Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАЗЪЯСНЕНИЯ Управления МНС РФ по Калужской области от 26.04.2001
"ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

26 апреля 2001 г.

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК


Налоговый кодекс РФ наделяет налоговые органы наряду с обязанностями, довольно широкими полномочиями при реализации своих прав по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.
Один из основных видов налогового контроля, применяемой налоговыми органами в своей работе - это выездные налоговые проверки. В ходе выездной налоговой проверки чаще всего возникают ситуации, когда должностным лицам налоговых органов приходится использовать различные формы налогового контроля.
Выездная налоговая проверка осуществляется на территории или в помещении налогоплательщика, причем, доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений налогоплательщиков, либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или помещения (кроме жилых помещений), руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
При отказе налогоплательщика подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись. При этом необходимо сказать, что незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 124 Налогового кодекса РФ.
Одним из новых элементов налогового контроля является участие свидетеля. В законодательстве о налогах и сборах впервые появилось понятие свидетеля с введением части 1 Налогового кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 90 НК под свидетелем понимается любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
Первоначально ст. 90 НК допускала возможность на стадии налогового контроля в качестве свидетелей вызывать для дачи показаний лиц, которые, хотя и обладают информацией о налогоплательщике, но для которых эта информация является профессиональной тайной (адвокат, представитель налогоплательщика, аудитор, священник), и возлагать на них обязанность дачи показаний. При этом, в НК была установлена ответственность за неявку или дачу ложных показаний. Конечно, такой подход находился за пределами цивилизованного правового пространства и поэтому данный дефект был исправлен поправкой в статью, введенной в действие с 15.08.1999 г. В качестве свидетелей не могут допрашиваться малолетние лица и лица, которые в силу своих физических (психических) недостатков не способны правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства, а также лица, получившие интересующую налоговые органы информацию в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей, если такая информация относится к профессиональной тайне этих лиц.
Допрос свидетеля в ходе налогового контроля, как следует из ст. 90 НК РФ, не предполагает обязательного наличия какого-либо "налогового дела" по конкретному налоговому правонарушению, поскольку налоговый контроль осуществляется в отношении любого обязанного лица (в первую очередь налогоплательщика, налогового агента), а не в отношении факта противоправного деяния.
В ходе выездной налоговой проверки у должностных лиц, осуществляющих проверку, могут возникнуть основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. В таком случае производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, а также инструкцией Минфина России от 26.07.1991 г. № 16/176 "О порядке изъятия должностными лицами Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, организаций и граждан" по акту, составленному этими должностными лицами.
Изъятие документов у налогоплательщика производится только на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое производит проверку. Указанное постановление утверждается руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятие документов производится только в присутствии понятых и представителей налогоплательщика, при этом налогоплательщик (налоговый агент) может сделать соответствующие замечания, которые должны быть обязательно занесены в протокол. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Прежде всего, налоговый инспектор предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. При получении отказа налоговый инспектор вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, избегая повреждений запоров, дверей и других предметов, если это не вызвано необходимостью.
Следует заметить, что даже не имея четкого доказательства о наличии в том или ином помещении документов, налоговый инспектор вправе вскрыть его. Единственное, что в данном случае может успокоить налогоплательщика, как было отмечено выше, это обоснование для изъятия документов, которое должно носить неоспоримое доказательство необходимости изъятия, НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов:
- не допускается выемка документов (предметов) в ночное время;
- не подлежат изъятию документы (предметы), не относящиеся к предмету налоговой проверки.
Все указанные действия фиксируются в протоколе.
Так же, налоговыми органами используется такая форма налогового контроля, как "Осмотр".
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.
Осмотр помещения в обязательном порядке должен производиться при наличии не менее двух понятых, в качестве, которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела (не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов). При проведении осмотра вправе присутствовать лицо, в отношении которого производятся данные действия (его представитель), а также специалисты. Следует отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем может проходить как свидетель.
Специалист привлекается на договорной основе для определенных действий: оценки изымаемого имущества, "взлома" компьютерной программы и т.п. Специального постановления для привлечения специалиста НК РФ не устанавливает. Решение о привлечении специалиста может быть принято проверяющим самостоятельно. О производстве осмотра составляется протокол.
Кроме вышеуказанных форм налогового контроля есть и другие, о которых будет рассказано другой раз.


Главный специалист
юридического отдела Управления МНС РФ
по Калужской области
советник налоговой службы III ранга
С.Н.Романов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru