КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ТАРУССКИЙ РАЙОН"
РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 февраля 2004 г. № 5
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ
МО "ТАРУССКИЙ РАЙОН"
Районное Собрание МО "Тарусский район"
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу реформирования финансов МО "Тарусский район".
Глава администрации муниципального образования
"Тарусский район"
Ю.В.Нахров
Приложение
к Постановлению
Районного Собрания
муниципального образования
"Тарусский район"
от 2 февраля 2004 г. № 5
ПРОГРАММА
РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ МО "ТАРУССКИЙ РАЙОН"
1. Введение
Предлагаемая Программа реформирования системы управления финансами МО "Тарусский район" разработана в развитие концепции реформирования системы управления региональными финансами Калужской области, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 27 декабря 2001 г. № 272, на основе приоритетов развития финансов МО "Тарусский район" исходя из сложившегося их состояния в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 18 декабря 2003 г. № 345 "Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций из Фонда реформирования муниципальных финансов".
Под финансами МО "Тарусский район" понимается совокупность денежных и имущественных активов, объединяющая:
- местный бюджет;
- имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
- внебюджетные фонды, созданные и управляемые местными органами исполнительной власти;
- другие внебюджетные средства, контролируемые органами исполнительной власти местного самоуправления;
- активы муниципальных унитарных предприятий, доли и пакеты акций хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности МО "Тарусский район".
1.1. Цели и задачи реформирования
Основными целями реформирования системы управления финансами МО "Тарусский район" являются:
- повышение эффективности функционирования системы управления финансами МО "Тарусский район" для обеспечения дальнейшего социального развития района, повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни жителей района;
- получение положительных оценок проводимой органами местного самоуправления района бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения района;
- создание благоприятных условий для экономического развития района и привлечения инвестиций.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
1. Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета:
- совершенствование системы бюджетного планирования и внедрения системы средне- и долгосрочного финансового планирования, включая планирование текущих расходов, инвестиционное планирование, планирование долговой политики;
- обеспечение реалистичности наличности бюджета, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и поставщиками, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов;
- формирование бюджетно-финансовой политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию бюджетных услуг.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы управления муниципальными финансами.
3. Создание эффективного механизма управления муниципальной собственностью, инвентаризация муниципального имущества, независимая оценка рыночной стоимости муниципального имущества, вовлекаемого в гражданский оборот.
4. Внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, комплексная автоматизация бюджетного процесса.
5. Создание системы управления муниципальным долгом района.
1.2. Исходное состояние
В муниципальном образовании района проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности бюджетных расходов, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджета.
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Районного Собрания муниципального образования "Тарусский район" "О бюджете МО "Тарусский район" на 2003 год" принято 20 декабря 2002 года, а не 11 декабря 2002 года и имеет № 51, а не № 47.
Бюджет МО "Тарусский район" на 2003 год и 2004 год утвержден до начала финансового года. Постановление Районного Собрания "О бюджете МО "Тарусский район" на 2003" принято 11 декабря 2002 г. № 47. Постановление Районного Собрания МО "Тарусский район" на 2004 год" принято 15 декабря 2003 г. № 56.
Бюджет муниципального образования носит открытый прозрачный характер. Он утверждается по каждому получателю бюджетных средств в разрезе видов, целевых экономических статей бюджетной классификации. Постановление о принятии и исполнении бюджета муниципального образования публикуется в местной газете "Октябрь". Налоговая политика в муниципальном образовании ориентирована на максимально полный сбор налогов, увеличение неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования муниципального имущества.
Администрацией муниципального образования "Тарусский район" разработана и принята Программа социально-экономического развития МО "Тарусский район" на 2003-2004 годы.
Программа содержит конкретные производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные мероприятия, указанные по ресурсам, срокам, исполнителям.
Бюджет МО "Тарусский район" дотационный. Получаемая дотация в первую очередь направляется на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, значительная часть дотации расходуется на оплату топливно-энергетических ресурсов.
Практически не представляются льготы по налогообложению юридическим и физическим лицам.
С конца 2002 года расходы бюджета МО "Тарусский район" производились через отдел казначейского исполнения комитета финансов по Тарусскому району.
В соответствии с программой по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, принятой постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 10 апреля 1999 г. № 333, и постановлением Правительства области от 20 ноября 2001 г. № 234 в районе создана Служба Единого Заказчика - МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", осуществляющая надзор и координацию работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, коммунальному обслуживанию населения. Поэтапно повышается доля платежей населения до 100% от затрат на их оказание, в 2003 году она составляла 80%.
Параметры бюджета МО "Тарусский район" соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета не превышает 10 процентов от объема собственных доходов. Задолженности по ссудам бюджет не имеет.
Предварительный и текущий контроль по расходованию бюджетных средств проводится отделом казначейского исполнения комитета финансов по Тарусскому району. Проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности проводятся финансовым отделом комитета финансов, где за счет средств районного бюджета содержится специалист.
Кроме того, контрольные функции за исполнением средств районного бюджета выполняют и другие контролирующие органы (контрольно-счетная палата Законодательного Собрания области, департамент финансов области, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России, Управление федерального казначейства).
В муниципальном образовании "Тарусский район" положено начало реформированию системы управления финансами. Однако многие элементы управления требуют дальнейшего развития.
1.3. Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достичь следующих результатов:
- создание благоприятных условий для социально-экономического развития района;
- отказ от нерациональных бюджетных расходов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях финансирования, повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
- улучшение жилищной проблемы, рост эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение уровня жизни населения.
1.4. Оценка рисков осуществления реформы муниципальных
финансов
Реформирование муниципальных финансов напрямую зависит от федеральных и региональных нормативно-правовых актов. В ходе реализации программы реформирования неизбежно появление определенных рисков.
Фактором риска является ужесточение федеральной и региональной бюджетной политики, сокращение прав при формировании доходной базы бюджетов.
Существуют риски при реформировании и внутри района.
Рисками на уровне района выступают:
- недостаток финансовых ресурсов для поддержки развития инфраструктуры, а также поддержки инновационной сферы;
- наличие значительной доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
2. Основные направления реформирования
2.1. Бюджеты и бюджетный процесс
2.1.1. Система планирования и утверждения бюджета
Текущее состояние
Бюджетный процесс протекает в соответствии с нормами, установленными федеральным и региональным бюджетным законодательством, и включает в себя стадии по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также контроль за исполнением бюджета.
Работа над формированием бюджета на очередной финансовый год начинается с разработки прогноза социально-экономического развития района, на основе которого составляется проект бюджета. Основные параметры бюджета рассматриваются Главой администрации и его заместителями.
Глава администрации МО "Тарусский район" направляет Бюджетное послание Районному Собранию депутатов муниципального образования с пакетом документов, в том числе проект бюджета, цифровую и аналитическую части проекта бюджета с необходимыми пояснениями и обоснованиями.
В ходе обсуждения проекта бюджета поступают предложения от депутатов муниципального образования, которые прорабатываются администрацией совместно с комитетом финансов.
Затем проект бюджета рассматривается окончательно и утверждается Районным Собранием. Контроль за исполнением бюджета осуществляется в течение всего финансового года.
Обоснование включения в программу
Одним из основных условий экономического развития района является качественное планирование, в том числе финансовое.
Муниципальному образованию необходимо продолжить работу по разработке программ социально-экономического развития района на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достичь следующих результатов:
- повышения качества планирования и последующего исполнения бюджета;
- формирования благоприятного социального климата и устойчивой социальной среды, предотвращения социальных конфликтов;
- создания условий для развития образовательного и культурного потенциала жителей района;
- роста эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства;
- повышения эффективности деятельности местного управления и стимулирования социально-экономического развития.
Направления реформирования
Бюджетный процесс в муниципальном образовании должен проходить с внедрением современных финансовых технологий и исполнением бюджета через казначейскую систему.
Для повышения качества бюджетного планирования предполагается повысить качество прогнозирования плана социально-экономического развития.
Формирование расходной части бюджета должно производиться исходя из реальных возможностей бюджета.
Необходимо стремиться к сокращению количества принимаемых поправок к утвержденному бюджету, вносить их только по необходимости, что дисциплинирует органы исполнительной власти района, отвечающих за правильность прогнозирования доходной базы и расчета потребности в бюджетном финансировании по отраслям.
Необходимо обеспечить снижение относительных размеров отклонений фактических параметров бюджета от запланированных.
2.1.2. Система учета расходов местного бюджета
В соответствии с постановлением Калужской области "О казначейской системе исполнения бюджета области" от 13 декабря 2000 года № 189 проведение единой бюджетной политики усиления контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств, внедрение современных финансовых технологий в муниципальном образовании осуществлен в 2002 году переход на казначейское исполнение расходов бюджета.
Процесс казначейского исполнения бюджета строго определяет последовательность взаимодействия участников бюджетного процесса на всех этапах исполнения: формирование бюджетной росписи на основе постановления Районного Собрания о бюджете, смет расходов, лимитов бюджетных обязательств, уведомлений на финансирование, исполнение бюджета в процессе операционного дня, выполнение бухгалтерских проводок, подготовка отчетов об исполнении бюджета.
Строгая последовательность взаимодействия участников бюджетного процесса вносит полную определенность при выполнении работ, сводит к минимуму ошибки персонала и не дублирует операции различных организаций по одним и тем же операциям.
Казначейское исполнение расходов бюджета позволяет:
- ежедневно составлять бухгалтерский баланс исполнения бюджета;
- ежедневно получать отчет о ходе исполнения бюджета;
- ежедневно получать отчет по каждому получателю бюджетных средств об исполнении его сметы расходов;
- учитывать исполнение договоров получателей средств бюджета с поставщиками товаров (работ, услуг);
- осуществлять предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств в автоматическом режиме.
Обоснования включения в программу
Внедрение полномасштабной системы казначейского исполнения бюджета повысит качество и достоверность бюджетного учета и отчетности, обеспечит органы местного самоуправления оперативной информацией не только по всем бюджетным поступлениям и выплатам, но и операциям с внебюджетными средствами бюджетных учреждений. Это значительно улучшит организацию бюджетного процесса и повысит уровень управления финансами района.
Ожидаемые результаты
Внедрение казначейской системы исполнения бюджета позволит:
- сделать бюджет "прозрачным", рационально и эффективно использовать бюджетные средства за счет минимизации остатков на текущих счетах бюджета;
- получать ежедневную оперативную, достоверную бухгалтерскую отчетность об исполнении бюджета и смет расходов по каждому распорядителю и получателю бюджетных средств, смет доходов и расходов от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности бюджетных учреждений;
- использовать возможность управления ресурсами за счет временно свободных средств на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
- осуществлять предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств в автоматическом режиме.
Направление реформирования
Для полного перехода на казначейское исполнение бюджета района необходимо решить следующие задачи:
- перевести на казначейское обслуживание поступления от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Для этого необходимо:
- обеспечить компьютерной техникой главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
2.1.3. Рационализация бюджетных расходов
Формирование расходной части бюджета муниципального образования производится исходя из бюджетных заявок и сложившейся практики расходования средств бюджета в предыдущие годы. Бюджет утверждается с дефицитом. В течение года принимается несколько поправок к бюджету. Отдельным приложением к бюджету утверждается перечень приоритетных статей расходов бюджета (до 2002 г. - "защищенные статьи").
В течение года финансирование в первую очередь осуществляется на приоритетные статьи расходов бюджета.
Бюджет муниципального образования дотационный. Собственных доходов не хватает для покрытия минимально необходимых расходов, в связи с этим бюджет утверждается с дефицитом.
Одним из источников покрытия дефицита является продажа имущества и земли, находящейся в муниципальной собственности.
Бюджетные ссуды представляются, как правило, на покрытие временного кассового разрыва и подлежат возврату до конца текущего года.
Финансирование льгот по федеральным законам осуществляется в соответствии:
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Калужской области от 27 июля 2001 года № 154 имеет название "Об утверждении Положения о порядке возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Калужской области, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Калужской области "О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки".
- с постановлением Правительства Калужской области от 27 июля 2001 г. № 154 "Об утверждении Положения о порядке возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Калужской области, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда".
Обоснование включения в программу
Формирование расходной части бюджета должно производиться исходя из реальных возможностей и осуществляться по следующим принципам:
- достаточность, обязательность и своевременность финансирования бюджетных учреждений при одновременном соблюдении режима экономии;
- отказ от принятия решений, приводящих к увеличению расходов бюджета без источников финансирования;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за обязательства, принимаемые от их имени бюджетными организациями;
- сохранение перечня приоритетных статей текущих расходов бюджета;
- сокращение неэффективных бюджетных обязательств.
Ожидаемые результаты
- Безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и поставщиками;
- сокращение кредиторской задолженности;
- сокращение дефицита бюджета.
Направление реформирования
Важным направлением деятельности является законодательное закрепление процедуры контроля за целевым использованием средств и утверждение приоритетов расходования бюджетных средств.
Отказ от бюджетных ссуд.
Создание системы критериев эффективности расходования бюджетных средств.
Совершенствование системы закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Экономия бюджетных средств на оплату бюджетными учреждениями коммунальных услуг путем установки счетчиков на тепло-, энерго- и водосистемы.
2.2. Налоговая политика
Текущее состояние
Налоговая политика в муниципальном образовании во многом зависит от проводимой политики области.
На территории области в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть вторая) введен единый налог на вмененный доход "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности" от 26 ноября 2002 г. № 155-ОЗ.
Установлена ставка налога на прибыль для предприятий и организаций в части, зачисляемой в местный бюджет, от 11 октября 2003 г. № 115. Введен на территории района налог на рекламу, решение от 8 февраля 2000 г. № 80.
До введения в действие второй части Налогового кодекса на территории района был установлен сбор за уборку территорий, постановление Районного Собрания от 19 марта 2003 г. № 10, целевой сбор с предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, на содержание милиции, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.
Для повышения эффективности работ по сокращению задолженности в бюджет всех уровней создана комиссия по организации погашения недоимки (постановление Главы администрации от 5 февраля 2001 г. № 76).
Доля недоимки налогоплательщиков в местный бюджет от начисленных составляет на 1 января 2003 г. 44,1%, на 1 января 2004 г. - 59,7%.
В связи с дефицитом бюджета в муниципальном образовании отсутствует практика предоставления льгот и отсрочек по налогам и платежам в бюджет.
Обоснование включения в программу
Предоставление льгот по налогам должно быть обосновано и законодательно закреплено.
Платежи в бюджет должны осуществляться в полном объеме и своевременно.
Ожидаемые результаты
Увеличение собираемости налоговых платежей, сокращение недоимки отразится на мобилизации дополнительных доходов.
Направления реформирования
Основными направлениями реформирования налоговой базы являются:
- повышение собираемости налоговых платежей;
- совершенствование местных налогов, налоговых льгот.
2.3. Эффективность преобразований в жилищно-коммунальном
хозяйстве
Текущее состояние
В соответствии с федеральной программой реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования постепенно увеличивается доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
Доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в 2002 году составляла 70%, в 2003 году - 80%, в 2004 - 90%. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 все тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на газ и электроэнергию) утверждаются Районным Собранием депутатов муниципального образования. Перед утверждением тарифов департаментом строительства и коммунального хозяйства проводится экспертиза фактических затрат на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги.
С октября 2002 года в районе создана Служба Единого Заказчика, управляющая жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешним благоустройством муниципального образования.
По договорам подряда, заключенным на конкурсной основе, обслуживается 100% жилищного фонда. Заключено договоров с квартиросъемщиками и собственниками жилья 17%.
Уровень собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги в 2003 году составил 79,4%, в том числе по городу - 88,3%, по селу - 49,7%.
Обоснование включения в программу
Обеспечение гарантий стабильного бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
Качественное предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
Ожидаемые результаты
Создание условий для развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Соответствие запланированных в бюджете объемов финансирования жилищно-коммунального хозяйства фактическим затратам на выполнение работ.
Снижение стоимости услуг.
Направления реформирования
Важной задачей является проведение мероприятий, направленных на внедрение приборного учета потребления ресурсов и оплаты по факту их потребления.
Определение приоритетов по учету ресурсов в масштабах микрорайона, жилого дома, квартиры.
Проведение инвентаризации муниципального жилого фонда для предоставления замены жилья малоимущим гражданам, имеющим "излишки" занимаемой площади.
2.4. Долговая политика
Текущее состояние
Муниципальное образование не имеет долга по ссудам. Учет государственного муниципального долга ведется комитетом финансов по Тарусскому району. Форма долговой книги утверждена департаментом финансов. По состоянию на 1 января 2002 г. за муниципальным образованием значится задолженность по централизованным кредитам, выданным предприятиям сельского хозяйства в 1992-1994 гг., в сумме 3068,5 тыс. рублей. Свои обязательства муниципальное образование исполняет своевременно.
Обоснования включения в программу
Долговая политика муниципального образования требует совершенствования по таким направлениям, как:
- создание единой системы государственного муниципального долга;
- разработка нормативно-правовых актов на реформирование муниципального долга.
Ожидаемые результаты
Снижение долга местного бюджета, соблюдение режима безусловного исполнения обязательств по погашению долгов. Увеличение уровня кредитоспособности, рост инвестиционной привлекательности района.
Направление реформирования
Основными направлениями реформирования долговой политики предстоит решить следующие проблемы:
- создание полноценной долговой книги муниципального образования, включая и сведения по просроченной кредиторской задолженности бюджета района, информацию об объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий.
Предоставление бюджетных гарантий должно стать одним из наиболее эффективных и наименее рискованных способов стимулирования частных вложений.
2.5. Управление собственностью
Текущее состояние
В муниципальном образовании учет собственности ведется в форме реестра на бумажном и магнитном носителях. Проводится инвентаризация муниципального имущества.
По информации, помещенной в ходе инвентаризации, принимаются меры по повышению эффективности использования имущества за счет оптимизации его состава и перераспределения (продажа, передача в аренду и т.д.).
Обоснование включения в программу
Для эффективного управления муниципальной собственностью необходим нормативно-законодательный акт по управлению муниципальной собственностью, в котором должны быть определенные цели и принципы управления муниципальной собственностью, методика проведения анализа эффективности использования муниципального имущества.
Ожидаемые результаты
Повышение доходов бюджета муниципального образования, получаемых от муниципальной собственности.
Направление реформирования
В качестве мер в сфере управления муниципальной собственностью необходимо выделить следующее:
- обеспечение сводного аналитического учета всех форм и видов муниципального имущества;
- разработку и внедрение концепции управления муниципальной собственностью;
- разработку положения о мониторинге финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- разработку нормативно-правовых актов концепции сокращения объема муниципальной собственности и пакета документов для передачи муниципальной собственности в доверительное управление;
- проведение проверок эффективности использования бюджетными учреждениями денежных средств и закрепленного за ними имущества.
2.6. Управление бюджетными расходами
Текущее состояние
Муниципальным образованием проводится работа по использованию механизма муниципального заказа для муниципальных нужд в части оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства.
В августе 2003 года были объявлены торги (аукцион) по выполнению муниципального заказа по следующим видам услуг:
- содержание и текущее обслуживание жилищного фонда муниципального образования;
- очистка жилищного фонда от твердых бытовых отходов;
- очистка жилищного фонда от жидких нечистот;
- уличная уборка и содержание автодорог местного значения;
- благоустройство и содержание кладбищ, городского туалета, озеленение.
Обоснование включения в программу
Повышение степени прозрачности расходной части бюджета, исключение возможности злоупотреблений при проведении муниципальных заказов.
Ожидаемые результаты
Экономия бюджетных средств при размещении муниципального заказа на конкурсной основе, которая достигается в результате:
- создания конкуренции производителей и поставщиков, вынужденных снижать цены на свою продукцию, повышать ее качество, сокращать сроки поставок;
- вовлечения местных товаропроизводителей в сферу производства продукции для муниципальных нужд, создания новых рабочих мест, роста налоговых поступлений, в том числе и в местный бюджет;
- предъявления высоких требований к участникам конкурсов;
- исключения злоупотреблений отдельных должностных лиц, так как процедура конкурса осуществляется открыто и гласно, а решения принимаются коллегиально.
Направление реформирования
Важным направлением в управлении бюджетными расходами являются:
- утверждение нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления процедуры муниципального заказа и конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;
- совершенствование системы закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд;
- публикации информации о конкурсах в печати.
3. Этапы и мероприятия реформирования
----T-----------------T-------------------------------T-----------------------¬
¦ № ¦ Наименование ¦ Мероприятия ¦ Ответственный ¦
¦п/п¦ реформирования ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ I этап (01.09.2003 - 01.09.2004) ¦
+---T-----------------T-------------------------------T-----------------------+
¦ 1 ¦Бюджет и ¦1. Обеспечить принятие ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦бюджетный процесс¦Районным Собранием проекта ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Бюджет МО "Тарусский район" ¦ ¦
¦ ¦ ¦на 2004 г." до начала 2004 года¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Обеспечить отклонение ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦фактических параметров ¦ ¦
¦ ¦ ¦исполнения бюджета от ¦ ¦
¦ ¦ ¦запланированных не более 50% ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Разработать среднесрочный ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦план экономического развития ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦муниципального образования (до ¦ ¦
¦ ¦ ¦3 лет) ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦4. Произвести финансовую и ¦Отдел социальной ¦
¦ ¦ ¦социальную оценку всех видов ¦защиты населения, ¦
¦ ¦ ¦льгот, субсидий и дотаций, ¦отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦установленных федеральными, ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦региональными и местными ¦ ¦
¦ ¦ ¦нормативно-правовыми актами ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦5. Составить реестр ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦"наведенных" расходов ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦6. Обеспечить учет всех ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦внебюджетных средств ¦ ¦
¦ ¦ ¦муниципального образования и ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетных учреждений ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦7. Разработать и вынести на ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦утверждение Районным Собранием ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦перечень сфер деятельности, ¦ ¦
¦ ¦ ¦для развития которых могут ¦ ¦
¦ ¦ ¦быть представлены бюджетные ¦ ¦
¦ ¦ ¦гарантии ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 2 ¦Налоговая ¦1. Обеспечить пересмотр ставок ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦политика ¦и льгот по каждому из местных ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦налогов и сборов не более ¦ ¦
¦ ¦ ¦одного раза в последние два ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансовых года ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Ведение реестра крупнейших ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦налогоплательщиков ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 3 ¦Эффективность ¦1. Обеспечить уровень оплаты ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦преобразований в ¦населением ЖКУ не ниже ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦жилищно- ¦федерального стандарта ¦ ¦
¦ ¦коммунальном ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйстве ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Организовать работу с ¦МУП ¦
¦ ¦ ¦жалобами и обращениями ¦"Тарусажилдорстрой- ¦
¦ ¦ ¦населения в связи с ¦Заказчик" ¦
¦ ¦ ¦неудовлетворительным качеством ¦ ¦
¦ ¦ ¦ЖКУ ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Обеспечить наличие ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦информации о доле ¦потребительскому ¦
¦ ¦ ¦ведомственного жилищного ¦рынку, МУП ¦
¦ ¦ ¦фонда, предполагаемого к ¦"Тарусажилдорстрой- ¦
¦ ¦ ¦передаче в муниципальную ¦Заказчик" ¦
¦ ¦ ¦собственность ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 4 ¦Долговая политика¦1. Создание и ведение ¦Комитет финансов по ¦
¦ ¦ ¦муниципальной долговой книги ¦Тарусскому району ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Обеспечить сбор и учет ¦Комитет финансов по ¦
¦ ¦ ¦информации о кредиторской ¦Тарусскому району ¦
¦ ¦ ¦задолженности бюджетных ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждений, в том числе ¦ ¦
¦ ¦ ¦просроченной ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 5 ¦Управление ¦1. Разработать практику ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦собственностью ¦определения рыночной стоимости ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦отдельных объектов ¦района ¦
¦ ¦ ¦муниципальной собственности ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Разработать положение о ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦ ¦мониторинге финансово- ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦хозяйственной деятельности ¦района ¦
¦ ¦ ¦муниципальных унитарных ¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятий, регламентирующее ¦ ¦
¦ ¦ ¦методические основы, порядок и ¦ ¦
¦ ¦ ¦условия предоставления ¦ ¦
¦ ¦ ¦унитарными предприятиями ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансовой отчетности и другой ¦ ¦
¦ ¦ ¦необходимой информации для ¦ ¦
¦ ¦ ¦целей мониторинга ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Разработка и утверждение ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦ ¦нормативно-правовым актом ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦концепции сокращения объема ¦района ¦
¦ ¦ ¦муниципальной собственности ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 6 ¦Управление ¦1. Разработать процедуру ¦Комитет по экономике и ¦
¦ ¦бюджетными ¦муниципального заказа ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦расходами ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Разработать нормативно- ¦Комитет по экономике и ¦
¦ ¦ ¦правовой акт Районного Собрания¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦процедуры организации конкурсов¦ ¦
¦ ¦ ¦на закупку товаров, работ и ¦ ¦
¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Распространение информации ¦Комитет по экономике и ¦
¦ ¦ ¦о конкурсах в СМИ ¦потребительскому рынку ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦4. Проведение ¦Отдел социальной ¦
¦ ¦ ¦несистематических опросов ¦защиты ¦
¦ ¦ ¦населения о качестве отдельных ¦ ¦
¦ ¦ ¦видов предоставляемых ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетных услуг ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ II этап (01.09.2004 - 01.09.2005) ¦
+---T-----------------T-------------------------------T-----------------------+
¦ 1 ¦Бюджет и ¦1. Обеспечить фактические ¦Комитет финансов по ¦
¦ ¦бюджетный процесс¦параметры исполнения бюджета ¦Тарусскому району ¦
¦ ¦ ¦от запланированных не более 30%¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Произвести полную ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦информацию о "федеральных и ¦ ¦
¦ ¦ ¦региональных мандатах", видах ¦ ¦
¦ ¦ ¦расходов, механизмах ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Формирование бюджета с ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦учетом доходов бюджетных ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждений от ¦ ¦
¦ ¦ ¦предпринимательской и иной ¦ ¦
¦ ¦ ¦приносящей доход деятельности ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦4. Разработка и утверждение ¦Комитет финансов, ¦
¦ ¦ ¦нормативно-правового акта ¦отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦критериев предоставления ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦субсидий и субвенций из ¦ ¦
¦ ¦ ¦местного бюджета ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 2 ¦Налоговая ¦1. Ведение реестра крупнейших ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦политика ¦налогоплательщиков ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 3 ¦Эффективность ¦1. Обязательная защита бюджета ¦МУП ¦
¦ ¦преобразований в ¦(финансового плана) жилищно- ¦"Тарусажилдорстрой- ¦
¦ ¦жилищно- ¦коммунального хозяйства в ¦Заказчик" ¦
¦ ¦коммунальном ¦уполномоченном органе ¦ ¦
¦ ¦хозяйстве ¦исполнительной власти субъекта ¦ ¦
¦ ¦ ¦РФ ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Обеспечить уровень оплаты ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦населением ЖКУ не ниже ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦ ¦федерального стандарта ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 4 ¦Долговая политика¦1. Внедрить в практику ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦консолидированный учет ¦ ¦
¦ ¦ ¦долговых обязательств ¦ ¦
¦ ¦ ¦муниципального образования, ¦ ¦
¦ ¦ ¦включая кредиторскую ¦ ¦
¦ ¦ ¦задолженность бюджетных ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 5 ¦Управление ¦1. Разработка и утверждение ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦собственностью ¦концепции управления ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦муниципальной собственностью ¦района ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Утверждение нормативно- ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦ ¦правового акта Районным ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦Собранием положения о ¦района ¦
¦ ¦ ¦мониторинге финансово- ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦ ¦муниципальных унитарных ¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Разработка и утверждение ¦Комитет по управлению ¦
¦ ¦ ¦нормативно-правового акта ¦имуществом Тарусского ¦
¦ ¦ ¦пакета документов для передачи ¦района ¦
¦ ¦ ¦муниципальной собственности в ¦ ¦
¦ ¦ ¦доверительное управление ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦4. Систематическое проведение ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦проверки эффективности ¦ ¦
¦ ¦ ¦использования бюджетными ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждениями денежных средств ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ 6 ¦Управление ¦1. Утвердить нормативно- ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦бюджетными ¦правовой акт процедуры ¦потребительскому рынку ¦
¦ ¦расходами ¦организации конкурсов на ¦ ¦
¦ ¦ ¦закупку товаров, работ и услуг ¦ ¦
¦ ¦ ¦для муниципальных нужд ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦2. Утверждение нормативно- ¦Отдел по экономике и ¦
¦ ¦ ¦правового акта перечня видов ¦потребительскому ¦
¦ ¦ ¦бюджетных услуг, при оценке ¦рынку, РОО, МУЗ ЦРБ ¦
¦ ¦ ¦качества предоставления ¦ ¦
¦ ¦ ¦которых должны проводиться ¦ ¦
¦ ¦ ¦опросы населения ¦ ¦
+---+-----------------+-------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦3. Утверждение нормативно- ¦Комитет финансов ¦
¦ ¦ ¦правового акта методики оценки ¦ ¦
¦ ¦ ¦результативности и ¦ ¦
¦ ¦ ¦эффективности бюджетных ¦ ¦
¦ ¦ ¦расходов ¦ ¦
L---+-----------------+-------------------------------+------------------------
4. Финансовое обеспечение программы
Источниками финансирования программы реформирования муниципальных финансов являются:
- средства муниципального бюджета;
- средства областного Фонда реформирования муниципальных финансов.
Основной принцип включения в план использования областного Фонда реформирования муниципальных финансов:
- это финансирование детально проработанных и обоснованных мероприятий, направленных на реформирование системы управления в муниципальном образовании, на рациональное использование финансовых средств, решение наиболее актуальных проблем бюджетной сферы.
Учитывая направления реформирования, выделены следующие основные приоритеты финансирования программы:
- приобретение и установка оборудования для казначейской системы исполнения бюджета в бюджетных учреждениях муниципального образования;
- программное обеспечение казначейской системы исполнения бюджета бюджетных учреждений муниципального образования;
- повышение квалификации муниципальных служащих, включая обучение персонала работе с казначейскими программными продуктами;
- установка счетчиков на энерго-, тепло-, водоносители;
- проведение капитального ремонта жилфонда, тепловых, канализационных, водопроводных сетей;
- развитие социальной инфраструктуры муниципального образования;
- расходы на реализацию программы реформирования муниципальных финансов.
Обоснование включения в план финансирования
Внедрение казначейской системы исполнения бюджета позволит информационно обеспечить полный комплекс работ по реформированию системы управления финансами.
Полный переход к казначейской системе исполнения бюджета позволит:
- осуществлять эффективный контроль расходования бюджетных средств;
- осуществлять анализ эффективности расходования бюджетных средств;
- организовать системы всеобъемлющего учета бюджетных расходов.
Обучение персонала работе с казначейской программой исполнения бюджета предполагается проводить в областном центре.
В целях рационализации бюджетных расходов, экономии средств на оплату бюджетными учреждениями коммунальных услуг, сокращения убытков жилищно-коммунального хозяйства необходимо установить счетчики на энерго-, тепло-, водоносители.
В целях предоставления качественных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо проведение капитального ремонта жилфонда, тепловых, канализационных, водопроводных сетей.
Из-за дефицита бюджета муниципального образования на проведение реформы средства выделяются в недостаточном количестве.
5. Управление программой
Общее руководство программой осуществляет Глава муниципального образования "Тарусский район". Координатором от лица муниципального образования выступает комитет финансов по Тарусскому району.
В исполнении программы будут задействованы:
- комитет финансов по Тарусскому району;
- отдел экономики и потребительского рынка администрации МО "Тарусский район";
- отдел социальной защиты населения администрации МО "Тарусский район";
- комитет по управлению имуществом Тарусского района;
- МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик";
- другие отраслевые отделы администрации МО "Тарусский район";
- администрации сельсоветов.
Основным рабочим органом по реализации мероприятий программы является созданная комиссия, возглавляемая первым заместителем Главы администрации МО "Тарусский район".
Предполагается материальное стимулирование сотрудников, принимающих активное участие в разработке и реализации программы.