Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания Калужской области № 122 от 29.05.2001
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 151-152, 27.06.2001


Утратил силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Калужской области № 204 от 16.06.2005.
   ------------------------------------------------------------------

Введен в действие с 29 мая 2001 года (пункт 2 данного документа).



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 мая 2001 г. № 122

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Законодательное Собрание Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Регламент Законодательного Собрания Калужской области, утвержденный постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 17 апреля 1997 г. № 98 (в редакции постановлений Законодательного Собрания Калужской области от 28 октября 1999 г. № 728, от 1 июня 2000 г. № 862, от 22 февраля 2001 г. № 47) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции (прилагается).
2. Ввести в действие Регламент Законодательного Собрания Калужской области и настоящее Постановление с момента их принятия.
3. Возложить в период проведения третьей сессии Законодательного Собрания Калужской области функции регламентной группы на комитет по законодательству, функции группы по контролю за использованием электронной системы голосования - на счетную комиссию.
4. Издать Регламент Законодательного Собрания Калужской области отдельной брошюрой.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по законодательству (Зельников Ю.И.).


Председатель Законодательного Собрания
В.И.Крестьянинов



Утвержден
постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 29 мая 2001 г. № 122

РЕГЛАМЕНТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЦЕЛИ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Регламент является постоянно действующим нормативным правовым актом, определяющим организацию деятельности и порядок работы Законодательного Собрания Калужской области, его постоянных и временных органов, должностных лиц.
2. Настоящий Регламент разработан на основании федеральных законов, Устава Калужской области, Закона Калужской области "Законодательное Собрание Калужской области", а также иных нормативных правовых актов Калужской области.
3. Настоящий Регламент принимается Законодательным Собранием Калужской области большинством голосов от числа избранных депутатов.
4. Соблюдение норм настоящего Регламента является обязательным для постоянных и временных органов, должностных лиц, депутатов Законодательного Собрания и работников его аппарата.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕГЛАМЕНТЕ

Статья 2. Общие используемые термины

- Собрание - Законодательное Собрание Калужской области;
- депутаты - депутаты Законодательного Собрания Калужской области;
- Регламент - Регламент Законодательного Собрания Калужской области;
- комитеты и комиссии - постоянные комитеты и комиссии Законодательного Собрания Калужской области;
- решение - закон, постановление или иной нормативный правовой акт, принимаемый Собранием;
- закон - Закон Калужской области;
- инициативная группа - группа депутатов Собрания для подготовки и проведения первого заседания первой сессии очередного созыва Собрания или внесения какого-либо предложения на рассмотрение Собрания или его органов и должностных лиц.

Статья 3. Термины, используемые при установлении кворума
и результатов голосования

- кворум - необходимое число депутатов, зарегистрировавшихся на заседании Собрания при проведении регистрации, обеспечивающее возможность работы Собрания и правомочность результатов голосования (не менее 27 депутатов);
- установленное число депутатов - число депутатов, установленное для Собрания Уставом Калужской области (40 человек);
- число избранных депутатов - число депутатов, избранных на данный момент и обладающих депутатскими полномочиями;
- большинство голосов (простое большинство) - число голосов, превышающее не менее чем на один голос половину голосов (50 процентов плюс один голос) от установленного числа депутатов, или от числа избранных депутатов, или от числа депутатов, принявших участие в голосовании (но не менее чем 18 голосов);
- квалифицированное большинство голосов - две трети от установленного числа депутатов (не менее чем 27 голосов);
- относительное большинство голосов - число голосов депутатов, поданных за данный вариант решения, превышающее не менее чем на один голос число голосов, поданных за другие варианты решения.

Раздел II. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
И ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ СОБРАНИЯ

Глава 3. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СОБРАНИЯ

Статья 4. Порядок избрания председателя Собрания и его
заместителя(лей)

1. Председатель Собрания и его заместитель(ли) избираются последовательно на первом заседании Собрания из числа депутатов на весь срок депутатских полномочий тайным голосованием.
2. Кандидатуры на должность председателя Собрания и его заместителя(лей) могут предлагаться депутатами Собрания путем открытого или тайного выдвижения кандидатур по решению Собрания. Выбор формы выдвижения кандидатур определяется большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.
3. В случае открытого выдвижения кандидатур на должность председателя Собрания и его заместителя(лей) депутатами может быть предложено любое количество кандидатур для внесения их в список для тайного голосования.
4. При тайном выдвижении кандидатур каждый депутат может поддержать (выдвинуть) только одну кандидатуру. В этом случае в бюллетене для тайного выдвижения, включающем в себя полный список депутатов Собрания с указанием их фамилий, имен и отчеств, депутат делает отметку против соответствующей фамилии.
По итогам тайного выдвижения в бюллетени для тайного голосования на должность председателя Собрания и его заместителя(лей) включаются кандидатуры, поддержанные при тайном выдвижении не менее чем пятью депутатами.
5. После подведения черты для внесения в список для тайного голосования каждому из кандидатов предоставляется время до 15 минут для краткого изложения своих биографических данных и программы.
6. Депутаты имеют право задавать вопросы кандидатам, высказывать свое мнение по представленным программам, выступать в поддержку выдвинутых кандидатов или против них.
7. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Собрания большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.
8. После обсуждения, принятия самоотводов Собрание утверждает окончательный список кандидатур для внесения их в бюллетень для тайного голосования на должность председателя Собрания, его заместителя(лей).
9. Счетная комиссия организует тайное голосование по кандидатурам, которое проводится в соответствии с настоящим Регламентом.
10. Избранным считается депутат, получивший наибольшее количество голосов, но не менее, чем большинство от числа избранных депутатов.
11. В случае неизбрания председателя, заместителя(лей) председателя в первом туре голосования, если число кандидатов было более двух, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов.
12. В случае неизбрания председателя, заместителя(лей) председателя при повторном голосовании проводятся новые выборы с соблюдением вышеуказанных требований и процедуры.

Статья 5. Досрочное прекращение полномочий председателя
и его заместителя(лей)

1. Председатель Собрания, его заместитель(ли) подотчетны Собранию и могут быть переизбраны в любое время путем тайного голосования, в том числе и по выражению им недоверия. При этом присутствие отзываемых на данном заседании Собрания не является обязательным. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
2. Предложения о досрочном прекращении полномочий председателя Собрания и его переизбрании могут быть внесены группой не менее одной трети от избранного числа депутатов, а предложения о досрочном прекращении полномочий заместителя(лей) председателя могут быть внесены также и председателем Собрания.
3. Предложения о досрочном прекращении полномочий должны быть мотивированы.
4. Председатель Собрания, его заместитель(ли) вправе добровольно сложить свои полномочия на основании письменного заявления. В этом случае их отставка удовлетворяется большинством голосов от избранного числа депутатов.
5. В случае непринятия Собранием отставки председатель Собрания вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи письменного заявления.

Статья 6. Порядок избрания и переизбрания секретаря Собрания

1. Секретарь Собрания избирается из числа депутатов на весь срок деятельности Собрания открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов. Избрание секретаря утверждается постановлением Собрания.
2. Секретарь Собрания может быть переизбран досрочно по предложению не менее одной трети от числа избранных депутатов. Решение об освобождении секретаря от должности считается принятым, если за это проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
3. Секретарь Собрания может быть членом комитетов и комиссий Собрания.

Глава 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ КОМИТЕТОВ И
КОМИССИЙ, ИЗБРАНИЯ ИХ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ И СЕКРЕТАРЕЙ

Статья 7. Общие положения

1. Состав комитетов и комиссий формируется на добровольной основе из расчета пять - девять членов в каждом комитете и, как правило, три члена в каждой комиссии и утверждается решением Собрания большинством голосов от числа избранных депутатов.
2. Члены постоянного комитета (комиссии) из своего состава рекомендуют сессии Собрания кандидатуру председателя комитета (комиссии), который избирается и освобождается от должности решением Собрания большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Члены постоянного комитета (комиссии) из своего состава избирают заместителя и секретаря комитета (комиссии), которые утверждаются решением Собрания большинством голосов от числа избранных депутатов.
4. Цели и задачи постоянных комитетов и комиссий, их права и полномочия, структура и организация их деятельности, а также вопросы ведения каждого комитета и комиссии регулируются положением "О постоянных комитетах и комиссиях Законодательного Собрания Калужской области", утвержденным Собранием.

Глава 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРГАНОВ

Статья 8. Общие положения

1. Для обеспечения работы Собрания, а также для решения отдельных вопросов, относящихся к его компетенции, могут образовываться (создаваться) временные органы (комиссии, рабочие группы и другие органы). Решение об их создании принимается Собранием большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами, или распоряжением председателя Собрания.
2. Деятельность временных органов определяется поставленными перед ними задачами и сроками, которые оговариваются в решении (распоряжении) об их образовании (создании).
3. Временные органы о принятых ими решениях, заключениях, выводах, рекомендациях информируют соответственно Собрание (председателя Собрания), представляют отчет, по которому может быть принято соответствующее решение.
4. В состав временных органов могут быть включены помимо депутатов работники аппарата Собрания, а по согласованию с соответствующими структурами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями - их специалисты, эксперты, другие лица.
5. Депутаты, избранные во временные органы Собрания, вправе избираться в иные постоянные и временные органы Собрания.

Статья 9. Редакционная комиссия

1. В случае наличия большого количества поданных поправок, необходимости существенной редакционной правки и рассмотрения предложений депутатов по предлагаемым проектам решений на заседании Собрания может быть создана редакционная комиссия, как правило, из трех депутатов.
2. В состав редакционной комиссии, включаются, как правило, авторы поправок и проекта решения. В ее работе могут принимать участие кроме депутатов и другие специалисты.
3. Решение об избрании редакционной комиссии принимается в каждом конкретном случае отдельно и фиксируется в протоколе заседания.
4. Редакционная комиссия анализирует поступившие зарегистрированные письменные поправки и устные предложения к проекту решения и предлагает обобщенный вариант проекта решения.
5. Редакционная комиссия не вправе редактировать тексты поправок с изменением сути предложений депутатов.
6. Решение редакционной комиссии докладывает на сессии председатель комиссии, избранный из числа ее членов.

Статья 10. Согласительная комиссия

1. В случае непринятия решения "в целом" для изучения возникших разногласий и подготовки уточненного согласованного проекта решения или отдельных его частей и пунктов создается согласительная комиссия.
2. Согласительная комиссия создается, как правило, на паритетных началах. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии. По результатам работы комиссии составляется протокол, в котором отражается принятое решение. В случае невозможности преодоления разногласий и принятия решения председатель комиссии информирует об этом Собрание, которое в этом случае принимает одно из следующих решений:
- заменить состав комиссии;
- распустить комиссию и поручить авторам (инициаторам) проекта решения, профильному комитету доработать проект и внести его на одно из последующих заседаний Собрания;
- продолжить процедуру принятия решения непосредственно на заседании сессии.

Глава 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СОБРАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 11. Общие положения

1. Постоянные и временные рабочие органы Собрания с помощью аппарата Собрания осуществляют контроль за исполнением законов, постановлений и иных нормативных правовых актов Калужской области, принятых Собранием, и вносят предложения Собранию о принятии соответствующих мер за их неисполнение.
2. Комитеты и комиссии Собрания совместно с правовым отделом Собрания постоянно и своевременно проводят работу по приведению действующего законодательства Калужской области в соответствие с требованиями федерального законодательства.
3. Собрание не реже одного раза в год заслушивает отчеты о работе постоянных комитетов и комиссий Собрания, а также сообщения депутатов о выполнении поручений Собрания и его органов.
4. Аппарат Собрания в соответствии с инструкцией о ведении делопроизводства осуществляет контроль за сроками выполнения решений Собрания и регулярно информирует председателя Собрания, его заместителя(лей) о ходе реализации решений Собрания.
5. Собрание осуществляет контрольные полномочия в соответствии с положением "Об организации контроля за принятыми Законодательным Собранием Калужской области нормативными правовыми актами", утверждаемым Собранием.
6. На каждом заседании Собрания, как правило, проводится "Час контроля" для заслушивания представителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, а также иных органов (лиц), ответов на обращения и запросы депутатов, комитетов, комиссий Собрания по исполнению законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых Собранием.
7. Письменные предложения комитетов, комиссий, депутатов Собрания о внесении вопросов, приглашении соответствующих лиц на "Час контроля" рассматриваются председателем Собрания и могут включаться отдельным пунктом в проект повестки дня заседания сессии в раздел "Час контроля".
Лица, приглашенные по рассматриваемым на "Часе контроля" вопросам, как правило, извещаются об этом не позднее, чем за 5 дней до проведения заседания Собрания.
Депутаты непосредственно на заседании Собрания также вправе принять решение о приглашении на "Час контроля" лиц, предусмотренных в пункте 6 настоящей статьи.
8. "Час контроля" проводится в рамках повестки дня заседания сессии, как правило, с 12.15 до 13.15. При этом заслушивается информация и проводится обсуждение не более чем по двум вопросам. Для информации каждому приглашенному предоставляется не более 15 минут.
Предложения по вопросам, рассматриваемым на "Часе контроля", оформляются в виде протокольных записей и поручений.

Статья 12. Депутатское расследование

1. По инициативе постоянных органов Собрания, а также депутатов, может назначаться депутатское расследование. Цели и порядок его проведения устанавливаются Собранием соответствующим решением.
2. Решение о проведении депутатского расследования и о форме голосования по данному вопросу принимается Собранием большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.

Раздел III. ЗАСЕДАНИЯ СОБРАНИЯ, ПОРЯДОК ИХ ПОДГОТОВКИ
И ПРОВЕДЕНИЯ

Глава 7. СЕССИИ СОБРАНИЯ. ИХ ВИДЫ. ПОРЯДОК СОЗЫВА

Статья 13. Общие положения

1. Основной организационной формой деятельности Собрания является сессия, в рамках которой проходят заседания Собрания и осуществляется деятельность его постоянных и временных органов.
2. Сессии Собрания (очередные, внеочередные) имеют единую порядковую нумерацию для Собрания очередного созыва.
3. Сессии Собрания созываются председателем, а в случае его отсутствия заместителем председателя Собрания.
4. Перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводится регистрация депутатов, прибывших на заседание. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заранее сообщает об этом председателю Собрания или его заместителю.
5. Заседания Собрания считаются правомочными при наличии кворума. При его отсутствии председатель Собрания переносит заседание на другое время.
6. По решению Собрания его заседания (полностью или по отдельным вопросам повестки дня) могут быть закрытыми, если за это проголосует более половины от числа избранных депутатов.
7. Сессии открываются и закрываются исполнением Гимна Российской Федерации.

Статья 14. Очередная сессия

1. В год проводятся две очередные сессии Собрания продолжительностью 90 дней каждая - с 15 марта по 15 июня и с 15 сентября по 15 декабря. В перерывах между сессиями Собрания осуществляется деятельность его постоянных и временных органов.
2. Председатель обязан известить депутатов и информировать население о дате заседания и повестке дня сессии и выслать депутатам рабочие материалы за 10 дней до начала заседания.

Статья 15. Внеочередная сессия

1. Внеочередные сессии Собрания созываются его председателем по собственной инициативе, по решению любого постоянного органа Собрания, по требованию не менее десяти депутатов Собрания или по инициативе Губернатора Калужской области.
2. Предложения о созыве внеочередной сессии Собрания подаются инициаторами в письменном виде в Собрание с обязательным указанием предлагаемых для рассмотрения вопросов с проектами решений и с необходимыми справочными и другими материалами. К предложению о созыве сессии депутатами дополнительно прилагается соответствующий подписной лист.
3. Председатель Собрания обязан созвать сессию не позднее 5 дней с момента официальной регистрации предложения в Собрании и распространить представленные материалы среди депутатов.
4. Сообщение о времени проведения и повестке дня внеочередной сессии доводится до сведения населения через средства массовой информации.

Глава 8. ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ СОБРАНИЯ

Статья 16. Распорядок дня заседания

1. Заседания сессии начинаются в 10.00 и заканчиваются в 18.00, если Собранием не будет принято иного решения.
2. Утренние заседания проводятся с 10.00 до 13.15, вечерние - с 14.15 до 18.00. Перерыв 15 минут через каждые полтора часа работы, если депутатами в ходе заседания не будет принято иного решения.
3. Перерыв на обед объявляется не позднее 14.00 каждого заседания и продолжается один час.
4. В конце каждого вечернего заседания отводится время (не более 30 минут) на раздел "Разное" для выступлений депутатов и иных лиц с краткими до 3 минут заявлениями, обращениями, информационными сообщениями и объявлениями для сведения депутатов.
Для включения вопросов в раздел "Разное" при формировании повестки дня заседания голосование не проводится за исключением случаев, когда требуется приглашение на заседание иных лиц. В последнем случае решение о включении данного вопроса в раздел "Разное" принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.
Прения в разделе "Разное" не открываются и решения Собранием не принимаются. Предложения по вопросам, рассматриваемым в разделе "Разное", оформляются в виде протокольных записей и поручений.

Статья 17. Перерыв и перенос заседания

1. В случае, когда вопросы повестки дня заседания Собрания полностью не рассмотрены, принимается решение о дне продолжения заседания Собрания.
2. Предложения о внеочередном перерыве в работе заседания Собрания вносятся председательствующим или депутатами Собрания.
3. Решение о времени возобновления работы заседания Собрания принимается одновременно с принятием решения о перерыве.

Глава 9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА РАССМОТРЕНИЕ СОБРАНИЯ

Статья 18. Общие положения

1. Проекты законов, постановлений и иных нормативных правовых актов вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания по инициативе:
- депутата или группы депутатов Собрания;
- постоянного комитета или комиссии;
- Губернатора области;
- представительного органа муниципального образования.
2. Документы, вносимые на обсуждение, представляются в Собрание не позднее, чем за 30 дней до официально объявленного дня окончания очередной сессии Собрания. В этом случае вносимый вопрос включается в проект повестки дня данной сессии.
3. После регистрации в секретариате аппарата Собрания все документы поступают председателю Собрания.
4. Председатель Собрания обязан вынести поданный в установленном порядке документ на обсуждение Собрания не позднее 30 дней с момента регистрации его в секретариате Собрания.
5. Документы, затрагивающие предметы ведения того или иного комитета или комиссии, направляются председателем Собрания в соответствующий комитет (комиссию) и подлежат там рассмотрению.
6. Проекты законов Калужской области и проекты постановлений по ним подлежат обязательному предварительному рассмотрению их во всех постоянных комитетах Собрания.
7. Рассмотрение проектов законов в постоянных комитетах и комиссиях Собрания определяется соответствующим нормативным правовым актом Собрания.
8. Результатом рассмотрения в комитете или комиссии является решение и мотивированное заключение по соответствующему документу, которое подписывается председателем комитета и направляется в адрес председателя Собрания не позднее, чем за 10 дней до вынесения документа на рассмотрение Собрания.

Глава 10. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ НА
РАССМОТРЕНИЕ СОБРАНИЕМ

Статья 19. Общие положения

1. Документы, представленные на рассмотрение Собрания, должны соответствовать нормам действующего законодательства Российской Федерации, Уставу и нормативным правовым актам Калужской области, требованиям "Инструкции о ведении делопроизводства в Законодательном Собрании Калужской области".
2. Проекты решений должны иметь заключение либо визу согласования заместителя председателя Собрания, профильного комитета (комиссии) Собрания, руководителя правового отдела Собрания, руководителей соответствующих отделов аппарата Собрания.
3. В проектах решений, предусматривающих использование бюджетных и иных финансовых средств, указываются источники финансирования.
4. В проектах решений должны, как правило, указываться ответственные за их выполнение органы и должностные лица, сроки исполнения, дата вступления решения в силу, а также должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением данного решения.

Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ ЗАСЕДАНИЯ СОБРАНИЯ

Статья 20. Принципы формирования повестки дня

1. Повестка дня заседания Собрания формируется председателем Собрания на основе перспективного плана работы Собрания, а также с учетом предложений комитетов и комиссий, депутатов, иных органов и лиц в соответствии с настоящим Регламентом.
2. В повестку дня заседания включаются только те вопросы, по которым имеются проекты решений, оформленные по установленной форме, кроме вопросов в разделах "Разное" и "Час контроля". За 10 дней до начала соответствующего заседания предлагаемая повестка дня подписывается председателем Собрания и передается в секретариат аппарата Собрания вместе с проектами решений, справочными и другими необходимыми материалами для рассылки депутатам.

Статья 21. Утверждение повестки дня

1. Окончательно повестка дня и порядок рассмотрения вопросов формируются и утверждаются в начале заседания Собрания.
2. Повестка дня в целом принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Статья 22. Внесение дополнений и поправок в повестку дня

1. Депутаты в любой момент вправе предложить внести дополнения и поправки в повестку дня. При этом следует учитывать, что на рассмотрение Собрания вносятся вопросы, как правило, предварительно проработанные в профильных комитетах и комиссиях, при наличии на проекте решения их визы согласования или соответствующего заключения.
Документы, подготовленные с нарушением установленного порядка и сроков, могут включаться в повестку дня и рассматриваться, как правило, только в качестве информационных сообщений в разделах "Разное" и "Час контроля".
2. Дополнения и поправки в повестку дня принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Все проекты решений, дополнительно вносимые на заседание Собрания, в том числе альтернативные, должны быть зарегистрированы секретарем Собрания.

Глава 12. ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 23. Обсуждение вопроса

1. Обсуждение вопроса, включенного в повестку дня, осуществляется в следующем порядке:
1) объявление вопроса повестки дня председательствующим с представлением депутатам проекта решения и других необходимых документов, подготовленных авторами проекта и инициаторами его рассмотрения;
2) доклад по вопросу и проекту решения, который делает автор или инициатор (представитель автора, инициатора);
3) содоклад.
Право на содоклад имеет председатель Собрания и его заместитель (заместители), председатели комитетов (комиссий), Губернатор Калужской области, официальные представители Губернатора Калужской области или Правительства Калужской области. Полномочия последних подтверждаются соответствующим правовым актом;
4) ответы докладчика и содокладчика на вопросы депутатов;
5) прения по обсуждаемому вопросу.
Перед открытием прений председательствующий предлагает депутатам записаться для выступлений, затем оглашает количество записавшихся для выступления в прениях на данный момент. При наличии депутатов, изъявивших желание выступить по истечении срока записи для выступлений, на голосование ставится вопрос о продолжении прений. При положительном его решении председательствующий предоставляет слово депутатам в порядке очередности дополнительных заявок. Депутатами может быть установлено (ограничено) время, отводимое на проведение прений;
6) депутатами озвучиваются и предлагаются имеющиеся у них предложения, замечания, поправки к проекту решения.
Поправки подаются депутатами в письменном виде через секретаря Собрания, который передает их председательствующему на заседании и затем при необходимости - автору проекта решения;
7) председательствующий предоставляет слово для справок, заключений и пояснений по обсуждаемому вопросу и проекту решения.
Слово для справок, заключений и пояснений по обсуждаемому вопросу, проекту решения и предлагаемым поправкам может быть предоставлено, в том числе приглашенным, при необходимости в любой момент обсуждения вопроса по просьбе и при согласии депутатов;
8) предоставляется заключительное слово по проекту решения автору (инициатору) проекта решения или его представителю.
2. При наличии альтернативных проектов решения по вопросам, включенным в повестку дня заседания, и при условии, что каждый из них подготовлен в установленном Регламентом порядке, Собрание заслушивает доклады по каждому из этих проектов. После прений по докладам Собрание путем альтернативного голосования относительным большинством голосов решает какой из этих проектов принимается для дальнейшего рассмотрения. И именно по нему проводятся последующее обсуждение и принятие решения.

Статья 24. Процедура принятия решения

1. Принятие проекта решения "в первом чтении"
Принятие проекта решения "в первом чтении" означает согласие Собрания с необходимостью решения данного вопроса в принципе.
Если проект решения не принят "в первом чтении", то он отклоняется и снимается с повестки дня.
Если проект решения принят "в первом чтении", то на голосование ставится вопрос о принятии проекта решения "за основу".
2. Принятие проекта решения "за основу"
Принятие проекта решения "за основу" означает согласие Собрания с предлагаемым вариантом решения.
В случае, если проект решения при голосовании не принят "за основу", то он отправляется на доработку авторам (инициаторам). При этом председательствующий предлагает депутатам подать замечания и предложения авторам (инициаторам). После рассмотрения авторами (инициаторами) предложений и замечаний, поданных, высказанных в ходе обсуждения, проект решения может быть вновь внесен ими в Собрание для дальнейшего рассмотрения (принятия) "за основу".
В случае принятия проекта решения "за основу" осуществляется рассмотрение имеющихся к нему поправок.
3. Рассмотрение поправок
Поправки к проекту решения рассматриваются в следующем порядке:
- оглашение поправок, поданных в установленном порядке;
- выступление авторов поправок (при необходимости);
- вопросы к авторам поправок (при их наличии);
- выступления по поправкам (при необходимости);
- голосование по поправкам.
Подача поправок на заседании осуществляется их авторами (инициаторами) через секретаря Собрания только в письменном виде. Устные поправки ("с голоса") могут рассматриваться в исключительных случаях (если они носят очевидный характер) при отсутствии возражений среди депутатов. Поправки должны быть подписаны авторами (инициаторами) и должны содержать предлагаемую редакцию пунктов, частей проекта. Поправки, поданные после подведения черты для их подачи (за исключением поправок членов редакционной комиссии, оформленных в процессе ее работы), не подписанные и не содержащие редакцию пунктов, частей проекта, не рассматриваются.
Тексты поправок до голосования предоставляются, как правило, каждому депутату в письменном виде. Каждая поправка голосуется отдельно. Если предложено несколько поправок в один и тот же пункт, одну и ту же часть проекта, то вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
По решению Собрания при наличии трех и более поправок, необходимости существенной редакционной правки проекта решения для рассмотрения представленных поправок может быть создана редакционная комиссия, действующая в соответствии с нормами настоящего Регламента.
Рассмотренные редакционной комиссией поправки к проекту решения предоставляются каждому депутату до голосования в письменном виде (в виде таблицы с обоснованием принятого редакционной комиссией решения). Принятые поправки могут голосоваться одновременно (пакетом), если ни один из депутатов не потребует отдельного голосования по каждой поправке. Отклоненные редакционной комиссией поправки ставятся на голосование только в случае, если на этом настаивают авторы данных поправок. В этом случае редакционная комиссия имеет право дать свой комментарий.
4. Принятие проекта решения "в целом"
После голосования по поправкам документ ставится на голосование "в целом". Если проект решения принят "за основу", но не принят "в целом", то решением Собрания создается согласительная комиссия. Определяется срок для доработки проекта и подготовки предложений по дальнейшему рассмотрению проекта данного документа. Доработанный документ, представленный депутатам в письменном виде, вновь ставится на голосование "в целом" при отсутствии новых поправок, которые предварительно голосуются. При вторичном непринятии документа "в целом" он отправляется на доработку авторам (инициаторам) проекта.
5. При отсутствии зарегистрировавшихся на выступления, поправок, альтернативных проектов решения по рассматриваемому вопросу и возражений у депутатов председательствующий, удостоверившись в этом, может поставить документ на голосование для принятия его сразу "за основу" или "в целом" (за исключением проектов законов, которые в обязательном порядке должны последовательно рассматриваться "в первом чтении", "за основу", "в целом").
6. При использовании Губернатором области права отлагательного вето на принятый Собранием закон в целом или на его отдельные статьи и разделы Собрание вновь рассматривает данный закон.
Возвращенный закон направляется на рассмотрение профильного комитета (комиссии) и его автору (инициаторам), которые в течение двух недель вносят Собранию одно из следующих предложений:
- отклонить отлагательное вето и повторно принять данный закон "в целом";
- согласиться с отлагательным вето и не принимать данный закон или его отдельные положения;
- согласиться с отлагательным вето и принять данный закон с учетом внесенных предложений, поправок или замечаний Губернатора области "в целом".
Вопрос о преодолении отлагательного вето Губернатора области рассматривается в первоочередном порядке на ближайшем заседании сессии с участием Губернатора Калужской области или его полномочного представителя.
По окончании обсуждения первым ставится вопрос о согласии с отлагательным вето в редакции Губернатора Калужской области. Если решение не принято, то на голосование ставятся предложения авторов (разработчиков) закона, профильного комитета (комиссии) или иные предложения, поступившие в ходе обсуждения данного вопроса.
В случае непринятия решения закон ставится на голосование по отдельным статьям и разделам в редакции, предложенной Губернатором Калужской области. При этом по каждому из них проводится обсуждение в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Статья 25. Количество голосов, необходимых для принятия
решения

1. Законы Собрания принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Постановления Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
Поправки к проектам законов и постановлений принимаются тем же числом голосов, что и сами законы и постановления.
2. Внесение изменений и дополнений в Устав Калужской области, преодоление отлагательного вето Губернатора Калужской области на законы, принимаются квалифицированным большинством голосов от установленного числа депутатов Собрания (не менее чем 27 голосами).
3. Иные решения, в том числе по процедурным вопросам, принимаются большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами, если другое не определено действующим законодательством.
К процедурным вопросам относятся:
- изменения в порядке работы заседаний;
- предоставление слова лицам, не являющимся депутатами;
- предоставление дополнительного времени для выступления;
- предложения по виду и способу голосования;
- подведение черты для выступлений, подачи поправок;
- другие вопросы, не требующие оформления их в виде постановления или иных нормативных правовых актов.
4. Без голосования по единодушному согласию (при отсутствии возражений со стороны депутатов) могут приниматься решения по поправкам редакционного (стилистического) характера, по отдельным процедурным вопросам, а также решения о протокольных записях, имеющих характер поручений Собрания депутатам, органам Собрания, аппарату Собрания и его должностным лицам.

Глава 13. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ

Статья 26. Порядок оформления принятых решений

1. Решения, принятые Собранием с визой или заключением правового отдела, подписываются председателем Собрания, после чего передаются в секретариат аппарата Собрания для размножения и рассылки.
2. Внесение каких-либо поправок и исправлений в текст, искажающих содержание и суть принятых решений, запрещается. Допускается только исправление стилистических и орфографических ошибок в тексте решения, о чем на первом экземпляре решения делается соответствующая запись.
3. Нормативные правовые акты Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной срок вступления их в силу. Официальным опубликованием законов и иных нормативных правовых актов Калужской области считается первая публикация их полного текста в газете "Весть".
4. Постановления, принятые Собранием, в обязательном порядке рассылаются секретариатом Собрания комитетам и комиссиям Собрания, Губернатору Калужской области, прокурору Калужской области, а также другим адресатам согласно рассылочной ведомости.
5. Законы, принятые Собранием, направляются председателем Собрания Губернатору Калужской области, который в течение семи дней подписывает и обнародует их. До истечения семидневного срока со дня их получения Губернатор Калужской области вправе возвратить в Собрание принятый Собранием закон с мотивированным заключением о причинах его возврата. Если при повторном рассмотрении закон принят Собранием квалифицированным большинством, то Губернатор Калужской области обязан подписать и обнародовать его в течение семи дней.

Статья 27. Протокол, магнитограмма и стенограмма заседания

1. На каждом заседании Собрания ведется протокол и магнитограмма заседания. Протокол и стенограмма заседания оформляются в десятидневный срок со дня его проведения.
2. Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании и секретарем Собрания. Стенограмма заверяется заведующим протокольным сектором секретариата. Первые экземпляры протоколов, материалов к ним и стенограммы в течение установленного срока хранятся в Собрании, а затем сдаются в государственный архив Калужской области на постоянное хранение.
3. Протокол заседания Собрания включает:
- собственное наименование Собрания, дату и место проведения заседания;
- число избранных, присутствующих и отсутствующих депутатов;
- повестку дня заседания, фамилии и инициалы выступающих;
- результаты голосования по каждому обсуждаемому решению Собрания с указанием числа голосов "за", "против", "воздержался";
- переданные председательствующему на заседании письменные предложения и замечания депутатов, по тем или иным причинам не сумевших выступить на заседании Собрания, а также вопросы, поступившие от депутатов Собрания в письменном виде;
- тексты принятых решений, список присутствующих и отсутствующих депутатов и расшифрованную магнитограмму (стенограмму) заседания, а также иные материалы в соответствии с настоящим Регламентом. Решения Собрания по процедурным вопросам отражаются в тексте протокола заседания.
4. Магнитофонная запись заседания Собрания хранится в течение 3 месяцев. По требованию депутата Собрания ему предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, материалами, стенограммой и с магнитофонной записью заседания Собрания, а также снять с них копии.

Глава 14. ПРОЦЕДУРА ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

Статья 28. Время для выступлений

1. Доклад по вопросу повестки дня не должен продолжаться более 20 минут;
- содоклад - не более 10 минут;
- выступление в прениях по обсуждению доклада и вопроса повестки дня - не более 7 минут;
- повторное выступление по одному вопросу - не более 3 минут;
- по ведению, соблюдению норм Регламента и депутатской этики - не более 3 минут;
- по мотивам голосования - не более 3 минут;
- справки и пояснения - не более 3 минут.
2. Выступления "по ведению" (по процедуре), может быть сделано в любой момент заседания Собрания. Более двух выступлений по ведению в течение 30 минут работы заседания квалифицируются как дебаты по ведению. Такие дебаты открываются только по решению Собрания.
3. Выступления лиц, за исключением депутатов Собрания, Губернатора Калужской области, его официального представителя или официального представителя Правительства Калужской области, не должны продолжаться более 3 минут, если депутатами на заседании не будет принято иное решение.
4. Увеличение времени для выступлений может быть предоставлено председательствующим при необходимости до 3 минут дополнительно только с согласия депутатов большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.

Статья 29. Порядок предоставления слова на заседании

1. Слово для выступления, вопросы к докладчикам и выступающим предоставляются и разрешаются только председательствующим.
2. Никто не вправе выступать на заседании Собрания без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
3. Слово для выступления предоставляется в порядке очередности в соответствии со временем подачи письменной заявки на выступление секретарю Собрания.
4. Слово по устным заявкам предоставляется после выступлений по письменным заявкам, если депутатами не будет принято иного решения.
5. Слово для выступления вне очереди предоставляется:
- председателю Собрания;
- Губернатору Калужской области, официальному представителю его или Правительства Калужской области;
- прокурору Калужской области или его представителю;
- главному федеральному инспектору в Калужской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе;
- председателям (официальным представителям) комитетов и комиссий Собрания;
- представителю правового отдела Собрания;
- экспертам и специалистам, участвовавшим в подготовке рассматриваемого вопроса.
Собрание вправе определить иную очередность выступлений.
6. Слово для выступления лицам, за исключением депутатов, Губернатора Калужской области, его официального представителя или официального представителя Правительства Калужской области, предоставляется с согласия депутатов большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее 18 голосами.

Статья 30. Порядок выступлений на заседании

1. Выступающий или задающий вопросы во всех случаях обязан говорить только в микрофон. Выступления без микрофона не фиксируются в стенограмме и протоколе заседания и не принимаются во внимание.
2. Выступающий депутат представляется, называя фамилию и избирательный округ, а иное лицо - фамилию, должность и место работы.
3. Выступающий на заседании обязан говорить только по теме обсуждаемого вопроса с соблюдением норм настоящего Регламента.
4. При отклонении выступающего от обсуждаемой темы или нарушении норм настоящего Регламента председательствующий предупреждает его об этом, а при повторном нарушении лишает выступающего слова и отключает микрофон.

Статья 31. Правила поведения на заседании

1. Выступающие или присутствующие на заседании, в том числе депутаты, не имеют права на нарушение Регламента, оскорбительное или некорректное поведение, выступления и выражения. В этом случае председательствующий обязан немедленно предупредить нарушителя о недопустимости подобных действий и потребовать от него соблюдения порядка и этических норм.
2. Если председательствующий не может предусмотренными Регламентом способами обеспечить нормальное ведение заседания, он объявляет перерыв в заседании и покидает место председательствующего. В этом случае заседание считается прерванным на тридцать минут.
3. Во время перерыва принимаются меры к разрешению конфликта и по наведению порядка. Если после возобновления заседания шум или беспорядок в зале продолжаются, то председательствующий объявляет заседание закрытым.

Статья 32. Порядок работы председательствующего и депутатов
на заседаниях Собрания

1. Председательствующим на заседании Собрания является председатель Собрания или его заместитель, если депутатами не будет принято иное решение.
2. Председательствующий на заседаниях Собрания:
- обеспечивает соблюдение настоящего Регламента, утвержденную повестку и распорядок дня заседания;
- поддерживает порядок в зале заседания;
- предоставляет слово для выступлений в соответствии с нормами настоящего Регламента;
- подает сигнал об истечении времени выступления;
- фиксирует все поступившие предложения, ставит их на голосование в соответствии с нормами настоящего Регламента и сообщает принято или не принято по ним решение;
- ставит вне очереди на голосование предложения депутатов по ведению заседания;
- принимает во внимание разъяснения и сообщения представителей постоянных и временных органов Собрания, а также правового отдела и иных структурных подразделений аппарата Собрания;
- воздерживается от какой-либо оценки и комментариев выступлений, искажений предлагаемых вариантов решений;
- предлагает Собранию стилистическую правку вносимых предложений и поправок редакционного характера;
- лишает выступающего слова или призывает его к порядку, если последний нарушает нормы настоящего Регламента, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные или некорректные выражения;
- прерывает заседание Собрания в случае невозможности обеспечить порядок в зале заседания;
- приостанавливает незапланированные дебаты от микрофонов с мест или в зале заседания;
- обращается за справками к депутатам и иным лицам.
3. Депутат на заседаниях Собрания:
- избирает и может быть избранным в рабочие органы Собрания, предлагает кандидатов (в том числе свою кандидатуру) в эти органы, дает отвод кандидатам;
- вносит предложения по повестке дня, по ведению, по процедуре;
- просит слова и выступает по мотивам голосования (до его начала);
- вносит проекты решений и поправки к ним;
- участвует в прениях, задает вопросы докладчику (содокладчику);
- предлагает постановку своих предложений на голосование;
- предлагает проведение повторного подсчета голосов при нарушении проведения голосования;
- высказывает свое мнение по персональному составу создаваемых или созданных Собранием органов и по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием;
- вносит предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа или должностного лица, подконтрольного Собранию;
- вносит предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Собрания;
- ставит вопрос о необходимости разработки нового решения Собрания, вносит проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений;
- оглашает решения, имеющие общественное значение;
- пользуется другими правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом;
- соблюдает нормы настоящего Регламента, утвержденную повестку дня, требования председательствующего и представителя комиссии по контролю и депутатской этике;
4. В процессе заседания Собрания депутаты не должны занимать рабочие места других депутатов, голосовать за других депутатов, либо создавать препятствия кому бы то ни было во время их выступления или голосования.

Глава 15. ПОРЯДОК И ВИДЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 33. Виды голосования, используемые Собранием

1. При принятии решений Собранием используются следующие виды голосования:
- по степени огласки: открытое или тайное;
- по последствиям: решающее или справочное.
2. Голосование на заседаниях Собрания осуществляется с использованием электронной системы голосования. Собрание может принять решение об иной форме осуществления голосования. При этом подсчет голосов осуществляет счетная комиссия.
3. Результаты голосования фиксируются в протоколе заседания сессии.

Статья 34. Открытое решающее голосование

1. Открытое решающее голосование является основным видом голосования на заседании Собрания и осуществляется с использованием электронной системы голосования.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, напоминает каким количеством голосов может быть принято решение, уточняет и озвучивает их формулировку.
3. При проведении количественного голосования по каждому вопросу депутат Собрания имеет один голос и может подать его "за" данное предложение, "против" него, либо "воздержаться".
4. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование.
5. После окончания подсчета голосов председательствующий оглашает количество голосов, поданных "за", "против" и "воздержалось", а также сообщает - принято или не принято (отклонено) проголосованное решение (предложение).
6. При проведении голосования без использования электронной системы голосования подсчет голосов осуществляет счетная комиссия. После окончания подсчета голосов председатель счетной комиссии, а затем председательствующий оглашают количество голосов, поданных "за", "против", "воздержалось". Председательствующий также объявляет принято или не принято (отклонено) проголосованное решение (предложение).
7. Если при определении результатов голосования выявятся технические ошибки, связанные с работой электронной системы голосования, или процедурные ошибки голосования, то по решению Собрания может быть проведено повторное голосование.

Статья 35. Поименное голосование

1. Открытое решающее голосование может быть поименным. Решение о проведении поименного голосования принимается по предложению депутатов большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами. Если на заседании приняты как решение о проведении поименного голосования, так и решение о проведении тайного голосования, проводится тайное голосование.
2. Поименное голосование осуществляется с помощью электронной системы голосования. По решению Собрания поименное голосование может проводиться также по списку избирательных округов путем непосредственного опроса депутатов в зале или с помощью специальных карточек. Форма специальных карточек разрабатывается счетной комиссией.
3. При проведении поименного голосования по списку избирательных округов счетная комиссия отмечает волеизъявление каждого из депутатов, участвующего в голосовании, в виде его ответа "за", "против" или "воздержался" и фиксирует его в списке депутатов. Затем председатель счетной комиссии на заседании Собрания оглашает результаты поименного голосования.
4. Результаты поименного голосования могут публиковаться в печати по решению Собрания, принятым большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.

Статья 36. Тайное голосование

1. Тайное голосование проводится по вопросам избрания председателя Собрания, заместителя председателя Собрания, председателя Контрольно - счетной палаты, представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания.
2. Тайное голосование может проводиться и по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, а также по решению Собрания большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.
3. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы голосования. После его проведения председательствующий оглашает результаты голосования, а также сообщает принято или не принято (отклонено) проголосованное решение (предложение).
4. При принятии Собранием решения о проведении тайного голосования бюллетенями его организует и проводит счетная комиссия. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом, и доводятся до сведения депутатов.
5. Бюллетени для тайного голосования, содержащие необходимые для голосования данные, изготовляются в установленных счетной комиссией форме и количестве и удостоверяются печатью Собрания и подписями членов счетной комиссии.
6. Бюллетени для тайного голосования по избранию в выборный орган или на должность составляются с указанием фамилии, имени, отчества кандидатов в алфавитном порядке.
7. Порядок голосования объявляется депутатам перед голосованием председателем счетной комиссии.
8. Каждому депутату счетной комиссией под роспись выдается один бюллетень для голосования по каждому вопросу на основании списка депутатов по предъявлении удостоверения депутата.
9. Выдача бюллетеней для тайного голосования проводится в течение не более 15 минут до начала голосования. Тайное голосование проводится в течение 15 минут. Депутаты не вправе голосовать позже установленного на голосование времени.
10. Голосование проводится путем вычеркивания в бюллетене фамилий кандидатов или решений, против которых депутат голосует, а в бюллетенях по принятию безальтернативного решения или по единственной кандидатуре - слов "за" или "против". При этом бюллетень, в котором вычеркнуто только слово "против", означает голосование за кандидатуру. Бюллетень, в котором вычеркнуто только слово "за", означает голосование против кандидатуры.
11. При тайном голосовании заполнение бюллетеней проводится в кабинах для тайного голосования.
12. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии членов комиссии с соответствующей записью в протоколе счетной комиссии.
13. Число депутатов, принявших участие в голосовании, определяется количеством бюллетеней, обнаруженных после голосования в урне для голосования. Недействительными считаются бюллетени неустановленного образца либо бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление депутата.
14. При подсчете голосов при подведении счетной комиссией итогов тайного голосования имеют право присутствовать депутаты Собрания.
15. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. Результаты тайного голосования председатель счетной комиссии доводит до сведения Собрания. Члены счетной комиссии, несогласные с ее решением, имеют право на особое мнение, которое по их желанию оглашается на заседании Собрания.
16. Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования бюллетенями утверждается постановлением Собрания открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов.
17. При признании Собранием тайного голосования недействительным или несостоявшимся проводится новое тайное голосование с соблюдением вышеуказанных требований и процедуры.
18. Бюллетени для тайного голосования опечатываются в конверте, удостоверенным печатью Собрания и членами счетной комиссии с указанием даты опечатывания. Конверт с бюллетенями хранится в секретариате аппарата Собрания в течение текущего созыва Собрания.

Статья 37. Альтернативное голосование

1. Альтернативное голосование представляет собой голосование депутатов только за один из предлагаемых вариантов вопроса (решения), поставленного на голосование.
2. При использовании электронной системы голосования подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
3. Альтернативное голосование по последствиям может быть решающим или справочным, а по степени огласки - открытым или тайным.

Статья 38. Рейтинговое голосование

1. Рейтинговое голосование по последствиям является справочным, а по степени огласки - открытым или тайным.
2. Данный вид голосования применяется по решению Собрания при внесении на рассмотрение Собрания одновременно нескольких проектов законов, постановлений и иных нормативных правовых актов или при наличии большего числа кандидатов на выборные должности, а также в иных случаях когда необходимо выяснить мнение депутатов по тому или иному вопросу.
3. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований. При этом депутат вправе последовательно голосовать как за один, так и за несколько вариантов вопроса, поставленного на голосование. Количество голосов, которое необходимо при этом получить в поддержку решения, определяется Собранием.
4. При использовании электронной системы голосования объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам.
5. Рейтинговое голосование носит информационный характер и может служить основанием для постановки вопроса на решающее голосование.

Статья 39. Качественное голосование

1. Качественное голосование применяется при использовании электронной системы голосования, по последствиям является справочным и используется для выявления качественной оценки поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо".
2. При качественном голосовании по поставленному вопросу депутат вправе подать свой голос только за один из пяти вариантов: "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо".
3. Качественное голосование носит информационный характер и может служить основанием для постановки вопроса на решающее голосование.

Статья 40. Повторное голосование

Повторное голосование может проводиться при принятии решения о его проведении большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 18 голосами.

Статья 41. Использование электронной системы голосования

1. Электронная система голосования используется для:
- регистрации депутатов;
- записи депутатов для выступлений, в том числе при внесении предложений и поправок;
- подсчета голосов, определения результатов голосования;
- фиксации фамилий голосующих при проведении поименного голосования;
- накопления и оперативного предоставления справочной информации о ходе заседания;
- формирования и распечатки документированных отчетов о результатах регистрации и голосования депутатов, перечней фамилий депутатов и иных участников сессионного заседания, принимавших участие в выступлениях;
- информационного обеспечения заседания.
2. В ходе регистрации или голосования до высвечивания их итогов на экране председательствующий выясняет присутствуют ли депутаты без карточек для голосования и, если таковые есть, предлагает им устно выразить свое отношение к регистрации или вопросу, поставленному на голосование. Устные заявления и результаты волеизъявления данных депутатов заносятся в протокол и учитываются при подведении итогов регистрации или голосования.
3. Продолжительность времени для регистрации депутатов - 30 секунд, если Собранием не будет принято иное решение.
4. Продолжительность времени для голосования устанавливается по предложению председательствующего при согласии депутатов Собрания.
Председательствующий вправе предложить установление единого времени для всех предстоящих голосований в течение очередного заседания или текущей сессии Собрания, или установление времени для каждого конкретного голосования, что оформляется соответствующей записью в протоколе Собрания.
В случае несогласия с предложенной председательствующим продолжительностью времени для голосования депутат вправе внести иное предложение на обсуждение Собрания.
5. Каждому депутату Собрания на период его полномочий по предъявлении удостоверения депутата уполномоченным работником аппарата Собрания выдается под роспись карточка для открытого и поименного голосования.
По окончании срока полномочий депутаты сдают карточку для открытого и поименного голосования под роспись уполномоченному работнику аппарата Собрания.
6. Депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование выданной ему карточки для открытого и поименного голосования. При утере карточки для открытого и поименного голосования новая карточка выдается депутату по его письменному заявлению на имя Председателя Собрания.
7. При проведении тайного голосования соответствующая карточка выдается депутату под роспись счетной комиссией. После окончания тайного голосования карточки для тайного голосования сдаются депутатами в счетную комиссию.
8. Свое право на голосование депутат осуществляет лично. Не допускается передача депутатом своего голоса другому депутату и использование депутатом карточки для голосования другого депутата на заседании Собрания.

Статья 42. Контроль за использованием электронной системы
голосования

1. Для решения вопросов, связанных с контролем за использованием электронной системы голосования и работой обслуживающего ее персонала на заседании, Собрание своим постановлением создает из числа депутатов группу по контролю за использованием электронной системы голосования или протокольной записью поручает исполнение ее функций счетной комиссии.
2. Члены группы по контролю за использованием электронной системы голосования имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для контроля.
3. Решения группы по контролю за использованием электронной системы голосования по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательны для работников аппарата Собрания, обслуживающих электронную систему голосования.
4. Группа по контролю за использованием электронной системы голосования обязана до начала тайного голосования проверить правильность работы электронной системы голосования. Правильность работы электронной системы голосования в режиме тайного голосования оформляется протоколом.
5. Группа по контролю за использованием электронной системы голосования рассматривает заявления депутатов об ошибках и неточностях в результатах поименного голосования, в записи на выступления и о других ошибках в работе электронной системы и принимает необходимые меры.
6. Если после определения результатов голосования от депутата поступает письменное заявление на депутатском бланке о недостоверности его волеизъявления, зафиксированного электронной системой подсчета голосов, группа контроля за использованием электронной системы голосования с участием данного депутата обязана проверить исправность работы индивидуального пульта электронной системой голосования. Для этого депутату по предложению председательствующего предлагается в присутствии группы контроля за использованием электронной системы голосования нажать поочередно кнопки ("за", "против", "воздержался") с демонстрацией результатов в зале заседания на электронном табло. Результаты проверки фиксируются в стенограмме.
7. Если зафиксированы сбои в работе индивидуального пульта электронной системы голосования, то по предложению председательствующего Собрание большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, может возвратиться к повторному голосованию. Если при этом не зафиксирована техническая неисправность индивидуального пульта электронной системы голосования, то результаты голосования после их объявления пересмотру не подлежат.
8. Рабочая группа по контролю за использованием электронной системы голосования может привлекать к своей работе соответствующих специалистов в качестве экспертов.

Статья 43. Формирование, хранение и использование информации,
полученной с помощью электронной системы
голосования

1. Электронной системой голосования формируется следующая информация: результаты регистрации, голосования, а также списки депутатов и иных лиц, принявших участие в выступлениях на заседаниях Собрания. Данная информация подлежит включению в протокол заседания Собрания в виде соответствующих цифровых данных, списков и т.д.
2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, хранится в базе данных, формируемой в постоянном запоминающем устройстве компьютера электронной системы голосования и на магнитных носителях, сохраняемых в течение текущего созыва Собрания в соответствующем структурном подразделении аппарата Собрания, а также в виде распечаток в архиве Собрания.
3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется депутату по его письменному заявлению уполномоченным работником аппарата Собрания после окончания соответствующего заседания Собрания. С данными о закрытых заседаниях Собрания депутат вправе ознакомиться в протокольном отделе (секторе) аппарата Собрания.
4. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может предоставляться иным лицам по их письменному заявлению уполномоченным работником аппарата Собрания по окончании соответствующего заседания Собрания по письменному разрешению председателя Собрания или заместителя председателя Собрания.
5. Создание (в том числе в памяти электронной системы голосования), хранение, огласка и выдача информации персонального (пофамильного) характера по итогам проводимого открытого (кроме поименного голосования) и тайного голосования запрещается. Ответственность за соблюдение настоящего пункта возлагается на председателя Собрания.

Статья 44. Участие депутата в голосовании

1. Депутат Собрания обязан лично осуществлять свое право на голосование. Заочное голосование не допускается.
2. Депутат, отсутствовавший при голосовании, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

Раздел IV. НАЧАЛО РАБОТЫ СОБРАНИЯ ОЧЕРЕДНОГО СОЗЫВА

Глава 16. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ СОБРАНИЯ ОЧЕРЕДНОГО СОЗЫВА

Статья 45. Подготовка к работе первой сессии Собрания

Первое заседание сессии Собрания очередного созыва готовит инициативная группа депутатов, избранная на общем организационном собрании депутатов, с помощью аппарата Собрания. Данное организационное собрание депутатов созывается председателем областной избирательной комиссии не позднее десяти дней после избрания необходимого для кворума числа депутатов.

Статья 46. Открытие первой сессии

1. Первую сессию Собрания открывает председатель Избирательной комиссии Калужской области, который доводит до сведения депутатов постановление Избирательной комиссии о результатах выборов и о созыве сессии Собрания очередного созыва, представляет вновь избранных депутатов и проводит церемонию принесения депутатами торжественного обещания.
2. В назначенный постановлением Избирательной комиссии Калужской области день и час вновь избранные депутаты, приглашенные и гости прибывают в конференц-зал администрации Губернатора Калужской области. Первые ряды в партере занимают вновь избранные депутаты Собрания.
3. Сцена оформлена Гербом Калужской области, Государственным флагом Российской Федерации.
4. Церемония начинается в 10.00 исполнением Гимна Российской Федерации.
5. Председатель Избирательной комиссии Калужской области приветствует собравшихся, оглашает результаты выборов и предоставляет слово для принесения торжественного обещания вновь избранным депутатам Собрания по порядку избирательных округов.
6. Представляемый депутат поднимается на сцену, зачитывает слова торжественного обещания (присяги) и занимает место на сцене слева направо по порядку номеров округов.
7. После выступлений и приветствий объявляется перерыв. Вновь избранные депутаты приглашаются в зал заседаний Собрания и занимают места по своему желанию и взаимному согласию.

Глава 17. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
ПЕРВОЙ СЕССИИ СОБРАНИЯ ОЧЕРЕДНОГО СОЗЫВА

Статья 47. Начало первого заседания первой сессии Собрания

1. После перерыва председатель Избирательной комиссии Калужской области передает право ведения сессии руководителю инициативной группы депутатов до момента избрания председательствующего на сессии.
2. Руководитель инициативной группы докладывает депутатам о предложениях инициативной группы, предлагает и разъясняет порядок рассмотрения подготовленных вопросов повестки дня и представляет подготовленные проекты документов.

Статья 48. Избрание счетной комиссии

Перед первым голосованием Собрания принимается решение об избрании счетной комиссии сессии, которая осуществляет возложенные на нее полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 49. Избрание председательствующего на сессии

1. Принимается решение об избрании председательствующего первого заседания первой сессии Собрания. Им, как правило, становится старейший или следующий за ним по возрасту депутат. Решение об избрании председательствующего фиксируется в протоколе заседания.
2. Председательствующий при ведении заседания обеспечивает соблюдение норм настоящего Регламента, представляет подготовленные проекты решений, предоставляет слово для выступления, проводит открытое голосование и обеспечивает порядок в зале заседаний. При этом он обязан воздерживаться от какой-либо оценки выступлений, комментариев выступлений и искажений предлагаемых вариантов решений.
3. Председательствующий подписывает постановления, протокол заседания и иные нормативные правовые акты Собрания, принятые до избрания председателя Собрания.

Статья 50. Избрание секретаря Собрания

1. После избрания председательствующего принимается решение об избрании секретаря Собрания, избираемого и осуществляющего свои полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Избрание секретаря Собрания утверждается постановлением Собрания.

Статья 51. Избрание редакционной комиссии

1. При необходимости существенной редакционной правки и рассмотрения предложений депутатов по предлагаемым проектам решений избирается временная редакционная комиссия, которая избирается и действует в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Решения об избрании временных редакционных комиссий фиксируются в протоколе заседания.

Статья 52. Избрание других временных и рабочих органов сессии

При необходимости избираются другие временные рабочие органы сессии Собрания.

Статья 53. Избрание председателя Собрания

1. После выборов счетной комиссии и секретаря проводятся выборы председателя Собрания в соответствии с настоящим Регламентом.
2. С момента принятия и подписания председательствующим постановления о председателе Собрания полномочия и обязанности председательствующего переходят к председателю Собрания.
3. Вновь избранный председатель Собрания объявляет перерыв в заседании для проведения консультаций с депутатами по кандидатурам заместителя(лей) председателя Собрания, председателей постоянных комитетов и комиссий Собрания, а также их состава. Перерыв в заседании не может продолжаться более 7 дней.

Статья 54. Избрание заместителя(лей) председателя Собрания

1. После перерыва в заседании Собрание решает вопрос о количестве заместителей председателя Собрания.
2. Проводятся выборы заместителя(лей) Собрания в соответствии с настоящим Регламентом. Выборы заместителя(лей) председателя не могут продолжаться более чем две недели после избрания председателя Собрания.

Статья 55. Формирование постоянных комитетов и комиссий

1. После выборов заместителя(лей) председателя и перерыва (при необходимости) для консультаций депутатов в соответствии с настоящим Регламентом и положением о постоянных комитетах и комиссиях Собрания последовательно принимаются решения:
- о количественном составе комитетов и комиссий и их наименовании;
- о списочном составе комитетов и комиссий.
2. После формирования постоянных комитетов и комиссий, утверждения их состава, сессией избираются председатели и утверждаются заместители председателей и секретари комитетов и комиссий.
3. После формирования органов и избрания должностных лиц заседания первой сессии Собрания нового созыва проводятся по принятой повестке дня в соответствии с положениями настоящего Регламента.

Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОБРАНИЯ

Глава 18. СИМВОЛИКА СОБРАНИЯ

Статья 56. Герб и флаг

В зале заседаний Собрания находится Государственный флаг Российской Федерации, Герб Калужской области.

Глава 19. РАБОЧИЕ МЕСТА ДЕПУТАТОВ

Статья 57. Общие положения

1. Для работы на заседаниях Собрания за каждым депутатом закрепляется рабочее место, которое он определяет самостоятельно. Рабочее место оборудуется столом, стулом, микрофоном, табличкой с указанием фамилии, имени, отчества, наименования избирательного округа и его номера.
2. На каждом заседании рабочее место депутата оснащается писчей бумагой и справочными материалами, необходимыми при обсуждении вопросов повестки дня.

Глава 20. ДЕПУТАТСКИЕ СЛУШАНИЯ

Статья 58. Общие положения

1. Собрание по инициативе комитетов и комиссий Собрания по вопросу своей компетенции проводит депутатские слушания.
2. Организация проведения депутатских слушаний возлагается, как правило, на соответствующий профильный комитет или комиссию и лично его председателя.
3. Председательствующим на депутатских слушаниях является, как правило, председатель соответствующего профильного комитета, если депутатами не будет принято иного решения.
4. На депутатских слушаниях, как правило, обсуждаются:
- проекты законов и иных нормативных правовых актов Калужской области;
- важнейшие вопросы социально - экономического развития области.
5. По результатам депутатских слушаний по обсуждаемому вопросу могут приниматься рекомендации, которые используются в работе Собрания и его комитетов. Решения при этом принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании.

Глава 21. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СОБРАНИЕМ КАНДИДАТУР
ДЛЯ ИЗБРАНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В
СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 59. Порядок рассмотрения кандидатур для избрания
представителя в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
от Законодательного Собрания

1. На заседании Собрания председатель Собрания вносит кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания. Кандидатуры могут вноситься поочередно.
2. Альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания вносятся на основании письменного обращения, подписанного группой депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов.
3. Депутаты имеют право задавать вопросы представленным кандидатурам, высказывать свое мнение, выступать в поддержку или против них.
4. Счетная комиссия организует тайное голосование по предложенным кандидатурам, которое проводится в соответствии с настоящим Регламентом.
5. Избранным представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания считается кандидатура, получившая более половины голосов от числа избранных депутатов.
6. В случае неизбрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания проводится новое голосование с соблюдением вышеуказанных требований и процедуры.

Статья 60. Принятие решения об избрании представителя
в Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации от Законодательного Собрания

1. Решение Собрания об избрании представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания принимается тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляется постановлением Собрания.
2. Постановление Собрания об избрании представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления его в силу.

Статья 61. Полномочия избранного Собранием члена
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации от Законодательного Собрания

1. Полномочия избранного Собранием члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания вновь избранным Собранием (нового созыва), которое принимается не позднее 45 дней со дня начала работы вновь избранного Собрания (нового созыва).
2. Вопрос о досрочном прекращении полномочий избранного члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания рассматривается по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
3. Полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно избравшим его Собранием в том же порядке, в котором осуществляется его избрание членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания.
4. Решение Собрания о досрочном прекращении полномочий представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием большинством голосов от избранного числа депутатов и оформляется постановлением Собрания.

Статья 62. Принятие решения Собранием о согласии с
назначением представителя в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
от исполнительного органа государственной власти
Калужской области

1. Решение Собрания о согласии с назначением представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области принимается открытым (тайным) голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляется постановлением Собрания.
2. Постановление Собрания о согласии с назначением представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области считается принятым, если на очередном или внеочередном заседании Собрания две трети от числа избранных депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.
3. Полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области могут быть прекращены досрочно назначившим его исполнительным органом государственной власти Калужской области в том же порядке, в котором осуществляется его назначение членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 22. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕГЛАМЕНТА СОБРАНИЯ
И ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Статья 63. Общие положения

1. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его принятия Собранием. Настоящий Регламент может быть отменен, а нормы его изменены, если за это решение проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
2. В случае принятия федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или решений Собрания, требующих обязательного внесения изменений в настоящий Регламент, действуют нормы указанных актов и решений.
3. Указанные изменения в настоящий Регламент должны быть внесены на рассмотрение Собрания не позднее тридцати дней с момента официального вступления их в силу.
4. С момента вступления в силу настоящего Регламента утрачивают свою силу все прежние регламенты, принятые ранее Собранием.

Глава 23. ТОЛКОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Статья 64. Общие положения

Толкование по вопросам, возникающим в связи с применением положений Регламента, а также контроль за соблюдением его норм осуществляет комитет по законодательству, а во время проведения заседаний Собрания регламентная группа, избранная Собранием.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru