ЗАКОН Калужской области № 15-ОЗ от 25.09.1998
"ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН"
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 17.09.1998)
(ред. от 26.06.2003)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Весть", № 238, 01.10.1998.
Утратил силу в связи с изданием Закона Калужской области № 258-ОЗ от 04.12.2006.
Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 30 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
(в ред. Законов Калужской области
от 02.04.2002 № 107-ОЗ, от 26.06.2003 № 224-ОЗ)
Принят Законодательным Собранием 17 сентября 1998 года.
Настоящий Закон направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан - важного средства осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, с населением; существенного источника информации, необходимого для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства и общества.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право граждан на обращение
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, их руководителям и иным должностным лицам (далее по тексту - органы и должностные лица).
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом обращения наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Органы и должностные лица обязаны в соответствии со своими полномочиями, в установленные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом порядке и сроки рассматривать обращения граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Каждый гражданин имеет право получить, а органы и должностные лица, обязаны обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 2. Пределы действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, их руководителям и иным должностным лицам, за исключением обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями и иными обращениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством и законами Калужской области.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба.
Предложение - индивидуальное или коллективное обращение, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Жалоба - индивидуальное или коллективное обращение граждан по поводу нарушения принадлежащих им или другим гражданам прав и свобод или охраняемых законом интересов.
Заявление - индивидуальное или коллективное обращение граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.
Коллективные обращения - обращения двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами и (или) участниками этого митинга или собрания.
Должностные лица - это лица осуществляющие постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно в органах государственной власти Калужской области, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях и учреждениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо выполняющие такие обязанности в указанных органах по специальному полномочию.
Статья 4. Формы обращений
Обращения граждан могут быть изложены в письменной или устной форме.
В обращении обязательно, помимо существа обращения, указываются фамилия, имя, отчество обращающихся, место жительства или временного пребывания, почтовый адрес для ответа. Письменное обращение должно быть лично подписано обращающимися.
Обращения регистрируются с момента их поступления в порядке, установленном нормативными правовыми актами о делопроизводстве.
По просьбе обращающихся на втором экземпляре письменного обращения делается отметка о регистрации обращения или выдается справка о приеме обращения соответствующим ответственным лицом.
Обращения несодержащие сведений, указанных в части 2 данной статьи, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Статья 5. Компетенция органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан
Обращения граждан рассматриваются и разрешаются органами и должностными лицами в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Калужской области, законами Калужской области, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами.
Орган и должностное лицо, в компетенцию которого входит решение вопросов, поставленных в обращении, не вправе направлять обращение для рассмотрения в иные органы и иным должностным лицам.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых не входит решение вопросов, изложенных в обращении, обязаны зарегистрировать указанные обращения и направить их не позднее чем в 5-дневный срок со дня поступления обращения органам и должностным лицам в компетенцию которых входит рассмотрение данных обращений, известив об этом заявителей, либо указывают заявителям средства, которые они вправе использовать для разрешения поставленных вопросов.
Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются, общественным объединениям и частным лицам.
Статья 6. Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан
При рассмотрении обращений граждан органы и должностные лица вправе:
1) запрашивать и получать от органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для принятия мер по обращениям;
2) получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении обращения;
3) в пределах своей компетенции проводить проверки по исполнению принятых ими решений по обращению граждан.
Статья 7. Организация работы по рассмотрению обращений
Руководители органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, обязаны обеспечивать необходимые условия для быстрого, полного и эффективного рассмотрения и разрешения обращений, беспрепятственного личного приема граждан должностными лицами, уполномоченными принимать решения от имени соответствующих органов.
Органы и должностные лица обязаны проводить учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан и устранять причины и условия, порождающие нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
Руководители органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций Калужской области и иные должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в установленные и доведенные до сведения граждан через средства массовой информации и иные формы публичных объявлений дни и часы не реже одного раза в месяц.
Правом на внеочередной личный прием обладают:
1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств;
2) инвалиды I-ой и II-ой групп;
3) родители, супруги погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств;
4) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы;
5) родители, супруги граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также умерших вследствие болезней, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей;
6) иные категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.
Руководитель, другое должностное лицо органа обязаны принять гражданина из числа категорий граждан, указанных в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее семи дней со дня регистрации обращения, содержащего просьбу о личном приеме.
Руководители соответствующих органов могут определять дополнительные категории граждан, пользующихся правом на внеочередной прием.
Статья 8. Неразглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения
Запрещается использование и распространение информации о частной жизни лиц, ставшей известной в связи с рассмотрением обращения, без их согласия.
Статья 9. Обязанность представления письменных материалов
Органы и должностные лица по официальным запросам обязаны представлять акты, другие документы и материалы по вопросам своего ведения, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну и для которых установлен особый порядок представления.
Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых материалов, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Статья 10. Обязанности органа и должностного лица по рассмотрению предложений
Орган или должностное лицо, к ведению которого относится разрешение вопросов, изложенных в предложении, обязан:
1) принять и зарегистрировать предложение;
2) рассмотреть предложение по существу в установленный настоящим Законом срок;
3) принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;
4) письменно сообщить обращающемуся в установленный настоящим Законом срок о результатах рассмотрения предложения и принятом по нему решении;
5) в случае непринятия предложения довести до сведения обращающегося мотивы непринятия, а также указать возможный порядок обжалования принятого решения.
Статья 11. Сроки рассмотрения предложений
Предложения рассматриваются в срок до одного месяца. В случае необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем соответствующего органа до 6-ти месяцев.
О продлении сроков, указанных в части 1 настоящей статьи, обратившемуся сообщается письменно с обоснованием необходимости продления сроков.
О результатах рассмотрения предложения граждане должны быть официально письменно извещены в течение 10-ти дней со дня принятия решения по предложению.
Статья 12. Обжалование решения по предложению
Отказ в принятии предложения, а также решение по предложению могут быть обжалованы в вышестоящий орган или должностному лицу, либо в ином установленном порядке.
(в ред. Закона Калужской области от 26.06.2003 № 224-ОЗ)
Глава III. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ
Статья 13. Сроки рассмотрения заявлений
Заявления должны быть рассмотрены органом или должностным лицом в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15-ти дней с момента их регистрации.
В тех случаях, когда для рассмотрения заявления необходимо проведение специальной проверки, истребование необходимых материалов либо принятие других мер, срок может быть продлен руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицам, подавшим заявление. При этом общий срок рассмотрения заявления не может превышать двух месяцев.
О результатах рассмотрения заявления, лица подавшие заявление, должны быть официально письменно извещены в течение 10-ти дней со дня принятия решения по заявлению. Заявления военнослужащих и членов их семей разрешаются безотлагательно, но не позднее семи дней со дня поступления заявления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
Статья 14. Права граждан при рассмотрении заявлений
Граждане, обратившиеся с заявлением, имеют право:
1) лично изложить доводы лицу, рассматривающему заявление;
2) знакомиться с итоговыми материалами проверки по заявлению;
3) предоставлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим заявление;
4) получать в установленный срок письменный ответ о результатах рассмотрения заявления;
5) обжаловать принятое решение;
6) требовать возмещения ущерба в установленном порядке;
7) пользоваться услугами законного представителя и адвоката.
Статья 15. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению заявлений
Орган или должностное лицо, в компетенцию которого входит разрешение соответствующего заявления, обязаны:
1) принять и зарегистрировать заявление;
2) рассмотреть заявление по существу в установленный настоящим Законом срок, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в заявлении;
3) незамедлительно принять меры к устранению неправомерных действий, посягающих на права, свободы или законные интересы граждан;
4) в случае необходимости истребовать дополнительные материалы, опросить свидетелей, экспертов, затребовать объяснения у должностных лиц;
5) принять мотивированное и основанное на законе решение по заявлению и обеспечить его своевременное и правильное исполнение;
6) письменно проинформировать обращающихся в установленный настоящим Законом срок о результатах рассмотрения заявления и принятом по ним решении, либо об оставлении заявлении без рассмотрения;
7) указать возможный порядок обжалования принятого решения.
Статья 16. Оставление заявлений без удовлетворения
Орган или должностное лицо, которому подано заявление, вправе оставить заявление без удовлетворения в случаях, если:
1) заявление подано с нарушением требований части 2 статьи 4 настоящего Закона;
2) заявление того же лица или группы лиц и по тем же основаниям было рассмотрено данным органом или должностным лицом и во вновь поданном заявлении отсутствуют основания для его повторного рассмотрения;
3) заявление того же лица или группы лиц и по тем же основаниям находится в производстве суда, либо по нему имеется вступившее в законную силу судебное решение;
4) заявление подано лицом, признанным решением суда недееспособным;
5) заявление подано в интересах третьих лиц, которые письменно возражают против рассмотрения заявления.
Статья 17. Решение по заявлению
По результатам рассмотрения заявления органы и должностные лица принимают одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении заявления, восстановлении нарушенного права гражданина;
2) об отказе в полном или частичном удовлетворении заявления, если факты и доводы, изложенные в нем, не подтверждены.
Решение по заявлению должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного правового акта, указание об отмене или изменении обжалуемого решения, пресечении действия (бездействия), а в необходимых случаях - о применении мер ответственности к виновным должностным лицам.
Решение по заявлению подписывается руководителем соответствующего органа государственной власти Калужской области, органа местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, либо должностными лицами, рассматривающими заявление в соответствии со своей компетенцией.
Статья 18. Последствия принятия решения по заявлению
Если заявление признано подлежащим удовлетворению, орган (должностное лицо), принявший решение по заявлению, принимает в пределах своей компетенции необходимые меры для восстановления нарушенного права.
Часть 2 исключена - Закон Калужской области от 02.04.2002 № 107-ОЗ.
Статья 19. Окончание срока разрешения заявления
Срок разрешения заявления заканчивается в момент исполнения принятого по нему решения.
Статья 20. Обжалование решения по заявлению
Отказ в принятии заявления, а также решение по заявлению могут быть обжалованы в вышестоящий орган или должностному лицу, либо в суд.
Глава IV. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ
Статья 21. Сроки рассмотрения жалобы
Жалоба должна быть рассмотрена органом или должностным лицом в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15-ти дней со дня ее регистрации.
В случаях, если для рассмотрения жалобы необходимы проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок рассмотрения жалобы может быть продлен органом или должностным лицом, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицам, подавшим жалобу. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать двух месяцев.
О результатах рассмотрения жалобы лицам, подавшим жалобу, должно быть сообщено в письменной форме в течение 10-ти дней с момента принятия решения по жалобе.
Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются безотлагательно, но не позднее семи дней со дня поступления жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
Статья 22. Права граждан при рассмотрении жалобы
Граждане, обратившиеся с жалобой, имеют право:
1) лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
2) присутствовать при рассмотрении жалобы;
3) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающими жалобу;
4) знакомиться с итоговыми материалами проверки по жалобе;
5) получить в установленный срок ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
6) обжаловать решение, принятое по жалобе;
7) требовать возмещения ущерба в установленном порядке;
8) пользоваться услугами законного представителя и адвоката.
Статья 23. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб
Орган или должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязаны:
1) принять и зарегистрировать жалобу;
2) рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим Законом срок, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в жалобе;
3) незамедлительно принять меры к устранению неправомерных действий, посягающих на права, свободы или законные интересы граждан;
4) в случае необходимости истребовать дополнительные материалы, опросить свидетелей, экспертов, затребовать объяснения у должностных лиц;
5) принять мотивированное и основанное на законе решение по жалобе и обеспечить его своевременное и правильное исполнение;
6) письменно проинформировать обращающихся в установленный настоящим Законом срок о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении.
7) указать возможный порядок обжалования принятого решения.
Статья 24. Решение по жалобе
По результатам рассмотрения жалобы органы и должностные лица принимают одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина;
2) об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы, если факты и доводы, изложенные в ней, не подтверждены.
Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного правового акта, указание об отмене или изменении обжалуемого решения, пресечении действия (бездействия), а в необходимых случаях - о применении мер ответственности к виновным должностным лицам.
Решение по жалобе подписывается руководителем соответствующего органа государственной власти, иных государственных органов, органа местного самоуправления, учреждений, организаций, либо должностными лицами, рассматривающими заявление в соответствии со своей компетенцией.
Статья 25. Последствия принятия решения по жалобе
(статья 25 в ред. Закона Калужской области от 02.04.2002 № 107-ОЗ)
Если жалоба признана подлежащей удовлетворению, орган (должностное лицо), принявший решение по жалобе, принимает в пределах своей компетенции необходимые меры для восстановления нарушенного права.
Статья 26. Обжалование решения по жалобе
Отказ в принятии жалобы, а также решение по жалобе могут быть обжалованы в вышестоящий орган или должностному лицу, либо в суд.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 27. Ответственность должностных лиц
Отказ в приеме обращения, неправомерное оставление обращения без рассмотрения, нарушение сроков рассмотрения обращений, принятие необоснованного или незаконного решения влечет ответственность виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Статья 28. Ответственность граждан
Подача гражданами обращений, в которых содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. О приведении в соответствие с настоящим Законом нормативных правовых актов в Калужской области
Органам и должностным лицам в трехмесячный срок со дня вступления настоящего Закона в силу привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения установленные настоящим Законом.
Статья 30. О вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
25 сентября 1998 года
№ 15-ОЗ