Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАЗЪЯСНЕНИЯ Управления МНС РФ по Калужской области от 03.09.2001
"ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

3 сентября 2001 года

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ


В соответствии с главой 4 НК РФ налогоплательщику предоставлено право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, но только в случаях, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Законными представителями налогоплательщика - организации Налоговый Кодекс признает лиц, уполномоченных представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Так, учредительными документами юридического лица право представлять организацию в отношениях с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти, может быть предоставлено руководителю организации, его заместителю и иным лицам.
Примером наделения должностного лица организации полномочиями представительства по закону может служить ст. 39 Федерального закона от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", согласно которой генеральному директору Агентства по реструктуризации кредитных организаций предоставлено право действовать от имени Агентства и предоставлять без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, а также другими учреждениями и организациями.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица НК РФ признает лиц, выступающих в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации:
родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (ст.ст. 20, 31 ГК РФ).
Статьей 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 3 ст. 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 185 ГК РФ), а если налогоплательщиком является физическое лицо - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 185 ГК РФ).
При применении данной нормы Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении № 5 от 28 февраля 2001 г. обращает внимание судов на то, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя в сфере налогообложения.
Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при надлежащем документальном подтверждении полномочий своего представителя налогоплательщик может участвовать через него в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрело НК.
Правомерен вопрос: вправе ли налогоплательщик участвовать через своего представителя в отношениях, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов?
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
В силу ст. 847 ГК РФ распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета клиента банка могут осуществляться не только самим клиентом, но и третьим лицом, полномочия которого должны быть удостоверены клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с законом банковскими правилами и договором банковского счета. Учитывая изложенное, налогоплательщик может участвовать через своего представителя в отношениях, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, но только в части предъявления представителем соответствующего поручения в банк. При этом платежное поручение на уплату налога должно быть предъявлено в банк, в котором открыты счета налогоплательщика и с которых будет произведено перечисление соответствующей суммы налога.
Перечисление сумм налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, со счета представителя налогоплательщика в банке противоречит ст. 45 НК РФ, не является правомерным и соответственно не влечет для налогоплательщика правовых последствий, предусмотренных для надлежащего исполнения обязанности по уплате налога.
По смыслу главы 4 НК РФ субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
В связи с этим, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.


Ведущий специалист юридического отдела
Управления МНС РФ по Калужской области
М.Н.Перчик


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru