Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН Калужской области № 173-ОЗ от 10.01.2003
"ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ № 518 ОТ 26.12.2002)

Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 8-9, 16.01.2003


Вступает в силу в соответствии со статьей 16 данного документа.



10 января 2003 года № 173-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 26 декабря 2002 г. № 518


Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, поддержания устойчивости биосферы и контроля за изменением ее состояния, сбалансированного решения социально-экономических задач, экологического воспитания населения.

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые в порядке, установленном законодательством, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;
Охранная зона особо охраняемой природной территории - земельный участок, прилегающий к землям особо охраняемой природной территории, с регулируемым режимом хозяйственной деятельности;
Организация особо охраняемых природных территорий - процесс создания новых или изменения границ и статуса существующих особо охраняемых природных территорий, включающий проведение проектно-изыскательских работ и принятие соответствующих нормативных правовых актов;
Режим особой охраны - система ограничительных или запретных мер в отношении традиционного хозяйственного использования, посещения, рекреации и иных видов деятельности, не соответствующих назначению особо охраняемых природных территорий, на территориях государственных природных заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий, обеспечивающая выполнение природоохранных задач.

Статья 2. Законодательство Калужской области об особо охраняемых природных территориях

Законодательство Калужской области об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 3. Категории и виды особо охраняемых природных территорий Калужской области

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий областного и местного значения:
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
2. Природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады относятся к особо охраняемым природным территориям областного значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к особо охраняемым природным территориям областного и местного значения.
Правительство Калужской области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством.
3. Научно обоснованные схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий разрабатываются Правительством Калужской области на основе областной целевой программы, предложений территориальных органов специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, общественных объединений, юридических и физических лиц.
4. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы Правительство Калужской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями областного значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Глава 2
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Калужской области в сфере создания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

К полномочиям Законодательного Собрания Калужской области в сфере создания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:
а) принятие законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в вопросах организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения;
б) дача согласия (в форме постановления) на отнесение соответствующих территорий Калужской области к объектам федеральной собственности, принимаемого на основании представления Правительства Калужской области;
в) принятие на основании представления Правительства Калужской области решения об образовании, реорганизации и ликвидации дендрологических парков и ботанических садов;
г) утверждение ежегодного размера финансирования деятельности в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий областного значения из областного бюджета и контроль за целевым использованием этих средств;
д) иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 5. Полномочия Правительства Калужской области в сфере организации, управления и функционирования особо охраняемых природных территорий

К полномочиям Правительства Калужской области в сфере организации, управления и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:
а) разработка и утверждение, по согласованию с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных законодательством), схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения;
б) принятие решения о резервировании земельных участков и акваторий, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями областного значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
в) принятие решения об учреждении государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов областного значения, об образовании природных парков областного значения, объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы областного значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями областного значения; о признании территорий (акваторий) лечебно-оздоровительными местностями и курортами областного значения;
г) принятие решения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий областного значения;
д) установление порядка охраны особо охраняемых природных территорий областного значения;
е) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного значения;
ж) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Калужской области;
з) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов областного и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Калужской области;
и) установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
к) иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 6. Экспертно-консультативный совет по особо охраняемым природным территориям Калужской области

1. Экспертно-консультативный совет Калужской области по особо охраняемым природным территориям Калужской области (далее - экспертно-консультативный совет) создается при Правительстве Калужской области и не является органом государственной власти.
Экспертно-консультативный совет создается для оказания содействия (в виде консультаций и рекомендаций) органам государственной власти в осуществлении мероприятий по организации (изменению, ликвидации), управлению, функционированию, использованию и охране особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, по разработке критериев отнесения территорий и объектов к особо охраняемым природным территориям.
Деятельность экспертно-консультативного совета регулируется положением о нем, утверждаемым Правительством Калужской области.
2. В состав экспертно-консультативного совета могут входить:
- представители Законодательного Собрания Калужской области;
- представители Правительства Калужской области;
- представители специально уполномоченных территориальных органов государственной власти и государственных органов в области охраны окружающей среды;
- ученые и специалисты по проблемам особо охраняемых природных территорий в области экологии, экономики, юриспруденции, географии, геологии, биологии, зоологии, этнографии, социологии и других областях.
Персональный и численный состав экспертно-консультативного совета утверждается Правительством Калужской области. Члены экспертно-консультативного совета работают на общественных началах.
По отдельным спорным вопросам экспертно-консультативный совет может дополнительно привлекать для участия в работе в качестве экспертов специалистов определенных категорий.
Работу экспертно-консультативного совета организует председатель экспертно-консультативного совета в соответствии с положением об экспертно-консультативном совете.
3. Наличие решения экспертно-консультативного совета обязательно при рассмотрении вопросов создания, изменения статуса и ликвидации особо охраняемых природных территорий.
4. Финансирование областных целевых программ по особо охраняемым природным территориям осуществляется при наличии решения экспертно-консультативного совета.

Статья 7. Участие граждан и юридических лиц в организации и функционировании особо охраняемых природных территорий в Калужской области

Граждане и юридические лица могут оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы при осуществлении этих мероприятий учитывают предложения граждан и общественных объединений.

Глава 3
ОБРАЗОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 8. Порядок образования особо охраняемых природных территорий областного значения

1. Решение об образовании особо охраняемых природных территорий областного значения принимается уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти при наличии решения экспертно-консультативного совета. В случаях, установленных законодательством, такое решение принимается по согласованию с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и с органами местного самоуправления.
2. Научное обоснование создания и размещения каждой особо охраняемой природной территории областного значения, схем развития особо охраняемых природных территорий областного значения, проект положения о ней, согласование ее границ и границ охранной зоны подготавливаются в порядке, определенном Правительством Калужской области.
3. Создание особо охраняемых природных территорий областного значения допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Установление ограничений прав собственников, землепользователей и землевладельцев осуществляется в соответствии с законодательством.
4. Особо охраняемые природные территории областного значения могут образовываться на территориях одной, двух и более административно-территориальных единиц Калужской области. При этом расположение особо охраняемой природной территории в пределах границ двух и более районов не может быть основанием для нарушения ее статуса или целостности.
5. В положении о каждой конкретной особо охраняемой природной территории должен быть определен орган, в ведении которого она будет находиться.

Статья 9. Порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения

1. Решение о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения принимает орган местного самоуправления по согласованию с Правительством Калужской области и при наличии решения экспертно-консультативного совета. В случаях, установленных законодательством, такое решение принимается по согласованию с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
2. Научное обоснование создания каждой особо охраняемой природной территории местного значения, проект положения о ней, согласование ее границ и границ охранной зоны подготавливаются лицами, выступающими инициаторами образования особо охраняемой природной территории, и представляются в специально уполномоченный территориальный государственный орган в области охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы проекта и в экспертно-консультативный совет.
При положительном заключении государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков и территории создаваемой особо охраняемой природной территории материалы представляются в органы местного самоуправления для принятия решения о придании этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения.
3. Создание особо охраняемых природных территорий местного значения допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Установление ограничений прав собственников, землепользователей и землевладельцев осуществляется в соответствии с законодательством.
Особо охраняемые природные территории местного значения образуются в пределах муниципального образования.
4. Порядок и особенности функционирования отдельной особо охраняемой природной территории местного значения определяются положением, утвержденным Правительством Калужской области.

Статья 10. Инициаторы создания особо охраняемых природных территорий областного и местного значения

Инициаторами создания особо охраняемых природных территорий областного и местного значения могут быть:
- Губернатор Калужской области;
- Правительство Калужской области и иные органы исполнительной власти Калужской области;
- депутаты, комитеты и комиссии Законодательного Собрания Калужской области;
- главы муниципальных образований и представительные органы местного самоуправления;
- общественные объединения.

Статья 11. Документы, необходимые для создания особо охраняемых природных территорий

1. Инициаторы, ходатайствующие о создании особо охраняемых природных территорий, подготавливают необходимые материалы, в которых должны содержаться следующие документы:
- ходатайство;
- план-схема территории;
- краткая характеристика земель, включаемых в территорию;
- научное обоснование создания особо охраняемой природной территории;
- эколого-экономическое обоснование создания особо охраняемой природной территории;
- сведения о наличии редких и исчезающих видов растений и животных;
- заключение государственной экологической экспертизы материалов эколого-экономического обоснования создания особо охраняемой природной территории;
- согласование с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, а также природопользователями, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии;
- проект положения об особо охраняемой природной территории;
- проект паспорта на памятник природы областного значения;
- решения органов местного самоуправления о согласовании создания особо охраняемой природной территории областного значения в случаях, когда необходимость такого согласования установлена законодательством.
2. Отказ землепользователей от согласования с природопользователями не является основанием для прекращения работ по созданию особо охраняемых природных территорий.
3. Издержки, связанные со сбором документов, перечисленных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона, покрываются за счет собственных средств инициаторов.

Статья 12. Порядок использования особо охраняемых природных территорий

1. Использование особо охраняемых природных территорий в Калужской области осуществляется исходя из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
2. Использование особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях исходя из приоритетности охраняемых природных комплексов и объектов на этих территориях и не должно противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий. Предоставление природных ресурсов в использование на особо охраняемых природных территориях юридическим и физическим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством.
3. На особо охраняемых природных территориях областного значения, образуемых для воспроизводства отдельных видов животных или растений, допускается проведение этих работ физическими и юридическими лицами на договорной основе в соответствии с законодательством.
4. Решение о предоставлении особо охраняемых природных территорий областного значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в использование физическим и юридическим лицам принимает Правительство Калужской области по согласованию со специально уполномоченными территориальными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Статья 13. Финансирование особо охраняемых природных территорий

Финансирование деятельности в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий областного и местного значения осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и иных не запрещенных Законом источников.

Глава 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 14. Охрана особо охраняемых природных территорий областного и местного значения

1. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется органами государственной власти Калужской области, в ведении которых они находятся. Порядок охраны указанных территорий устанавливается Правительством Калужской области.
2. Органы исполнительной власти Калужской области могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий областного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
3. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области самостоятельно.

Глава 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти Калужской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области рекомендуется привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г. Калуга
10 января 2003 г.
№ 173-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru