ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Калужской области № 438 от 24.09.1996
(ред. от 05.03.2001)
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12.01.1996 № 8-ФЗ "О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ"
(Вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Весть", № 245, 05.11.1996.
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Калужской области № 108 от 07.04.2006.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - ГУБЕРНАТОР
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 сентября 1996 г. № 438
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12.01.1996 № 8-ФЗ
"О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ"
(в ред. Постановления Губернатора Калужской области
от 05.03.2001 № 145)
В целях реализации Федерального Закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о погребении и похоронном деле в Калужской области и ввести в действие с момента его официального опубликования.
2. Установить единый по области гарантированный перечень услуг по погребению, согласно пункту 9 Положения о погребении и похоронном деле в Калужской области, общая стоимость которых и размер возмещения соответствующими органами не должны превышать размера, определенного Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
(в ред. Постановления Губернатора Калужской области от 05.03.2001 № 145)
3. Главам администраций районов и органов местного самоуправления принять к исполнению Положение о погребении и похоронном деле в Калужской области и провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с его вводом в действие.
4. Департаменту социальной политики (Бондарь С.А.) представить в департамент финансов и бюджета расчеты дополнительной потребности средств, необходимых на реализацию настоящего Положения, в части расходов, производимых за счет бюджета.
5. Департаменту финансов и бюджета (Полещук С.Н.) при уточнении бюджета на 1996 год предусмотреть расходы на реализацию данного Положения в части расходов, производимых через департамент социальной политики.
6. Признать утратившим силу распоряжение администрации области от 29.02.1996 № 125-р и постановление администрации области от 06.12.1995 № 423 "Об изменении порядка ценообразования на ритуальные услуги".
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на директора департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области Минакова В.Н.
Глава администрации -
Губернатор области
О.В.Савченко
Утверждено
постановлением
Главы администрации -
Губернатора Калужской области
от 24 сентября 1996 г. № 438
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Калужской области как самостоятельного вида деятельности.
2. Погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
3. Места погребения - отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению государственных органов исполнительной власти области или органов местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей юрисдикции находятся места погребения) в случае угрозы постоянных затоплений, оползней и других стихийных бедствий.
4. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
быть подвергнутым кремации;
о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в части 1 настоящего пункта, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
5. Исполнители волеизъявления умершего - лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, а взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
II. Гарантии осуществления погребения
6. На территории Калужской области каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и с настоящим Положением.
7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела либо иным уполномоченным юридическим лицом, с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
8. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти.
2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней.
9. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление деревянного гроба, обитого хлопчатобумажной тканью, и регистрационной таблички, доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
4) рытье могилы и погребение;
5) облачение тела в хлопчатобумажную ткань (при погребении умершего, не имеющего родственников, либо личность которого не установлена).
10. Для оказания услуг по погребению администрациями районов и органами местного самоуправления создаются специализированные службы или определяются иные юридические лица по вопросам похоронного дела, которые могут наделяться ими возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств бюджета.
11. Администрации районов и органов местного самоуправления ежеквартально представляют в отдел цен администрации области расчет стоимости гарантированных услуг по погребению, указанных в п. 9 настоящего Положения.
Отдел цен администрации области совместно с областными отделениями Пенсионного фонда РФ и фонда социального страхования РФ рассматривает материалы, представляемые администрациями районов или органами местного самоуправления, и согласовывает тарифы на ритуальные услуги в пределах гарантированного перечня.
При этом в расчет принимаются экономически обоснованные затраты, включающие в себя заработную плату в пределах десяти минимальных ставок и предельную рентабельность в размере 25% от себестоимости.
Тарифы на остальные услуги и предметы похоронного ритуала утверждаются администрациями районов или органами местного самоуправления.
12. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Калужского отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров;
Калужского отделения фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
областного бюджета, через Управление социальной защиты населения администрации области, - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
13. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
14. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 9 настоящего Положения услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное пунктом 15 настоящего Положения, не выплачивается.
15. Социальное пособие на погребение выплачивается:
1) В случае, если погребение осуществляется за счет средств граждан, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, указанного в пункте 9 настоящего Положения, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в десять раз.
2) Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией, в которой умерший работал, или работает один из родителей несовершеннолетнего члена семьи;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
16. Погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, участников войны осуществляется в соответствии с настоящим Положением, с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" и от 17 июля 1996 г. № 820 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 571 в связи с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
17. Гарантии погребения реабилитированных лиц:
1) Гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, взявшим на себя организацию погребения реабилитированных лиц, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее именуются - реабилитированные лица), либо специализированным службам или иным юридическим лицам по вопросам похоронного дела, создаваемым администрациями районов или органами местного самоуправления, производится возмещение затрат, связанных с погребением, в объеме, необходимом для оплаты следующих видов услуг:
оформление документов, необходимых для погребения умершего;
предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
перевозка тела (останков) умершего к месту погребения (кремации);
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом исполнительной власти области.
Дополнительные виды услуг оплачиваются за счет граждан предприятий, учреждений и организаций, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
2) Затраты, связанные с погребением реабилитированных лиц, возмещаются органами социальной защиты населения за счет средств областного бюджета или местных бюджетов в пределах перечня ритуальных услуг, указанных в подпункте 1) пункта 17 настоящего Положения, за вычетом выплачиваемого в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением социального пособия на погребение.
Основанием для возмещения указанных затрат являются платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат, исходя из минимальных цен и тарифов на услуги по погребению, действующих в данной местности на момент смерти реабилитированного лица, а также копия документа о реабилитации и справка о смерти реабилитированного лица.
Возмещение гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям затраченных средств на погребение реабилитированных лиц производится в 10-дневный срок от даты представления соответствующих документов при условии, что обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти реабилитированного лица.
3) Расходы, связанные с погребением реабилитированных лиц, произведенные за счет средств бюджета области или местных бюджетов, возмещаются из федерального бюджета.
18. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего:
1) При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2) Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
19. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и настоящим Положением. При отсутствии супруга близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
20. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
III. Организация места погребения
21. Предложения по созданию мест погребения вносятся:
1) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;
2) массовыми религиозными объединениям уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ,
3) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
22. Решение о создании мест погребения принимается органами местного самоуправления, на территориях которых они создаются, либо уполномоченным органом исполнительной власти области или Правительством Российской Федерации в тех случаях, когда Решения о предоставлении земельных участков в соответствии с законодательством находятся в их компетенции.
23. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения:
1) Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
2) Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
а) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
б) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
в) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей,
г) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
3) Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
4) Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления при обязательном участии собственников земли, землепользователей, арендаторов в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области.
5) Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
6) Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается уполномоченным органом, в чьей юрисдикции находится кладбище, таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. При отсутствии супруга, близких родственников или отказе их осуществить погребение умершего, участок земли выделяется на одну могилу.
При погребении умерших, личность которых не установлена, участок земли выделяется на одну могилу в определенных для таких случаев местах на территории общественных кладбищ.
7) Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
24. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения.
1) Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами исполнительной власти области или на их основе разработанными органами местного самоуправления.
2) Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
3) При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы, в чьей юрисдикции находится кладбище, приостанавливают или прекращают деятельность на месте погребения и принимают меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
4) Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5) Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.
25. Порядок деятельности общественных, вероисповедальных и воинских кладбищ определяется органами, в чьей юрисдикции находится кладбища. Деятельность общественных и вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
26. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Расходы, связанные с перезахоронением останков погибших, произведенные за счет средств местных бюджетов, возмещаются из областного бюджета.
Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
27. Гражданам Калужской области могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области.
IV. Похоронное дело
28. Организация похоронного дела осуществляется органами исполнительной власти области, администрациями районов и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Погребение умершего осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми администрациями районов и органами местного самоуправления или иными уполномоченными юридическими лицами.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется администрациями районов и органами местного самоуправления.
29. Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами местного самоуправления.
30. Деятельность по оказанию отдельных видов услуг по погребению подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирование указанной деятельности осуществляется Лицензионной палатой администрации области.
31. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения и Федерального закона "О погребении и похоронном деле", несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.