Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРОТЕСТ Прокурора Калужской области № 7/2-3-01 от 06.04.2001
"НА СТ. СТ. 1 (Ч. 6, 10, 15, 17, 23, 24, 30, 35, 38, 39, 40), 2, 3, 5, 7 (Ч. 1), 13, 16 (Ч. 13), 22 (Ч. 3), 28 (Ч. 1), 29 ЗАКОНА ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В КАЛУЖСКОМ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

6 апреля 2001 г. № 7/2-3-01

Председателю
Законодательного Собрания Калужской области
В.И.Крестьянинову

ПРОТЕСТ
НА СТ. СТ. 1 (Ч. 6, 10, 15, 17, 23, 24, 30,
35, 38, 39, 40), 2, 3, 5, 7 (Ч. 1), 13, 16 (Ч. 13),
22 (Ч. 3), 28 (Ч. 1), 29 ЗАКОНА ОБЛАСТИ
"О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ
В КАЛУЖСКОМ ОБЛАСТИ"


Постановлением Законодательного Собрания Калужской области 17.09.98 г. принят Закон области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Калужской области" (№ 14-ОЗ от 25.09.98 г.).
Отдельные положения названного Закона в связи с введением в действие Бюджетного Кодекса РФ в настоящее время противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, согласно ст. 71 (п. "ж") Конституции РФ финансовое, валютное, кредитное регулирования находятся в ведении Российской Федерации. Принимаемые в их развитие законы имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить законам Российской Федерации, принятым по вышеназванным предметам ведения (ст. 76 ч. 1, 5 Конституции РФ).
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; утверждение Бюджетной классификации РФ; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ отнесено ст. 7 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ) к ведению Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 БК РФ законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить положениям Бюджетного Кодекса РФ.
Вместе с тем, часть 6 ст. 1, ст. 2 вышеназванного Закона области, предусматривающая определение бюджетной системы области как совокупности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, основанной на экономических отношениях и административном делении области, регулируемой юридическими нормами Российской Федерации и Калужской области, противоречит ст. ст. 6 (ч. 1), 7 (ч. 1), 10, 15, 29 БК РФ.
Так, в соответствии со ст. ст. 6 (ч. 1), 7 (ч. 1) БК РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты; и основывается, в том числе, на принципе единства - единства правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса и т.п. (ст. ст. 10, 29 БК РФ).
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, а не бюджетную систему субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ, ч. 11 ст. 1 названного областного Закона).
Согласно ст. 1 (ч. 10) Закона области бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению соответствующих бюджетов, контролю за их исполнением, тогда как согласно ст. 6 БК РФ бюджетным процессом является регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Согласно ст. 48 (ч. 1) БК РФ регулирующими доходами бюджетов являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов, а не только на следующий финансовый год, как это определено ч. 15 ст. 1 областного Закона.
Часть 17 ст. 1 Закона, определяющая государственный минимальный социальный стандарт как установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, не соответствует ст. 6 БК РФ, согласно которой минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
Части 23, 24 ст. 1 Закона противоречат ст. ст. 67, 68 БК РФ, т.к. дают ограничительное понятие "бюджета развития (капитальных расходов)" и "бюджета текущих расходов".
Часть 30 ст. 1 Закона, предусматривающая, что счетным периодом является финансовый год (с 1 января по 31 декабря) и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, противоречит ст. 242 (п. 3) БК РФ, согласно которой до 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Части 35, 38, 39, 40 ст. 1 областного Закона, определяющие понятия "субвенции", "бюджетного кредита", "бюджетной ссуды" и "бюджетной классификации", не соответствуют положениям ст. ст. 6, 18, 76-78 БК РФ, в соответствии с которыми субвенциями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; бюджетным кредитом - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств на возвратной и возмездной основах не только юридическим лицам, но и другому бюджету; бюджетной ссудой - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года; бюджетной классификацией - группировка не только доходов и расходов бюджета, но и источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 3 Закона области единство бюджетной системы в области обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной документации, что противоречит ст. 29 БК РФ, поскольку необоснованно исключает такие формы как единство денежной системы, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Статья 5 Закона, определяющая принцип самостоятельности бюджетов, противоречит ст. 31 БК РФ, согласно которой указанный принцип означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне Бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня Бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с БК РФ и налоговым законодательством РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, а также источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Часть 1 статьи 7 Закона области, предусматривающая, что доходы соответствующих бюджетов формируются только в соответствии с налоговым законодательством, противоречит п. 1 ст. 39 БК РФ, устанавливающей, что регулирование вопросов формирования доходов осуществляется, прежде всего, в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Статья 13 Закона, определяющая правовую основу бюджетного процесса в Калужской области, не соответствует требованиям ст. ст. 1, 3, 6 БК РФ, согласно которым регулирование бюджетных правоотношений, в т.ч. при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроле за их исполнением, осуществляется также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Часть 13 ст. 16 Закона, согласно которой в случае неутверждения проектов бюджетов на очередной финансовый год до 1 января очередного финансового года по решению представительных органов органы исполнительной власти имеют право ежемесячно производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов в размере одной двенадцатой фактически произведенных сумм расходов за предыдущий финансовый год вплоть до утверждения соответствующих бюджетов, противоречит ст. 190 БК РФ, определяющей порядок временного управления бюджетом, а также права и обязанности органов исполнительной власти по распоряжению бюджетными средствами, в т.ч. в случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года.
Статья 22 (ч. 3) Закона, предусматривающая, что составление бюджета на очередной финансовый год осуществляется на основе бюджетной политики Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области, не соответствует требованиям п. 3 ст. 172 БК РФ, согласно которой составление бюджета также основывается на прогнозе социально - экономического развития, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, прогнозе сводного финансового баланса, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Часть 1 статьи 28 Закона, определяющая, что предельный размер дефицита областного бюджета не может превышать пяти процентов его расходной части, не соответствует ст. 92 (п. 4) БК РФ, предусматривающей, что предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета (за исключением случаев отражения в бюджете субъекта размеров поступлений от продажи имущества).
Статья 29 Закона, устанавливающая порядок сокращения расходов (секвестр) областного бюджета, противоречит ст. ст. 229, 230 БК РФ, определяющим порядок сокращения финансирования расходов бюджета до и более 10% годовых назначений при снижении объемов поступления доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также права органов законодательной и исполнительной власти при принятии решения о введении режима сокращения расходов бюджета и введении указанного режима.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:

Статьи 1 (части 6, 10, 15, 17, 23, 24, 30, 35, 38, 39, 40), 2, 3, 5, 7 (ч. 1), 13, 16 (ч. 13), 22 (ч. 3), 28 (ч. 1), 29 Закона Калужской области № 14-ОЗ от 25.09.98 г. "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Калужской области" - отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области.
О результатах рассмотрения протеста проинформировать прокуратуру области.


Прокурор области
Государственный советник юстиции 3 класса
Н.Н.Привалов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru