Калужская область входит в перечень регионов России с наиболее динамично развивающимся инвестиционным потенциалом и двадцатку регионов с минимальным уровнем инвестиционного риска. Этот показатель является своего рода индикатором доверия инвесторов и высокой оценкой надежности партнерских связей.
Капитальные вложения областного бюджета в строительство и реконструкцию объектов социальной сферы увеличиваются, в 2003 году они составили более 253 млн. рублей, при этом инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйства возросли к уровню 2002 года более чем на треть.
За счет инвестиций в жилищное строительство за 2001-2003 годы в области сдано более 600 тыс. кв. м жилья.

Благосостояние населения

С 2000 года в области более чем в 2 раза выросла бюджетная обеспеченность, в 2,6 раза - заработная плата. Рост заработной платы в материальном производстве обусловлен ростом производительности труда в промышленности, возросшей за период 2001-2003 гг. в 2,2 раза. Рост заработной платы в бюджетной сфере (в 2,8 раза) обусловлен интенсивным развитием экономики области, способствующим наполнению бюджета области. Принимаются меры поэтапного доведения средней заработной платы бюджетников до среднеобластного уровня. Своевременно и в установленном порядке производится выплата пенсий.

Социальная сфера

Общее оживление в экономике способствует улучшению ситуации на рынке труда - уровень официальной безработицы в области не превышает одного процента.
Для решения жилищной проблемы получает развитие социально направленное долгосрочное ипотечное жилищное кредитование граждан. Это позволит создать базу для привлечения в жилищную сферу сбережений населения и других внебюджетных финансовых ресурсов, сделать приобретение жилья доступным для основной части населения.
Утверждена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Калужской области, которая определяет цели и задачи, этапы и основные мероприятия по развитию указанной системы, источники финансирования и состав участников.
От имени Правительства Калужской области учрежден региональный оператор ипотечного жилищного кредитования - ОАО "Калужская ипотечная корпорация". Корпорация осуществляет помощь населению в поиске оптимальных вариантов улучшения жилищных условий, выдачу и рефинансирование ипотечных кредитов.
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Калужской области, московским агентством по ипотечному жилищному кредитованию и ОАО "Калужская ипотечная корпорация" дало возможность войти областной системе ипотечного жилищного кредитования на общероссийский рынок ипотечных кредитов и ипотечных ценных бумаг.
Учреждения здравоохранения области, сохранив государственный характер, объемы и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечивают реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Совершенствуется инфраструктура здравоохранения.
По сравнению с 2000 годом уменьшились масштабы естественной убыли населения области почти на 23%, возросла рождаемость на 15%, снизилась младенческая и детская смертность соответственно на 29% и 18%. Хотя, как и в целом по России, в Калужской области демографическая ситуация остается напряженной.
С целью повышения социальной защищенности населения Правительство Калужской области проводит мероприятия по созданию региональной системы негосударственного пенсионного обеспечения, развитие которого направлено как на увеличение размеров пенсий, так и объема долгосрочных инвестиций в экономику области (жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосберегающие технологии).
Источником инвестиций при этом выступят средства пенсионных резервов и накоплений создаваемой от имени Правительства Калужской области некоммерческой организации - негосударственного пенсионного фонда. В качестве учредительного взноса Калужского негосударственного пенсионного фонда в областном бюджете на 2004 год заложены средства в размере 30 млн. рублей. Фонд будет аккумулировать пенсионные взносы, размещать пенсионные резервы, выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включая аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. В 2004 году будут реализованы первые проекты негосударственного пенсионного обеспечения.
Определенные положительные результаты дает реализация мероприятий комплексной и целевых программ развития системы образования. Расширяется сеть образовательных учреждений, реализуется проект компьютеризации школ, реализуются программы "Школьный учебник", "Школьный автобус" и ряд других.
В рамках реализации молодежной кадровой политики создан молодежный резерв кадров Калужской области, созданы советы и клубы молодых специалистов, объединений рабочей молодежи.
Однако проведенный анализ, а также социологические опросы и сходы населения в муниципальных образованиях области выявили целый ряд проблем, требующих определенного внимания и решения.
Требуется дальнейшее развитие инфраструктуры в сельских населенных пунктах. Жителей сельской местности в первую очередь заботят вопросы газификации, водоснабжения, освещения улиц. Острой остается проблема телефонизации села - из 3-х с небольшим тысяч сельских населенных пунктов области две трети не телефонизированы.
Отмечается высокий уровень недовольства населения качеством обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При низком качестве предоставления коммунальных услуг негативную реакцию у населения вызывает рост тарифов за обслуживание.

Проблемы, наиболее волнующие население Калужской области

Диаграмму "Проблемы, наиболее волнующие население Калужской области" - см. первоисточник.

Существует ряд проблем в сфере потребительского рынка области. Отсутствие оптового звена привело к созданию многоуровневой системы товародвижения, что неоправданно повышает цену. Высокими остаются тарифы на услуги естественных монополий.
В области остро ощущается отсутствие туристского информационного центра, который оказывал бы помощь многочисленным неорганизованным туристам. Также одной из основных проблем развития туризма является отсутствие современной гостиничной базы.
В малом бизнесе все еще сохраняются теневые схемы выплаты заработной платы. Наемные работники этой сферы имеют низкую социальную защищенность.
Вызывает большую обеспокоенность состояние криминальной обстановки на улицах, в иных общественных местах населенных пунктов области.
Много справедливых нареканий вызывает работа общественного автомобильного транспорта, и в первую очередь на сельских маршрутах, обеспечение права льготного проезда, уровень организации перевозок транспортом индивидуальных владельцев.
Вызывает тревогу состояние аварийности на дорогах области. Динамика основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма остается высоким (за последние 10 лет число погибших составило 2838 человек, 13595 человек получили ранения различной степени тяжести).
Значительную часть погибших при пожарах составляют люди преклонного возраста, остро нуждающиеся в социальной поддержке, так как данная категория населения неспособна самостоятельно обслуживать жилье, что и приводит к росту числа бытовых возгораний.
Одним из важных достоинств Калужской области является благоприятная экологическая обстановка. По данным исследовательских институтов, индекс техногенной нагрузки в Калужской области отмечен как самый низкий в России. Тем не менее остаются острыми проблемы утилизации и захоронения сложных и токсичных промышленных отходов, переработки изношенных автошин и других отходов; обеспечения чистой питьевой водой и охраны источников питьевого водоснабжения.
Все эти проблемы требуют решения.
Значительный социально-экономический потенциал области дает основание для удовлетворения потребностей населения в осуществлении своих жизненных планов, соотнесенных с ресурсными возможностями общества, что найдет свое отражение в программе повышения качества жизни.

2. Система показателей

В основе выбора показателей, определяющих качество жизни, лежит представление о качестве жизни как о совпадении цели и результата, жизненной стратегии и реальной практики. Их полное совпадение означает успех человека и, в конечном итоге, комфортность его проживания в обществе.
Улучшение качества жизни состоит в увеличении возможностей человека в осуществлении его жизненных планов. В конечном счете, это означает расширение степени свободы самореализации личности и представляет ему своду выбора положения в обществе.
Для отслеживания изменений в различных сферах жизнедеятельности человека и оценки качества жизни населения необходимо определить и внедрить систему показателей.
Система показателей должна охватывать все сферы жизнедеятельности, быть достоверной, доступной и оперативной.
Выделяются четыре базовых индикатора, определяющих качество жизни:
I. Качество населения: рождаемость и смертность, число браков и разводов, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификация и т.п.
II. Благосостояние населения: показатели уровня жизни человека, отражающие степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (заработная плата, реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг, уровень здравоохранения, культуры и т.п.).
III. Качество социальной сферы: уровень условий труда, социальной защиты, физической и имущественной безопасности члена общества, криминогенности и социально-политического здоровья самого общества и т.п.
IV. Качество окружающей среды: данные о загрязнении воздушного пространства, почв и воды.

   ---------------¬

¦Качество жизни¦
   -----------------+  населения   +----------------¬

¦ LT------------T- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/Индикаторы \/ \/
   -----------¬  ---------------¬  -----------¬ 
   -----------¬

¦Качество ¦ ¦Благосостояние¦ ¦ Качество ¦ ¦ Качество ¦
¦населения ¦ ¦ населения ¦ ¦социальной¦ ¦окружающей¦
L----T------ L-------T------- ¦ сферы ¦ ¦ среды ¦
¦ ¦ L-----T----- L-----T-----

¦ ¦ Показатели ¦ ¦
\/ \/ \/ \/
   -------------¬

¦ ¦
L-------------


Каждый из четырех базовых индикаторов отражает условия, в рамках которых проистекают процессы удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей членов общества. Индикаторы состоят из показателей, которые согласовываются со статистическими данными.
Система насчитывает более 100 показателей. Среди них: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, доля специалистов с высшим образованием в экономике, обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, индекс потребительских цен, размер среднемесячной заработной платы, индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), доля расходов на питание в потребительских расходах населения, обеспеченность благоустроенным жильем и другие.
Система является базовой и предназначена для оценки качества жизни внутри области и в сравнении с другими регионами.
Отраслевыми департаментами и муниципальными образованиями области в течение 2004 года будут разработаны расширенные системы показателей по своим направлениям, адаптированные к базовой, что позволит более точно определять точки роста и спада, повысит эффективность и оперативность воздействия на негативные тенденции в сферах жизни населения.

3. Цели и задачи Концепции

Цель Концепции: разработка основных положений программы повышения качества жизни населения Калужской области как эффективного организационно-управленческого механизма, обеспечивающего условия для стабильного повышения качества жизни населения области.
Основные задачи Концепции: в рамках программы повышения качества жизни населения объединить в комплекс основные направления действующих федеральных и областных целевых программ; создать механизм оценки качества жизни с выявлением приоритетных направлений приложения программных мероприятий; сконцентрировать финансовые ресурсы на направлениях, в наибольшей степени влияющих на повышение качества жизни населения Калужской области; определить основные механизмы воздействия на повышение качества жизни.

4. Принципы формирования и реализации программы

Ряд базовых принципов, необходимых для проведения справедливой, долгосрочной государственной политики, направленной на повышение качества жизни населения области, является основой программы.
Пути улучшения качества жизни потребуют обсуждения с населением области, на областном и местном уровнях, возможно, существует целесообразность формирования общественных объединений, которые будут способствовать реализации политики улучшения качества жизни. Необходимо поощрять любую полезную инициативу, любые предложения, содействующие определению программных целей и их достижению.
Улучшение качества жизни конкретного человека должно быть следствием улучшения качества жизни других людей. Программные цели в равной степени обращены ко всем группам, деятельность которых не носит антиобщественного характера, но при этом реализуются с учетом интересов и потребностей всех групп населения. Недопустимо улучшать положение одних групп людей за счет ухудшения других. Программа повышения качества жизни населения Калужской области должна носить адресный характер, разрабатываться и реализовываться с учетом дифференциации потребностей людей. При этом она в большей степени должна быть направлена на развитие и раскрытие возможностей экономически активного населения как основной производительной силы, которая, реализуя свой потенциал, будет создавать материальные блага и через развитие экономики обеспечит достойную жизнь социально незащищенным слоям населения.

5. Этапы подготовки и реализации программы

I этап - 2004 год
Разработка программы. Разработка и мониторинг системы показателей, определяющих качество жизни населения. Обозначение пороговых значений показателей. Создание информационной базы макроэкономических показателей муниципальных образований через реализацию проекта по расширению круга статистической отчетности. Разработка комплексных отраслевых программ. Разработка и внедрение индикативной системы управления.
II этап - 2005-2010 годы
Основной этап. Достижение установленных пороговых значений показателей.
III этап - 2011 и последующие годы
Корректировка программы соответственно складывающейся социально-экономической ситуации в регионе и изменившимся потребностям населения.

6. Механизм управления программой

В целях управления реализацией программы, а также воздействия на региональные факторы влияния на повышение качества жизни населения в области будет внедрена система индикативного управления.
Введение системы управления направлено на обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов с целью формирования устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения области. Система повысит эффективность принятия управленческих решений для решения поставленных в программе задач.
Система управления включает в себя:
- систему индикаторов социально-экономического развития Калужской области, отраслей экономики и социальной сферы, муниципальных образований области и хозяйствующих субъектов;
- систему индикативного планирования;
- систему управления.
Система индикаторов социально-экономического развития позволяет проводить количественно-качественную характеристику явлений и процессов, происходящих в области, качественная сторона которых отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная - их размер, абсолютную или относительную величину.
Количественная составляющая системы индикаторов социально-экономического развития области включает в себя обобщенные макроэкономические показатели и показатели уровня жизни населения. Пороговые значения индикаторов как достижение целей на определенный период рассчитываются на основании показателей прогноза социально-экономического развития области.
Внедрение системы управления позволит, с одной стороны, разработать эффективный инструментарий, обеспечивающий прозрачность и предсказуемость принятия решений со стороны органов государственного управления и хозяйствующих субъектов. С другой стороны - регулировать экономические процессы с помощью определения целей развития производства и создания государством стимулов для хозяйствующих субъектов, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.
Система позволит не только органам власти контролировать и отслеживать процессы, происходящие в области, но и обществу контролировать и оценивать эффективность работы органов власти. Общество будет формировать социальный заказ, а органы власти в этой системе будут исполнителями этого заказа.

7. Ожидаемые результаты реализации программы

Согласно системе показателей, обозначенной в настоящей Концепции, определены четыре базовых индикатора качества жизни. В ходе реализации программы повышения качества жизни ожидается рост по каждому из индикаторов.
Качество населения: стабилизация демографической ситуации; увеличение продолжительности жизни; снижение числа заболеваний; развитие сети культурно-досуговых учреждений; формирование нового поколения, здорового духовно и физически, находящегося на более высоком уровне потребления социальных стандартов.
Благосостояние населения: снижение уровня бедности; увеличение числа представителей среднего класса; рост реальных денежных доходов населения; увеличение размеров пенсий; развитие инфраструктуры населенных пунктов; устойчивый рост экономического потенциала области, прежде всего, вследствие активизации человеческого фактора.
Качество социальной сферы: улучшение условий труда и социальной защищенности работающих; снижение числа преступлений; формирование и развитие институтов гражданского общества; сохранение социальной стабильности в регионе.
Качество окружающей среды: улучшение качества питьевой воды; развитие в регионе зон отдыха; снижение числа угроз техногенного характера.
В соответствии со структурой (см. приложение) программы повышения качества жизни ожидаются следующие результаты от ее реализации.

7.1. Оптимизация структуры управления и принятия
управленческих решений

Организация сопровождения реализации программы повышения качества жизни населения области профильными органами государственной власти, при этом особое внимание будет уделено решению проблем молодежи.
Наряду с развитием рыночных отношений усилится роль государственного регулирования, особенно касающегося социальной защиты населения и инвестиций в человека.
Улучшение координации работы государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Устранение существующих административных барьеров.
Повышение открытости органов власти области, усиление влияния общественных организаций на подготовку и принятие управленческих решений.
Омоложение и повышение квалификации кадрового состава органов власти области.
Повышение роли коллегиальных органов, способствующих развитию экономики и социальной сферы.
Проведение институциональных преобразований, затрагивающих финансово-кредитную систему, функционирование разрешительных органов, структуру государственных и муниципальных органов управления.

7.2. Законотворческая деятельность

Инициирование законопроектов, направленных на повышение жизненного уровня населения, стимулирование развития реального сектора экономики, поддержку социальной сферы, создание рыночной инфраструктуры, устранение административных барьеров.
Совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с задачами программы.
Проведение ревизии действующих областных целевых программ (ОЦП). Разработка комплексных программ по направлениям социальной сферы ("Комплексная программа развития образования", "Комплексная программа развития здравоохранения" и т.д.).
Намеченные меры позволят усовершенствовать систему контроля за ходом реализации комплексных ОЦП, более полно отслеживать эффект от реализации мероприятий, сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях, влияющих на качество жизни населения.

7.3. Материальное производство и сфера услуг

Технологическое обновление и модернизация предприятий, способствующие освоению новых видов конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства, в том числе повышению производительности труда.
Улучшение инвестиционной привлекательности и оказание содействия в реализации инвестиционных проектов и привлечении инвесторов.
Инициирование принятия на федеральном уровне программы развития г. Обнинска как наукограда России на 2005-2009 и последующие годы.
Развитие инновационной инфраструктуры региона.
Наиболее полное использование минерально-сырьевых и природных ресурсов области, в т.ч. через комплексные областные целевые программы.
Создание условий для подготовки, повышения квалификации рабочих и инженерно-технических кадров для предприятий промышленности.
Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленном производстве.
Развитие лизинговых схем приобретения оборудования для развития предпринимательства.
Развитие систем бизнес-инкубирования для начинающих предпринимателей.
Организация постоянно действующего выставочного центра для продвижения продукции предприятий Калужской области на рынки, в том числе и других регионах.
Развитие доступа к современным информационным ресурсам.
Организация информационного сайта для предпринимателей с размещением всей необходимой для деятельности информацией.
Обеспечение доступа к информации о качестве и безопасности товаров и услуг. Просвещение населения в вопросах качества и безопасности товаров и услуг.
Организация центров поддержки предпринимательства в городах Обнинске и Калуге для оказания помощи в развитии предпринимательства по всем вопросам ведения бизнеса.
Защита прав и соблюдение интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли. Упорядочение мелкорозничной торговой сети. Строительство современных торговых центров, соответствующих мировым стандартам.
Обеспечение потребностей населения области в автобусных перевозках, в том числе льготных, на основе строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства, развития транспортной инфраструктуры, проведения тарифной политики, при которой темпы роста тарифов на перевозки общественным транспортом не будут превышать темпы роста доходов населения, сохранения сети автобусных маршрутов. Формирование и развитие рынка транспортных услуг посредством создания равных условий для операторов различных форм собственности с целью повышения качества услуг, более рационального использования бюджетных средств.

7.4. Бюджетная политика

Разработка областного закона "О межбюджетном регулировании в Калужской области", в котором будут отражены не только размеры единых базовых минимальных нормативов распределения регулирующих налогов и дополнительных нормативов, определяемых с учетом выравнивания бюджетной обеспеченности, но и механизм поощрения тех муниципальных образований, которые стремятся к большему пополнению собственных доходов.
Развитие Фонда реформирования муниципальных финансов, создающего благоприятные условия для социально-экономического развития территорий и выстраивания эффективной системы межбюджетных отношений. Задача Фонда - повысить заинтересованность муниципальных образований области в развитии собственной доходной базы, устранить диспропорции в территориальном развитии, выравнить бюджетную обеспеченность территорий, сгладить социальные различия. С концентрацией бюджетных средств на приоритетных направлениях финансирования и ликвидации нерациональных бюджетных расходов повысится качество предоставляемых бюджетных услуг и эффективность деятельности государственного и местного управления, сократится дотационность областного бюджета и его зависимость от федерального бюджета.
Внедрение системы средне- и долгосрочного финансового планирования, включающей планирование текущих расходов, инвестиционное планирование, планирование долговой политики и переход на 100% исполнение расходной части бюджета программно-целевым методом.
Сохранение приоритетности расходов на социальную сферу - систему социальной защиты. В 2004 году доля указанных расходов составит около 60%, или более 6 млрд. рублей (против 50% в 2003 г. и 40% в 2001 г.).
Внедрение передовых методов управления региональными и муниципальными финансами, комплексной автоматизации бюджетного процесса, совершенствование казначейской системы исполнения бюджетов.
Децентрализация функции по формированию доходной части областного бюджета и контроля за исполнением расходной части через казначейскую систему управления.
Усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, т.к. из местных бюджетов финансируется основная часть социальных расходов.

7.5. Социальная сфера. Повышение благосостояния
населения и внедрение новых социальных технологий

Сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований области.
Повышение среднедушевых денежных доходов населения. Снижение дифференциации населения по среднедушевым денежным доходам в разрезе отдельных социальных групп.
Рост заработной платы работников темпами, опережающими инфляцию. Сохранение роста заработной платы выше среднего значения по Центральному федеральному округу. Повышение роли заработной платы как основного источника доходов населения.
Уход от теневых схем выплат заработной платы.
Доведение заработной платы работников бюджетной сферы до среднеобластного уровня.
Стимулирование труда высококвалифицированных специалистов путем установления и выплаты надбавок к заработной плате работникам бюджетной сферы, имеющим почетное звание, а также установление именных стипендий одаренным студентам и школьникам.
Разработка экономического механизма, связывающего существенное повышение заработной платы с эффективностью труда работников агропромышленного комплекса, особенно добившихся высоких результатов в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Расширение системы льготного кредитования строительства жилья специалистам агропромышленного комплекса.
Повышение эффективности использования накопительной части пенсионных сбережений.
Повышение уровня социальных стандартов для населения. Обеспечение доступности, качества и расширение спектра услуг здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Оказание государственной поддержки молодым и многодетным семьям.
Реализация мер социальной защиты детей и подростков: предоставление дополнительных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; принятие мер, направленных на улучшение здоровья школьников.
Телефонизация районов области посредством построения абонентского радиодоступа как более эффективной и менее дорогостоящей системы связи.
Разработка и реализация мероприятий по развитию на территории области телевизионной и радиовещательной сети на основе применения современных высокоэффективных оборудования и технологий с обеспечением охвата всей территории области.
Предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг населению области, включая определение стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг на последующие годы.
Проведение экспертизы влияния тарифов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и услуги жилищно-коммунального хозяйства на баланс доходов и расходов населения. Разработка мер, направленных на сохранение доли платежей населения в объеме собственных доходов.
Проведение комплексного аудита региональной составляющей тарифов на газ и электроэнергию с анализом фактического финансового состояния энергоснабжающих предприятий.
Приведение доли региональной составляющей в общей структуре среднеотпускных тарифов на газ и электроэнергию к сложившейся на 01.01.2000 и недопущение в дальнейшем ее увеличения по сравнению с федеральной составляющей.
Переход от опережающего инфляцию принципа формирования тарифов на ТЭР к догоняющему, так как тарифы на ТЭР лежат в основе инфляционной эвольвенты.
Внесение в Законодательное Собрание области предложений по изменению методики ценообразования на газ, электрическую и тепловую энергию с переходом от затратного метода определения тарифов к предельно-нормативному. Принятие таких предложений позволит стимулировать энергосбережение и оптимизировать себестоимость энергоресурсов, поставляемых организациям.
Разработка и внедрение новых социальных технологий:
1. Создание индивидуальных счетов развития.
Проект позволит с участием государства помочь малоимущим накопить средства с тем, чтобы впоследствии осуществить покупку жилья, получить дополнительное образование, воспользоваться качественными медицинскими услугами.
Собственные средства малоимущих граждан, находящиеся на индивидуальном счете развития, позволят обеспечить доход, гарантированный государством, на уровне выше среднего процента по банковскому депозиту и воспользоваться беспроцентным кредитом.
2. Система негосударственного пенсионного обеспечения.
Система негосударственного пенсионного обеспечения в Калужской области свою деятельность начнет со стартовых финансовых средств, которые будут заложены в областном бюджете в качестве пенсионных взносов для работников бюджетной сферы. Помимо этой категории в системе примут участие в качестве вкладчиков представители крупных промышленных организаций и субъекты малого бизнеса Калужской области.
Чтобы обеспечить надежный финансовый инструмент для размещения средств пенсионных резервов и накоплений, в 2004 году планируется выпустить облигации на сумму 300 млн. руб. Эмитентом будет выступать Правительство области. Привлеченные средства поступят в доход областного бюджета и могут быть использованы для реализации социальных программ.
Работа системы негосударственного пенсионного обеспечения позволит существенно увеличить размеры выплачиваемых пенсий, направить дополнительные инвестиции в жилищное строительство.
3. Система ипотечного жилищного кредитования.
Основные задачи на будущее - сделать ипотечный кредит доступным для молодых семей и развивать жилищное строительство с последующей продажей построенного жилья в кредит. Положение о порядке предоставления молодым семьям льготных займов на приобретение жилья позволит снизить ставку ипотечного займа до 5% путем выделения субсидий из областного бюджета. В дальнейшем планируется увеличить для отдельных категорий заемщиков срок предоставляемого ипотечного кредита до 25 лет и сократить размер первоначального взноса, необходимого для получения кредита, с 30 до 15% от стоимости приобретаемого жилья.
Для развития жилищного строительства с последующей продажей построенного жилья в кредит планируется предоставление бюджетных кредитов застройщикам, в роли которых будут выступать специализированные организации - региональные ипотечные операторы.

Трудовые отношения

Повышение роли социального партнерства в вопросах социальной защищенности и улучшение условий труда путем совершенствования коллективных договоров между работодателями и профсоюзами.
Проведение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организациях и, при необходимости, в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования.
Принятие мер по наиболее полному использованию производственных мощностей, развитие гибких форм занятости.
Реализация Регламентного соглашения по регулированию социально-трудовых отношений между областными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Калужской области.
Содействие в деятельности профсоюзных организаций предпринимателей и защита прав наемных работников.
Разработка прогрессивных систем оплаты труда, нивелирующих разницу доходов между различными социальными группами.
Разработка проекта программы государственной поддержки подготовки кадров для экономики Калужской области.

Образование

Организация подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в соответствии с основными тенденциями социально-экономического развития области.
Совершенствование системы школьного образования, развитие индивидуальных качеств человека.
Реализация на территории области федерального проекта "Информатизация системы образования на 2004-2006 годы". Организация доступа всех школ области к сети Интернет, включая самые отдаленные. Обучение учителей, школьников и всех желающих навыкам владения компьютером с выдачей сертификата в каждом районе области. Расширение возможностей дистанционного обучения, создание серии электронных учебников, разработка учебно-методического комплекса.
Установление региональных надбавок к заработной плате работников образования, обеспечение существенного повышения социального статуса учителя.
Включение в программу повышения качества жизни в качестве разделов действующих областных целевых программ "Патриотическое воспитание населения Калужской области на 2003-2005 годы", "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Калужской области на 2003-2005 годы", программы воспитания детей и подростков.
Создание современной материальной базы для активной военно-патриотической работы с подростками.

Здравоохранение

Повышение качества предоставляемых медицинских услуг.
Реализация мероприятий по предупреждению и борьбе с инфекционными заболеваниями и заболеваниями социального характера, охране территории Калужской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ.
Создание эффективной системы медико-социальной реабилитации больных и инвалидов. Пропаганда здорового образа жизни.
Координация действий педагогических коллективов, семьи, общественности, органов управления образованием в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Создание региональной системы медицинской географии.
Оснащение медицинских учреждений современным оборудованием диагностики и лечения. Развитие страховой медицины.
Развитие фармацевтической промышленности, выпуск фарммедпрепаратов, разработанных калужскими учеными, а также по лицензии передовых зарубежных стран.

Физическая культура, спорт и туризм

Развитие массового спорта среди всех слоев населения с выделением в качестве приоритетного детского спорта. Укрепление материально-технической базы. Расширение сети спортивно-оздоровительных лагерей. Создание сельских спортивных школ.
Активизация физкультурно-массовой работы в детских домах, домах инвалидов.
Укрепление коллективов физической культуры на предприятиях через создание клубов по месту жительства. Расширение сети секций и физкультурно-оздоровительных групп на платной основе, создание клубов по принципу самофинансирования.
Строительство Дворцов спорта с искусственным льдом в Обнинске и Калуге, туристско-оздоровительного центра "Квань". Завершение строительства физкультурно-оздоровительного комплекса "Вымпел".
Развитие туристской инфраструктуры: гостиничного хозяйства, предприятий общественного питания, рекреационных учреждений и т.д.

Культура и искусство

Реализация задач в развитии профессионального искусства и народного творчества, поддержка отечественного кинематографа, сохранение и использование памятников истории и культуры, сохранение музейных и библиотечных фондов, развитие художественного образования и поддержка молодых дарований, социальная защита работников культуры и искусства, развитие информатизации и улучшение материально-технической базы отрасли.
Привлечение инвестиций для сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

7.6. Повышение качества окружающей природной среды

Сохранение природного потенциала. Реализация областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)".
Обеспечение экологической безопасности при реализации проектов развития промышленного производства.
Реализация подпрограммы "Отходы" областной программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)".
Внедрение в области системы ландшафтного проектирования и улучшения экологической ниши.
Создание территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Калужской области.



Приложение
к Концепции
повышения качества жизни
населения Калужской области

СТРУКТУРА
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


   ---------------------------------------------------------------¬

¦Правительство области, муниципальные образования, руководители¦
¦ федеральных ведомств, руководители предприятий, общественные ¦
¦ организации ¦
L------------------------------T--------------------------------

\/
   -------------------------¬

¦Программа качества жизни¦
L-----------T-------------

\/
   ---------------------------------------------¬

¦ Законотворческая деятельность, ¦
¦институциональные преобразования, устранение+------------------------------¬
¦ административных барьеров ¦ ¦
L--T------------------------------------T----- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
\/ \/ ¦
   ---------------------------------¬
   ----------------------------------¬              ¦

¦Экономические программы развития¦ ¦Комплексные программы социальной ¦ \/
¦(инвестиции, инновации, отрасли,¦ ¦сферы (соцподдержка, образование,¦
   ------------------------¬

¦малое предпринимательство, ¦ ¦культура, спорт, здравоохранение,¦ ¦Экологические программы+--¬
¦минеральные ресурсы) ¦ ¦ жилье, коммунальное хозяйство, ¦ L------------------------ ¦
L----------------T-----T--------T- ¦занятость, обучение кадров и др. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L-------------------T-------------- ¦
¦ ¦ ¦ L-T------------T-----------T--------¬ ¦
¦ L------¬ L-----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ ¦
-T-------------¬--------T¬
   -------¬  ----------¬------------¬---------¬--------¬  ¦

показател覦 Отрасли ¦¦Платны妦показатели¦Чистые¦ ¦Здраво- ¦¦Образовани妦КультурদСпорт и¦ ¦
   -------->¦¦материальногуслуги ¦¦          ¦налоги¦  ¦охранени妦           ¦¦        ¦¦другие ¦  ¦

¦ ¦¦производства ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ L-------T--L--------T---L------T--L------T- ¦
¦ ¦L-T------------L--T-----¦ L-T----- /\ ¦ /\ ¦ /\ ¦ /\ ¦ ¦
¦
   ------- --------------- /\               ¦            ¦  ¦        ¦  ¦       ¦  ¦      ¦  ¦   ¦

¦ ¦ ------- --------------+----------------- ¦ L---T----+--+-------+--+--T---+--- ¦
¦ ¦ ¦ ------
   --------+-----------------------------+------+----+----------+-----+----      ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ \/\/ \/
   -------+--------                                   \/                     ¦          ¦

¦ ---------¬ ¦ -----+-----¬
   -------------------------¬ -----------¬                 ¦          ¦

¦ ¦ ВРП ¦ ¦ ¦ОБЛАСТНОЙ ¦ ¦Адресная помощь (льготы,¦ ¦Бесплатные¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--+>¦БЮДЖЕТ И +--->¦пенсии, пособия, расходы¦ ¦ услуги ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ВНЕБЮДЖЕТ-¦ ¦ на страховую медицину, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦НЫЕ ФОНДЫ ¦ ¦ социальное страхование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L----T---- ¦ L----------- L---------T--------------- L----T------ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ------------¬ ¦ --------------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ОБЩЕСТВЕН- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------+>¦НЫЕ ФОНДЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ПОТРЕБЛЕНИЯ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L--T--------- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
   ------    \/                    \/\/                                           ¦          ¦

¦ ¦ -------------------------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Природная среда ¦<--------------------------------------+-----------

¦ L>¦ Социальная среда обитания ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L---------->¦ Население ¦<---------------------------------------

L------T----------T------------T---T--
   -------------------          ¦            ¦   L---------------------------------¬

¦ ¦ L-----------¬ ¦
\/ \/ \/ \/
   ----------TT         
   ---------------TT        
   -----------TT        
   -----------TT

¦Качество ¦¦ показатели ¦Благосостояни妦 показатели¦Качество ¦¦ показатели¦Качество ¦¦ показатели
¦населения¦+ ¦ ¦+ ¦социальной¦+ ¦окружающей¦+
¦ ¦+ ¦ ¦+ ¦сферы ¦+ ¦среды ¦+
L----------L L---------------L L-----------L L-----------L


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru