РАЗЪЯСНЕНИЯ Управления МНС РФ по Калужской области от 01.07.2002
"ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И ПОРЯДОК УПЛАТЫ С НЕЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1 июля 2002 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И
ПОРЯДОК УПЛАТЫ С НЕЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Федеральным законом № 57-ФЗ от 29 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Статья 10 указанного закона изложена в новой редакции. Прежде всего, базу переходного периода теперь должны определять не только налогоплательщики, переходящие с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, но и налогоплательщики, переходящие на определение доходов и расходов по кассовому методу.
Основным принципом формирования базы переходного периода является приведение доходов и расходов в соответствие положениям 25 главы Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщики, переходящие на определение доходов и расходов по методу начисления, должны:
- по состоянию на 31 декабря провести инвентаризацию дебиторской задолженности, в процессе которой выделить ту задолженность, которая образовалась по реализованным, но не оплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам, и отразить ее в составе доходов от реализации по правилам, установленным статьей 249 НК РФ, т.е. в составе доходов базы переходного периода следует учесть все реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, по которым в соответствии с договорами произошла передача права собственности, но ранее в соответствии с учетной политикой предприятия ("по оплате") не были учтены для целей налогообложения;
- включить в состав внереализационных доходов суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, но теперь, в соответствии с изменениями, внесенными в 25 главу НК РФ, только признанных должником или подлежащих уплате на основании решения суда, если они не были учтены в составе налогооблагаемой базы до 1 января текущего года;
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 250 Налогового кодекса Российской Федерации пункт 40 отсутствует, имеется в виду пункт 4.
- отразить в составе внереализационных доходов иные внереализационные доходы, определенные в соответствии со статьями 250 и 271 НК РФ, не учтенные до 1 января 2002 года для целей налогообложения. Например, в соответствии с п. 4 статьи 271 датой получения дохода от сдачи имущества в аренду признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода, а в соответствии с п. 40 ст. 250 к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ, следовательно, в составе внереализационных доходов базы переходного периода нужно отразить сумму арендной платы, подлежащую к уплате арендатором до 31 декабря 2001 года включительно;
- включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, по которым главой 25 НК РФ установлен иной порядок учета для целей налогообложения, в частности остатки неиспользованных средств резервов, создание которых не предусмотрено главой 25 НК РФ, но которые до 1 января 2002 года уменьшали налогооблагаемую базу по прибыли.
Здесь следует иметь в виду, что налогоплательщикам предоставляется право не включать остатки неиспользованных резервов в состав доходов базы переходного периода, создание которых предусмотрено главой 25 НК РФ, но в пределах положений, установленных этой главой. Например, если предприятие предусматривало раньше и планирует в 2002 году в соответствии с учетной политикой создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то оно имеет право не включать в состав доходов остаток этого резерва, но только при соблюдении условий и в пределах, установленных статьей 324 НК РФ. К этим условиям относятся:
- налогоплательщик в соответствии с учетной политикой осуществляет накопление средств на капитальный ремонт в течение более одного налогового периода;
- отчисления в резерв должны быть рассчитаны на основании графика проведения капитального ремонта и его сметной стоимости;
- в предыдущих налоговых периодах указанный или аналогичный ремонт не осуществлялись.
Всю остальную сумму неиспользованного резерва следует включить в состав доходов базы переходного периода.
Подлежит включению в состав расходов базы переходного периода:
- себестоимость учтенных в составе доходов товаров (работ, услуг), причем только при документальном подтверждении произведенных затрат;
- остаточная стоимость объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года, первоначальная стоимость которых составляла менее 10 тыс. руб.;
- сумма недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство до 1 января 2002 года;
- сумма расходов будущих периодов с учетом положений п. 1 статьи 272 НК РФ, т.е. принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов. Например, расходы по страхованию имущества списываются не сразу, а в течение срока действия договора страхования и т.п.;
- остаточная стоимость нематериальных активов, которые по состоянию на 31 декабря 2001 года числились на балансе предприятия, но не соответствуют критериям, определенным статьей 257 НК РФ. Например, программное обеспечение, организационные расходы и т.п.
В состав внереализационных расходов следует включить суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных или подлежащих уплате на основании решения суда, если они не были учтены в составе налогооблагаемой базы до 1 января т.г.
Кроме того, предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, следует иметь в виду, что при наличии у них дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, им необходимо уменьшить доходы на суммы положительных, а расходы - на суммы отрицательных курсовых разниц, если они были учтены при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 1 января 2002 года, т.к. нормами 25 главы определено, что суммы, отраженные в составе доходов и расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов и расходов.
Организациям, имеющим на балансе государственные ценные бумаги, следует включить в состав доходов суммы отрицательных, а в состав расходов суммы положительных разниц от переоценки этих ценных бумаг, образовавшихся по состоянию на 31 декабря 2001 года, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ.
Налогоплательщики, переходящие на определение доходов и расходов по кассовому методу, определяют налоговую базу переходного периода следующим образом.
В состав доходов включаются:
- суммы задолженности по полученным авансовым платежам;
- остатки неиспользованных средств резервов, т.к. их создание не предусматривается главой 25 НК РФ при этом методе определения доходов и расходов. В состав расходов включаются:
- сумма недоначисленной амортизации по объектам основных средств, если их первоначальная (восстановительная) стоимость составляла менее 10 тыс. руб. или срок эксплуатации менее 12 месяцев;
- сумма недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, которые не отвечают критериям, установленным 257 статьей НК РФ;
- сумма недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
При этом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, могут быть отнесены только суммы недоначисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества, оплата за которые состоялась по состоянию на 1 января 2002 года.
Всеми налогоплательщиками налоговая база переходного периода определяется как разница между доходами (в т.ч. внереализационными) и расходами (в т.ч. внереализационными). К определенной таким образом налоговой базе применяется налоговая ставка 24%. Полученная сумма налога сравнивается с налогом на прибыль, исчисленным за 2001 год.
Часть суммы налога в пределах 10% налога, исчисленного за 2001 год, подлежит уплате в течение 2002 года, начиная с июля 2002 года, равными долями ежемесячно или ежеквартально в зависимости от выбранного порядка уплаты в бюджет налога на прибыль, т.е. налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, полученный налог должны разделить на 6 и уплатить его по сроку не позднее 28 июля, 28 августа, 28 сентября, 28 октября, 28 ноября, 28 декабря, а налогоплательщики, исчисляющие авансовые платежи по итогам отчетного периода, соответственно делят получившийся налог на 2 и уплачивают по сроку не позднее 28 июля и 28 октября.
Часть суммы налога в размере от 10 до 70% от налога, исчисленного за 2001 год, подлежит уплате равными долями ежемесячно (ежеквартально) в течение 2003-2004 годов в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода.
Оставшаяся часть соответственно равными долями в течение 2005-2006 гг.
Особый порядок уплаты налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, установлен для организаций, у которых в сумме дебиторской задолженности на 1 января 2002 года доля задолженности бюджетных организаций превышает 30%. Эти налогоплательщики уплачивают налог равными долями в течение пяти лет, начиная с июля т.г. в сроки, установленные для уплаты сумм авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Если при определении налоговой базы переходного периода получен убыток, то налоговая база признается равной нулю, а убыток не учитывается в целях налогообложения.
Заслуживает внимания, что в соответствии с новой редакцией статьи 10 остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и товары, отгруженные входящим сальдо, переходят на 2002 год и учитываются в налоговой базе уже по правилам 25 главы, т.е. косвенные затраты, как предполагалось раньше, в базу переходного периода не включаются.
Начальник отдела налогообложения юридических лиц
Управления МНС РФ по Калужской области
О.А.Коробкина